Сокращение ассигнований и политическая перегруппировка сил: 1973—1984 гг.
Стратегический подход 60-х годов содержал еще одну невысказанную, но подразумевавшуюся посылку, а именно: послевоенное развитие экономики будет непрерывно нарастать. Это предположение было опровергнуто болезненными последствиями нефтяного кризиса 1973 г., способствовавшего росту американского долга, общего экономического недопроизводства и беспомощности американских крупных городов перед лицом нарастающего упадка. Политические и экономические лидеры ответили на этот кризис резким сокращением затрат на социальное обеспечение, повлекшим общее снижение черты бедности для рядовых американцев. Финансовый кризис, начавшийся в 1974—1975гг. и охвативший в 80-е годы все уровни политической и экономической жизни, сокращение социальных пособий привели социальных работников к серьезной переоценке своей деятельности.
В связи с этим возникло множество взаимосвязанных вопросов. Социальные pa6oтники намерены были вести борьбу за установление социальной справедливости и равенства, но признавали, что денежных средств, поступающих из государственной системы социального обеспечения, для этого недостаточно. Это означало, что ряд общинных организаций социальной работы прекратит свое существование.
В связи с нарастающими сложностями в системе государственного социального обепечения, впервые отмеченными в 1960 г, кампании, проводимые социальными организациями, были чаще всего направлены на решение конкретных вопросов, часто обсуждаемых с точки зрения потребительских прав,. таких, как высокие и необоснованные расценки на коммунальные услуги, арендная плата и несправедливая банковая практика "красной черты" (отказ в выдаче ссуды по закладной по расовым соображениям). И хотя в литературе отмечается стремление социальных работников проводить многопроблемные кампании, они были вынуждены в основном ставить и разрешать конкретные вопросы. Таким образом, в отличие от 30—60-х годов, лишь немногие организации работали над решением стратегических проблем, из которых могла бы сформироваться общая политическая программа. Политический прагматизм сегодня более важен для этих организаций, чем общая политическая программа.
Этот шаг в сторону прагматизма явился одним из факторов объединения большей части социальных работников на базе территориальной общины в рамках единых действий. Другим фактором явилось подключение к основной работе по социальному обеспечению организаций активистов 60-х годов, которые не могли более позволить себе организовывать собственные независимые организации. Когда иссякли источники финансирования со стороны как государственного сектора, так и частных фондов, многие активисты стали заниматься патронажным обслуживанием, служить на административных должностях невысоких уровней в госпиталях, принимать участие в программах по борьбе с наркотиками, работать в центрах для пожилых людей. Ориентированные по-прежнему на социальную справедливость, эти активисты направили свои усилия на повышение своих знаний и методов защиты по конкретным проблемам, которыми всегда занимались социальные работники. Внимание к таким вопросам, как проблема бездомных, жестокое обращение с детьми, недоедание, обеспечивалось путем пропаганды какой-то отдельной проблемы с привлечением большого количества социальных работников и других активистов. Они являются информированными членами союзов, способствуют всестороннему освещению возникающих социальных проблем, представляют хорошо документированную информацию своим агентствам, тщательно собранную во время непосредственного обслуживания. Хотя финансовые ограничения продолжают сдерживать эффективность подобных усилий, возросшая частота подобных объединений активистов при поддержке и одобрении многочисленных агентств свидетельствует о размахе деятельности во многих секторах социальной работы.
И наконец, занимающиеся социальной работой организации, которые осознанно противопоставляли эту работу политической деятельности, к 80-м годам начали одобрять политическую активность. Широкомасштабные сокращения бюджетов агентств социального обслуживания, вначале на местном уровне, а к 1980 г. в государственных и федеральных учреждениях, заставили агентства, традиционно занимавшиеся социальной деятельностью, и профессиональных социальных работников пересмотреть свой подход к социальной работе. Не будучи заинтересованными в борьбе, как таковой, союзы социальных работников, сформировавшиеся в различных штатах по всей стране, призывая к восстановлению бюджетов на социальное обслуживание, переключили свое внимание с законодательной области на выборную политику. Лидеры социального обслуживания, активисты агентств и правозащитники рядовых потребителей пришли примерно в одно и то же время к общему заключению: единственным способом проведения законодательной реформы является работа в официальных учреждениях выбранных лиц, готовых к реальной поддержке социальной работы. Это означало включение социальных работников в политический выборный процесс, вначале на местном, а затем и на правительственном уровне. В 1982 г., например, Национальная ассоциация социальных работников, участвуя в выборной кампании, потратила на нее 130 тыс. долл. Эта цифра к общенациональным выборам 1984 г. возросла более чем вдвое. Основной тактикой была регистрация людей в качестве избирателей при обращении за пособием или при получении права на пособие и использование организаций социального обеспечения для выявления незарегистрированных избирателей.
