Медицинская и психиатрическая классификация.
Медицинский диагноз представляет собой умение определить болезнь или инвалидность на основании исследования больного. В отличие от медицины, социальная работа имеет дело с психосоциальными проблемами. Использование медицинских и психиатрических диагнозов весьма проблематично в социальной работе. Обычно расхождения отсутствуют, если речь идет о наличии болезни тела, когда врач ставит диагноз и несет ответственность за лечение. Социальным работникам и в этих случаях следует относиться осторожно к симптомам, свидетельствующим о потреблении наркотиков и их воздействии на людей, а также к психосоциальным аспектам заболевания или инвалидности. Социальные работники, связанные с медицинской сферой, должны обладать обширными знаниями о заболеваниях, чтобы дать правильную психосоциальную оценку. Ставя диагноз о психическом заболевании, социальный работник дает оценку на основе анализа, который включает пять факторов: 1) симптомы психических заболеваний, 2) деформации в развитии личности, 3) физические нарушения, 4) величина психосоциальных стрессовых факторов, послуживших толчком к развитию или обострению заболевания, 5) предельный уровень адаптивного функционирования в прошедшем году. Первые три фактора составляют официальный диагноз, четвертый и пятый — дополнительные. Эта классификация не включают нарушений семейных или других социальных взаимоотношений, потребностей развития, условий и трудностей существования. Хотя многие социальные работники приветствуют использование типологий психических заболеваний и отклонений в поведении, некоторые все же сомневаются в их приемлемости для социальной работы. Они ссылаются на выводы ученых, которые исследовали воздействие на людей таких понятий, как инвалид, умственно отсталый, несовершеннолетний правонарушитель, душевнобольной, неизлечимый. Существует мнение, что подобные определения играют решающую роль в развитии и сохранении отклоняющегося поведения: люди начинают вести себя в соответствии с внешними ожиданиями. Подобные ярлыки-определения вызывают и стереотипные реакции у окружающих. Например, это происходит с детьми, испытывающими трудности с изучением языка. На них навешивают ярлык умственно отсталых, и в дальнейшем они лишаются равных возможностей в области образования. Таким образом, диагноз может превратиться в сбывающееся предсказание: способ обозначения проблемы порой определяет ее становление и развитие.
Аналогичные возражения были выдвинуты социальными работниками и относительно классификаций, выделяющих индивидов с отклонениями в развитии. Классификации могут повредить клиенту, если они предусматривают такой подход к оказанию помощи, который ориентирован на социального работника, а не на клиента. Любая классификация не учитывает уникальности личности или группы и нарушает этические принципы индивидуальности и самоопределения. А ярлыки, особенно применяемые в психиатрии, явно страдают однозначностью, тогда как людям присуща многозначность. Как отмечает У. Рид (1978), многие психические заболевания являются результатом сложных взаимодействий между клиентом, другими лицами и коллективами; диагнозы же, особенно диагнозы психических заболеваний, не учитывают должным образом социокультурные аспекты и окружение клиентов и возникающие в связи с этим проблемы.
И все же большинство ученых считают, что определенная типологизация необходима. Так, Х.Льюис (1982) подчеркивает ее важность для постановки диагноза: "Разумная оценка должна освободить социального работника, чтобы он более тщательно изучал специфические особенности потребностей клиента и оказывал необходимую помощь с учетом особенностей типа проблемы".
