Эволюция человека: биологический аспект.
Эволюционное учение включает не только факторы, конкретные пути и механизмы эволюции отдельных групп организмов и всего живого мира в целом, но и закономерности индивидуальных изменений организма. В течение многих лет социальная работа базировалась на так называемой биопсихосоциальной парадигме эволюции и поведения человека. Биопсихосоциальная модель согласуется с общей теорией систем. Она представляет собой попытку понять поведение индивида как открытое проявление сложного взаимодействия биологических, психологических и внешних факторов, как воздействующих на личность, так и порождаемых ею. Имеются клинические доказательства того, что эндокринная система, процессы, связанные с углеводным обменом, недостаточность определенных витаминов и минеральных веществ и другие физические факторы оказывают серьезное воздействие на мозговые центры, регулирующие эмоции. Отсюда очевидна необходимость привлечения внимания практических социальных работников к информации о биологических факторах, которые можно использовать для предупреждения поддающихся лечению расстройств и для более эффективного реагирования на уже возникшие осложнения и заболевания. Эти факторы могут быть врожденными или приобретенными в любой момент жизненного цикла. Основное внимание в этой статье уделяется нарушениям нормального функционирования человека. Читатель, который хочет узнать о нормальной эволюции человека, может обратиться к работам Дж. Миллера (1978) и Р. Шпехта и Г. Крейга (1982).
Биологические аспекты рождении и старения.
Беременность.
На эмбриональное развитие воздействуют два основных вида факторов: генетические и хромосомные, а также внешние факторы, возникающие после зачатия. Ежегодно в США рождается около 250 тыс. дефективных детей. Хотя часто бывает сложно определить причину порока, некоторые исследователи подсчитали, что всего 30% этих аномалий возникает под воздействием наследственных факторов, и полагают, что 50% аномалий можно предотвратить.
Вещества, вызывающие врожденные уродства, известны как тератогены, которые способны изменять структуру хромосом, препятствовать поступлению питательных веществ в жизненно важные области или вызывать прекращение деления клетки или роста плода. Большинство тератогенов оказывают непосредстнвеное воздействие на плод, вызывая замедление роста или деформацию органов. В некоторых случаях их воздействие проявляется спустя несколько лет, и степень поражения определяется уровнем полученной дозы. Эмбрионы обладают разной чувствительностью к тератогенам.
Врожденная аномалия часто связана с наркотиками. Наркотическое воздейстниг на младенца зависит от вида наркотика и дозы, гестационного периода эмбриона и чувствительности отдельных органов. Во время беременности матери не должны принимать лекарства, надежность которых не подтверждается "Справочником для врачей" (под ред. К. Бейкера, 1982) и аннотацией, вложенной в упаковку препарата. Назначая лекарства врачи не всегда обращают внимание на такого рода информацию, нужно взять за правило проявлять в данном вопросе личную инициативу. Рентген также вызывает хромосомные изменения, потому до и во время беременности, особенно в первые три месяца, женщины должны избегать облучения.
Известно, как отрицательно воздействуют на хромосомы ЛСД и марихуана. Потребите алкоголя как причина врожденных аномалий также находит солидное подтверждение в исследованиях. Проведенное обследование 633 матерей показало, что 17% младенцев с врожденными пороками рождены матерями, употреблявшими во время беременности спиртное. Серьезность и частота аномалий соответствовали частоте и количеству потребляемого алкоголя.
К другим факторам риска, воздействующим на плод, относятся питание матери, материнские заболевания и стрессы, пережитые матерью. Плод быстро растет между 26, и 32-й неделей беременности. Недостаточное потребление белка и калорий в это время могут постоянно сокращать число мозговых клеток до уровня 40% от нормального. Хронические заболевания матери, особенно диабет, болезнь сердца и анемия, увеличивают степень риска для плода. Состояние глубоко стресса у матери также может вызвать биохимические реакции, способные изменить электрическую активность головного мозга эмбриона, вызвать неонатальные осложнения и неврологические аномалии.
Рождение.
Наибольший риск при рождении представляет кислородное голодание. Оно часто вызывает незаметное повреждение головного мозга, которое может дать о себе знать лишь спустя несколько лет в виде повышенной возбудимости, неспособности сконцентрировать внимание и агрессивных проявлений или же как серьезный порок, такой, как замедленное развитие или церебральный паралич. Кислородная недостаточность может возникать вследствие нерегулярного кровоснабжения плода в процессе родов, давлении на пуповину, ягодичного предлежания плода, преждевременного отделения плаценты от маточной стенки, имплантации плаценты около или поверх шейки матки, приема лекарств роженицей в момент родов, неспособности активации респираторной системы и понижения температуры тела новорожденного после родов.
