ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ It СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.
Этические проблемы, возникающие в ходе научных исследований, связаны с конфликтом ценностей, который может проявляться в разных формах — право личности на конфиденциальность против права общества на осведомленность, необходимость полагаться на профессиональные знания против желания индивида самостоятельно распорядиться своей жизнью, внесение позитивных изменений в поведение человека против недопустимости манипулировать им, открытость и право на получение ответа против доврительности, будущее благосостояние против немедленной помощи и т. п. В каждом решении, принимаемом в ходе исследований, есть потенциальный компромисс ценностей. Исследователь должен разрабатывать такую методику, которая обеспечивает максимально высокое качество получаемой информации и до минимума сводит риск для участников, коллег и общества.
Этика исследовательской работы включает те основные принципы или кодексы правил, которые помогают примирять противоречивые ценности. Хотя такие кодексы дают некоторые общие установки, решения каждый раз нужно принимать, делая выбор между конкретными альтернативами, сравнивая потенциальный выигрыш для исследования с потенциальным риском для его участников. Такое сравнение чаще всего бывает субъективным, поскольку затрагивает скорее количественную сторону, чем сущность дела, и сопоставляет задачи научного плана с повседневным житейским опытом.
Этический кодекс устанавливает область ответственности, отражающей отношения, складывающиеся в ходе исследования. Это могут быть отношения с участниками, т.е. людьми, выступающими в качестве объекта изучения, клиентами, респондентами, отношения с коллегами, с научными объединениями, спонсорами, общественностью и обществом. Чаще всего речь идет об участниках. Повышенное внимание к ним, видимо, идет от истории биомедицинских экспериментов, в ходе которых объекты подвергались значительномy риску и им наносился непоправимый вред. Акцент на проблеме участников, который делается в этических кодексах и правительственных документах, распространяется на все виды исследований. Это вызвало некоторые недоразумения и споры, поскольку размывается различие между биомедицинскими опытами на людях и изучением социальных проблем.
Исследователи в области социальной работы и других отраслях социологии, отчасти под влиянием тенденций в медицине, тоже начали обращать внимание на этические проблемы, связанные с их профессией.
Факторы риска.
Исследования могут быть связаны с тремя видами риска. Во-первых, их участникам может быть причинен вред, они рискуют получить стресс, могут погибнуть, ими может овладеть чувство вины, ущемленного собственного достоинства, они могут стать жертвами недобросовестного обращения, лишиться доходов или испытать менее значительные неудобства. Во-вторых, есть вероятность профессионального и научного ущерба в случае фальсификации данных, плагиата, злоупотребления доверием, умышленного нарушения существующих нормативных актов. В-третьих, могут возникнуть проблемы для местной общины или общества в целом в результате того воздействия, которое оказывают культурные ценности и обычаи на получаемую информацию, и обратного влияния этой информации на общество. Ниже будут рассмотрены все три вида риска.
Возможный ущерб для участников.
Официально зарегистрированные смертные случаи, вызванные социальными исследованиями, встречаются крайне редко, но все же имеют место. Столь же редки случаи физического насилия или травм, однако в 1973 г. пришлось досрочно прервать эксперимент, в котором имитировалась тюремная обстановка, так как добровольцы-заключенные, участвовавшие в нем, пострадали в результате физического и психологического насилия со стороны участников, выполнявших функции тюремной охраны.
Психологический ущерб встречается чаще. В работе о повиновении власти С. Милграм (1963) отмечает, что "у участников исследования начались обильное потоотделение, дрожь, заикание, покусывание губ, учащенное дыхание, царапание ногтями собственного тела. Эта реакция было скорее типической, чем исключением". Сообщается также о чувстве тревоги, подавленности и других эмоциональных отклонениях.
Психологическим ущербом может быть и чувство вины. Оно может возникнуть у тех участников, которые по ходу эксперимента должны подвергнуть своих партнеров удару электротока, избивать заключенных, играя роль надзирателей, воздерживаться от оказания помощи тем, кто в ней нуждается, красть деньги из благотворительной кружки или участвовать в других недостойных действиях, предусмотренных экспериментом. Изучение поведения человека в связи с оказанием помощи, проведенное Т. Марри (1980), показало, что "практически каждый участник, не принявший правильного решения, проявил определенную нервозность, видя, как в соответствии с условиями опыта экспериментатор падает на пол, получив, по всей видимости, сильный электрический шок".
Кроме того, исследование может подорвать в человеке чувство уважения к себе. Попытка использовать в рамках экспериментов свидания может быть весьма вредной, поскольку, по данным консультативных пунктов колледжей, студенты часто жалуются на чувство неполноценности и неуверенности в себе из-за того, что не могут найти себе партнеров.
В результате исследований могут пострадать и личные отношения между людьми. Так, например, формирование коллектива в рамках эксперимента может в дальнейшем отразиться на отношениях между сотрудниками. Когда руководители, подчиненные и равные между собой по положению работники открыто обмениваются мнениями друг о друге, могут возникнуть взаимные обиды, которые скажутся позже. Добровольные участники исследований сексуальных проблем рискуют, что под сомнением окажутся их моральные качества. Лица, предоставляющие исследователям информацию по спорным вопросам, могут подвергнуться санкциям и даже остракизму.
Участники экспериментов рискуют, что пострадают их карьера или экономические интересы. Это может случиться, например, если в ходе эксперимента человек получает меньшую плату или вынужден приобретать товары по более высокой цене. Эксперименты в сфере материальной помощи критиковались за то, что давали участвующим в них лицам кратковременный доход, в результате чего они лишались статуса ищущих работу и после окончания опыта оставались и без рабочего места, и без права на пособие.
Потенциальный вред могут нанести юридические санкции. В ходе исследований нередко накапливается информация, касающаяся противоправного поведения участников. Люди, проводящие эти исследования, не находятся под защитой закона. Несмотря на все предосторожности, утечка информации остается возможной, поэтому всегда существует вероятность причинения вреда участникам.
Имеющие меньшее значение чувства раздражения, разочарования, дискомфорта тоже могут рассматриваться как одна из форм психологического ущерба. Респондентов иногда задевает бесцеремонный характер вопросов, их обилие или бесцельность. Иногда эксперименты связаны с физическими неудобствами, и лица, выступающие как объект исследования, могут посчитать обращение с ними унизительным или оскорбительным.