Этнические группы: проблемы взаимоотношений
Вопрос о межгрупповых или расовых отношениях серьезно обострился в 1954 г., когда решением Верховного суда США было юридически признано существование сегрегации в школах. Это решение привело к множеству дискуссий о средствах достижения интеграции школьных коллективов, что внесло свой вклад в укрепление движения 60-х годов за гражданские права. Ненасильственные акции, такие, как бойкоты, сидячие забастовки, марши и демонстрации, использовались для предоставления равных прав в отношении работы, голосования, качества жилища и общественных приютов. Во многих общинах южных штатов эти формы протеста часто сталкивались с сопротивлением в виде прямых физических нападений, убийств и взрывов. Однако на Севере протесты черных нередко принимали форму широкомасштабных гражданских беспорядков с применением насилия, включая поджоги, грабежи, открытые партизанские действия.
В 1968 г. Национальная консультативная комиссия по массовым волнениям, созданная президентом Л. Джонсоном для изучения причин бунта в гетто, предсказывала, что Соединенные Штаты разделятся на два общества: белое и черное. Некоторые тенденции развития, проявившиеся на протяжении 70-х и 80-х годов, подтвердили пророчество о расовой поляризации: 1) политика "ласкового пренебрежения", проводившаяся администрациями президентов Р. Никсона и Дж. Форда в условиях экономического спада и инфляции; 2) свертывание программ для бедных, проведенное администрацией президента Р. Рейгана; 3) переход многих белых на неоконсервативные позиции из-за острых разногласий внутри либеральных слоев общества. Таким образом, вопреки общенациональным обязательствам уменьшить расовое и экономическое неравенство расовые различия на протяжении первой половины 80-х годов, с учетом уровней безработицы, бедности и семейного дохода, только увеличились, если сравнивать с соответствующими показателями предыдущего десятилетия. Например, если в 1970 г. семейный доход чернокожих составлял 61% от семейного дохода белых, то в 1982 г. — 55%. В то же время безработица среди черных росла в 1,7—2,4 раза быстрее, чем среди белых.
Ключевые понятия.
Межгрупповые отношения.
Понятие "межгрупповые отношения" означает контакты различного типа между группами, обладающими разными физическими и культурными характеристиками. Для того чтобы объединить расовый и культурный аспекты межгрупповых отношений, используется более широкое понятие "групповые отношения меньшинств", включающее два типа меньшинств — расовые и этнические. Расовые меньшинства отличаются в первую очередь своими физическими признаками, главным образом цветом кожи. Это чернокожие, американские индейцы, американцы — уроженцы Азии. Этнические меньшинства различаются национальностью, языком и религией. Это ирландцы, поляки, евреи, а применительно к религии — католики. Несмотря на то что правительство США классифицирует большинство испаноязычных как белых, их целесообразно рассматривать в качестве расового меньшинства в графе "люди с иным цветом кожи", потому что многие из них считают себя "коричневыми" или "небелыми". Кроме того, они в значительной мере смешались с другими небелыми (например, мексиканские американцы — с американскими индейцами, кубинцы и пуэрториканцы — с африканцами). Но если главным является не цвет кожи, а язык, религия или национальность, то расовые меньшинства можно классифицировать как этнические.
Вместе с тем понятие "групповые отношения меньшинств" обладает существенным недостатком — оно не учитывает основную группу, в результате чего создается ошибочное впечатление, что описывается главным образом взаимодействие между меньшинствами, тогда как фактически речь идет о взаимодействии и взаимоотношениях меньшинств и доминирующих групп. Преобладающую вследствие численности политического и экономического превосходства группу часто называют большинством, поскольку по всем указанным параметрам она превосходит меньшинства. Однако не учитывается, что по своему размеру группа может быть большинством (например, черные в Южной Африке), но все же составлять меньшинство из-за своей политической и экономической подчиненности.
