Службы психического здоровья.

До 60-х годов государственная политика в об­ласти психического здоровья и болезней велась через институциональные учрежде­ния. Людей, страдающих психическими рас­стройствами, которые не могли позволить се­бе лечиться в частных клиниках, помещали в огромные по размеру учреждения, находящиеся в ведении штатов. Большей частью они были перегружены, имели недостаточное число сотрудников, представляли собой мес­та скорее принудительного заключения, чем терапевтического лечения.

После появления транквилизаторов и распространения более человечных методов ухода и направлений лечение психических болезней, переместилось из больниц в об­щественные службы. В 1963 г. на основании федерального Закона о строительстве цент­ров психического здоровья в территориальных общинах были изысканы фонды для создания сети общественных служб. В ре­зультате в последующие годы произошел мас­совый отток больных из больниц штатов в ме­стные общины. В 1965 г., например, в психиатрических больницах штата Кали­форния было 37 тыс. пациентов, а в настоя­щее время, по неточным данным, эта цифра сократилась до 5 тыс. (приблизительно поло­вина из них — осужденные за совершение преступлений).

Целая сеть программ социальной помощи должна была помочь больным приспособить­ся к общественным условиям. Этой сети было передано большинство полномочий, касаю­щихся таких услуг, как амбулаторное лечение, "Скорая помощь", образование, спе­циализированные детские службы, обслужи­вание пожилых, помощь наркоманам и алко­голикам, уход после стационарного лечения, лечение в дневное время и программы обуче­ния жизни в обществе. Такие услуги в основ­ном предоставляются по контракту, хотя со­отношение между государственным финансированием помощи психически боль­ным и частным обеспечением бывает разным. Юрисдикция некоторых штатов допускает почти полную закупку услуг и видов помощи, а в других местах сохраняется государственный контроль за реализацией программ.

Например, в Калифорнии примерно треть бюджета психиатрических учрежде­ний расходуется на контрактные услуги. В городских районах штата, где хорошо постав­лена работа добровольческих служб и где су­ществуют агрессивные этнические группи­ровки, почти три четверти государственного бюджета перетекают в частные агентства. В округе Сан-Франциско, например, програм­мы стационарного и дневного лечения, про­филактики заболеваний и общественного обучения отдаются добровольческому секто­ру. Остаются в государственном подчинении в основном только больницы стационарного типа и службы неотложной помощи.

Службы государственного здра­воохранения.

Сфера государственного здравоохранения есть общепризнанная сис­тема соответствующих мероприятий в госу­дарственном секторе. Контроль инфек­ционных заболеваний, гигиеническая регламентация в отношении ресторанов и других общественных учреждений, статисти­ческий учет и санитарно-профилактические мероприятия были и остаются в ведении мес­тных правительственных агентств и их со­трудников.

В некоторых регионах, однако, частные агентства могут использоваться в интересах государственного здравоохранения. По мере расширения концепции профилактики забо­леваний получала признание важность про­светительной деятельности в области здраво­охранения для повышения компетентности общественных групп. Только через структу­ры, знающие специфику групп повышенного риска, можно зачастую дойти до отдельных их представителей и семей. Хотя средний медицинский персонал государственного здра­воохранения и социальные работники госу­дарственных служб добились за многие годы значительного успеха, добровольческие эт­нические ассоциации на уровне микрорайо­на особенно привлекательны для нуждаю­щихся в помощи вследствие своей доступности.

Служба планирования семьи — наиболее важная служба, существующая на контракт­ной основе на уровне департаментов здраво­охранения штата и на местах. Закон о служ­бах планирования семьи и анализа населения (1970) разрешает субсидии и контракты с го­сударственными и некоммерческими органи­зациями в целях охвата всех желающих службами планирования семьи, существующими на добровольной основе, хотя приори­тет отдается лицам с низкими доходами.

Департаменты здравоохранения часто используют контракт-агентства не только для планирования семьи, но и для разработки и реализации программ профилактики и лече­ния заболеваний для алкоголиков и наркома­нов. Информационные и просветительские службы, направляющие свои усилия на про­блему СПИДа, часто работают на контракт­ной основе с группами гомосексуалистов. Независимые клиники получают фонды на здравоохранение от местных государствен­ных агентств. Хотя расходы на контрактные услуги, как правило, не превышают 10% об­щенациональных расходов на здравоохране­ние, штаты и муниципальные округа, где вы­сока концентрация расовых и этнических меньшинств, имеют тенденцию полагаться на услуги добровольческих некоммерческих агентств.

Социальные службы.

Начиная с 60-х годов эти службы на основании Закона о социальном страховании были обязаны обес­печивать нуждающиеся семьи психотерапев­тическим лечением, обучать их членов рабо­чим специальностям и предоставлять другие услуги для укрепления их материального по­ложения за счет федерального финансирова­ния в размере 75% потребных средств. При этом в компетенции штата остаются фунда­ментальные проблемы, касающиеся вопроса о том, заключать ли контракт, на какие виды услуг и каким образом.

Местные социальные агентства и агентст­ва на уровне штата также занимаются всем комплексом социального обеспечения детей и оказывают поддержку семьям. В этой области работники государственных служб часто вы­ступают в качестве менеджеров клиента, оце­нивают проблемы, разрабатывают соответст­вующие планы услуг и затем покупают услуги в случае, если в этом возникает по­требность. В частном секторе обычно покупа­ют такие виды индивидуальных услуг, как временная подмена членов семьи для ухода за больным, ведение домашнего хозяйства, те­рапия. Вместе с тем государственные агентст­ва также заключают контракты с социальны­ми агентствами для обслуживания более широкой категории клиентов. Наконец, на основании Закона о детях-беглецах и беспри­зорных (1974) местные агентства заключают контракты о предоставлении временного убе­жища, о продовольственных программах и психотерапевтических услугах.

Наши рекомендации