Процессы деятельности и функционирования.
Подходы с точки зрения процессов деятельности и функционирования объединены, так как они дополняют другдруга по отношению к понятию общины. Функциональный подход определяет общину с точки зрения некоторых целей, функций или проблем, требующих разрешения. Одним из первых выделил это понятие М. Росс в 1967 г., определив функциональную общину как "группы людей, которые имеют общие интересы или функции, такие, как социальное обеспечение, сельское хозяйство, образование и религия".
Подход к общине с точки зрения процессов деятельности предполагает изучение различных видов общинных действий и развития общины, а не общих ее структур и процессов. Он отражает скорее узкую, а не широкомасштабную ориентацию по изучению общин.
Социальная система и община.
Подход к общине с точки зрения социальной системы проистекает из общей теории систем. Две приведенные ниже формулировки социальных систем принадлежат Р. Уоррену (1972) и И. Сандерсу (1966).
Определение Р. Уоррена, данное им в paботе "Община в Америке", более исчерпывающе и хорошо сформулировано. Он рассматривает общину как горизонтальную систему, при помощи которой отдельные ее элементы привязаны к местному уровню, и как вертикальную систему, посредством которой они функционально связаны с внешними по отношению к общине элементами на национальном уровне и уровне штата. Он описывает также ряд функций местной организации, такие, как производство, распределение и потребление, процессы социализации, социальный контроль, социальное участие и взаимопомощь. Р. Уоррен утверждает, что община является прежде всего организацией к социальных отношений, предоставляющей людям возможность принимать участие в деятельности, необходимой для их выживания и развития. Эти функции — суть общины с той точки зрения, что при всех намерениях и целях община является "сочетанием социальных элементов и систем, которые выполняют основные социальные действия, имеющие местную направленность".
Определение социальной системы И Сандерса более детализировано, и поэтому его труднее коротко изложить. Основная часть включает в себя понятия компонентов и действий. Компонентами являются элементы системы и модели их взаимодействия — люди, социальные группировки, а также основные системы, такие, как семья, экономика, религия, правительство и т. п. Компоненты вовлечены в действия, которые делают систему жизнеспособной, — такие, как привлечение новых членов, социализация, распределение товаров и обслуживания, социальный контроль и социальная интеграция.
Составители планов и организаторы общин используют в разных целях различные определения общины. Социальный активист, осознающий неравенство в обществе и отношение к этому власти, интересуется прежде всего социальным расслоением и структурой власти. Составители планов по здравоохранению привлекают демографические данные. Социальные работники, занимающиеся развитием общины, и теоретики полагаются на перспективы процессов деятельности. Теория общины является наиболее обширной и, возможно, наиболее абстрактной конструкцией социологии, применяемой в отношении социального планирования и общинной организации. К планированию и общинной организации имеют отношение и структуры власти. Планы учитывают участие в делах общины граждан и уровень социального анализа. Объем статьи не позволяет рассмотреть другие проблемы, относящиеся к общинной организации, такие, как исследования этнических групп, ценностей, структуры планирующих организаций и характеристики агентств социального обеспечения как четко выделяющихся подсистем социальной работы.
Участие граждан.
До недавнего времени практика общинной организации приписывалась добровольческому и частному секторам, так как в течение многих лет добровольческие общества занимали центральное место в общинной организации. Ключевым положением общинной организации является участие граждан в планировании, в деятельности, а добровольческие общества служили средством, при помощи которого осуществляется подобное участие, способствующее установлению связи отдельных лиц с более крупными общественными образованиями. Однако добровольческое гражданское участие характерно также и для правительственного сектора: в совещательных советах, назначаемых и выборных комиссиях и других формированиях, перед которыми ставятся особые задачи. Социологи попытались определить функции добровольческих обществ, проследить за моделями их образования и развитием их целей, а так же провести исследование деятельности агентств, сориентированных на социальное обеспечение, таких, например, как Общинный фонд. Они изучали формы участия различных групп населения в этих обществах, взаимодополняющие роли добровольцев и профессионалов в управлении ими, а также возникающие конфликтные ситуации.
Гражданское участие обычно ассоциируется с двумя теоретическими причинами, встречающимися в литературе. — "субъективные лишения" ч "положение неопределенности". Исследователи и теоретики считают, что субъективные ощущения неблагоприятных условий и лишений производят более сильное мобилизующее воздействие на людей, стремящихся улучшить свое положение, чем объективные обстоятельства их образа жизни.
Участие в социально ориентированных движениях первыми принимают не те, кто наиболее обездолен, а достигшие более высокого экономического уровня, те, кому есть что терять или которые что-то уже потеряли. Выявление и классификация соответствующих утрат потенциальных участников могли бы, вероятно, быть полезным организационным приемом.
Неопределенность положения (и его противоположность — стабильность положения) также влияет на участие граждан в деятельности общины. Степень устойчивости и неустойчивости положения отдельного человека в обществе оказывает влияние на его взгляды и готовность действовать.
В последние годы особый интерес вызывает политическое участие. Оно зависит от степени влиятельности определенных групп или их ролей в принятии определенных решений, а также от их социально-экономического положения. Более высокое социально-экономическое положение соответствует более консервативной политике голосования. В последнее время наблюдаются активизация женского политического участия в жизни общества, упадок активности сторонников научного социализма К Маркса и ограничение поддержки, оказываемой некоторыми католическими деятелями правящей партии.
Структура власти.
После публикации работы Ф. Хантера "Структура общинной власти" в 1953 г. появились многочисленные исследования на эту тему социологов, политологов, антропологов, журналистов и других специалистов. Вопрос о том, кто держит в руках власть и кто определяет социальную политику, занимает умы великого множества людей. Утверждение Ф. Хантера о господстве небольшой элитной группы, в основном представленной деловыми структурами, оспаривается такими исследователями, как Р. Дал и Э. Бэнфильд (1961), которые обнаружили скорее плюралистические, чем однородные элитные, модели, соперничающие в борьбе за власть в американских общинах. Социологи, используя репутационный метод, т. е. собирая мнения информированных обозревателей, пришли в целом к заключению, что существуют однородные модели, оказывающие влияние на политику. Политологи же, используя метод, учитывающий, кто именно принимал решения по конкретным проблемам, обнаружили плюралистические модели, в которых наибольшее влияние оказывают правительственные лица.
Некоторые ученые поднялись над национальным уровнем до понимания межнационального характера власти и ее влияния на местные ситуации. Таким образом, например, глубоко были изучены межнациональные корпорации, проводимая ими деятельность и оказываемое на политику влияние.
На местном уровне были достигнуты методологические успехи в изучении общинной власти при помощи исследований, проводимых в самых разных направлениях. Т. Кларк, например, проделал в 1973 г. серьезный cpавнительный анализ общинной власти с привлечением большого количества переменных величин.
Понимание природы власти на общинном уровне очень важно для общинных практиков. Это поможет им выявить возможных союзников или противников, выработать стратегию вмешательства, определив возможные соглашения или конфликты на пути достижения целей, послужит руководством при общей оценке общины.
Тем не менее изучение структуры власти не является особенно плодотворным для практики социальной работы. Применяются самые разнообразные методы исследований поэтому и результаты часто оказываются противоречивыми и вызывающими недоумение. Бурные идеологические и методологические споры часто заменяют научный анализ. Но некоторые заключения могут найти практическое применение.