Эволюция человека: психологический аспект.
Психологическая сторона эволюции человека, т. е. закономерностей процесса его индивидуальных изменений на протяжении всей жизни, всегда занимала центральное место как в практике социальной работы, так и в обучении. Эта сторона и сегодня остается актуальной, но спорной проблемой. В последние50 лет психологические компоненты понимались как синонимы познания, восприятия, моций, темперамента или поведения. Психологическая деятельность может рассматриваться как поведение внутри- или межличностное, т. е. либо как относящееся к людям вообще, либо как феномен, направляемый на саморазвитие и постоянно изменяющийся на протяжении жизненного цикла индивида. На психологию может оказывать влияние взаимодействие таких факторов, как развитие личности, первичный и вторичный жизненный опыт, а также культурные, социальные и другие факторы окружающей жизни. Работники сферы социальных услуг в своей практической деятельности и в обучении опираются на различные психологические проявления человека в зависимости от конкретнo решаемой задачи.
Независимо от профессиональной подготовки практического работника, во всех сферах социальной работы постоянно присутствуют и являются немаловажными психологические детерминанты. Психологические процессы проявляются в таких видах деятельности, как организация планирования, ведение переговоров и принятие решений на макроуровне. В непосредственной (микро) практике специалисты, пытаясь совместить потребности человека с требованиями общества, в значительной степени основываются на психологии. Кроме того, социальные работники испытывают гордость, если в конкретной жизненной ситуации клиента им удается совместить его человеческие потребности с ожиданиями общества. Подход с эволюционных позиций, понимание, что человеческие существа изменяются в зависимости от той или иной окружающей ситуации, особенно полезны в плане оказания надлежащиx услуг.
Психологическая эволюция.
Независимо от того, рассматривается ли развитие человека как поступательный ход жизни индивида (Э. Эриксон, 1982) или как изменение его опыта (М. Блум, 1984; Н. Датан и Л. Гинсберг, 1975; X. Маас, 1984), в любом случае ясно, что людей можно эффективно изучать и с ними можно работать на благо развития их потенциала. Далее, то, что прежде считалось патологическим или девиантным поведением, сегодня рассматривается как обычные, но неуместные и преждевременные проявления эволюции индивида (Р. Кеган, 1982).
Термин "эволюция" относится к упорядоченным и последовательным изменениям во всех сферах функциональной деятельности индивида. Изменения могут происходить в одной или в нескольких сферах, так же как в их взаимосвязях. Важно, что изменения, связанные с жизненным циклом человека, эмпирически предсказуемы и поддаются планированию. Хотя они происходят непрерывно, некоторые из них возникают просто как результат объективного течения времени, чаще же всего они требуют соответствующего опыта. Эволюция означает, что человек находится в состоянии постоянного изменения и что с изменением меняются и жизненные обстоятельства. Понимание непрерывности процесса изменения, в котором различимы ожидаемые эволюционные и индуцированные обществом фазы всего жизненного цикла индивида, нашло свое выражение в постулатах 3. Фрейда, Э. Эриксона, Дж. Пиаже и в меньшей степени в работах Л. Кольберга (1976) и Д. Левинсона (1978), а также в исследованиях, специально адаптирующих общие теории развития к социальной работе. Жизнь меняется на каждом этапе, и каждая сфера жизни дает свой опыт, в зависимости от возраста человека, его мудрости или профессионального уровня, а также от характера момента, кризисного либо стабильного.
Психологическое развитие может охватывать биологические или генетические аспекты, оказывая воздействие на анатомическое строение и на развитие способностей, особенно на рост организма и его созревание (наиболее известна в этой области работа А. Л. Гезелля; см. также М. Смарт и Р.Смарт, 1982). В социальной работе и системе профессионального обучения в данной области всегда признавались биологические потребности человека, но эта область знания никогда не была главной при изучении и решении психологических или жизненных проблем клиентов. Однако когнитивное, поведенческое и эмоциональное развитие человека и его функциональная деятельность заняли важное место в системе обучения и в практике социальной работы.
