Территориальная община: эволюция.
Термин "деятельность общины" включает много аспектов. Это организация работы и решение проблем на уровне общины, практическая и организационная деятельность на низовом уровне в микрорайонах, взаимопомощь, самопомощь, контроль за положением в общине, социальные действия и социальные движения. Можно говорить также о социальном и политическом просвещении, работе в массах, экономическом, социальном, национальном, региональном или местном планиронании, а также о сельском, городском, культурном, экономическом, социальном и историческом развитии. В последние годы на уровне общины возникали самодеятельные днижения, связанные с вопросами медицинского обслуживания, психического здоровья, энергетики, окружающей среды, а также с проблемами, затрагивающими интересы потребителей, женщин, детей и сексуальных меньшинств.
Чаще всего термин "деятельность общины" используется для того, чтобы обозначить социально-трудовые процессы, протекающие в общине, группе или в организации и имеющие целью повысить качество жизни граждан или производительность труда людей, занятых в масштабах ограниченного района, или членов определенной общности, объединенной общими интересами, или коалиции, созданной в связи с конкретной ситуацией или проблемой.
С точки зрения социальной работы деятельность в общине может рассматриваться как процесс вмешательства в целях разрешения социальных проблем, повышения уровня предоставления услуг и социально-политического функционирования членов общины. Акцент при этом делается на разъяснительной работе и на создании структур, способных расширить возможности общины. Здесь отношения строятся скорее по принципу "снизу — вверх" в отличие от профессионально—бюрократической иерархии,основывающейся на принципе "сверху — вниз". Общинная солидарность является основополагающим фактором при мобилизации устремлений и возможностей граждан и непременным условием успеха всех программ. Деятельность на уровне общин является также составной частью общенациональных и международных программ, призванных содействовать социальному и экономическому развитию наиболее обездоленных слоев населения.
Масштабы деятельности.
В последние два десятилетия в Соединенных Штатах и других странах, как развитых, так и развивающихся, произошло заметное расширение сети организаций в общинах и общественных групп по месту жительства. Эти группы, приобретая опыт, расширяют круг стоящих перед ними проблем, занимают более активные позиции, переходят от протестов к разработке позитивных программ в сферах социальных услуг и экономического развития и выходят за пределы своих районов на общенациональную арену. Национальная комиссия местных общин составила список, в котором насчитывалось более 8 тыс. групп активистов, действующих в общинах, а когда Управление по делам микрорайонов Министерства жилищного строительства и городского развития создало расчетную палату, ее услугами воспользовались 4 тыс. соответствующих местных организаций. Число некоммерческих организаций возросло с 500 тыс. в 1975 г. до 900тыс. в 1980 г., причем большинство из них опиралось на общины. По сообщению Президентской комиссии по психическому здоровью, в 1978 г. насчитывалось более 500 тыс. программ самопомощи. К концу 80-х годов только в Нью- Йорке действовало 10 тыс. квартальных клубов. Ориентировочно в целом по стране более 20 млн американцев входят в сотни тысяч групп, действующих в микрорайонах. Некоторые из этих групп малочисленны, другие же имеют отделения в нескольких штатах. Сеть разнообразных организаций, через которые осуществляется деятельность общин, расширилась за счет групп квартиросъемщиков, домовладельцев и предпринимателей, церковных социальных объединений, профессиональных групп, организаций, занимающихся усовершенствованием микрорайонов, общественных групп поддержания порядка, центров помощи женщинам — жертвам насилия и побоев, советов по коммунальным услугам и разнообразных консультативных групп при общинах.
Разные типы организаций — государственных, благотворительных, религиозных и коммерческих — действуют не только на общинном уровне, но и на низовом уровне, на межорганизационной основе, в масштабах города, штата и региона, затрагивая более или менее широкий круг интересов граждан. В каждом конкретном случае обязательно привлекают жителей, членов организаций, потребителей, клиентов или их представителей. Если же такое участие сводится к минимуму, а решения принимаются преимущественно профессионалами на строго рационалистической основе или под контролем местных официальных властей, то подобный процесс может быть охарактеризован как планирование — централизованное или децентрализованное. В условиях демократического общества общинная деятельность и планирование могут быть соперничающими и взаимодополняющими, но при всех условиях они взаимодействуют. Общины имеют большое значение для исполнительных, распорядительных и координирующих функций большинства организаций. Почти каждое ведомство в той или иной мере заинтересовано в отношениях с общинами и хотя бы в номинальном воздействии на ту общественную среду, в которой осуществляются его программы. Если организация вовлекает в разработку и осуществление ее политики или программы своих членов, клиентов, потребителей, местных жителей, то сотрудники ее аппарата должны, несомненно, решать задачи, которые встают и на уровне общины.
Функции.
В работе на общинном уровне упор делается на самодеятельность и добровольное сотрудничество с теми жителями, чьи интересы каким-то образом ущемлены. Деятельность общины ставит одной из своих задач получение или перераспределение ресурсов. Важнейшее значение при этом имеет поддержка или хотя бы терпимость со стороны государственной власти даже в тех случаях, когда именно против нее направлены протесты или требования социальных перемен.
