Эволюция человека: биологический аспект.

Эволюционное учение включает не толь­ко факторы, конкретные пути и механизмы эволюции отдельных групп организмов и все­го живого мира в целом, но и закономерности индивидуальных изменений организма. В те­чение многих лет социальная работа базиро­валась на так называемой биопсихосоциаль­ной парадигме эволюции и поведения человека. Биопсихосоциальная модель со­гласуется с общей теорией систем. Она пред­ставляет собой попытку понять поведение индивида как открытое проявление сложного взаимодействия биологических, психологи­ческих и внешних факторов, как воздейству­ющих на личность, так и порождаемых ею. Имеются клинические доказательства того, что эндокринная система, процессы, связан­ные с углеводным обменом, недостаточность определенных витаминов и минеральных ве­ществ и другие физические факторы оказы­вают серьезное воздействие на мозговые цен­тры, регулирующие эмоции. Отсюда очевидна необходимость привлечения вни­мания практических социальных работников к информации о биологических факторах, которые можно использовать для предупреж­дения поддающихся лечению расстройств и для более эффективного реагирования на уже возникшие осложнения и заболевания. Эти факторы могут быть врожденными или при­обретенными в любой момент жизненного цикла. Основное внимание в этой статье уде­ляется нарушениям нормального функцио­нирования человека. Читатель, который хо­чет узнать о нормальной эволюции человека, может обратиться к работам Дж. Миллера (1978) и Р. Шпехта и Г. Крейга (1982).

Биологические аспекты рождении и старения.

Беременность.

На эмбриональное развитие воздействуют два основных вида факторов: генетические и хромосомные, а также внешние факторы, возникающие после зачатия. Ежегодно в США рождается около 250 тыс. дефективных детей. Хотя часто бывает сложно определить причину порока, некоторые исследователи подсчитали, что всего 30% этих аномалий возникает под воздействием наследственных факторов, и полагают, что 50% аномалий можно предотвратить.

Вещества, вызывающие врожденные уродства, известны как тератогены, которые способны изменять структуру хромосом, препятствовать поступлению питательных веществ в жизненно важные области или вызывать прекращение деления клетки или роста плода. Большинство тератогенов оказывают непосредстнвеное воздействие на плод, вызывая замедление роста или деформацию органов. В некоторых случаях их воздействие проявляется спустя несколько лет, и степень поражения определяется уровнем полученной дозы. Эмбрионы обладают разной чувствительностью к тератогенам.

Врожденная аномалия часто связана с наркотиками. Наркотическое воздейстниг на младенца зависит от вида наркотика и дозы, гестационного периода эмбриона и чувствительности отдельных органов. Во время беременности матери не должны принимать лекарства, надежность которых не подтверждается "Справочником для врачей" (под ред. К. Бейкера, 1982) и аннотацией, вложенной в упаковку препарата. Назначая лекарства врачи не всегда обращают внимание на такого рода информацию, нужно взять за правило проявлять в данном вопросе личную инициативу. Рентген также вызывает хромосомные изменения, потому до и во время беременности, особенно в первые три месяца, женщины должны избегать облучения.

Известно, как отрицательно воздействуют на хромосомы ЛСД и марихуана. Потреб­ите алкоголя как причина врожденных аномалий также находит солидное подтверждение в исследованиях. Проведенное обследование 633 матерей показало, что 17% младенцев с врожденными пороками рождены матерями, употреблявшими во время бере­менности спиртное. Серьезность и частота аномалий соответствовали частоте и количеству потребляемого алкоголя.

К другим факторам риска, воздействую­щим на плод, относятся питание матери, материнские заболевания и стрессы, пережитые матерью. Плод быстро растет между 26, и 32-й неделей беременности. Недостаточное потребление белка и калорий в это время могут постоянно сокращать число мозговых клеток до уровня 40% от нормального. Хронические заболевания матери, особенно диабет, болезнь сердца и анемия, увеличивают степень риска для плода. Состояние глубоко стресса у матери также может вызвать биохимические реакции, способные изменить электрическую активность головного мозга эмбриона, вызвать неонатальные осложне­ния и неврологические аномалии.

Рождение.

Наибольший риск при рождении представляет кислородное голодание. Оно часто вызывает незаметное повреждение головного мозга, которое может дать о себе знать лишь спустя несколько лет в виде повышенной возбудимости, неспособности скон­центрировать внимание и агрессивных про­явлений или же как серьезный порок, такой, как замедленное развитие или церебральный паралич. Кислородная недостаточность может возникать вследствие нерегулярного кровоснабжения плода в процессе родов, давле­нии на пуповину, ягодичного предлежания плода, преждевременного отделения плаценты от маточной стенки, имплантации плаценты около или поверх шейки матки, приема лекарств роженицей в момент родов, неспособности активации респираторной системы и понижения температуры тела новорожденного после родов.

Адаптация новорожденного ко внеутробной жизни измеряется одной минутой и еще пятью минутами после рождения по системе В. Апгара (В. Апгар и др., 1958). Смертность новорожденных, как и последующие неврологические дефекты, соответствует низким показателям по Апгару. Его школа учитывает цвет новорожденного, сердцебиение, рефлекторную возбудимость, мышечный тонус и респираторное усилие.