Когнитивное развитие.
Эволюцию индивида можно интерпретировать как когнитивное развитие. Это толкование рассматривает процессы обобщения и рассуждения как детерминанты человеческого поведения (Пиаже, Выготский, И. Брунер, а также К. Брайнерд, 1976). Несмотря на то что работы в области когнитивной психологии, особенно обширные исследования Пиаже, нашли широкую аудиторию в академических кругах психологов, специалистов по проблемам образования и детскому развитию, они оказали незначительное воздействие на сферу социальных услуг.
Социальные работники решительно повернулись к когнитивной психологии скорее как к теории личности, а не как к обширному источнику знаний, накопленных психологами в области развития человека. Когнитивная теория личности постулирует, что человеческие эмоции являются функцией мышления человека (А. Эллис, 1962). Последние 10 лет социальная практика нередко учитывала это познавательное измерение. Когнитивный подход исходит из того, что как человек постигает (обдумывает и понимает) ситуацию, так он чувствует и действует. Дж. Лантц (1978) писал: "Когда мысли и убеждения людей рациональны, их эмоциональные функции не нарушены. Когда их мысли и убеждения иррациональны, у них появляются эмоциональные расстройства, различные психиатрические симптомы и признаки дисфункционального поведения. Обязанность (социального работника) — помочь клиентам изменить иррациональные мысли и убеждения, которые вызывают подобное расстройство эмоционального состояния".
Этот когнитивный или бихевиорально-когнитивный подход, в сущности, является линейным; он рассматривает нарушение эмоциональной деятельности человека и его поведение как следствия неадекватного восприятия и формирования идей, связанных с представлениями людей о самих себе и о своей жизненной ситуации. Именно коррекция этих ошибочных концепций, которые часто лежат за пределами понимания тех, кому они принадлежат, требует вмешательства социального работника.
Бихевиоральное развитие.
Эволюцию можно также рассматривать в контексте изучения поведения, наиболее известные психологи, работающие в этом ключе, — Б. Ф. Скиннер и А. Бандура, см. А. Бандура, 1977).
Все принципы бихевиоризма в целом базируются на том, что поведением людей определяется течение их жизни, т. е. что имидж человека, как и его самовосприятие, определяется его поступками. Следовательно, в социальной практике основное внимание следует направлять на достижение изменений в поведении клиентов — оказывать им помощь в умении правильно организовать свое поведение. Компетентное поведение предполагает такое познавательное и поведенческое усилие, в котором манера поведения клиентов и их собственное понимание своей жизненной ситуации приводятся в соответствие с требованиями реальности, которая заставила искать помощи.
Бихевиоральная (как и бихевиорально—познавательная) основа социальной практики строится на линейной концепции человеческой жизни и вмешательства в нее. Кроме того, эта форма социальной работы внутренне связана с дополнительными параметрами социальных наук, а именно предполагает следование эмпирической методике, доверие к исследованию и непоколебимую веру в рациональность человека.
Эмоциональное развитие.
Эволюция описывается также с помощью аффективного эмоционального измерения, в котором эмоциональные переживания считаются первичным фактором, определяющим жизненный опыт человека. Десятилетия назад психоаналитические принципы считались самыми важными, особенно разработанные 3. Фрейдом и позднее изложенные в теории социальной психологии Э. Эриксона (см. Г. Майер, 1978). В последнее время ocoбую значимость приобрели исследования в области психического взаимодействия и концепции привязанности и связи (М. Айнсворт,1972; Р. Кеган, 1982; Л. Сроуф, 1978).
