Идеологическая, классовая работа 30-х годов.
Во времена "великой депрессии" возникла особая форма социальной деятельности, которой занимались многие социальные работники. Катастрофическое падение экономического уровня сопровождалось повсеместным ростом активной и часто идеологической борьбы трудящихся. В это время коммунисты все еще грелись в лучах большевистской революции 1917 г., пока не погашенных маячащей на горизонте тенью сталинизма, и потому имели наибольшее влияние на весь рабочий класс и молодых профессионалов. Хотя сегодня это трудно себе представить, но в то время ежедневные дискуссии, полемика и споры почти всегда поднимали вопросы о классовом конфликте, идеологии и соотношении реформы и революции.
Основное руководство борьбой за преобразования в 30-х годах осуществлялось рабочим движением, особенно Комитетом промышленных профсоюзов, в котором активисты с социалистическими и коммунистическими взглядами были наиболее влиятельны. В отличие от цехового и базирующегося на этнической основе тред-юнионизма прошлых лет, комитет выступал за объединение рабочих на классовой основе в таких отраслях промышленности, как сталелитейная, автомобилестроительная и резинотехническая. Организация трудящихся на классовой основе ставила перед собой более широкие задачи — от радикальных промышленных реформ до настоящей социальной революции — и занимала непримиримую позицию в отношении социальных групп, имеющих противоположные интересы. В 30-х годах этот вид организованного движения, включая социальных работников, действовавших в его русле, был известен под общим термином "рабочие" против "боссов". В 60-е годы социальные движения и организации, выступающие за гражданские права, "усовершенствовали" свои требования, введя в них борьбу протин дискриминации по расовому и половому признаку. Подобная деятельность подчеркивала узкую профессиональную солидарность и враждебность по отношению к интересам правящей группировки.
В отличие от действий по защите интересов рабочих поселков, социальная работа и общинах имела четко выраженную классовую базу, и ее требования к социальному обеспечению, вспомоществованию и другим вопросам, решаемым на государственном уровне, были откровенно идеологическими. Акцент делался не на защиту средним классом тех, кому меньше повезло, а на объединение рабочего класса для самозащиты.
Социальные работники, стремящиеся к активным действиям, видели свою цель в привлечении к работе как можно большего количества людей. Только большие массы способны изменить существующие социальные условия. Объективная экспертиза являлась инструментом — но всего лишь второстепенным — в крупной классовой битве. Смысл ее заключался в том, чтобы люди поверили, что именно они могут изменить свое положение, а не действия нескольких профессионалов. Это означало также, что хотя социальная деятельность в территориальной общине и в расположенных по соседству с ней районах была направлена на удовлетворение местных потребностей, она часто ориентировалась на более широкие национальные и даже интернациональные интересы. Как и социальные защитники Прогрессивной Эры, активисты и группы в рамках общин стремились, например, к улучшению жилищных условий, но объединяли такого рода требования с общенациональной проблемой получения федеральной помощи, а позже — с требованиями по созданию рабочих мест. Деятельность на местах, таким образом, не замыкалась сама на себе, а выходила на осознание более широких интересов, объединяющих классовые действия и идеи в единую идеологию. Поскольку в изменении нуждалась сама система, это требовало четкого определения политической связи между местными вопросами и национальными проблемами.
К середине 40-х годов расстановка сил изменилась, а потому изменились и формы социальной деятельности. Во-первых, был провозглашен "Новый курс" Т. Рузвельта по преодолению кризиса 1929—1933 гг. Во-вторых, единство, возникшее благодаря второй мировой войне, привело к резкому уменьшению открытых проявлений классовых антагонизмов. Это торможение активных социальных действий усилилось в дальнейшем, во времена "холодной войны" конца 40-х и 50-х годов, враждебным отношением ко всем протяжениям прогрессивности, которая считалась выражением происков коммунистов или коммунистических движений. На фоне беспрецедентного экономического подъема послевоенного периода произошел отход от социальной деятельности, направленной на защиту интересов незащищенных групп населения.
Днижение за гражданские права и против антисоциальных государственных действий: 1960—1974 гг.
