Отчетность в добровольческом секторе.
После первой попытки введения отчетности, предпринятой в середине 60-х годов, три национальные организации, занимающиеся вопросами социального обеспечения, в 1975 г. опубликовали обновленный перечень стандартов для ведения отчетности, в том числе финансовый. Общепринятые стандарты отчетности применительно к добровольческим организациям, работающим вобласти здравоохранения и социального обеспечения, приводятся в справочнике «Аудиторская проверка добровольческих организаций здравоохранения и социального обеспечения» (1974). Организация "Общий путь Америки" опубликовала справочное издание для своих отделений, а также для некоммерческих организаций, занятых в сфере гуманитарных услуг, которое сопоставила с другими изданиями. Сопоставимость этих изданий может служить той важной основой, которой возможно распространение информации финансового характера от тех, кто осуществляет услуги, к их различным адресатам.
Отчетность в правительственном секторе.
Что касается правительственного сектора, то здесь почти все средства выделяются самим правительством из налоговых поступлений на уровне федерации, штата и местных муниципальных властей. Хотя власть на каждом уровне подотчетна своему законодательному органу и через него — налогоплательщикам, движение основной массы выделяемых средств происходит от федерального уровня на уровень штата и местный уровень и от штата — к местным властям. На каждом уровне те, кто выделяет средства, осуществляют контроль за их использованием, предъявляя определенные требования к отчетности. Вследствие значительности федеральных средств и соответствующего уровня контроля и требований к отчетности федеральный подход оказывает серьезное влияние на всю цепочку отчетности по правительственным фондам, поскольку они перетекают на разные уровни правительственного и добровольческого секторов через предоставление грантов и оказание услуг по контракту.
Практика ведения отчетности может сильно отличаться в различных филиалах и подразделениях правительства. Многие правительственные службы поощряли действия местных властей, направленные на введение стандартной отчетности, которая способствовала бы развитию обмена информацией между правительственными подразделениями. Однако ни правительства штатов, ни федеральное правительство так и не имеют стандартизированной системы отчетности. Каждое агентство может использовать одну или более систем. На федеральном уровне существует примерно 160 систем отчетности в гражданских организациях и 125 систем в Министерстве обороны.
Несмотря на различия в практике ведения отчетности в правительственном секторе, многие федеральные службы разработали специальные требования для организаций, которые получают федеральные средства. Эти требования к отчетности направлены на то, чтобы она соответствовала тем системам отчетности, которые существуют в разных департаментах.
Контроль за расходами и управление средствами.
Контроль является одной из основных функций управления и составной частью процесса управления финансами. Он основывается на общей экономической посылке, согласно которой объем выделяемых средств никогда не бывает достаточным и, следовательно, они должны использоваться целесообразно. В частности, управленческий контроль определяется как процесс, при помощи которого руководство обеспечивает эффективное осуществление стратегии организации. Р. Ломанн (1980) подчеркивал важность для менеджеров некоммерческих организаций концепции "равномерного распределения", в соответствии с которой финансовая цель заключается в том, чтобы закончить финансовый период не имея ни прибыли, ни дефицита. Для многоцелевых некоммерческих программ общая, программная цель заключается в том, чтобы обеспечить максимальный объем услуг для клиентов организации. Если организация заканчивает финансовый период, имея прибыль, то могут возникнуть вопросы, не слишком ли много внимания менеджер уделял экономике финансов и не шло ли это в ущерб программным целям.
Контроль за расходами.
Осуществление контроля за расходами требует определенной методики регулирования финансовой и программной деятельности, а затем — проведения корригирующих действий. Это также требует сравнения практического опыта с некоторыми критериями или стандартами, чтобы таким образом обнаружить возможное отклонение от плана или цели. Бюджет является главным критерием, на основе которого проверяется практический опыт. Сам бюджет основывается на предполагаемом объеме программных услуг и сведениях о предполагаемом штате исполнителей; он представляет собой план, рассчитанный на год и расписывающий предполагаемые расходы и доходы. Чтобы служить в качестве инструмента контроля, годовой бюджет должен учитывать чередующиеся периоды максимальных и минимальных доходов и расходов в деятельности организации. Затем должны учитываться действительные расходы и доходы в течение каждого месяца и обобщенные данные, которые могут сравниваться с планируемыми. Когда намечается значительное расхождение с любой из позиций бюджета, могут предприниматься корригирующие действия. Такие действия предусматривают экспертную оценку, которая должна прояснить, где именно следует провести экономию, чтобы сократить расходы. Например, это может быть связано с сокращением ассигнований на те услуги, стоимость которых была излишне завышена; сокращения также могут проводиться по другим, менее приоритетным позициям, которые легче поддаются проверке или платеж по которым может быть отсрочен. Иными словами, перерасход по выплатам для семей с приемными детьми, например вызванный резким увеличением размера этих выплат, может уравновешиваться сокращением выплат на командировочные расходы или проведение конференций, т. е. сокращение выплат осуществляется по тем позициям, которые не связаны непосредственно с обеспечением семей с приемными детьми.
На основании этого примера можно сделать несколько выводов. Во-первых, финансовый контроль можно успешнее всего осуществлять в том случае, когда система отчетности функционирует на расширенной, комплексной основе. По сравнению с ведением отчетности на основе учета только наличности, в соответствии с которой регистрируются только операции, связанные наличностью, отчетность на расширенной основе учитывает полученные счета и счета предъявляемые к оплате, а также некоторые другие виды операций и таким образом дает возможность учитывать эти операции или полученную от их проведения прибыль. Такое дополнение к отчетным документам означает, что более подробная информация возможность дает получить более полное и правильное представление относительно данного периода, например месяца или года. Хотя, в противоположность этому, ведение отчетности на основе только наличности дает ограниченную информацию, в некоторых случаях организации должны анализировать оборот наличности, чтобы убедиться, что они имеют достаточно наличности для выполнения своих текущих обязательств и могут инвестировать излишек наличности.
