Службы психического здоровья.
До 60-х годов государственная политика в области психического здоровья и болезней велась через институциональные учреждения. Людей, страдающих психическими расстройствами, которые не могли позволить себе лечиться в частных клиниках, помещали в огромные по размеру учреждения, находящиеся в ведении штатов. Большей частью они были перегружены, имели недостаточное число сотрудников, представляли собой места скорее принудительного заключения, чем терапевтического лечения.
После появления транквилизаторов и распространения более человечных методов ухода и направлений лечение психических болезней, переместилось из больниц в общественные службы. В 1963 г. на основании федерального Закона о строительстве центров психического здоровья в территориальных общинах были изысканы фонды для создания сети общественных служб. В результате в последующие годы произошел массовый отток больных из больниц штатов в местные общины. В 1965 г., например, в психиатрических больницах штата Калифорния было 37 тыс. пациентов, а в настоящее время, по неточным данным, эта цифра сократилась до 5 тыс. (приблизительно половина из них — осужденные за совершение преступлений).
Целая сеть программ социальной помощи должна была помочь больным приспособиться к общественным условиям. Этой сети было передано большинство полномочий, касающихся таких услуг, как амбулаторное лечение, "Скорая помощь", образование, специализированные детские службы, обслуживание пожилых, помощь наркоманам и алкоголикам, уход после стационарного лечения, лечение в дневное время и программы обучения жизни в обществе. Такие услуги в основном предоставляются по контракту, хотя соотношение между государственным финансированием помощи психически больным и частным обеспечением бывает разным. Юрисдикция некоторых штатов допускает почти полную закупку услуг и видов помощи, а в других местах сохраняется государственный контроль за реализацией программ.
Например, в Калифорнии примерно треть бюджета психиатрических учреждений расходуется на контрактные услуги. В городских районах штата, где хорошо поставлена работа добровольческих служб и где существуют агрессивные этнические группировки, почти три четверти государственного бюджета перетекают в частные агентства. В округе Сан-Франциско, например, программы стационарного и дневного лечения, профилактики заболеваний и общественного обучения отдаются добровольческому сектору. Остаются в государственном подчинении в основном только больницы стационарного типа и службы неотложной помощи.
Службы государственного здравоохранения.
Сфера государственного здравоохранения есть общепризнанная система соответствующих мероприятий в государственном секторе. Контроль инфекционных заболеваний, гигиеническая регламентация в отношении ресторанов и других общественных учреждений, статистический учет и санитарно-профилактические мероприятия были и остаются в ведении местных правительственных агентств и их сотрудников.
В некоторых регионах, однако, частные агентства могут использоваться в интересах государственного здравоохранения. По мере расширения концепции профилактики заболеваний получала признание важность просветительной деятельности в области здравоохранения для повышения компетентности общественных групп. Только через структуры, знающие специфику групп повышенного риска, можно зачастую дойти до отдельных их представителей и семей. Хотя средний медицинский персонал государственного здравоохранения и социальные работники государственных служб добились за многие годы значительного успеха, добровольческие этнические ассоциации на уровне микрорайона особенно привлекательны для нуждающихся в помощи вследствие своей доступности.
Служба планирования семьи — наиболее важная служба, существующая на контрактной основе на уровне департаментов здравоохранения штата и на местах. Закон о службах планирования семьи и анализа населения (1970) разрешает субсидии и контракты с государственными и некоммерческими организациями в целях охвата всех желающих службами планирования семьи, существующими на добровольной основе, хотя приоритет отдается лицам с низкими доходами.
Департаменты здравоохранения часто используют контракт-агентства не только для планирования семьи, но и для разработки и реализации программ профилактики и лечения заболеваний для алкоголиков и наркоманов. Информационные и просветительские службы, направляющие свои усилия на проблему СПИДа, часто работают на контрактной основе с группами гомосексуалистов. Независимые клиники получают фонды на здравоохранение от местных государственных агентств. Хотя расходы на контрактные услуги, как правило, не превышают 10% общенациональных расходов на здравоохранение, штаты и муниципальные округа, где высока концентрация расовых и этнических меньшинств, имеют тенденцию полагаться на услуги добровольческих некоммерческих агентств.
Социальные службы.
Начиная с 60-х годов эти службы на основании Закона о социальном страховании были обязаны обеспечивать нуждающиеся семьи психотерапевтическим лечением, обучать их членов рабочим специальностям и предоставлять другие услуги для укрепления их материального положения за счет федерального финансирования в размере 75% потребных средств. При этом в компетенции штата остаются фундаментальные проблемы, касающиеся вопроса о том, заключать ли контракт, на какие виды услуг и каким образом.
Местные социальные агентства и агентства на уровне штата также занимаются всем комплексом социального обеспечения детей и оказывают поддержку семьям. В этой области работники государственных служб часто выступают в качестве менеджеров клиента, оценивают проблемы, разрабатывают соответствующие планы услуг и затем покупают услуги в случае, если в этом возникает потребность. В частном секторе обычно покупают такие виды индивидуальных услуг, как временная подмена членов семьи для ухода за больным, ведение домашнего хозяйства, терапия. Вместе с тем государственные агентства также заключают контракты с социальными агентствами для обслуживания более широкой категории клиентов. Наконец, на основании Закона о детях-беглецах и беспризорных (1974) местные агентства заключают контракты о предоставлении временного убежища, о продовольственных программах и психотерапевтических услугах.