60-е годы ознаменовались резкой активизацией борьбы за гражданские права. Зародившись среди чернокожего населения Юга, которое выработало определенную тактику в конце 50-х годов и перенесло затем свою деятельность на Север, это движение выдвинуло в качестве первоочередных объективных требований предоставление избирательныx прав этническим меньшинствам и более справедливое распределение государственных пособий по социальному страхованию В это время социальные работники разных направлений были в согласии друг с другом чаще, чем когда бы то ни было ранее. Диижсние за устранение расовой несправедливости на Юге и другие подобные движения объединили профессионалов для пропаганды новых форм воздействия на политику социального обеспечения, направленных на то, чтобы положить конец расовому неравенству. Профессионалы, занимающиеся социальным обеспечением, использовали все свои умения и знания для оказания давления на политические и законодательные структуры в борьбе за предоставление равных гражданских прав.
Характер социальной работы в 60-е годы претерпел некоторые изменения. Активисты Прогрессивной Эры чаще всего развертывали широкие кампании по детским проблемам, тогда как пропагандистам 60-х годов пришлось бороться за предоставление социальных прав различным категориям граждан, выступая против громоздкости и сложности государственной системы социального обеспечения.
На методы защиты прав человека оказали влияние и более социально активные настроения 60-х годов. Профессионалы часто защищали интересы не отдельных лиц, а группы клиентов. Объединяясь с активистами, работающими в других областях, таких, как право и медицина, социальные работники стали исследовать и разрешать более широкий круг вопросов, включая права потребителя. Такая работа акцентировала внимание на защите прав потребителей и была направлена на увеличение государственных пособий, выделяемых широким слоям населения; в частности, социальные работники способствовали расширению таких программ, кик "Медикейд" и "Медикэр", а также выплатам страховых пособий по безработице. Эта работа объединила профессиональных социальных защитников. Профессионалы охотнее определяли себя как активистов движения, а не как членов профессионального цеха. Часто они так же враждебно относились к профессионализации, как и активисты территориальных общин.
Этот период интенсивной социальной политики и активных социальных действий и по сей день вызывает споры и расхождения во мнениях. Некоторые рассматривают его как время великих обещаний и целеустремленности, открывшее новые возможности для людей, ранее лишенных избирательных прав. Другие вспоминают неразбериху в программах и тенденции к антиинтеллектуализму и антипрофессионализму. Однако, независимо от разных оценок, это время характеризуется преобладанием конфликтов над согласием, прямыми атаками на государственную систему социального обеспечения, как таковую, и верой в то, что объединившиеся члены общин, клиенты и профессионалы способны изменить ситуацию.
Опыт, накопленный в 30—60-е годы, достаточно очевиден и заслуживает внимания. Он включает в себя:
Навыки в управлении групповыми процессами.Социальная деятельность обычно ориентирована на людей. Активисты постоянно проводят встречи и со старыми и с новыми группами. Навыки работы в больших коллективах с самыми разными повестками дня при полном соблюдении демократических процедур требуют четкой организации, которая является непременным условием данной формы социальной деятельности.
Политические навыки коалиционной работы. Независимо от политической ориентации работника, коалиционная работа требует четкого знания политических взглядов каждого партнера по коалиции, политической повестки дня, целей и задач, требующих разрешения. Повестки дня должны составляться с учетом знания о том, будет ли конкретное лицо сотрудничать с другими для разрешения вопроса. Надо знать, последователен ли работник в своей неприязни к определенной политической группировке. Анализ проблем с точки зрения политических идеалов и стратегий имеет существенное значение для социальной работы.
Знание политической структуры и структуры власти.Социальные работники 30—60-х годов научились хорошо разбираться в политических структурах и распределении властей как в обществе, так и в различных социальных институтах. Это знание по-прежнему имеет важное значение, в особенности при критическом отношении к различным политическим лидерам. Это имеет важное значение еще и потому, что чувство несправедливости, испытываемое членами территориальной общины, часто бывает вполне обоснованно, но тем не менее оно может служить пищей для нереальных требований, которые подпитываются из соответствующих источников.
Сексизм и расизм.Социальное движение 60-х годов дало огромный опыт по проблемам сексизма и расизма. Для участия в социальной работе необходимо четко определить свое отношение к расе, полу, сексуальным предпочтениям, возрастным особенностям и классу. Подобный самоанализ является важной частью происходящих внутри группы процессов и нуждается в постоянном повторении.
Сбор средств.Небольшие рядовые организации никогда не станут богатыми, но и не могут существовать без денежных средств. Для любой группы, занимающейся социальной работой, необходимо знать, как составляется прошение о субсидии, каковы выходы на агента, занимающегося денежными средствами, а также условия эффективного достижения намеченной цели.