Структурно-организационные функции.
В микрорайоне сосредоточено много разных институтов и небольших местных организаций. Эти институциональные структуры часто не являются независимыми, принадлежат микрорайону, представляют собой части систем, действующих на уровне общины. Примерами таких институтов являются школы, социальные агентства, административные учреждения, общественные организации и др. Структурные организации микрорайона выполняют программы самого широкого назначения. Например, они обеспечивают рабочими местами жителей микрорайона, способствуют формированию у них чувства причастности к делам микрорайона, помогают жителям микрорайона приспособиться к нормам и ценностям общества, предоставляют возможности для участия в добровольческой деятельности — от преподавательской и религиозной до самосовершенствования и гражданского совершенствования. С другой стороны, они предоставляют широкий круг непосредственных услуг, включая образование, индивидуальное консультирование, экономическую помощь, и содействуют участию жителей в правительственных программах.
Добровольческие организации, расположенные в микрорайоне, представляют собой, в частности, клубы или группы при церкви; этнические, братские и социальные организации; организации на базе школы, такие, как объединения родителей и учителей; клубы кварталов, союзы соседей и корпорации развития соседских сообществ. Таким образом, ясно, что некоторые виды добровольческих организаций, такие, как школьные и церковные организации, возникли на базе институтов микрорайона, тогда как другие добровольческие организации являются независимыми.
Что касается институтов, их организационная функция охватывает не только проблемы собственно микрорайона, но и более широкие задачи. Участие в деятельности организаций на базе микрорайона способствует реализации социальной задачи усиления психологической идентификации жителей микрорайона по отношению к месту их проживания и воспитанию в них чувства ответственности перед микрорайоном. Участие в организациях на базе микрорайона может служить также политическим целям, поскольку именно такие цели ставят некоторые организации.
Как уже отмечалось, микрорайоны не являются самостоятельными, независимыми, изолированными единицами, которые могут удовлетворить все потребности всех своих жителей. Желая решить свои проблемы, жители обращаются к более широким структурам — наряду с использованием возможностей своего микрорайона. Кроме того, необходимо отметить, что использование возможностей микрорайона зависит от таких характеристик его жителей, как раса, этническая и социально-классовая принадлежность, возраст.
Хотя показатели участия в организации на базе микрорайона, согласно исследованиям Р. Альбрандта (1984), довольно высокие, это участие не ограничивалось границами микрорайона. Из тех опрошенных, кто работал на добровольных началах в течение прошедшего года, 56% тратили большую часть своего внерабочего времени на работу вне микрорайона. Наиболее высокий показатель участия в организациях на базе микрорайонов был у лиц в возрасте 35—44 лет; более молодые люди в возрасте 18—34 лет приним» участие в организациях за пределами микр района. Показатель участия в организации микрорайона был выше среди жителей с более высоким доходом.
Организации микрорайона.
Организация микрорайона — это особого типа группа, работающая на уровне микрорайона и чаще всего состоящая из социальных работников. В США существует свыше 10 000 местных организаций микрорайонов, а так множество различных коалиций, объединяющих организации микрорайонов на уровне округа, штата и общенациональном. Дж. Каннингем и М. Котлер (1983) определили организацию микрорайона как ".. постоянную добровольческую ассоциацию, созданную на небольшой территории, состоящую из постоянно проживающих на ней граждан, представителей местного бизнеса и институтов, и нацеленную на решение различных проблем, жизненно важных для улучшения благосостояния их территориальной общины".
Организации микрорайона в своем большинстве являются структурами скорее общего типа, нежели специализированными. Они стремятся помочь жителям микрорайона обрести уверенность в своих силах, знания и научиться применять их для оказания воздействия на принятие государственных и частных решений, касающихся общины. Они дают возможность «коммунальным силам» влиять на экономические силы, от которых зависит благосостояние микрорайона.
Среди функций организаций микрорайонов можно назвать следующие:
Организация общины и защита. Организации микрорайона стремятся изыскивать дополнительные ресурсы и воздевовать на принятие решений на государственном и частном уровне, затрагивающих интересы общины (Д. Биклен, 1983; С. Бергхарт, 1982; Р. Перлман и А. Гарин, 1972). Они применяют силовую тактику для улучшения жилищных условий, санитарного состояния школ, транспортного обслуживания и усиления контроля за состоянием преступности. Фактически каждая проблема или вопрос, касающиеся микрорайона, могут стать стимулом, организующим жителей микрорайона на действия, которые заставляют услышать их голос. Тактика давления не обязательно должна носить негативный или реактивный характер, т. е. не обязательно должна быть направлена против какого-то решения или действия; она может быть также направлена на защиту действий или ресурсов необходимых для решения проблем.