Психоаналитическое мышление не только пропитало воззрения социальных работников на человека, но и распространилось на все западное мышление, чего бы оно ни касалось — воспитания детей и человеческих отношений, образования и бизнеса, искусства и литературы, деятельности социальных работников. В настоящее время, несмотря на некоторый спад, оно сохраняет свое воздействие. Современные социальные работники стремящиеся исходить из главенствующей роли аффекта в функциональной деятельности человека, зависят отчасти от понятий психологии "Эго". Однако они склонны искать альтернативные варианты или дополнения среди широкого спектра понятий, имеющих отношение к иррациональной, эмоциональной стороне человеческой жизни. Такие понятия включают экзистенциональные, экспериментальные, "чу вственно-реактивные" формулировки, а также более эмпирически обоснованные идеи, касающиеся человеческой взаимозависимости (Р. Кеган, 1982; X. Маас, 1984; Л. Сроуф, 1978). Уравнивание эмоций со степенью социальной задействованности человека переводит параметр аффекта из чисто личностной теории в область эволюционной теории, предполагающей нелинейную (контекстную) структуру.
Независимо от того, какую разновидность теорииэмоций предпочитает социальный работник, пока аффект гипотетически принимается за доминирующий в жизни фактор, принято считать, что он определяет природу поведения человека и его понимание жизненной ситуации. Также принято считать, что с изменением аффекта индивид сможет понять и более эффективно отреагировать на непосредственные требования со стороны общества (Г. Майер, 1976).
Тo, что раньше считалось принадлежащим исключительно к области эмоциональных процессов, в настоящее время рассматривается и исследуется как часть физиологического (Дж. Хуфер, 1981) и неврологического (Г. Готтлиб, 1982) склада людей. Эмоциональная энергия тесно пересекается с биохимическими процессами человеческого организма и работой электронного аппарата его нервной системы. Химические препараты (лекарства) могут очень сильно воздействовать на психическое состояние человека, вызвать эмоциональный дисбаланс или стабилизировать эмоциональное состояние. Эта сфера психосоматических знаний находится в стадии становления; она либо расширит диапазон психологических знаний, либо войдет в психологию как новый раздел— "физиология поведения".
Другие психологические концепции эволюции, такие, как теория самоактуализации А. Маслоу (1962) и теория автономности человека, разработанная К. Роджерсом (1961), также служивают внимания. Однако этим концепциям не хватает точности в оценке индивидуального развития, и они нашли незначительное применение в практической деятельности и в системе образования для социальных работников.
Экологический аспект.
В 80-х годах возникла совершенно новая точка зрения — экологичеекая. Она строится на предпосылке многомерности человека и на признании того факта, что его эмоциональные, познавательные и физиологические процессы находятся в состоянии постоянного взаимодействия с окружающей средой. Эта установка требует необходимого учета человеческих компонентов для полного понимания развития человека. Должны быть учтены все виды психологического взаимодействия человека — его семейная жизнь, отношения на работе, социальный опыт и вовлеченность в многогранные системы каждодневных контактов. Экологический подход восходит к теории поля К. Левина и к общей теории систем. Для проведения исследований и практической работы с людьми экологические теории вводят понятие психически взаимодействующего мышления, включая такие новые термины, как "микросистемы", "мезосистемы" и "макросистемы" . Данная модель мышления не ограничивается одним индивидом; напротив, она рассматривает человека в его социально-природном контексте. Такая постановка вопроса требует от работников социального сектора понимания индивидов в их взаимодействии с соответствующей окружающей средой. Работник сферы социальных проблем обязан проявить нелинейные мышление и действия. Для решения проблем человека необходимо воздействовать как на клиента, так и на окружающую среду. Многомерная экологическая или контекстуальная перспектива развития человека открывает также огромные возможности для исследования таких фундаментальных проблем развития человека, как ролевая социализация по полам, а также культурный и расовый плюрализм как фундаментальные проблемы человеческого развития (X. Маас, 1984; Р. Шпехт и Г. Крейг, 1982). В настоящее время нет доминирующей психологической модели. И на практике, и в процессе обучения используются все перечисленные психологические теории — либо по отдельности, либо в эклектическом сочетании.
Критический анализ.