Рассмотренные изменения, происшедшие с середины 70-х годов, позволяют понять, почему когда-то отличавшиеся друг от друга традиции имеют теперь так много общего. Выступающие против экономического и финансового консерватизма рядовые организации, люди, объединившиеся для решения конкретной проблемы, и крупные объединения, сформированные представителями агентств социального обеспечения, представляют сегодня основные силы социальной работы на базе территориальной общины. Агентства рассматривают ныне такого рода союзы как средство финансового выживания. В 60-е годы такая деятельность была бы невозможна. Это объединение усилий способствовало выработке коалиционной деятельности группировок, имеющих различные тенденции, которая продлится в 90—е годы, а возможно, и далее.
Дилеммы.
Конечно, при объединении усилий различных организаций не обходится без проблем. Ряд активистов, в особенности те из них, которые относят себя к социал-феминистскому и черному освободительному движению и придерживаются традиций тред-юнионов, поднимали в последние годы вопросы, заслуживающие внимания (М. Мэрейбл, 1981; С. Шехтер, 1982). Вот некоторые из них:
1. Может ли стратегическая нацеленность на выборы и кампании по решению конкретных потребительских проблем дать возможность приобрести соответствующий политический опыт, который обычно ассоциируется с формированием лидерства? Выборы и кампании по регистрации избирателей так скоротечны и ставят перед собой такие кратковременные задачи, что не позволяют развернуться более длительному процессу политического образования и формированию соответствующих навыков, особенно у новичков. Некоторые полагают, что решение социальными службами отдельного вопроса представляет собой слишком узкое поле деятельности и не позволяет перекинуть необходимый образовательный мостик от неотложных нужд потребителей к долгосрочным экономическим проблемам, связанным с процессом перестройки производства. Не менее важно и то, что острые, но скрытые формы расизма и сексизма, существующие в организациях, могут выплеснуться в пылу сражений наружу, что немедленно скажется на работе.
2. Аналитики поднимали также вопрос, все ли занятые в государственной системе социальной помощи лица имеют одинаковые интересы. Новые направления в социальной работе свидетельствуют о том, что большинство людей не считает более государственную социальную помощь простой формой социального контроля. Однако многие рядовые активисты из профсоюзов, работающие в социальных агентствах, задаются другим вопросом, который возникает из краткосрочной деятельности союзов, формирующихся во время выборов. Они исходят из того, что лидеры институтов социального обеспечения и их сотрудники имеют четкие различия в своем отношении к власти и контролю внутри своих собственных организации. Насколько реальны эти различия и как велики изменения, вызванные стремительным началом экономического кризиса, а также сдвигом вправо многих политиков, покажут последующие годы.
3. Последний вопрос касается равновесия между опорой на политиков в социальной работе и построением более независимых, организованных социальных движений. Изучение некоторых исторических материалов говорит о том, что без четко определившихся, независимых движений серьезное социальное изменение представляется маловероятным. Эта тенденция, вероятно, будет развиваться в последующие годы.
Если обсуждать эти вопросы как дилеммы, выясняется, что возникающие проблемы носят абстрактный характер, весьма далекий от реального процесса разработки стратегии За всеми этими вопросами кроется стратегическая тема самоопределения, т. е. совместной борьбы угнетенных людей, действующих в своих собственных интересах для улучшения условий, влияющих на их жизнь. Этот процесс всегда имел решающее значение для социального действия и политической жизни. Как много работы может быть выполнено для собственной пользы и до какой степени человек может изменить условия собственной жизни без помощи и поддержки со стороны других людей — вот проблема, задающая, в зависимости от ее решения, те или иные импульсы прогрессивной политической жизни на протяжении столетия. Ведутся ли споры в терминах партии и класса (классический политический аргумент о связи революционной партии с рабочим классом) или в терминах профессионального работника и клиента (классическая дискуссия о взаимоотношениях квалифицированного специалиста и клиента), они неизменно завершаются расхождениями во взглядах.