С 50-х годов термин "межгрупповые отношения" приобретал все большую популярность, поскольку сочетал в себе как расовые, так и культурные атрибуты меньшинства и большинства, а также взаимодействие между ними. Несмотря на то что содержание понятия "меньшинство" в последнее время расширилось и в него включают группы, подвергающиеся дискриминации из-за своего пола, возраста, физических недостатков или сексуальных предпочтений, здесь будут рассмотрены только слои общества, исторически ущемлявшиеся из-за цвета кожи, национальности, языка или религии, при этом следует учитывать, что по отношению к себе меньшинства испытывают разную степень предубежденности. Необходимо определить два ключевых компонента межгрупповых отношений — расизм и межгрупповой контакт.
Расизм.
Расизм — это учение, в основе которого лежит утверждение о врожденном превосходстве одних расовых или этнических групп над другими. Указанная форма этноцентризма рассматривает национальные, языковые, религиозные и расовые меньшинства как группы людей низшего сорта и предписывает подчиненность внутренне им присущим физическим или культурным характеристикам.
Расизм проявляется главным образом как предубежденность и дискриминация. "Предубежденность" означает наличие негативных стереотипов представлений в отношении меньшинства, а "дискриминация" — негативное обращение с ними. Если первое — это враждебные установки, то второе — враждебные действия или формы поведения. Следует четко различать расистские установки(предубежденность) и расистские действия(дискримииацию). Возможны различные связи между предубежденностью и дискриминацией: 1) наличие обеих, 2) отсутствие обеих, 3) предубежденность без дискриминации и 4) дискриминация без предубежденности. Практически все внимание интерпретаторов межгрупповых отношений сосредоточено на первых двух связях. Вместе с тем достаточно широкое распространение имеют и другие.
Предубежденность без дискриминации относится к ситуациям, когда предубежденный человек внешне не проявляет свою нетерпимость из-за общественного принуждения, такого, как угроза формальных санкций, предусмотренных Законом о гражданских правах или юридическими предписаниями. Возможен и страх перед неформальными санкциями в виде социального остракизма со стороны непредубежденных коллег, соседей или друзей. Сходным образом дискриминация без предубежденности проявляется, когда непредубежденный человек демонстрирунт дискриминационное поведение из-за опасения неформальных санкций, в том числе раздражения, физического насилия, уничтожения собственности со стороны предубежденных коллег, соседей или друзей, а также следуя законам, политическим приоритетам и другим практическим действиям, которые узаконивают или прощают нетерпимое поведение. Но вполне возможна и непреднамеренная дискриминация, когда она исходит из непредвзятых мотивов или установок. Например, законодательные меры конгресса, поэтапно повышающие возраст для получения полной пенсии с 65 до 68 лет, были нейтральными в расовом отношении. Тем не менее результат оказался непроизвольно дискриминационным в отношении меньшинств, средняя продолжительность жизни которых ниже, чем у белых. Особенно это касается чернокожих (всего 64 года). Таким образом, большинство из них просто не доживет до получения полной пенсии.
Существует четыре формы расизма: 1) индивидуальная предубежденность, или установки нетерпимости, проявляемые индивидами в отношении меньшинства; 2) индивидуальная дискриминация, или нетерпимое обращение индивидов с меньшинствами; 3) институциональная предубежденность, или нормы, ценности и убеждения, существующие в культуре общества, которые считаются лучшими, чем нормы, ценности и культурные образцы расовых и этнических меньшинств (так называемый культурный расизм); 4) институциональная дискриминация, когда законы, другие правовые акты и неформальные практические действия государственных организаций или институтов власти общества способствуют негативному обращению с меньшинствами.