Социальная работа как совокупность служб и система подготовки кадров, предпринимающая попытки уменьшить человеческие и структурные стрессы, до тех пор будет переживать кризис, пока не будет выработано единой линии объяснения человеческого поведения и связанной с ним окружающей среды. В равной степени неясно, как должен начинающий специалист овладевать профессией и применять на практике свои знания. Кажется, что терпимое отношение Совета по образованию социальных работников к большому разнообразию учебного материала предполагает ограниченную ответственность перед любой из областей потенциально базовых знаний. Более того, система подготовки специалистов социального профиля столкнулась с трудностями в проведении своих собственных исследований, таких, как анализ Холлиса (Э. Холлис, 1951) и Curriculum Study (P. Батлер, 1959), которые делали попытку дать психосоциальное определение "социального функционирования" (распространенная формулировка базировалась на медицинской аналогии).
В течение двух десятилетий после второй мировой войны система социального образования и практика с их обычной приверженностью принципам, ограниченным рамками психоаналитической системы, осложнили установление связи между психоаналитическим познанием и другими системами информации о людях и окружающей их среде. В итоге психологические знания социальных работников были не только спорадическими, но и ограниченными. За два десятилетия после войны психологические исследования и теории таких ученых, как Курт Левин, Роберт Р. Сирс, К. Роджерс и особенно Дж. Пиаже, оказали незначительное воздействие на содержание учебных курсов.
Практические работники социальной сферы и деятели соответствующей системы образования вовремя проявили готовность взять на вооружение понятие "человек-в-ситуации" и сместить свою парадигму в сторону моделирования межпоколенной связи и разнообразия форм этнической, расовой, сексуальной и культурной ориентации в плюралистическом обществе. Социальные работники и их система образования оказались готовыми охватить широкий спектр психологических концепций (П. Гиббс, 1984). Социальная деятельность смело ввела в практику новые психологические ориентиры. В качестве ответной реакции на психоаналитические теории довольно большое число деятелей системы образования и социальной практики с готовностью восприняли принцип исследования поведения с его акцентом на исчислимость и верифицируемость. Эмоции, некогда служившие основой психоаналитической базы социальных работников, стали отходить в прошлое социальной работы.
Система образования и социальная работа занимают сейчас относительно независимые психологические позиции, по-прежнему рассматривая эволюцию человека прежде всего с точки зрения его поведения, познавательной и эмоциональной деятельности и оценивая его в основном без учета его общей жизненной ситуации. В ближайшие годы важно будет осознать, что человек и окружающая среда неразделимы; взятые отдельно, они искажаются. Подобная концепция является логическим результатом трактовки человека как многофункционального организма.
Тенденции и проблемы.
Приоритет системного мышления вместе с усиленным интересом к эмпирическим исследованиям и возросшими экспериментальными возможностями, включая использование компьютерной техники, устанавливает связь между психологической основой развития человека и управлением энергией. Следовательно, психологические проблемы становятся атрибутами как термодинамических законов, так и психологических гипотез. Идея о том, что действия, мысли и эмоции человека связаны с энергией, делает возможным по-новому изучать многие аспекты развития межличностных отношений. В будущем психологи и работники социальной сферы будут обращать все большее внимание на весь цикл эволюции человеческой жизни. Они перестанут считать исключительно формирующим фактором поведение в раннем детстве. Они поймут, что последующий опыт взрослого человека, как и степень развития рецептивных способностей индивида, также определяет адекватность текущего и последующего опытов.
Система образования и практическая деятельность в области социальной работы в настоящее время стоят перед тройственной задачей. Первое: смогут ли они отказаться от прежней ориентации на отдельные линейные принципы, такие, как аналитические, бихевиористские или когнитивные теории, и пойти дальше в направлении нелинейной (контекстуальной) основы развития. Второе: осознают ли они необходимость рассматривать человеческую жизнь как непрерывную, как континуум. Доказательством принятия этой идеи было бы изучение и практическая работа с людьми над проблемами, связанными с поступательным развитием человек, его контекстуальными и личностными oбстоятельствами. Например, взрослый человек так же зависим от окружающей среды, как и ребенок, хотя социальные требования к взрослому могут постоянно меняться. Третье: необходимо понять, что в социальной работе необходимо отслеживать проблемы, ставшие актуальными в последнее время: теоретическая и практическая компетенция в области проблем поло-ролевой социализации или сексуальности, а также оказание специальных услуг в связи со старением, угасанием и смертью и т. д. Изменения, вызванные вмешательством социального работника, должны контролировать и усиливать процесс развития и опираться на него.