Функции и значимость деятельности общин имеют свои пределы. Проблемы социальной и расовой справедливости в стране и в мире, индустриального и технического развития не могут быть решены путем вмешательства на уровне территориальной общины. Тем не менее деятельность общины, придающей большое значение местным интересам, создающей локальные механизмы оказания услуг, производства и политического развития, доказала свою полезность в качестве составной части усилий по решению многих имеющих региональное или национальное значение общественных и институциональных проблем. Различные советы, общинные организации, децентрализованные политические и административные структуры оказывают важную помощь государству при решении крупных проблем социальной политики. Примером могут служить перманентные совместные усилия общин, ведомств и правозащитных организаций, направленные на решение на уровне городов и штатов таких проблем, как экономическое развитие, безработица, голод, положение бездомных, отсев школьников и хулиганство молодежи. Этим занимаются ассоциации местных групп или организации, каждая из которых стремится привлечь к себе больше внимания и получить больше средств из субсидий, предоставляемых общинам, для решения конкретных местных проблем. Представители властей городов и штатов также поддерживают эти инициативы общин в интересах урегулирования кризисных ситуаций и функционального общественного контроля. Широкое развитие деятельности на местах свидетельствует о традиционном стремлении общин к взаимопомощи, защите своих членов и контролю над принятием решений, предоставлением услуг и использованием ресурсов, необходимых для улучшения или поддержания важнейших параметров жизни местного населения.
Община.
Идея, лежащая в основе существования общины, определяет и природу, и цели общинной деятельности. Эта идея восходит к более древним временам, чем эпоха зарождения национальных государств. Она основана на взаимоотношениях между семьей, родственниками, друзьями и соседями. Самое прочное чувство общности рождает соединение родственной и территориальной близости. Наиболее плодотворными, как известно из истории, были те общины, которые основывались на общности религии, социального положения, ремесла, образования и взаимопомощи.
В последнее время бытует представление, что общинные узы в индустриальных странах ослабевают или утрачиваются вовсе. Люди стали менее привязаны к родственникам, соседям и друзьям, проживающим в территориальной близости. Высокая подвижность населения, разделение мест работы и проживания, развитие комплексной культуры сужают возможности общин. Произошел переход от присущих общине горизонтальных связей между людьми и организациями к более вертикальным бюрократическим связям. Возрождение общины, очевидно, зависит от перераспределения ресурсов путем более справедливого разделения политической власти, более эффективного контроля над местными ресурсами и программами. Для этого требуется сочетание ответственности с правами и привилегиями. Выдвигаются все более настойчивые предложения о наделении общины большими правами и ответственностью, что находит отражение в различных общественных движениях, включая общества защиты потребителей, самопомощи, днижение за защиту гражданских прав. С этой точки зрения хорошая община — это сильная община, обладающая волей и способностью успешно бороться за усиление своего влияния, состязаться с властями, избирая при этом ответственные методы, подходящие к местным условиям. Энергичная община также не склонна к соглашательству или приспособленчеству — она постоянно находится в динамичных действиях, нередко конфликтуя с другими общинами, организациями и центральной властью.
Стратегии вмешательства.
Деятельность общины может проходить в соответствии с двумя стратегиями вмешательства — социальной поддержки и политических действий. Эти две линии тесно взаимосвязаны, хотя в какое-то время одной может отдаваться предпочтение перед другой. Например, тактика протестов и конфликтов не всегда идентична радикализму и может использоваться в оборонительной стратегии для сохранения социального статус-кво. В свою очередь тактика переговоров и дискуссий может в подходящие моменты использоваться как для подготовки политических действий, так и в связи со стратегией социальной поддержки. Главными целями в обоих случаях являются выявление проблемы, стоящей перед общиной, создание группы активистов, достижение сплоченности, привлечение имеющихся ресурсов для того, чтобы заняться соответствующей проблемой.
Ни социальная поддержка, ни политические действия не требуют сохранения стабильности во что бы то ни стало или радикальных структурных изменений. В демократическом обществе обе линии проводятся в условиях конкуренции и рыночной экономики, правового государства и гуманизма. Политическая система всегда имеет достаточный запас гибкости и ресурсов, чтобы удовлетворить минимальные социальные потребности общины. Тем не менее ситуация может сложиться иначе, если представители общины занимают экстремистские позиции. Организации домовладельцев и весьма респектабельные граждане, одержимые идеей социальной справедливости, способны развернуть самую жесткую кампанию против расовой дискриминации или, например, доставки школьников автобусами. Организации безработных или студенты и их местные сторонники могут устроить сидячую забастовку на заводе или причинить материальный ущерб, чтобы воспрепятствовать переводу предприятия в другой город или страну.
В целом стратегия социальной поддержки делает упор на поощрение системы взаимной помощи на межличностном, межорганизационном и общинном уровнях. В ее цели входит также получение ресурсов для оказания услуг, их распределение и перераспределение для удовлетворения конкретных потребностей наиболее нуждающихся групп населения. Решение возникающих вопросов требует взаимодействия отдельных лиц и организаций. Однако, когда активисты занимаются только собственными интересами и потребностями, они представляют собой не общинную организацию, а скорее группу самопомощи. Принципиальной целью группы, занимающейся деятельностью в интересах общины, должно быть совершенствование или изменение определенных институциональных или местных условий, которые затрагивают общину в целом или ее значительную часть. При этом, сталкиваясь с конкретными проблемами, например образованием, медициной и психическим здоровьем, многие организации сочетают собственные нужды и взаимопомощь с интересами общины в целом.