Эффективность применения любой классификации зависит от того, насколько адекватно она отражает ситуации и насколько компетентно практические работники ее используют. X. Нортен (1982) предлагает семь принципов классификации:
— во-первых, проблема должна основываться на фактах, а не на выводах и должна быть определена в соответствующих терминах;
— во-вторых, классификация — всего лишь инструмент, который должен нацелить практического работника на выяснение целого комплекса относящихся к проблеме факторов;
— в-третьих, классификация определяет восприятие проблемы и действия, предпринимаемые для ее разрешения (чтобы дать правильную психосоциальную оценку, требуется, как правило, гораздо больше знаний и информации, чем это предлагает классификация) ;
— в-четвертых, классификация — средство для выяснения типичных характеристик, общих для данного индивида или семьи и других лиц или групп; она указывает также и на уникальные особенности индивида и семьи. В этом состоит суть известного принципа индивидуализации;
— в-пятых, проблемы должны рассматриваться как результат взаимовлияния индивида и ситуации с учетом межличностных и внутриличностных факторов, а также окружающих условий;
— в-шестых, помогая клиенту, проблема которого выявлена и обозначена, социальный работник не должен допускать, чтобы ярлык-определение ограничивал возможности клиента, препятствовал в оказании ему помощи посредством других программ или методов;
— в-седьмых, поиски взаимопонимания между практическим работником и клиентом должны носить двусторонний характер, клиент имеет право и обязан активно участвовать в этом процессе.
Содержание диагноза.
Диагноз носит в основном психосоциальный характер, так как именно в психосоциальном контексте задаются цели социальной работы. Поэтому техника экспертной оценки включает в себя анализ: личности, межличностных отношений, семьи и ее взаимодействия с социальным окружением и определяющими его факторами. Практических работников может поставить в тупик огромный объем информации, необходимой для квалифицированной оценки. Нужны четкие указания относительно того, как получить нужную информацию и какие средства использовать для этой цели. Обычно возникают следующие вопросы:
1. Кто является клиентом? Каковы его демографические характеристики и стадия развития жизненного цикла?
2. Какие проблемы беспокоят клиента, социального работника, людей из социального окружения клиента?
3. Каким образом, когда и кто заметил проблему или потребность и что этому предшествовало?
4. Каковы основные внутриличностные, межличностные, групповые и местные стрессовые факторы, мешающие адекватно или оптимально функционировать клиенту или помогающие объяснить необходимость социальной помощи?
5. Какие достижимые цели, признаваемые клиентом, могли бы послужить отправной точкой для оказания помощи?
6. Насколько адекватно клиент выполняет свои роли в той системе, частью которой является?
7. Насколько сильна у клиента мотивация для принятия помощи от социального работника или других людей? Есть ли признаки положительной мотивации и какова природа сопротивления?
8. Какими возможностями при оказании помощи располагают конкретное лицо, семья, группа или система социальной поддержки?
9. Какова взаимосвязь характеристик клиента, социальных условий и согласованных целей в ходе решения проблемы?
10. Какие действия наилучшим образом будут отвечать потребностям лица или семьи?
Чтобы понять клиента и его ситуацию, необходимо разобраться в отношениях между индивидом, семьей и другими группами, к которым он принадлежит. Вопросы, которыми обычно руководствуются практические работники при анализе, следующие:
1. Какие возможности и какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью или другую группу?
2. Существуют ли проблемы среди членов семьи или группы?
3. Насколько эффективны (неэффективны) формы общения, включая степень открытости для появления новых партнеров общения?
4. Каковы основные возможности для формальных и неформальных ролей и насколько они эффективны?
5. Кто из окружения клиента принимает решения и какие, какие процедуры использует и как это влияет на достижение целей индивидов и системы?
6. Каковы основные конфликты, касающиеся клиента, и какие меры принимаются для их разрешения?
7. Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи или группы клиента и как обеспечивается соблюдение этих норм?
8. Какие социокультурные контакты и взаимодействия семьи и группы в рамках более крупных образований оказывают влияние на индивидов и систему в целом?
Объем и характер искомой информации варьируются в зависимости от специфики социальной помощи, особенно от ее цели, структуры и теоретической ориентации работников. При этом, уважая право индивида на невмешательство в его частную жизнь, следует ограничиваться только теми сведениями, которые необходимы для достижения целей. Если задача социальной помощи — профилактика или поддержка нормального развития, то собираемая информация ограничивается описательными характеристиками клиента. Позднее, в процессе оказания помощи или если у клиента возникнут специфические проблемы, работнику может потребоваться дополнительная информация. Если помощь имеет терапевтическую или реабилитационную направленность, то лечение возможно лишь в том случае, если социальный работник правильно понимает природу, причины и развитие проблемы, а также адекватность функционирования клиента в конкретных ситуациях.
