Физическая природа психологических проблем.

Диагностика умственных заболеваний составляет главную проблему для практического социального работника. Сталкиваясь с бесчисленным множеством учреждений — от психиатрических лечебниц до детских больниц, школ и клиник, в том числе геронтологических служб, социальные работники ежедневно участвуют в определении психического состояния людей и консультировании. Процент неверных диагнозов очень высок.

Психологические проблемы часто порождаются чисто физическими причинами. Облегчение состояния многих людей наступает в результате физиологического вмешательства (назначение лекарств, изменение диеты или отмена лекарства). В ряде случаев никакие советы не могут решить проблему, поскольку она имеет физиологическую подоплеку. Чтобы эффективно действовать в подобных ситуациях, практическому социальному работнику полезно знать, что малейшая неврологическая дисфункция может спровоцировать агрессивное поведение, что гипогликемия (при диабете) может стать причиной эмоционального расстройства, а назначенное лекарство — причиной потери ориентации и трансформации личности. Не зная об этом, он, вероятнее всего, сосредоточится исключительно на межличностных отношениях, которые могут быть скорее следствием, а не причиной. Заниматься только следствием надо тогда, когда глубокий анализ покажет, что ничего нельзя изменить в самих причинах. Если такой анализ не проведен, то внимание к межличностным взаимодействиям может просто помешать выявлению причин.

К психическим расстройствам, вызываемым или в значительной степени определяе­мым биологическими факторами, относятся нарушение внимания, эпизодическая неуправляемость, общая депрессия, маниакальное депрессивное расстройство, аутизм, шизофрения, острая форма алкоголизма, некоторые виды антиобщественного поведения и специфические нарушения развития (неспособность учиться). Следует учесть, что список известных факторов, вызывающих эмоциональные расстройства и нарушения познавательной способности, включает об­ширный перечень метаболических, инфек­ционных, сосудистых, эндокринных, невро­логических заболеваний и опухолевых новообразований и таких причин, как токси­ческие вещества, травмы головы и пищевая недостаточность.

Роль социальных работников.

Предшествующее обсуждение роли био­логических факторов во многих ситуациях функционирования детского и взрослого ор­ганизмов не оставляет сомнений в необходи­мости учета их в социальной работе.

Общее РУКОВОДСТВО. Дробление ус­луг, кадровые изменения, плохая связь меж­ду учреждениями и другие препятствия за­трудняют использование социальных служб. В случаях длительного заболевания или хро­нически недееспособного состояния социаль­ный работник по логике вещей должен взять на себя контроль за всем комплексом услуг, получаемых отдельными людьми и семьями, поддерживать контакт с другими социальны­ми работниками и службами помощи, обес­печить максимальную ответственность и выступать в качестве координатора информа­ции.

Обеспечение связи и защиты.Во время длительной болезни или хронической недееспособности может возникнуть потреб­ность в финансовой поддержке, медицинской помощи, юридическом или финансовом сове­те по проблемам опеки, завещания или фи­нансового вмешательства; может потребо­ваться совет в отношении получения образования и профессии, особенно для жен, которые вынуждены готовить себя к самосто­ятельному заработку; может также возник­нуть необходимость дневного ухода, надо­мной работы или работы в мастерских, временной передышки. Если социальный работник встречается с препятствиями, мешаю­щими получить льготы или услуги, тогда на первый план выступает его роль как защит­ника.

Консультирование семьи. Для по­вышения эффективности даваемых членам семьи рекомендаций целесообразно при­влечь внимание к общим проблемам, с кото­рыми они сталкиваются. Проблемы, возника­ющие в семьях пациентов с мозговой травмой, многие из которых также физиче­ски недееспособны, чаще всего включают в себя озлобление и фрустрацию, а также го­ре — естественные проявления эмоций со стороны близких родственников. Достаточно тяжело находиться в состоянии хронического раздражения или усталости, вызванном близким человеком. Эти чувства сложнее преодолеть, если они связаны с чувством ви­ны. После долгих месяцев ухода за несчаст­ным, неблагодарным, трудным больным, без надежды на перемены в лучшую сторону близкая родня способна впасть в состояние ужаса или глубокого расстройства вследствие непреодолимого желания скорейшей смерти больного.

Определение больного в стационар, когда домашний уход становится слишком обреме­нительным, является чрезвычайно болезнен­ным шагом для всех участников ситуации. Во многих случаях, однако, это является единст­венной реальной альтернативой. Чуткость социального работника по отношению к нуж­дам и настроению больного и его семьи в момент принятия подобного решения может оп­ределить успех либо неудачу адаптации к помещению больного в стационар. Смягче­ние чувства вины у членов семьи — основная задача на данной стадии.

Группы помощи и организация защиты. Группы помощи людей, оказав­шихся в одинаковой ситуации, получили ши­рокое распространение в деле оказания со­действия инвалидам и их семьям. В случаях инвалидности эти группы эффективны на стадии определения диагноза и на всем про­тяжении болезни. Основные цели этих групп заключаются в том, чтобы просветить боль­ных и их родственников относительно заболе­вания, организовать помощь со стороны людей, столкнувшихся с аналогичной про­блемой, разрушить возникающую в большинстве случаев социальную изоляцию. Одновременно группы помощи способствуют распространению информации об имеющих­ся возможностях, включая различные методы приспособления к ситуации, наработанные людьми с аналогичными проблемами. Эти группы помогают больным повысить само­оценку и переосмыслить свою жизнь с пози­ций изменившихся способностей и возмож­ностей.

Нередко люди, оказавшиеся в похожей ситуации, могут оказать более эффективную помощь, чем профессионалы. Однако про­фессиональный опыт часто находит полезное применение в планировании и создании групп, в обеспечении связи и разрешении конфликта, в смягчении возникающих раз­ногласий. Вместе с тем группы самостоятель­ной помощи и поддержки не следует переоце­нивать в качестве источника содействия отдельным лицам и семьям.

Системы естественной помощи. Помимо групп людей с одинаковыми проблемами, как главного компонента в системе помощи, огромный потенциал имеет естественная помощь. Например, сосед, ощущающий свое одиночество и никчемность, мог бы найти себя, присматривая за больным, так чтобы ухаживающий за ним человек мог хотя бы ненадолго отлучиться.

Заключение.

Итак, биологические факторы имеют огромное значение не только для физических функций человека, но и для деятельности мозга в любом возрасте. Вмешательство социальных работников в решение психических и умственных проблем может принимать самые разные формы и давать неплохие результаты.

Гарриетт Ц. Джонсон.

См. также: Взрослые; Дети; Женщины; Мужчины; Неполноценность психическая; Неполноценность физическая; Подростки; Эволюция человека: психологический аспект; Эволюция человека ; социокультурный аспект.

• Apgar V., et al. (1958). Evaluation of. Newborn Infant—Second Report.— Journal the American Medical Association, 168,19K5i Baker С. Е. (Ed.) (1982). Physician's IX Reference. Oradell, N. J.: Medical Econoi Books. • Fatek A. (1979). Observationi Patient and Family Coping with Hunting!^ Disease.— Omega, 10, 35—42. • КиЫег-Щ E. (19C9). On Death and Dying. N. Macmillan Publishing Co. • Specht R., СЦ G.J. (1982). Human Development: A Si4 Work Perspective. Englewood Cliffs, Prentice-Hall.

Наши рекомендации