Работа со школьным персоналом.
Среди задач, выполняемых социальными работниками в школах в интересах учащихся, можно отметить следующие:
1) информирование педагогов и администрацию школ о ситуации в районе и социокультурном воздействии, которому подвергаются дети;
2) предоставление достоверной информации о каждом ребенке или сложной ситуации, с тем чтобы способствовать налаживанию отношений между учениками и педагогами;
3) консультирование учителей по поводу атмосферы в классах и мер по созданию психологического климата, стимулирующего учебный процесс;
4) возобновление через соответствующее время в беседах с учителями и другими сотрудниками школы обсуждения затрагивавшихся ранее проблем, оценка достигнутых результатов и планирование последующих шагов;
5) обмен мнениями с администрацией о симптомах и причинах трудностей, которые дети испытывают в школе, и разработка мероприятий, непосредственно затрагивающих интересы учащихся;
6) помощь администрации в установлении рабочих отношений с общинными учреждениями;
7) обмен мнениями с другими специалистами по проведению и координации терапевтических мер в отношении отдельного ученика или группы учащихся;
8) работа в школьном комитете в интересах повышения действенности его служб;
9) помощь в повышении квалификации всех лиц, занятых работой с учащимися.
Планирование образования для Детей С недостатками развития.
Социальный работник должен активно участвовать в учебе детей с недостатками развития, чтобы в каждом случае принималась во внимание вся относящаяся к делу информация. Формально говоря, это должно открыть путь к выработке оптимального и достаточно гибкого плана. Но, независимо от того, является ли социальный работник официальным организатором или нет, он всегда изучает вопрос и готовит материалы по нему (иногда и оценку поведения ребенка во внешкольной обстановке). Особое внимание при этом уделяется тому, чтобы родители ребенка были выслушаны и приняты в качестве равноправных участников составления учебного плана.
Работа С родителями.
Социальный работник в школе традиционно выполняет посредническую роль между семьей и учебным заведением, ведет работу с родителями. Он посещает родителей и поощряет их интерес и внимание к школьной жизни детей, помогает выработать реалистический взгляд на способности, интересы и другие черты детского характера, разъясняет существо возникающих проблем. Кроме того, школьный социальный работник может планировать и проводить собеседования с группами родителей, с тем чтобы дать им более полное представление о развитии ребенка и их обязанностях в этом плане, или помогает им организоваться, чтобы сформулировать и выразить свою озабоченность проблемами детей и школы.
Услуги В рамках общины.
Школьные социальные работники помогают семьям учеников использовать ресурсы, имеющиеся в общинах. Они могут информировать родителей о социальных агентствах, государственных медицинских или психиатрических учреждениях. Они могут направлять родителей в местные агентства и затем выступать в качестве связующего звена между ними, чтобы удостовериться в том, что услуги оказываются надлежащим образом.
Кроме того, социальные работники участвуют в совершенствовании организационного уровня осуществляемых общинами программ и расширении имеющихся у них ресурсов. Это достигается через разработку программ внешкольной деятельности, участие в общинных советах, группах планирования и координации, в рабочих группах.
Тенденции и проблемы.
Ряд критических вопросов практической социальной работы в школе все еще ожидает своего разрешения. Наиболее неотложными среди них можно считать следующие:
1. Прежние попытки ввести отчетность за социальную работу в школе сводились к сообщениям о том, сколько раз выполнялись те или иные действия и сколько времени на это затрачено. Сейчас ставится вопрос о результативности услуг социальной работы. Она должна подтверждаться реальными фактами, когда в результате оказанной помощи были устранены препятствия, мешавшие учебе, или учащиеся получили возможность полнее использовать созданные в школе условия. Но каким образом школьный социальный работник, действующий индивидуально или в рамках специальной программы, может выработать методику оценки эффективности? И как концептуализировать и осуществить отчетность таким образом, чтобы она служила не только свидетельством профессиональной пригодности работника, но и стимулом к повышению квалификации, учитывая, что чаще всего он сам и контролирует, и направляет свою работу?
2. В учебных планах большинства школ социальной работы отсутствуют предметы, в которых специально рассматривались бы проблемы образования. Возникает опасность утраты профессионального контроля за социальной работой в школе, ее содержанием, задачами, целями и критериями. Другая грань проблемы заключается в том, что в сравнении с охраной детства или психиатрией вопросы практической социальной работы в школе привлекают к себе весьма ограниченный интерес ученых. Отсюда — отсутствие систематизированных и содержательных исследований, которые способствовали бы расширению познаний социальных работников. Но как в этих условиях совершенствовать подготовку кадров на первоначальном этапе и на уровне повышения квалификации? Кто несет ответственность за это? Как оптимально разделить эту ответственность между департаментами штатов, школами социальной работы, университетами, колледжами и профессиональными объединениями социальных работников?
3. На обслуживание каких категорий детей должны ориентироваться социальные работники в школах? В новых условиях придается большое значение обучению неполноценных детей. Тем не менее в этой связи возникают определенные проблемы, особенно там, где правительства штатов предоставляют учебным округам значительную компенсацию из специальных фондов, предназначенных для обучения неполноценных детей. Ситуация, однако, такова, что, если в округа слишком мало социальных работников, некоторым из них приходится откладывать или прекращать помощь нормальным детям, у которых имеются свои трудности, мешающие учению. Обычно социальные работники неравномерно распределены по школам в пределах штата. Во многих школах их вообще нет.
Лела Костин.
• Alderson J.J. (1972). Models of School!Social WorkPractice. In:R. СSarri, F. F. Maple (Eds). The School in the Community (p. 57—1 74). Wash., D. C: National Association of Social] Workers. • Anderson R. J. (1974). Introducing Change in School-Community-Pupil Relationships: Maintaining Credibility and Accountability.— Journal of Education for Social Work 10(4), 3—8. • Costin Ь В. (1975). School Social Work Practice: A New Model.— Social Work, 20(2), 135—139. • Costin L.B. (1981). School Social Work as Specialized Practice.— Social Work, 26(1), 36—43. • Deshler В., Erlich J. L. (1972). Changing School-Community Relations. In: R. Sarri, F. F. Maple (Eds.). The School in the Community (p. 233—244). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • MearesP. (1977). Analysis of Tasks in School Social Work.— Social Work, 22(3), 196—201. • Sarri R. C, Maple F. F. (Eds.) (1972). The School in the Community. Wash., D. C: National Association of Social Workers. • SpitzerK, WelshB. (1969).APrOb-lem Focused Model of Practice.— Social Casework, 50(6), 323—329. • Vargus 1. (1976). Developing, Launching, and Maintaining the School-Community Program. In: D. J. Kurpius, I. Thomas (Eds.). Social Services and the Public Schools (p. 61—73). Bloomington, Ind.: Midwest Center Satellite Consortium for Planned Change in Pupil Personnel Programs for Urban Schools.
«Э»