Каждая используемая на практике модель имеет свою цель. Например, поведенческие модели требуют, чтобы практический работник располагал точной информацией о поведении наблюдаемых, дабы быть в состоянии корректировать его, устранять нежелательные явления и вводить желаемые нормы. Если индивид находится в кризисном состоянии, то поиски информации следует сконцентрировать на событиях, приведших к кризису, эмоциональных реакциях на него и способностях клиента к защите и адаптации. В большинстве случаев нужно соразмерять необходимость в подробной информации с необходимостью принятия срочных мер по оказанию помощи.
Источники информации.
Психосоциальное изучение взаимоотношений между индивидом и группой в тех или иных условиях существования осуществляется с помощью различных средств: эпидемиологии, исследования отношений между социальным работником и клиентом, бесед с индивидами, семейных и групповых сеансов и измерительных методик.
Эпидемиология.
Как считает К. Мейер (1976), эпидемиологический подход необходим для социального работника, как и для врача. Знание последствий врачебной нагрузки и потребностей людей, живущих в районе действия социальной службы, необходимо прежде всего для определения приоритетных задач социальной помощи. Все формы социальной помощи основываются на знании проблем, условий существования и демографических характеристик лиц, живущих в определенных условиях. Пренебрежение эпидемиологическими данными может исказить картину реальной жизни людей, поскольку заставит социального работника рассматривать проблемы индивида как частный случай или отклонение от нормы, а не как проблемы, типичные для многих людей, находящихся в сходных условиях. И хотя обязанность социального работника состоит в том, чтобы помочь конкретному клиенту, широкое распространение проблемы должно подтолкнуть его к разработке более широких программ, помогающих местным властям решить проблемы.
Отношения с клиентом.
Система взаимодействия социального работника с клиентом — важный источник информации. В ходе сотрудничества с практическим работником клиенты часто встречают сочувствие и понимание с его стороны. Если это происходит, создается атмосфера доверия и открытости, и клиенты охотно сообщают о себе и о той ситуации, в какой они оказались. Разные лица или группы часто демонстрируют сходные реакции, и создавшийся у социального работника стереотип межличностных отношений может повредить клиенту. Другой аспект взаимодействия — это реакция клиента на социального работника: иногда она базируется на реалистичных оценках, но нередко свидетельствует об искаженном восприятии. Анализ этих взаимоотношений может способствовать выработке правильной оценки.
Беседы с индивидами и их интервьюирование чаще всего используются для экспертной оценки. Непосредственно наблюдая за вербальным и невербальным поведением клиента, социальный работник получает информацию о том, как строить взаимоотношения и как его воспринимает клиент. Беседы с коллегами, родственниками или людьми из окружения клиента также помогают понять его потребности. Это в первую очередь относится к детям. Кроме того, информация, полученная в ходе бесед, полезна для обсуждения планов помощи клиентам и их родственникам.
Семейные советы все чаще используются наряду или дополнительно с индивидуальными беседами. Отмечаются большие возможности подобных советов, позволяющих одновременно оценивать сразу двух партнеров или всю семью, вести наблюдение за ними и создающих предпосылки для того, чтобы уловить более тонкие нюансы супружеских взаимоотношений и функционирования семьи. Их проведение позволяет выяснить следующие моменты: 1) открытые возможности и положительные взаимосвязи, которыемогут оказать существенную помощь; 2) патологические деструктивные факторы,
ограничения и взаимные обиды в отношениях между членами семьи; 3) условия жизни пары или семьи, если беседы проводятся в домашней обстановке; 4) степень влияния оказываемой помощи на супругов или членов семьи. В конечном итоге все это позволяет дать более точную и быструю оценку.
