Социальная работа с группами
Для того чтобы считаться социальной работой с группой, деятельность практического работника должна включать такие аспекты, как помощь членам группы, выработка в них чувства локтя и понимания своей принадлежности к группе. Это означает, что они должны уметь ответить на следующие вопросы: "Кто здесь рядом со мной?" "Что могут сделай. группы?" "Каковы возможности этой группы?" С самого начала члены группы взаимо действуют; решение этих вопросов требует вклада каждого участника группы.
Для того чтобы работа с группой считалась социальной, практический работник должен сосредоточить внимание на оказании помощи членам группы в развитии системы взаимопомощи. Это требует поощрения общения между членами группы. Вторым критерием является то, что работник должен четко осознать, оценить и уважать групповой процесс, поскольку он сам по себе является мощной движущей силой. Значение группового процесса как движущей силы для достижеиия перемен подтверждается исследованиями. Групповой процесс предполагает последующее развитие группы, как и процесс взаимодействия во время каждой встречи.
Третьим критерием социальной работы с группой является наличие определенной установки. С самой первой встречи членов группы работник думает о том, чтобы в результате его работы группа перестала нуждаться в нем. Это означает, что работник пытается дать возможность группе расширить, свою самостоятельность (автономность), с тем чтобы продолжать работу как группа взаимопомощи и взаимной поддержки, после того как он сам либо полностью устранится либо станет выступать в роли консультанта или спонсора. Это не относится к группам детей или крайне умственно ограниченных взрослых. В этих случаях работник помогает группе стать автономной в той мере, в какой это возможно. Суть такой установки хорошо передает фраза: "Встреча с работником является лишь эпизодом в жизни клиентов". Жизненные процессы, в которые работник "включается и на которые оказывает ограниченное воздействие, происходили в течение долгого времени до него и будут продолжаться после его ухода".
Четвертый критерий состоит в том, что работник должен помочь членам группы ощущать свою принадлежность к группе в момент прекращения занятий. Это может достигаться по-разному, вербально или невербально, например через общие воспоминания или через какой-то заключительный аккорд.
Столь же законным содержанием социальной работы с группами, как психотерапия, может быть и тренировка навыков, понимания жизненных проблем или умения справляться с переменами в жизни, что может иметь место в четко организованных группах, где работник является экспертом до тех пор, пока его знания не будут переданы группе, после чего члены группы могут продолжать встречаться самостоятельно, если пожелают. Решение жизненных проблем в группе предполагает, что ее члены будут готовы решать какую-то общую проблему и в будущем, например уход на пенсию. Члены группы, собравшиеся для приобретения навыков переживания жизненных перемен, заняты тем, как справиться с той или иной переменой; таковы, например, пенсионеры, обучающиеся умению организовать свое время. Эти дополнения — психотерапия как содержание групповой работы и четкая организация группы — не охватывают всего, что сейчас делает социальный работник в группе. Скорее эти дополнения вносятся для того, чтобы удовлетворить конкретные и все более актуальные потребности. М. Хартфорд (1983) предсказывает реакцию на проблемы, выдвигаемые нашим веком электроники: "Мы не только столкнемся с необходимостью проведения более широкой групповой психотерапии в сфере психического здоровья, в социальном обслуживании семей и районов, населенных людьми, которые все свое рабочее время проводят во взаимодействии один на один с машинами, повинующимися им с абсолютной точностью, а затем, приходя домой, испытывают трудности в общении с членами семьи или друзьями, имеющими иные реакции, нежели у машин. Мы также можем столкнуться со все более настоятельной потребностью обучения социальным навыкам, необходимым для обеспечения нормального роста детей и молодежи, которые в лице машин имеют и соперников, и учителей".
Хотя главной здесь является непосредственная практическая работа, т. е. работа с клиентами, знания и навыки, полученные при непосредственной работе с группами клиентов, помогают в работе со специальными группами, с собраниями профессионалов, в контрольных группах, на административных заседаниях, в обучении и работе в профессиональных организациях.
Текущие проблемы.
Группы с непостоянным составом.
Таким группам уделяется все большее внимание в литературе и в практической работе. В группах с непостоянным составом все время меняется состав членов, низок уровень контактности и в ходу переживания в связи с увеличением или уменьшением численности. По мнению С. Генри (1981), в таких группах надо держать под контролем "процесс прохождения группой через отдельные этапы развития, умение правильно реагировать на постоянно меняющийся состав группы и сохранение основы (или костяка) группы." М. Хартфорд (1978) отмечает, что "работник всегда должен оставаться центральной скрепляющей фигурой группы и обеспечивать непрерывность ее работы".
Состав группы может меняться при каждой встрече, может изменяться полностью к четвертой встрече или же вовсе не быть определенным. Чем чаще меняется состав группы, тем меньше вероятность, что группа будет развиваться в соответствии с определенными моделями, которые обычно используются в работе с постоянными группами и наиболее распространены в практической социальной работе. Поэтому возникает много вопросов о роли посредничества в группах с непостоянным составом; эти проблемы обычно не учитываются современными моделями посредничества.