Оказание гуманитарных услуг.Многие организации микрорайона участвуют в работе служб здравоохранения и психического здоровья, обслуживания престарелых; учавствуют в программах профилактики преступности, работе с молодежью и в борьбе с наркоманией. Иногда эти программы разрабатываются и осуществляются именно потому, что организации считают услуги, предлагаемые социальными агентствами, неадекватными и недостаточными — из-за децентрализации усилий государственного сектора. Другая причина стремления решать эти задачи на местном уровне в том, что организации считают возможным укрепить свою власть и илияние своих групп, расширив объем и размах своей деятельности. Естественно, решать эти задачи можно только при наличии значительных средств.
Развитие и планирование общины.Организации микрорайона также принимают активное участие в деятельности, и с экономическими функциями микрорайонов (под ред. Дж. Эклейна и А. Лауфеpa, 1972). Оно выражается в деятельности по улучшению жилищного фонда, коммерческому возрождению отсталых районов, строительству промышленных парков, развитию нового бизнеса и созданию новых мест в общине. Иногда подобная деятельность связана с трудностями и требует специальных знаний и навыков. Руководители микрорайонов могут испытывать неудобства в связи со своей неспособностью разобраться впроблемах планирования и развития и могут дистанцироваться от проектирования. Чтобы избежать такой ситуации, руководителям общины следует с самого начала вникать в планирование и осуществлять надзор за деятельностью по развитию общины.
Экономические функции.
В экономическом плане микрорайоны могут выполнять рыночные и защитные функции. Деньги, которые жители микрорайона могут потратить на необходимые им товары и услуги, составляют их покупательную способность. Чем больше их покупательная способность, тем больше появляется магазинов и зон отдыха, некоторые из которых концентрируются в микрорайоне. Качество жилищного фонда в значительной мере также зависит от экономических возможностей жителей (Р. Альбрандт и Дж. Каннингем, 1979).
Многие функции, прежде выполнявшиеся местными структурами микрорайона (такие, как распределение продуктов питания через семейные бакалейные лавки), в настоящее время осуществляются в основном внешними, вертикальными структурами — скажем, огромными супермаркетами в больших торговых центрах. Торговые ряды микрорайона пострадали в результате создания больших многосекционных торговых центров с просторными, хорошо обслуживаемыми автостоянками. Тем не менее общинные организации в различных городах разработали стратегии экономического развития для оживления торговли в микрорайоне.
Переменные величины, от которых зависит успех таких стратегий, включают: наличие субсидий или займов под низкие проценты для владельцев магазинов, необходимых им для модернизации; участие частного сектора, особенно желание частных кредитных структур дать или продлить кредит; сопутствующие обязательства и инвестиции местного правительства в ремонт дорог, автомобильные стоянки и освещение; улучшение и сохранение магазинов и мелких лавочек; наличие достаточной покупательной способности жителей микрорайона в целях поддержания местного бизнеса; наличие фондов для организаций местной общины, необходимых этим организациям для выполнения их функций.
Нарушение оборота капиталов. Жизнеспособность микрорайонов зависит как от внешних, так и от внутренних экономических факторов. В 60-х годах банки считали, что многие старые индустриальные микрорайоны являются ненадежным местом для вложения капитала под закладную для улучшения жилищных условий и развития коммерции. Хотя банки получали средства от этих микрорайонов через личные накопления жителей по банковским счетам, эти фонды не реинвестировались в хозяйство общины. В результате подобного нарушения оборота капиталов эти микрорайоны испытывали серьезные экономические затруднения. Мощные стихийные усилия, направленные против этой политики во многих городах, привели к созданию национальной коалиции групп микрорайонов, которая потребовала от федерального правительства принятия мер в отношении банков, чтобы те обнародовали информацию о порядке предоставления ссуд местным структурам.
Джентрификация.В конце 70-х годов на рынок жилья в микрорайонах начали воздействовать другие экономические факторы. Высокие цены на энергоносители, значительное подорожание жилья (включая высокие проценты по закладной) и изменение стиля жизни сделали городские микрорайоны более привлекательными для верхушки среднего класса. Городские власти приветствовали возвращение этих людей в города, видя в этом средство возрождения микрорайонов и расширения налоговой базы.
Многие наблюдатели были обеспокоены тем, что переселение среднего класса назад в города, или джентрификация, вынудит бедняков и рабочих оставить свои дома, ибо их владельцы выгодно распродадут арендную собственность зажиточным переселенцам, и что владельцы домов будут вынуждены продать дома, ибо не смогут платить высокие налоги, ставшие результатом роста цен на недвижимость в их микрорайонах. Исследования этой ситуации дали сходные результаты (М. Шилл и Р. Натан, 1983; под ред. Дж. Паллена и Б. Лондона, 1984). Большинство переселенцев были удовлетворены переездом; только меньшинство было настроено отрицательно. Джентрификация будет всегда ограничена небольшим числом микрорайонов, которые особенно привлекательны для верхушки среднего класса. В будущем большинство городских микрорайонов, нуждающихся в реинвестировании, переживут незначительный подъем благодаря усилиям "белых воротничков", чей доход ниже, чем у обитателей джентрифицированных микрорайонов.
