Новые возможности социальной работы.

И тем не менее для социальных работников существуют возможности принимать активное участие в обеспечении общинного надзора и обслуживании молодых людей. Это может происходить либо в области условного освобождения на поруки и под честное слово, либо в новом виде добровольного обслуживания — в сфере развлечений. Выделение правонарушителей порядка в особую категорию сделало освобождение на поруки еще более важной возможностью для осужденных молодых людей и привело к созданию программ, предлагающих альтернативы заключению. По определению, как отмечалось, нарушителями порядка считаются молодые люди, конфликтующие со своими семьями или школами, и некоторые из методов социальной работы вполне подходят для оказании им помощи. Семейное обсуждение проблем, краткосрочная семейная терапия, развлекательные программы на базе школ представляют собой примеры новых альтернатив. Они создаются на базе местной общины, спонсорами этих программ выступают суды, а заняты в них профессиональные социальные работники.

Так, некоторые программы на базе мест­ной общины, позволяющие малолетним правонарушителям избежать судебного процесса или обеспечить для них альтернативу заключению в исправительное учреждение, предполагают условное освобождение на поруки и исследующий надзор. Эти программы обыч­но являются дополнением к надзору за несовершеннолетними и помогают работе судеб­ного исполнителя, который определяет для молодых людей дополнительное обслужива­ние. Эта работа далеко не проста, дополнительная функция по управлению делами несовершеннолетних сложна и предполагает наличие у судебного исполнителя диагности­ческих, оценочных, управленческих навыков и представлений о формировании ресурсов общины. Обычно профессиональные социальные работники заняты в управлении, надзоре, а порой занимают ведущие позиции в подобных программах.

Наконец, хотя традиционные патронаж­ные службы оказались неэффективными при условном освобождении на поруки и под честное слово, ряд других методов прямого обслуживания — а некоторые школы социальной работы сейчас разрабатывают и обновляют их — приносят положительные результаты. Обнадеживающие результаты краткосрочной терапевтической помощи семьям по улучшению общения и работа по обучению навыкам, необходимым молодым людям для самостоятельной жизни, предполагают переосмысление предпосылок и специфических методов, на которых основывается обслуживание такого рода. Неблаго­получные семьи и подростки нуждаются в навыках общения больше, чем в доброжела­тельно настроенном патронажном работнике или психотерапевте, и недавние разработки методов социальной работы позволяют самим социальным работникам обеспечивать эффективную помощь в современном понима­нии. Существующая в настоящее время тенденция "ужесточения" общественного мнения вызывает беспокойство. В соответствии с этой тенденцией программы направля­ются на сдерживание молодых людей, а не на оказание им помощи. Поэтому следует отка­заться от дальнейшего ужесточения и приме­нять такие методы, которые уже доказали свою эффективность в оказании помощи трудным, но не криминально настроенным несовершеннолетним для того, чтобы они смогли стать полноценными взрослыми людьми.

Сандра М. Стехно.

См. также: Исправительные учреждения для несовершеннолетних; Несовершенно­летние преступники и правонарушите­ли; Несовершеннолетние преступники и правосудие; Несовершеннолетние: альтернативы судебного преследования.

• CavanR. S. (1969). Juvenile Delinquency: Development, Treatment, Control. Philadelphia: J. B. Lippincott Co. • Helium F. (1979). Juvenile Justice: The Second Revolution.— Crime and Delinquency, 25(3), 299—317. • Hutzler J. L. (1982). Canon to the Left, Canon to the Right. In: Today's Delinquent (Vol. 1 p. 25—38). Pittsburgh, Pa.: National Center for Juvenile Justice. • Kimmich M. H., Gatowski M., Salomon L.M. (1985). Child-Serving Nonprofit Organizations in an Era of Government Retrenchment. Wash., D. C: Urban Institute. • McNally R.B. (1983). Juvenile Court: An Endangered Species.— Federal Probation, 47(1), 32—37. • RomigD.A. (1978). Justice for Our Children: An Examination of Juvenile Delinquent Rehabilitation Programs. Lexington, Mass.: Lexington Books. • RothmanD. (1980). Conscience and Convenience: The Asylum and Its Alternatives in Progressive America. Boston: Little, Brown & Co. • Rubin H.T. (1979). Juvenile Justice: Policy, Practice, and Law. N Y.: Random House. • RyersonE. (1978). The Best Laid Plans: America's Juvenile Court Experiment. N. Y.: Hill & Wang. • SnyderH., et al. (1983). Delinquency 1981: A Description of Cases Processed by United States Courts with Juvenile Jurisdiction. Pittsburgh, Pa.: National Center for Juvenile Justice.

«Т»

Наши рекомендации