Правоутвердительные социальные действия.
Акция поддержки, или правоутвердильное социальное действие, является, по существу, умеренной формой социального перераспредсления, нацеленного на исправлениерезультатов дискриминации. Между тем главным аргументом против акции поддержки является то, что в Соединенных Штатах все, кто хорошо учится и много работает, могут участвовать в получении социально-экономического вознаграждения. Порабощение и вытекающая из него кастовая система для негров, эксплуатация китайцев, иммиграционные законы, принимающие во внимание расу, порабощение американцев мексиканского происхождения и столетия войн с индейцами рассматриваются как исторические отклонения от справедливой системы.
В течение последних лет предпринимались многочисленные попытки свести на нет результаты акции поддержки. Для полного понимания сложности некоторых связанных с этим судебных дел необходимо изучить существующие законные решения. Вероятно, наиболее широко известным является дело "Регенты Калифорнийского университета против Bakke" (1978). Хотя Верховный суд США подтвердил конституционную законность общественных программ, принимающих во внимание расу, это решение явилось моральным ударом для представителей цветных, которые рассчитывали, что суд будет способствовать уменьшению дискриминации и несправедливости. В более позднем решении по делу "Университет Боба Джоунса против Соединенных Штатов" (1983) Верховный суд восемью голосами против одного выступил против положения, установленного администрацией Р. Рейгана. Согласно этому положению университет Боба Джоунса практиковал расовую дискриминацию на основе религиозной доктрины и в то же время был освобожден от налогов. Этот вопрос стал проблемой государственной политики и привлек пристальное внимание цветного населения. В 1970 г. окружной суд округа Колумбия издал постановление, запрещающее Налоговому управлению освобождать от налогов частные школы в Миссисипи, в которых проводилась политика дискриминации по расовому признаку при зачислении на учебу. Налоговое управление пришло к выводу, что оно не может больше считать законным предоставление статуса, освобождающего от налогов, частным школам, которые практикуют расовую дискриминацию. Налоговое управление также объявило о том, что не может не облагать подоходным налогом пожертвования таким школам.
Действия суда, поддержавшие позицию Налогового управления, были юридическим поражением администрации Р. Рейгана. Верховный суд подчеркнул, что Налоговое управление не превысило свою власть и что его интерпретация "полностью соответствовала тому, о чем ранее заявили конгресс, президент и Верховный суд".
В начале мая 1981 г., столкнувшись с проблемой бюджетного дефицита, власти Мемфиса объявили об увольнении из органов городского управления всех, без кого можно обойтись, по принципу "последним принят на работу, первым уволен". После нескольких судебных процессов основной принцип акции поддержки, на котором основывалось решение суда в соответствии с заключенным сторонами соглашением, был поддержан на уровне окружного и Аппеляционного судов. Это означало, что скорее будут уволены белые рабочие, чем некоторые рабочие-негры, имеющие меньший стаж. Дело рассматривалось в Верховном суде, и шестью голосами против трех было принято решение, которое аннулировало постановление низших судебных инстанций и запретило игнорировать принцип трудового стажа, даже в целях защиты от увольнений тех работников, которые были наняты по плану акции поддержки.
Знаменательно, что на процессе по делу "Национальная ассоциация за прогресс цветного населения против Ассоциации полицейских Детройта и Комиссии по проблемам занятости штата Мичиган" (1984) судья окружного суда издал постановление, предписавшее городу восстановить на работе 630 полицейских-негров, уволенных в 1979 и 1980 гг. по сокращению штатов.
Можно предположить, что в дальнейшем высшие чиновники, назначенные администрацией, предпримут более согласованные шаги, чтобы воспрепятствовать акции поддержки, а подсобная роль, которая отводится Министерству юстиции и другим органам, по традиции ответственным за соблюдение законов и правил, обеспечивающих равные возможности, также усилит разочарованность среди цветного населения и женщин. Негры защитили бы свои рабочие места, если бы смогли доказать, что подверглись дискриминации. Это точка зрения известна как особое мнение потерпевшего. Однако в 1986 г. Верховный суд отверг главный принцип администрации в отношении прав человека, поддержав осуществление найма на работу с учетом расы и узаконив принцип преимущественного приема представителей меньшинств в рамках определенных квот для исправления последствий дискриминации в сфере занятости. Этот шаг — одно из самых четких заявлений по этому вопросу в истории Верховного суда — продемонстрировал отказ признать позицию Министерства юстиции, считающего, что федеральные законы и Конституция не позволяют осуществлять наем на работу и продвижение по службе с позиции расовой терпимости.
Политическая власть.
Комплексное негативное воздействие на отдельные личности и семьи заставило цветное население вновь рассмотреть необходимость политической акции. В течение многих лет распределение цветного населения на территории определенных штатов и центральных городов представляло собой потенциал для усиления политической власти. Например, негры составляют более 30% населения пяти южных штатов. Испаноязычные — 6% всего населения страны, но 36% населения Нью-Мексико, 21% — Техаса и более 15% — Калифорнии и Колорадо. Меньшинства составляют почти половину населения города Нью-Йорка. В 25 городах с населением в 100 тыс. и более цветное население составляет половину всех жителей; в 73 городах с населением в 100 тыс. и более—одну треть и в 98 городах с таким же населением — 25% и более.