Рассмотренные выше вопросы имеют большое значение, так как и сегодня социальные работники и активисты общины занимаются социальной работой на базе территориальной общины. Если активисты слишком настойчиво отвергают союз с институционализированными силами, организованными на высшем уровне, то они, например, рискуют оказаться изолированными и бессильными что-либо предпринять. С другой стороны активисты усвоили тяжелые уроки 60-х годов, состоящие в том, что открытый политический прагматизм и слишком большие ожидания, возлагаемые на руководство, подрывают широкомасштабное членство в движении и его развитие. Ни один из активистов не сможет сделать сегодня немедленный выбор, основываясь только на уверенности, что Вечная Истина на его стороне, и в наивном убеждении, что "все образуется". Будущие социальные движения будут так же реально оценивать свои собственные новые подходы, как это делали движения прошлого.
Независимо от стратегического выбора социального работника, широкомасштабная социальная работа на протяжении нескольких последних лет, несмотря на частые поражения, очевидно, будет продолжаться в том же направлении. Активисты из местных группировок и работники, являющиеся представителями агентств, будут и впредь создавать союзы. Возрастающая нехватка денежных средств будет оказывать влияние на привлечение профессионалов к новым и более сложным социальным проблемам. Социальная работа на базе территориальной общины будет развиваться, усваивая новые уроки, совершенствуя старую тактику и разрабатывая новую стратегию для более совершенных форм социального обслуживания на пороге XXI столетия.
Стив Бергхардт.
См. также: Законотворчество и социальная работа; Радикальное направление в социальной работе; Территориальная община: эволюция; Территориальный аспект социальной работы; Участие _ граждан в социальных программах; Федеральное социальное законодательство после 1961 г.
• Alinsky S. (1946). Reveille for Radicals. N. Y.: Vintage Books. • Alinsky S. (1969). Rules for Radicals. N. Y.: Vintage Books. • Wddle W., Biddle L. (1965). The Community Development Process. N. Y.: Holt, Rinehart, Winston. • Boyte H. (1981). The Backyard Revolution. Philadelphia: Temple University I'ress. • Burghardt S. (1982a). Organizing for Community Action. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Burghardt S. (1982b). The Other Side of Organizing. Cambridge, Mass.: Schenkman Publishing Co. • Cloward R., riven F.F. (1975). The Politics of Turmoil, N. Y.: Vintage Books. • Cloward R.,PivenF. F. <1983). Toward a Class-Based Realignment of American Politics: A Movement Strategy.— Social Policy, 13(3), 3—14. • Ecklein J. (1984). Community Organizing. N. Y.: Free Press. • FabricantM., Epstein I. (1984). Legal ind Welfare Rights Advocacy: Complementary Approaches in Organizing on Behalf of the I lomeless.— Urban and Social Change Review, 17(1), 15—20. • Fisher J. (1980). The Rank nnd File Movement in Social Work. Cambridge, Mass.: Schenkman Publishing Co. • Fisher R. (1984). Let the People Decide. Boston: Twayne Publishers. • Gough J. (1981). The Political ■Conomyof Soccial Welfare. N. Y.: Macmillan I'ublishung Co. • Kahn S. (1982). Organizing. p. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Kramer R. U969). Participation of the Poor. N. Y.: I'rentice-Hall. • MarableM. (1981). From the BrassRoots. Boston: South End Press. • riven F. F, ClowardR. (1977). Poor People's Movements: How They Succeed, Why They Fail. N. Y.: Pantheon Books. • Reynolds B. (1951). SocialWork and Social Living. Secaucus, N. J.: Citadel Press. • Rothman J. (1979). Three Models of Community Organization. In: F. Cox, J. Erlich, J. Rothman, J. Tropman (Eds.). Strategies of Community Organization (p. 25— II-45). Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers. • Schechter S. (1982). Women and Male Violence. Boston: South End Press. • Silk L., Silk M. (1981). The American Establishment. N. Y.: Avon Books. • Staples L. (1984). Roots to Power. N. Y.: Praeger Publishers. • Tabb W. (1983). The Long Default. N. Y.: Monthly Review Press. • TrattnerW. (1974). From Poor Law to Welfare State. N. Y.: Free Press.