Адаптация новорожденного ко внеутробной жизни измеряется одной минутой и еще пятью минутами после рождения по системе В. Апгара (В. Апгар и др., 1958). Смертность новорожденных, как и последующие неврологические дефекты, соответствует низким показателям по Апгару. Его школа учитывает цвет новорожденного, сердцебиение, рефлекторную возбудимость, мышечный тонус и респираторное усилие.
Лекарственные препараты, принимаемые матерью, могут замедлить активизацию респираторной системы новорожденного, создавая угрозу кислородной недостаточности. Понижение температуры тела новорожденного делает невозможным образование сурфактина — тонкого слоя, который выстилает легкие. В результате легкие не раскрываются и новорожденный испытывает кислородное голодание.
Преждевременные роды.
Дети, рожденные ранее 37-й недели беременности или имеющие вес менее 2,5 кг, считаются недоношенными. Они составляют 8% от всех рождаемых в США. Респираторные осложнения — общее явление среди недоношенных. Опасна также инфекция, особенно во вторую неделю жизни. Среди недоношенных детей чаще встречаются случаи замедленного умственного развития, церебрального паралича, судорог и позднейшей гиперактивности, нежели у детей доношенных. Хотя первые признаки развития ребенка, такие, как способность улыбаться, сидеть и ходить, чаще всего запаздывают, здоровые недоношенные дети обычно догоняют доношенных к двум или трем годам.
Детство.
Аллергические заболевания — одна из наиболее распространенных проблем детского здоровья в США — почти треть детей, не достигших 17 лет, страдают аллергией. Некоторые наблюдатели полагают, что имеет место недооценка роли аллергии как возбудителя широкого спектра других заболеваний. К возбудителям аллергической реакции относятся аллергены ингаляционные (пыльца, плесень, споры, перхоть животных), пищевые (продукты, лекарства), контактные (растительные масла, косметика, одежда, моющие средства), лекарственные (лекарства, сыворотки) и инфекционные (бактерии, вирусы). Кроме широкого спектра физических симптомов аллергические реакции могут проявляться как переутомление, гиперактивность, умственная апатия, а также тупость, замешательство, непродолжительность концентрации внимания, перепады настроения, бессонница, раздражительность и ощущение беспокойства.
Старение.
Старение сопровождается угасанием различных функций. Здесь надо упомянуть о возможных биологических факторах, которые надо знать практическим работникам, ибо их часто не принимают во внимание даже врачи. Например, речь идет о том, что 12% пожилых людей ограничены в своей деятельности вследствие наличия хронических заболеваний. Симптомы умственного расстройства или сумеречного сознания являются общим явлением в старческом возрасте и часто рассматриваются как специфически старческие. Огромное количество разнообразных факторов, многие из которых поддаются лечению, могут вызвать старческое слабоумие. Симптомы могут возникать вследствие излечимых физических заболеваний, как реакция на лекарства или ущербное питание.
К различным физическим болезненным состояниям, поддающимся лечению, относятся: сужение кровеносных сосудов, питающих мозг, которые можно расширить с помощью биохимических средств; коагуляция и свертывание кровяных клеток в связи с замедлением кровотока, вызванного сужением сосудов, что можно лечить антикоагулянтами; гиперемированный сердечный приступ, в результате чего уменьшается приток крови к головному мозгу; анемия, которая лечится диетой и витаминами; высокое кровяное давление, дисфункция щитовидной и околощитовидной желез, недостаточность или избыток надпочечных гормонов, что также можно лечить медикаментозными средствами.
Однако лекарства, назначаемые для лечения многих заболеваний в пожилом возрасте, способны, в свою очередь, стать причиной ментальных и эмоциональных реакций. Часть людей, принимающих лекарства, ощущают отрицательную реакцию вследствие особой чувствительности организма, неправильной дозировки, взаимодействия конкретного лекарства с другими, принимаемыми одновременно, или взаимодействия конкретного лекарства с пищевыми продуктами. Насчитывается почти 80 наименований медикаментозных средств, обладающих возможным ментальным воздействием в качестве побочного эффекта и обычно назначаемых при многих заболеваниях, включая высокое кровяное давление, расстройство щитовидной железы, ангину, инфекционные заболевания, бессонницу, состояние беспокойства, депрессию, аллергию и артрит. Данного рода лекарства сами по себе или в сочетании с другими лекарственными компонентами или определенными пищевыми продуктами могут вызвать ментальные симптомы.
Причиной расстройства умственной деятельности пожилых людей может стать и пищевая недостаточность. Дело здесь не только в неадекватности потребления определенных питательных веществ, но и в неспособности организма хорошо их усваивать или во вмешательстве в процесс использования организмом этих веществ (даже если они усвоены). Пожилые люди часто испытывают недостаток в различных видах витаминов, в фолиевой кислоте, калии, магнии и цинке. Недостаточность этих веществ может вызвать состояния путаницы, ослабление памяти, раздражительность, трудности с концентрацией внимания, депрессию, галлюцинации, бессонницу, апатию и потерю ориентации.