Групповые сеансы.
Свои преимущества имеют и групповые сеансы, особенно когда они проводятся с небольшими группами, состоящими из приемных родителей, детей, направляемых в исправительные центры, пациентов и их родственников. Кроме того, такие сеансы позволяют постичь природу и качество взаимоотношений детей с их ровесниками. Что касается детских групп, то их общение с социальным работником дает ключ к пониманию их возможностей и трудностей в отношениях с родителями и другими взрослыми. Подобные сеансы позволяют дать более полную экспертную оценку группы, нежели та, что исходит от родителей, учителя или врача.
Измерительные методики.
Измерения для экспертной оценки все больше используются для получения и анализа данных и определения отношений между индивидом и окружающей средой. Избирательное применение подобных методов позволяет выработать оценку, ускорить оказание помощи и документально зафиксировать ее результаты. Справочники по психическим заболеваниям и классификации психосоциальных проблем служат инструментами измерения. Имеются и другие инструменты — тесты для самооценки, соответствующие шкалы, социограммы и имитационные модели, измеряющие некоторые аспекты социального функционирования. При бихевиористском подходе используются такие средства, как дневник самонаблюдения, прямые наблюдения за клиентом, проводимые социальным работником, который сопоставляет их с данными, сообщенными самим клиентом. Цель здесь состоит в том, чтобы добиться адекватного измерения поступков, которые подлежат коррекции, а также определить признаки и последствия этих поступков. Разработан инструментарий для измерения психологических или социальных проблем индивидов и социальных взаимодействий, отношений и связей групп. Применяемый инструментарий должен быть адекватен помощи и потребностям индивида, семьи или группы.
Оценка.
Реалистичная оценка служит основой для принятия решений. Необходимо понимать природу психосоциальных потребностей клиента, их причины, мотивацию и возможности клиентов. Кроме того, социальный работник выносит суждение о том, что следует изменить, поддержать или укрепить в отношениях между лицом, группой и окружающей средой. Оценка не исчерпывается определением проблемы или условий и сбором данных. Необходимо также выяснить, что привело к возникновению нынешней ситуации. Социальный работник должен сделать выводы из полученных данных и соотнести их с предложениями об оказании возможной помощи.
Нормы поведения.
В любой культуре есть определенные нормы поведения, на основе которых можно судить об адекватности лица или группы. Оценка неэффективного функционирования позволяет социальному работнику выявить проблемы и возможности их разрешения. При определении адекватности поведения требуется выяснить, насколько поведение клиента соответствует стадии его развития; как долго оно наблюдается у клиента; является ли оно реакцией на изменение условий или на возникший кризис; насколько оно социально приемлемо в социокультурной группе клиента; мешает ли подобное поведение выполнению одной или нескольких ролей; тип, интенсивность и частота симптомов; изменилось ли поведение клиента в том смысле, что перестало соответствовать нормальному взрослению и развитию.
Социальные работники понимают, что все стадии человеческого развития пересекаются, что каждый индивид имеет свою специфику взросления и развития в пределах средних норм, что существуют многочисленные вариации осознания клиентом своего положения. Чувства, испытываемые человеком в отношении предписанных ему ролей, реакции на ожидания со стороны других дают представление о связях между людьми и их окружением. Человек может хорошо адаптироваться к одной ситуации и плохо — к другой. Поэтому социальному работнику нужно знать об эффективности функционирования клиентов в различных ситуациях.
Практические модели.
Каждая практическая модель или теоретический подход сопровождаются разными и часто противоречивыми объяснениями. Теория направляет внимание практика на определенные переменные и объясняет их. Модель объясняет поведение на основе психоаналитической теории или психологии "эго". Однако даже авторы, опирающиеся на одну и ту же теорию, могут выделять различные понятия или применять на практике разные подходы (психосоциальный, разрешение проблем, помощь в кризисе). Ни в одной модели практической социальной работы возникшие у человека проблемы не рассматриваются как патология личности, однако модели различаются в зависимости от их внимания к внутриличностным, межличностным факторам и окружающей среде и их влияния на клиента.
