Какие движения / функции мы проверяем ?
Грудная клетка и позвоночный столб представляют собой функциональное единство. Уменьшение подвижности грудной клетки всегда сокращает подвижность позвоночника, что ведёт к функциональным ограничениям. Проверяются все направления движения позвоночника и грудной клетки до момента прекращения движения. Мускулатура туловища и конечностей проверяется на способность сокращения и растяжения, а также на силу и утомляемость.
Наблюдения во время и после нагрузки:
Во время и после нагрузки частота дыхания может повыситься неадекватно и вызвать неэффективный рефлекторный кашель. При этом могут произойти подозрительные изменения, например, цианотичная окраска губ или кончиков пальцев и побледнение треугольника "рот-нос". Поэтому важно составлять медицинское заключение и в фазе нагрузки.
Иногда при нагрузке может наблюдаться и улучшение общего самочувствия.
Внимательное наблюдение родителей за ребенком может оказать большую помощь врачу и медицинскому персоналу по лечебной физкультуре.
При существенных изменениях следует обращаться к врачу или медицинскому персоналу по лечебной физкультуре
Терапия грудных детей и детей раннего возраста
Физиотерапевтическое лечение грудных детей и детей раннего возраста включает как пассивные, так и активные варианты техники. Пассивная техника доминирует у новорожденных и по нарастающей дополняется и замещается активной техникой по мере роста ребенка.
Пассивная техника
- Принятие и изменение положения
- Сопровождение и стимуляция дыхательных движений при помощи рук (контакт-дыхание)
- Ручная вибрация на выдохе пациента
- Потряхивание
- Терапевтические положения тела
- Межреберное лечение: кожная и мышечная виды техник
- Расположение тела для облегчения дыхания
Активная техника
- Техника влияния на дыхание
- Упражнения для мобилизации грудной клетки и создания баланса мышечной силы
- Упражнения для развития ловкости, выносливости и наслаждения мышечной активностью
А. Пассивная техника
Позиционирование/изменение положения
Под позиционированием понимается принятие телом ребенка определенного положения на короткое время и затем изменение этого положения, чтобы вызвать определенную специфическую реакцию в легких и бронхах.
К таким реакциям относятся:
- Изменения в вентиляции и кровотока в легких: увеличение вентиляции и кровотока в затронутых зонах
- Предупреждение легочной инфекции (пневмония)
- Высвобождение и транспорт секрета
- Активация диаграфмы
Следующие восемь позиций наиболее часто используются:
верхний отдел грудной клетки | головка кверху | на спине |
на животе | ||
средний отдел грудной клетки | горизонтально | на спине |
на животе | ||
нижний и боковой отделы грудной клетки | головка книзу | на спине |
на животе | ||
на правом боку | ||
на левом боку |
Позиции головка кверху
а) на спине. Голова приподнята
Рис. 4-1 | Ребенок на спинке лежит продольно на коленях физиотерапевта, его ножки свободно направлены в сторону живота физиотерапевта или по бокам его тела. Ноги физиотерапевта приподняты, стоят на подставке, табуретке. Головка ребенка лежит на 45-60° выше его таза. |
Рис. 4-2 | Ребенок сидит выпрямившись на коленях физиотерапевта к нему спиной. |
Рис. 4-3 | Для детишек чуть более старшего возраста: позиция с приподнятой головой на мягкой вспененной клиновидной подставке. |
б) на животе. Голова приподнята Рис. 4-4 Ребенок на животике лежит продольно на коленях физиотерапевта, его ножки свободно расправлены справа и слева по бокам его тела. Ноги физиотерапевта вновь приподняты на небольшой подставке. | Рис. 4-5 Детишки постарше лежат на подставке с приподнятой головой и животом. |
Горизонтальные позиции
а) на спине, горизонтально
Рис. 4-6 Ребенок на спинке лежит продольно на горизонтально расположенных коленях физиотерапевта, его ножки вновь свободно расправлены справа и слева по бокам его тела. | Рис. 4-7 Дети более старшего возраста лежат на мате, пеленка или свернутое одеяло подложено под колени. |
б) на животе, горизонтально
Рис. 4-8 Инструктор сидит на стуле. Ребенок на животике лежит по диагонали на его коленях, в горизонтальном положении. | Рис. 4-9 Дети постарше лежат на мате, пеленка или свернутое одеяло может быть подложено под щиколотки. |
Позиции с головой книзу
а) на спине. Голова книзу
Рис. 4-10 Ребенок на спинке лежит продольно на коленях физиотерапевта, его ножки вновь свободно расправлены справа и слева по бокам его/ее тела. Ребенок надежно придерживается запястьями. Физиотерапевт сидит на краю стула, ноги вытянуты так, чтобы образовать "горку" под углом 40-45° по отношению к полу. | Рис. 4-11 Старшие детки лежат на клиновидной форме головой книзу. |
б) на боку. Голова книзу
Рис. 4-12 Инструктор придерживает ребенка за талию, за таз. Ребенок на боку лежит на его коленях. | Рис. 4-13 Дети лежат на боку на клиновидной подставке, головой книзу |
в) на животе. Голова книзу
Рис. 4-14 Физиотерапевт сидит в положении а). Ребенок на коленях инструктора лежит головкой книзу, надежно удерживаемый за талию, за таз. | Рис. 4-15 Дети постарше лежат на животе на клиновидной подставке, головой книзу. |