Политические функции.
Микрорайоны являются важными политическими единицами. В прошлом это были кварталы политических организаций, т. е. именно эти организации обеспечивали свой микрорайон социальными службами, заботились о получении рабочих мест, доступе к городским службам, обеспечивали защиту интересов жителей. Хотя сфера обслуживания в большинстве городов больше не связана с деятельностью политических организаций, голосование до сих пор происходит по месту проживания, поэтому микрорайон остается сильной единицей в политике города.
Политические функции микрорайона весьма разнообразны. Здесь можно назвать деятельность в области образования, стимулирование участия жителей микрорайона в избирательной кампании на местном уровне, мобилизацию жителей на акции в поддержку политической программы регионального правительства, управление некоторыми сторонами районной жизни и микрорайоном в целом. Эти политические задачи можно решить с помощью целого ряда различных организационных структур общины. Например, этнический клуб, местная церковь или организация микрорайона могут финансировать проведение регистрации избирателей или организацию собрания жителей для встречи с местными политическими кандидатами. Подобные мероприятия часто проводятся в связи с тем, что жителей волнуют определенные местные проблемы. Они собираются вместе, чтобы обсудить их и предложить решение. В случае успешного решения проблемы растет политическое влияние, способность жителей влиять на политический процесс. Подобная деятельность политизирует жителей и укрепляет их уверенность, силу и способность взять под контроль ситуацию в микрорайоне. Часто успешное решение одной проблемы побуждает организацию заняться другими проблемами и разработать целевой план укрепления влияния жителей микрорайона на решение других политических вопросов. Иногда политическая роль организаций микрорайона непосредственно связана с такой деятельностью, как сбор подписей в поддержку политических кандидатов и оказание содействия в проведении предвыборной кампании тем из них, кто с пониманием относится к проблемам микрорайона.
По мере роста и укрепления своего влияния некоторые общинные организации расширяют круг своих задач — от организации и защиты общины до развития общины и оказания социальных услуг. Эти широкие функции организации микрорайона могут выполнять самостоятельно или путем создания корпорации микрорайона во главе с советом директоров, выбранным жителями. Первые такие корпорации стали появляться в 1966 г. в рамках программы социальных действий в территориальных общинах, и их число неуклонно растет и в настоящее время. Они выступают как еще одна форма политической децентрализации (X. Холлман, 1974).
Некоторые исследователи политического функционирования микрорайона (М. Котлер, 1969; Д. Моррис и К. Гесс, 1975; Э. Московитц и Д. Симпсон, 1984) считают, что самой лучшей и должной политической ролью микрорайона является полное самоуправление. Котлер в своей известной книге «Управление микрорайоном» утверждает, что ошибочно определять микрорайон как только социальную единицу, ибо он возник и до сих пор существует как политическая единица. Котлер заявляет, что микрорайоны должны иметь структуру корпораций с общинными уставами и законными полномочиями на управление, так же как и другие фирмы управления на местах.
Моррис и Гесс рассматривают управление микрорайоном как способ преодоления отчуждения и разобщенности общества в более широком смысле. Руководители микрорайонов стоят ближе к народу и поэтому в меньшей степени склонны злоупотреблять властью. Преимущество властей микрорайонов в том, что они состоят из самого электората, а не из его представителей. Такой способ управления предполагает активное участие в делах микрорайона его жителей как граждан, а не просто как избирателей.
Полное самоуправление микрорайона на сегодняшний день нигде не реализовано, и вряд ли оно получит широкое распространение в обозримом будущем. Хотя по крайней мере в 50 городах и округах микрорайоны формально участвуют в управлении городом, в большинстве случаев их роль чисто совещательная.
Роль социальных работников.
Социальные работники могут играть несколько ролей в микрорайоне. Однако, чтобы осуществлять эффективное вмешательство, они должны знать о концептуальных проблемах, связанных с дефиницией микрорайона и определением его границ, с ролью и функциями, которые осуществляет микрорайон в отношении различных групп населения и общины в целом.
В этом разделе рассматривается участие социальных работников в оказании гуманитарныx услуг, организации общины, развитии и планировании общины. Социальные работники занимаются практической деятельностью, используя свои навыки в решении как мелких, так и более широких проблем. Социальные работники почти в любой практической области могут играть значительную роль, вмешиваясь в жизнь городских микрорайонов и используя для этого свои микро- и макронавыки. Помимо того, что социальные работники обеспечивают персоналом организации микрорайона, они в качестве сотрудников агентств, правительственных и деловых структур могут взаимодействовать с организациями микрорайонов и защищать их интересы.