Альтернативные объяснения.
Они особенно полезны в тех случаях, когда они объединяют все известные факты. Объяснения, полученные путем логических построений, должны быть адаптированы исключительно к конкретному случаю. Например, не у всех людей, испытавших социальную несправедливость, возникают одинаковые реакции. Оценка ситуации должна объяснять, каким образом данный индивид или семья пострадали, к чему привели (или не привели) их реакции на несправедливость. Точная оценка требует учета альтернативных объяснений, при этом выбор альтернатив должен быть осознанным. Б. Соломон (1976) рассказывает о девочке, в отношении которой была вынесена следующая оценка: она испытывает дискриминацию в школе или же — в качестве альтернативы — ей трудно адаптироваться к новой школе, где она чувствует себя изолированной и одинокой. Чтобы определить, какая альтернатива наиболее вероятна, нужно тщательно исследовать ситуацию клиента или группы и оценить предпочтения.
Необходимость мгновенно реагировать в чрезвычайных ситуациях часто ограничивает возможности социального работника в принятии решений. Умение быстро оценить ситуацию клиента требует обширных и детальных знаний о поведении человека и возможных альтернативных объяснений.
Таким образом, оценка является важнейшим средством понимания потребностей клиента и оказания ему индивидуальных услуг. Накоплен значительный объем знаний о целях, содержании и процедурах выработки оценки, их использовании в разнообразных моделях и практике социальной работы с индивидами, семьями и группами. Важнейшее значение имеет изучение следующих принципиальных вопросов.
Каким образом существующие формулировки психосоциальных потребностей и проблем могут быть использованы для разработки достоверной и эффективной типологии проблем и потребностей, с которыми имеют дело социальные службы?
Какое влияние оказывают диагнозы о психических заболеваниях на отношение социальных работников к клиентам и их оценку, на отношение клиентов к самим себе и их обращение за помощью в социальные службы?
Насколько необходимы знания о прошлой жизни клиентов и их подсознательных мотивах, в противовес информации о нынешней жизни и осознанных мотивах, для достижения определенных психосоциальных целей?
Каким образом собранная информация влияет на выбор вида помощи и ее результаты?
Ответы на эти вопросы дополнят наши знания о выработке оценки и будут способствовать их дифференцированному использованию при оказании помощи. Это, в свою очередь, поможет практическим работникам достичь профессиональных целей, будет способствовать более эффективному и качественному функционированию социальной сферы.
Хелен Нортен.
См. также: Практика социальной работы: обзор основных направлений; Практика социальной работы: тенденции и проблемы; Практика социальной работы: эффективность.
• Germain С. В., Gitterman A. (1980). The Life Model of Social Work Practice. N. Y.: Columbia University Press. • Lewis H. (1982). The Intellectual Base of Social Work Practice: Tools for Thought in a Helping Profession. N. Y.: Haworth Press. • Meyer С. Н. (1976). Social Work Practice: The Changing Landscape. N. Y.: Free Press. • NorthenH. (1982). Clinical Social Work. N. Y.: Columbia University Press. • PerlmanH. H. (1968). Persona: Social Role and Personality. Chicago: University of Chicago Press. • Reid W. J. (1978). The Task-Centered System. N. Y.: Columbia University Press. • Roberts R.W., Nee R. H. (Eds.) (1970). Theories of Social Casework. Chicago: University of Chicago Press. • Roberts R. W., Northen H. (Eds.) (1976). Theories of Social Work With Groups. Chicago: University of Chicago Press. • Siporin M. (1975). Introduction to Social Work Practice. N. Y.: Macmillan Publishing Co. • Solomon В. В. (1976). Black Empowerment: Social Work in Oppressed Communities. N. Y.: Columbia University Press. • Tolson E. R., Reid W. J. (1981). Models of Family Treatment. N. Y.: Columbia University Press.