Принципы феминистской социальной работы.
Изучая феминистское движение, А. Уиторн (1984) отмечал, что, несмотря на те трудности, с которыми оно сталкивается, — расизм, гомофобию и классовый подход, движение оказывало и продолжает оказывать огромное воздействие на развитие феминистской социальной работы. Уиторн пишет: "Эта работа нуждается в новых целях, новых методах, новых ценностях; она закладывает эгалитаризм между организаторами служб и их клиентами в качестве основы для работы и перемен; она проникнута мечтой об обществе, где не является позорным признаться в своих нуждах... в зависимости друг от друга и развивать совершенно иные, гуманные и надежные способы заботы друг о друге" (А.Уиторн, 1984).
Феминистская социальная работа является альтернативой традиционной социальной работе. Наиболее важным представляется то, что феминистская социальная работа отличается от традиционных направлений в социальной работе, требующих приспосабливаться к напряженным жизненным условиям. Феминистская социальная работа нацелена на активное изменение отношений, процессов и институтов американского общества.
Практика феминистской социальной работы базируется на следующих основополагающих принципах: устранении ложных дихотомий и искусственного разделения, переосмыслении власти, равнозначности процесса и конечного результата, переименовании (смена терминов), убежденности в том, что личное является отражением политического (под ред. Н. Ван Ден Берг и Л. Б. Купер, 1986).
Устранение ложных дихотомий.Феминизм подчеркивает связь, существующую между всеми явлениями. Только с позиций холизма, т. е. целостности и экологии, могут рассматриваться устойчивые изменения для индивидов, семей и обществ. Ложные дихотомии служат утверждению в конечном счете нездоровых методов действия и поведения, которые ведут к изолированности и разобщенности людей и сообществ.
Переосмысление власти.Этот основополагающий принцип феминизма бросает вызов традиционным определениям и использованию власти. "Власть рассматривается как собственность, аналогичная деньгам, и подразумевает контроль и господство над подчиненными для превращения их в раболепствующих. Соответственно те, кто обладает властью, воздействуют на окружающую обстановку, определяют цели, утаивают информацию и создают правила для контроля за поведением" (Н. Хуимэн, 1980).
Феминисты считают, что патриархальная концепция власти должна быть изменена. Они не согласны с тем, что власть есть конечная цель, контроль над которой осуществляется малочисленной группой. Вместо этого они дают новое определение власти как неограниченному, широко распределенному воплощению влияния, силы, эффективности и ответственности. Власть рассматривается скорее как фактор, призванный создавать определенные условия для деятельности других, чем как господство. Получение права на власть или притязание на нее является политическим актом, так как власть позволяет людям осуществлять контроль над собственной жизнью и дает возможность самим принимать решения ( под ред. Н. Ван Ден Берг и Л.Б.Купер, 1986).
Равнозначность процесса и конечного результата.Феминизм рассматривает процесс и результат, основываясь на предположении, что достоинство цели прямым образом связано с путями ее достижения. Никогда нельзя верить целям, которые достигнуты с помощью принудительного, несправедливого или жестокого процесса. Следовательно, то, как осуществляется цель, само по себе становится целью. Например, трудно достичь непременной занятости матерей, которые обеспечиваются помощь в рамках социального обеспечения, без соответствующей заботы об их детях и профподготовки. Всеобщая цель — снизить зависимость людей от системы социального обеспечения — редко достигается с помощью осуществления текущих программ занятости.
Переименование. Прииципиально важным для себя деятели движения за гражданские права, а также женского движения считают право дать название своему собственномуопыту.Переименование включает: использование новых слов и названий людей; изменение значений путем изменения конфигурации языка, мест или предметов; привлечение старых понятий и расширение новых. Каждый из процессов предполагает вызов власти и доминирующей культурной группе, присвоившим право на контроль над уникальным опытом угнетенных людей и его дискредитацию. О6ладание правом на переименование собственного опыта становится акцией свободного волеизъявления.
Личное является отражением политического."Личное является положением политического" — это всеобъемлющий принцип феминизма. Он развивался в связи с утверждением, что ценности и убеждения, которых придерживается отдельная личность, цели, которые она перед собой ставит, и стиль жизни, который она выбирает, можно считать политическим заявлением. Этот принцип феминизма привязывает инвидуальное поведение и действия к социальной политике. Социальные движения влияют на поведение личности, а совместные действия людей могут порождать социальные движения. Существует диалектическая связь между тем, как живут и взаимодействуют отдельные личности и сообщества.
Каждый из этих принципов феминизма нуждается в видении и процессе, которые изменяют приоритеты современной социальной работы. Они подвергают сомнению обычное понятие социальной работы, бросают вызоввласти, авторитету, а также движущим силам практики, политики и программам социальной работы. Принципы феминизма эволюционируют, расширяются и развиваются.Их можно использовать как для критики практической социальной работы, так и для просвещения в этой области.