Лекарственные препараты, принимае­мые матерью, могут замедлить активизацию респираторной системы новорожденного, со­здавая угрозу кислородной недостаточности. Понижение температуры тела новорожден­ного делает невозможным образование сурфактина — тонкого слоя, который выстилает легкие. В результате легкие не раскрываются и новорожденный испытывает кислородное голодание.

Преждевременные роды.

Дети, рожденные ранее 37-й недели беременности или имеющие вес менее 2,5 кг, считаются не­доношенными. Они составляют 8% от всех рождаемых в США. Респираторные ослож­нения — общее явление среди недоношен­ных. Опасна также инфекция, особенно во вторую неделю жизни. Среди недоношенных детей чаще встречаются случаи замедленного умственного развития, церебрального пара­лича, судорог и позднейшей гиперактивно­сти, нежели у детей доношенных. Хотя пер­вые признаки развития ребенка, такие, как способность улыбаться, сидеть и ходить, чаще всего запаздывают, здоровые недоношенные дети обычно догоняют доношенных к двум или трем годам.

Детство.

Аллергические заболева­ния — одна из наиболее распространенных проблем детского здоровья в США — почти треть детей, не достигших 17 лет, страдают аллергией. Некоторые наблюдатели полага­ют, что имеет место недооценка роли ал­лергии как возбудителя широкого спектра других заболеваний. К возбудителям аллер­гической реакции относятся аллергены инга­ляционные (пыльца, плесень, споры, перхоть животных), пищевые (продукты, лекарства), контактные (растительные масла, космети­ка, одежда, моющие средства), лекарствен­ные (лекарства, сыворотки) и инфекционные (бактерии, вирусы). Кроме широкого спектра физических симптомов аллергические реак­ции могут проявляться как переутомление, гиперактивность, умственная апатия, а также тупость, замешательство, непродол­жительность концентрации внимания, пере­пады настроения, бессонница, раздражи­тельность и ощущение беспокойства.

Старение.

Старение сопровождается угасанием различных функций. Здесь надо упомянуть о возможных биологических факторах, которые надо знать практическим ра­ботникам, ибо их часто не принимают во вни­мание даже врачи. Например, речь идет о том, что 12% пожилых людей ограничены в своей деятельности вследствие наличия хро­нических заболеваний. Симптомы умствен­ного расстройства или сумеречного сознания являются общим явлением в старческом воз­расте и часто рассматриваются как специфи­чески старческие. Огромное количество раз­нообразных факторов, многие из которых поддаются лечению, могут вызвать старче­ское слабоумие. Симптомы могут возникать вследствие излечимых физических заболева­ний, как реакция на лекарства или ущербное питание.

К различным физическим болезненным состояниям, поддающимся лечению, отно­сятся: сужение кровеносных сосудов, питаю­щих мозг, которые можно расширить с по­мощью биохимических средств; коагуляция и свертывание кровяных клеток в связи с за­медлением кровотока, вызванного сужением сосудов, что можно лечить антикоагулянта­ми; гиперемированный сердечный приступ, в результате чего уменьшается приток крови к головному мозгу; анемия, которая лечится диетой и витаминами; высокое кровяное дав­ление, дисфункция щитовидной и околощи­товидной желез, недостаточность или избы­ток надпочечных гормонов, что также можно лечить медикаментозными средствами.

Однако лекарства, назначаемые для ле­чения многих заболеваний в пожилом возра­сте, способны, в свою очередь, стать причи­ной ментальных и эмоциональных реакций. Часть людей, принимающих лекарства, ощу­щают отрицательную реакцию вследствие особой чувствительности организма, непра­вильной дозировки, взаимодействия конк­ретного лекарства с другими, принимаемыми одновременно, или взаимодействия конкрет­ного лекарства с пищевыми продуктами. Насчитывается почти 80 наименований медика­ментозных средств, обладающих возможным ментальным воздействием в качестве побоч­ного эффекта и обычно назначаемых при многих заболеваниях, включая высокое кро­вяное давление, расстройство щитовидной железы, ангину, инфекционные заболева­ния, бессонницу, состояние беспокойства, де­прессию, аллергию и артрит. Данного рода лекарства сами по себе или в сочетании с дру­гими лекарственными компонентами или определенными пищевыми продуктами могут вызвать ментальные симптомы.

Причиной расстройства умственной дея­тельности пожилых людей может стать и пи­щевая недостаточность. Дело здесь не только в неадекватности потребления определенных питательных веществ, но и в неспособности организма хорошо их усваивать или во вмешательстве в процесс использования организмом этих веществ (даже если они усвоены). Пожилые люди часто испытывают недостаток в различных видах витаминов, в фолиевой кислоте, калии, магнии и цинке. Недостаточность этих веществ может вызвать состояния путаницы, ослабление памяти, раздражительность, трудности с концентрацией внимания, депрессию, галлюцинации, бессонницу, апатию и потерю ориентации.

Наши рекомендации