Хотя эти группы еще должны осознавать в полной мере те потенциальные возможности, которые таит в себе их численность, и трансформировать свою скрытую силу в эффективные действия, некоторые обнадеживающие признаки грядущих перемен появились. В 1982 г. цветное население—главным образом негры — помогло полностью изменить существовавшую в течение 20 лет тенденцию уменьшения количества избирателей, участвующих в промежуточных выборах. Они сыграли решающую роль в поражении нескольких консерваторов на Юге, а также помогли избранию нескольких умеренных кандидатов на посты губернаторов в ряде штатов, включая Maccaчусетс, Нью-Йорк и Техас. Представительство цветного населения увеличилось в законодательных органах штатов и в палате прставителей. Были также и крупные поражения включая неудачу мэра Лос-Анджелеса Томаса Брадли, который с небольшим разрывом проиграл борьбу за пост губернатора Калифорнии. Тем не менее новые избиратели завоевали уважение.
Политическая сила и решимость цветного населения привели к тому, что в 1984 г, на пост президента баллотировался негр — преподобный Джесси Джексон. Джексон — первый серьезный кандидат от цветных меньшинств. Кандидатура Джексона всколыхнула надежды негров и других угнетенных людей. Результатом является осознание того, что Демократическая партия не может воспринимать цветные меньшинства и особенности негров как равных, хотя те и считают Республиканскую партию непривлекательной альтернативой. Несмотря на то что в состав высших органов власти, таких, как сенат и конгресс, обычно не включают представителей цветного населения, за исключением тех случаев, когда они образуют большую группу избирателей, тысячи цветных уже были избраны на местном уровне в качестве мэров и глав законодательных органов штатов. Эта тенденция должна развиваться, хотя ответом наинтенсивную регистрацию цветных избирателей была успешная регистрация белых избирателей, поддерживающих консерваторов, в особенности на Юге.
Роль социальных работников.
Социальные работники реагируют на особые проблемы цветного населения и уважают его стремление к социальной справедливости. Цели этой группы населения, являющейся численным меньшинством в Соединенных Штатах, но частью всемирного большинства, совпадают с целями социальной работы. Совместные усилия социальных работников на протяжении тяжелых в экономическом и политическом отношении периодов помогли ясно определить, какие проблемы стоят перед традиционными цветными меньшинствами страны. Социальные работники оказали поддержку многим политическим силам и кандидатам, выступавшим за политические перемены. Они также выступали против сокращения социальных программ. Будущее цветного населения и социальных работников переплетено в структуре амнриканского общества.
Восприимчивость к нуждам всех обездоленных,бесправных, дискриминированных групп всегда была свойственна социальной работе. Социальные работники должны знать о различиях, существующих при тех или иных видах и уровнях дискриминации, и потребностях, вытекающих из этих различий. Для подобной осведомленности необходимы непрерывный всесторонний анализ жизни меньшинств и пристальное внимание к уникальной ситуации, в которой находится цветное население.
Джун Гэри Хоппс.
См. также: Американские индейцы и аборигены Аляски; Американцы азиатского происхождения; Американцы испаноязычные; Гражданские права; Негритянское население США; Расовая дискриминация и неравенство; Этнические группы и социальная работа; Этнические группы: проблемы взаимоотношений.
•Edsall Т. В. (1984). The New Politics of Inequality. N. Y.: W. W. Norton & Co. • McGuireD. С (1980). A New American Justice. Garden City, N. Y.: Doubleday & Co.
ЦЕННОСТИ И ЭТИКА.
В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором хоть и произошли некоторые конструктивные изменения, но ключевые элементы сохранились. Для современной социальной работы, так же как и раньше, характерно стремление к благополучию человека, социальной справедливости и достоинству индивида.
Тем не менее было бы ошибкой считать, что повседневные этические проблемы социальных работников остаются неизменными. Напротив, многое подверглось существенным изменениям за прошедшие годы в результате социального, политического и экономического развития. В последнее время, например, социальные работники в учреждениях здравоохранения столкнулись с комплексом этических проблем, которые не могли быть известны предшествующим поколениям практиков. Появление новых медицинских технологий связано с решением этических вопросов о праве жить, праве умереть и т. п. Таким же образом в результате всеобщей компьютеризации многие социальные работники столкнулись с этическими проблемами относительно сохранения тайны и конфиденциальности, которые ранее существовали в значительно более примитивной форме.
Понятия ценностей и этики в социальной работе являются весьма широкими. В общем они касаются трех различных, хотя и взаимосвязанных аспектов. Первый относится к зависимости ценностной базы профессии от ее всеохватывающей миссии, целей и приоритетов, в частности, как это отражено в Этическом кодексе Национальной ассоциации социальных работников (НАСР). Второй имеет отношение к внедрению этических стандартов профессии, а третий затрагивает этические дилеммы, с которыми встречаются социальные работники при выполнении профессиональных обязанностей.