Угрожает ли опасность частным агентствам?
Добровольческие некоммерческие организации во многом зависят от прямой государственной поддержки. Последние данные свидетельствуют, что социальные службы некоммерческих организаций только из федеральных источников получает почти 58% общей суммы своих доходов. Грозит ли частным агентствам опасность в связи с большой зависимостью от государственного финансирования? Критики, считая, что контрактная система превращает независимый добровольческий сектор в послушный правительственный орган, давно поднимают этот вопрос. Серьезные доказательства в поддержку этих опасений отсутствуют, но в то же время очевидно, что государственные фонды предоставляют частным агентствам значительные и разнообразные возможности для развития, расширения и инновационной деятельности.
Вместе с тем государственная помощь связана с оговорками, условиями и риском, что редко благоприятствует как правительственным агентствам, так и частным. Частные агентства часто рассматривают правительственные требования как слишком ограничительные и несправедливые. С другой стороны, у правительства есть серьезные сомнения по поводу правильного соблюдения принципов контракта. Следует учесть также, что, передавая частным агентствам часть государственной ответственности, правительство серьезно проигрывает в собственных властных полномочиях. Это представляет определенную опасность для правительства, которое пытается сохранить хотя бы видимость контроля в отношении программ, за которые оно несет ответственность.
Заключение.
Независимо от воздействия сокращения ассигнований на социальное обеспечение, которое имеется в настоящее время, ясно, что контрактная система существенно меняет многие традиционные концепции отношений между правительством и добровольческим сектором. Активное сращивание государственных и добровольческих фондов и объединение их функций отражают взаимосвязь и взаимозависимость, существующие между широкой сетью небольших специализированных коммерческих и некоммерческих организаций, с одной стороны, и диаметрально противоположными правительственными организациями и агентствами на местном уровне — с другой. Что означает для правительства, частных предприятий и менеджеров эта взаимосвязь? Прежде всего ясно, что правительственные службы не могут более базироваться только на государственных структурах, как и частные службы не могут более полагаться только на добровольное финансирование. В то же время, раз правительство увеличивает свою зависимость от неправительственных служб, оно должно усилить функции контроля и управления в отношении этих организаций. Хотя большинство правительственных агентств разработали процедуры ведения дел с покупателями, отбора и составления контрактов, наблюдения за их исполнением, технология применения контрактов в социальных службах до сих пор находится на примитивном уровне. Частные агентства со своей стороны должны в большей степени приспособить свою операциональную систему к законным требованиям правительства в отношении честности и эффективности. Как бы то ни было, контрактная система означает новое явление в сфере социального обеспечения не только в США, но и в большинстве других экономически развитых стран мира.
Пол Террелл.
См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Государственная служба здравоохранения; Деинституциализация; Дети, пользующиеся службами социального обеспечения; Несовершеннолетние: альтернативы судебного преследования; Пожилые и престарелые: социальное обслуживание; Психическое здоровье и болезни; Территориальная община: эволюция.
• Terrell P., Kramer R. (1984). Social Services Contracting in the Bay Area. Berkeley, Calif.: Institute of Governmental Studies. • Gurin A., Friedman B. (1980). Contracting for Service as a Mechanism for the Delivery of Human Services: A Study of Contracting Practices in Three Human Service Agencies in Massachusetts. Waltham, Mass.: Florence Heller Graduate School for Advanced Studies in Social Welfare, Brandeis University.
СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ.
Суть экспертной оценки в социальной работе заключается в том, чтобы точно определить контингент нуждающихся и условия жизни клиентов социального обслуживания. Таким образом, оценка, по существу, является социальным диагнозом. (Исследователи отказались от термина "диагноз" из-за лишних медицинских ассоциаций.) М. Сипорин (1975) полагает, что оценка — это "дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем, людей и условий, равно как и их взаимосвязи, необходимое как нормальная основа для дифференцированной помощи". Оценка предполагает сбор данных о клиентах и условиях их жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи.
В последние годы оценка стала неотъемлемой частью взаимодействия социального работника с обслуживаемыми им клиентах или группой. Оценка не является формальной процедурой. Подключая клиента к процессу экспертной оценки, социальные работники стремятся выявить характер и суть его потребностей или проблем, определить возможности, мотивацию и ресурсы, имеющиеся у клиента или у его окружения. Они вовлекают клиентов в разрешение проблем, учат выявлять и преодолевать трудности. Предварительная оценка модифицируется и уточняется по мере того, как достигается согласие между социальным работником и клиентом относительно целей.