Институциональная дискриминация может быть подразделена на два типа — прямую и косвенную в зависимости от мотивов и намерений. Прямая институциональная дискриминация характеризует пристрастность организаций или институтов преобладающей группы, проявляющуюся в дискриминации меньшинств. Косвенная институциональная дискриминация связана с двумя видами непреднамеренной пристрастности: а) побочным эффектом и б) прошлое в настоящем. Побочный эффект дискриминации относится к мерам, осуществляемым в данной институциональной сфере и негативно воздействующим на меньшинство, которые затем косвенно приводят к дискриминации в другой сфере. Например, прямая дискриминация в области среднего образования может привести к косвенной дискриминации в другой сфере (например, занятости), потому что меньшинства не имеют равного с другими доступа к определенной образовательной подготовке, необходимой для получения высокой квалификации.
Дискриминация "прошлое в настоящем" относится к "нейтральным" практическим мерам в институциональной сфере, которые косвенно ведут к негативным последствиям для меньшинств из-за прошлой преднамеренной дискриминации в той же самой институциональной области. Например, это относится к принимавшимся в прошлом дискриминационным мерам, препятствовавшим попаданию меньшинств в определенные отрасли или не позволявшим им приобрести достаточный трудовой стаж для того, чтобы занять высокое положение.
Преобладающие контакты.
Контакты между меньшинством и доминирующей группой характеризуются: а) степенью доминирования и б) мерой интеграции. Доминирование, в свою очередь, включает в себя три возможные линии поведения в отношении меньшинств:
Первая — угнетение, когда пытаются редуцировать межгрупповые враждебность и конфликтность, подавляя права и свободы меньшинств с помощью силы и запугивания. Примеры подавления — рабство в США, репрессивные диктатуры.
Вторая — аккомодация, когда стремятся уменьшить межгрупповые враждебность и конфликтность с помощью "реактивных" стратегий, т. е. постепенных уступок, переговоров и других компромиссов. Примеры аккомодации — законы или указы, уничтожающие сегрегацию без обеспечения интеграции, принятые, но неприменяемые законы о гражданских правах, символический наем меньшинств на работу.
Третья — сотрудничество, когда хотят снизить межгрупповые враждебность и конфликтность посредством активных стратегий, включающих позитивные инициативы, направленные на достижение меньшинствами равенства. Примеры сотрудничества — законодательные или добровольные усилия по достижению расового баланса в школах или соседских общинах, другие аналогичные действия.
Интеграционные контакты.
Интеграция означает близость меньшинства и доминирующей группы по трем измерениям:
— институциональному, что означает относительную меру участия меньшинств в деятельности социальных, экономических и политических институтов общества;
— культурному, что отражает меру усвоения меньшинством и доминирующей группой культурных образцов друг друга;
— биологическому, что относится к интенсивности физического общения между меньшинством и доминирующей группой.
Возможны три линии поведения доминирующей группы по отношению к меньшинствам, затрагивающие институциональную, культурную и биологическую интеграцию: сепаратизм включает высокую степень институционального недопущения, культурного превосходства и биологического разделения (сепарации). Примеры сепаратизма—школьная сегрегация de jure, cerpcnmm по месту жительства de facto и профессионая сегрегация; плюрализм предполагает умеренную степень институциональной включенности и культурного сосуществования, одновременно поддерживая высокую степень биологического разделения между меньшинством и доминирующей группой. Примеры плюрализма — десегрегированные системы обучения в школе, уважительное отношение к культурному наследствуменьшинств; ассимиляция означает высокую степень институциональной включенности, культурную и биологическую интеграцию меньшинства и доминирующей группы. Примеры ассимиляции — однонаправленная культурная интеграция, когда меньшинство вольно или невольно усваивают культурные нормы доминирующих групп, и взаимная интеграция, когда меньшинство и доминирующая группа приходят к усвоению некоторых культурных образцов друг друга.
Современные тенденции.
Основные модели межгрупповых отношений и тенденции их развития в современных условиях укладываются в четыре категории изменений: 1) в области межгрупповых установок; 2) в сфере межгрупповой конфликтности; 3) в межгрупповой аккомодации и 4) в межгрупповой интеграции.