Среди многочисленных направлений и достижений современной науки, возможно, ничто так не повлияло на социальную работу, как современное "переоткрытие" эмоций. Ученые-социологи настойчиво работают над проблемой интеграции эмоций в существующие модели познания и поведения. Этот фермент 80-x годов находит отражение в росте эмпирических исследований по проблемам взаимодействия аффекта, познания и поведения. Социальные работники вместе с психологами и представителями других профессий, если они станут основываться на такого рода интегративной модели, смогут подойти к изучению клиента как многофункциональной личности.
Усилия социальных работников в настоящее время направлены в основном на изучение групповых связей в семье, в однородных по положению группах и группах сверстников, среди соседей и, вслед за этим, на изучение организационной и культурной вовлеченности. В конечном итоге можно добиться такого положения, при котором планирование деятельности в области социальной работы и реализация ее на практике будут основываться на контекстуальном, экологическом (человек-в-ситуации) психологическом фундаменте.
Генри У. Майер.
См. также: Практика социальной работы: тенденции и проблемы; Эволюция человека: биологический аспект; Эволюция человека: социокультурный аспект.
Ainsworth M.D. (1972). Attachment and nilency: A Comparison. In: J. S. Gerwitz > Attachment and Dependency (p. 97— |> Wash., D. C: Winston & Sons. • Bandura (1477). Self-Efficacy: Toward a Unifying |(ii у of Behavioral Change.— Psychological Sj<w, 84(2), 191—215. • Brainerd С J. Wlti). Piaget's Theory of Intelligence. Mlrwood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall. • Butler Bf (1959). An Orientation to Knowledge of ■hi,in Growth and Behavior in Social Work luuilion. N. Y.: Council on Social Work bullion. • DatanN., GinsbergL. H. (1975). щ Span Developmental Psychology. N. Y.: ■ileniic Press. • Ellis A. (1962). Reason and biiiun. N. Y.: Lyle Stuart. • Erikson E. H. ШП. The Life Cycle Completed:A Review. IV W. W. Norton & Co. • Gibbs P. (1984). 'il in the Undergraduate Curriculum.— fcgnntown: West Virginia University. •ШШнФ С. (1982). Studies of the Development I Hi liavior and the Nervous System. N. Y.: kileinic Press. • HoferJ. (1981). The Roots ■ human Behavior. San Francisco: Freeman few • Hollis E. (1951). Social Work Hhi ii lion in the United States. N. Y.: Columbia iity Press. • Kegan R. (1982). The ■uMiig Self. Cambridge, Mass.: Harvard Ivi'isity Press. • Kohlberg L. (1976) Collected Papers on Moral Development and Moral Education. Cambridge, Mass.: Center for Moral Education. • Lantz I.E. (1978). Cognitive Theory and Social Casework.— Social Work, 23(5), 361—367. • LevinsonD.( 1978) The Seasons of a Man's Life. N. Y.: Alfred A. Knopf. • Maas H. S. (1984). People and Contexts. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Maier H. W. (1976). Human Functioning as an Interpersonal Whole: The Dimensions of Affect, Behavior, and Cognition. In: Teaching for Competence in the Delivery of Direct Services (p. 60—71). N. Y.: Council on Social Work Education. • Maier H. W. (1978). Three Theories of Child Development (3rd ed.) N. Y.: Longman. • Maslow A. H. (1962). Toward a Psychology of Being. N. Y.: Van Nostrand Reinhold Co. • Rogers С R. (1961). On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin Co. • Smart M.S., Smart R. С (1982). Children: Development and Relationships (4th ed.). N. Y.: Macmillan Publishing Co. • Specht R., Craig G.J. (1982). Human Development. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Sroufe L. A. (1978). Attachment and the Roots of Competence.— Human Nature, 1 (10) ,50—57.