Второй вывод, который вытекает из примера семьи с приемными детьми, состоит в том, что бюджет, рассчитанный по пунктам, обладает наибольшей силой, когда он используется по своему первоочередному назначению, т. е. для контроля за осуществляемой деятельностью, — хотя бюджеты с подобным, перечислением пунктов часто подвергают критике за то, что они делают основной акцент скорее на статьях расходов, чем на программных целях. Этот тип бюджета используется как в правительственных, так в добровольческих организациях по социальному обеспечению и выполняет важную функцию контроля.
Третий вывод касается важности соотнесения разработанной программы с бюджетным контролем. В случае перерасхода по выплатам для семей с приемными детьми решение сократить другой пункт плана основывается на заложенном в программе обязательстве сохранять финансовую помощь приемным детям на одном уровне. Главная проблема для руководства заключалась как раз в том, чтобы урегулировать незапланированное увеличение расходов по выплатам, что приведет к созданию дефицита по этому пункту программы. Решение компенсировать дефицит по одному из пунктов за счет другого является типичным для руководящих работников сферы социального обеспечения; и они делают это постоянно, пытаясь сбалансировать финансовые и программные цели.
Индикаторы менеджмента.
Одной из инноваций 80-х годов в сфере социального обеспечения является расширение использования "индикаторов менеджмента" с целью помочь руководителям регулировать все аспекгы деятельности организации. Индикация менеджмента (или индикация управления) означает выделение ограниченного числа областей, определяемых высшим руководством в качестве жизненно важных для продолжения успешного функционирования организации; регулирование, контроль этих областей осуществляются на регулярной основе. Под "индикаторами" понимается сравнительные статистические показатели реального положения вещей по отношению к критерию или стандарту. Например, индикаториспользования всех возможностей больницы будет показывать соотношение среднего числа пациентов в данном лечебном заведении к общему количеству мест для больных, на которое оно рассчитано. Это соотношение будет далее рассматриваться в сравнении с некоторым стандартом использования, известным, как критерий эффективности.
Возрастает интерес к специализированному использованию индикаторов управления, т. е. применительно к конкретной ситуации. Так, Дж. Соренсен, У. Зельман, Хэнберн (1984) разработали индикаторы управления для местных органов здравоохранения, Г. Бауэрес, С. Араванис и Р. Файк (1984) разработали и продемонстрировали методику, которая может быть использована работе учреждений, ориентированных на помощь престарелым; Б. Бентон и К. Нивес (1984) предложили индикаторы для местных отделений государственного социального обеспечения. Всеми авторами признается тот факт, что каждый менеджер должен выбирать собственные индикаторы, отражающие его понимание целей организации и трудностей,стоящих перед ней, но вместе с тем они должны стремиться к выработке таких индикаторов, которые могут быть применены и к ряду организаций. В общем виде эти индикаторы применяются в четырех основных сферах: доход, клиенты, персонал и услуги.
Управление ресурсами.
Контроль может рассматриваться как одна из составлявщих расширительно трактуемого управлении ресурсами организации. Под ресурсами здесь подразумеваются все активы организации, включая наличность, инвестированный капитал, здания, мебель, необходимое обеспечение, предварительную оценку расходов и возможные счета. Управление столь широким кругом ресурсов требует такой системы отчетности, которая отвечала бы критериям общепринятых принципов ведения отчетности применительно к агентствам данного типа. Системный подход, с учетом специфики данной организации, должен осуществляться также и в отношении подготовки данных по ее программе, финансированию и администрированию. В общей отчетности должны учитываться характер услуг, оказываемых данной организацией, ее обязательства по ведению отчетности перед лицами и организациями, выделяющими средства на оказание этих услуг. Осуществление управления ресурсами требует проведения целого цикла мероприятий на постоянно действующей основе. Сюда можно отнести следующие виды деятельности:
— должен быть разработан рассчитанный на каждый день порядок работы с наличностью, чеками и кредитными карточками;
— на ежемесячной основе следует приводить в порядок отчетность и регулировать возможные отклонения доходов и расходов от запланированных по бюджету, а также возможные отклонения от программных и административных целей;
— бюджет должен ежегодно устанавливаться теми, кто уполномочен это делать; как уже отмечалось выше, бюджет является тем основным критерием, по отношению к которому могут проверяться все расходы. В конце каждого года должна проводиться независимая аудиторская проверка, для чего приглашается независимый эксперт, имеющий подтвержденную квалификацию и пользующийся теми стандартами при ведении отчетности, которые соответствуют данному типу организации. Аудитор должен вынести обоснованное суждение относительно того, насколько объективно финансовые отчеты представляют финансовое положение организации, насколько правильно руководство организации оценивает средства и способы внутреннего контроля их в своем отчетном докладе, а также предложить рекомендации в отношении необходимых корригирующих действий. Руководство и представители государственных органов, осуществляющих надзор за деятельностью организаций, должны изучить аудиторский доклад и планы организации по исправлению недостатков, отмеченных в отчетном докладе руководства. В дополнение к ежемесячным и текущим отчетам годовой отчет представляется для того, чтобы обеспечить в полном объеме всей необходимой информацией тех, кто выделяет средства для организаций;
— финансовое руководство организацией, осуществляющееся на постоянной основе, должно учитывать следующие моменты: инвестирование избытка наличности; выплата или взятие займов; страховое обеспечение; управление неликвидными активами и замещение их; регулирование стоимости программ; организацию и пересмотр контрактов в отношении оказания услуг; контроль за расходами и их сокращение, а также усиление творческого подхода к увеличению доходов организации.