М. Галински и Дж. Шоплер написали несколько работ о группах с непостоянным составом, в одной из которых (1984) приводятся мнения практических работников о преимуществах и трудностях в работе с ними. В своем исследовании они говорят о необходимости более широкого изучения таких групп, диктуемого многообразным и сложным характером населения: подростки, совращенные своими собственными или приемными родителями; пациенты с только что поставленным диагнозом рака; подростки, живущие в чужих домах; проживающие в общине хронически умственно больные; женщины среднего возраста в состоянии депрессии; наркоманы и токсикоманы; матери детей с хроническими или безнадежными заболеваниями; родственники стариков; избитые и избивающие супруги; госпитализированные умственно больные дети и т. д. У всех описанных 116 групп, кроме одной, цели многоплановые: поддержка (92%), разрешение проблем (87 %), образование (80 %) и лечение (65%). Среди других целей — такие, как привитие необходимых навыков, ориентация, обследование, оценка и активная защита. К. Хуп также приводит интересный пример о группе лечения с непостоянным составом.
Ясно, что существует необходимость и возможность для исследования и разработки теорий в этой области.
Группы, собирающиеся единожды.
Одноразовым группам уделяется большое внимание в литературе. Они предполагают сбор на конференции, визит-консультацию, одноразовое заседание комитета, одноразовую встречу с клиентом, встречу для получения информации, а также одноразовую встречу в больнице или в приемной комнате.
У. Шварц (1971), предложив концепцию четырехэтапного процесса в работе с группами, считает, что каждый этап применим не только для всей работы с группой, но и для каждой отдельной встречи. Это следующие этапы: настройка, начало, работа и переходный (завершающий) этап. Основываясь на опыте своей работы в благотворительной сфере, У. Шварц (1968) упоминает о некоторых проблемах, с которыми сталкивается работник при одноразовой встрече: "Проблемы навыка в некоторой степени схожи с теми, которые возникают во время непродолжительного индивидуального контакта, когда в течение короткого времени надо решить много вопросов в связи с ощущениями, идеями и ожиданиями клиентов. Во время этих коротких встреч работник сталкивается со множеством несовместимых требований: он должен был сообщить много "фактов", но он знал, что эту информацию либо не услышат, либо не запомнят, если он начнет долго и нудно перечислять факты; он хотел "затронуть чувства слушающих" и знал, как это сделать, но времени было мало, и он обнаружил, что слушать очень трудно, однако он должен был убедить людей в том, что это очень серьезное дело, и постараться не отпугнуть их; он хотел, чтобы это был диалог и групповое взаимодействие, но надо было "осветить" много моментов, и он не мог надеяться на то, что они зададут должные вопросы".
Совместное руководство.
Сегодня проявляются значительный интерес и озабоченность в связи с преобладанием совместного руководства как в практической работе, так и в обучении практической работе. Будучи особенно популярным в других профессиях, совместное руководство является нововведением в социальной работе; даже термин "руководство" чужд концептуальному развитию социальной работы, поскольку социальный работник не "руководит" группами.
Что касается обучения социальной работе, то Б. Ротман (1980) в своем исследовании показывает, что в обследованных школах, которые используют совместное руководство в качестве основной тренировочной модели в производственной практике, 80% студентов занимаются с опытным работником, а 20% занимаются индивидуально со своим инструктором практической работы. 70% участвовавших в опросе заявили, что совместное руководство чаще всего используется в междисциплинарной психиатрии и нередко с привлечением людей других профессий психологов, психиатров или медсестринского персонала.
Статьи, помещенные в специальном сборнике «Социальная работа с группами» (1980), посвященном совместному руководству, дают разные его оценки. Одна из статей поднимает некоторые проблемы, но рассматривает такое руководство как реальность. В другой статье совместное руководство рассматривается как наиболее желательная форма подготовки при условии, что все работники в равной степени опытные люди. В третьей статье подчеркиваются отрицательные аспекты совместного руководства и высказывается мнение о том, что в первую очередь должны удовлетворяться потребности агентства, а затем студентов. Еще одна статья освещает отдельные "за" и "против" и излагает основные принципы установления взаимосвязи между совместными руководителями, затрагивая качество взаимоотношений между соруководителями, особенности выполняемой ими роли, механизм разрешения конфликтов, совершенствование ролевого распределения, подготовку и оценку, инспектирование, совместное руководство в группах с непостоянным составом и состав совместных руководителей.
М. Зейтц (1982) приводит необходимые структурные моменты, обеспечивающие взаимодействие между руководителями: совместное обследование и подготовка потенциальных членов группы, совместное посещение и участие в групповых встречах, совместные встречи для критики работы группы, а также совместные встречи с отдельными членами группы вне группы, если они необходимы. П. Балгопал и Т. Вэссил (1983) говорят о некоторых преимуществах совместного рукаводства, но предупреждают о возможном возникновении таких ситуаций, когда проявится несовпадение в ценностях и установках, что может вызвать конфликты между работниками не на пользу группе, например, из-за несовпадения отношения к деньгам и религиозных воззрений. Очевидно, что состав группы усложняется, когда внутри основной группы существует еще и подгруппа, т. е. совместные руководители.
Совместное руководство особенно популярно в других профессиях; оно имеет большое значение в группах с непостоянным составом вообще и в частности во многих случаях в области здравоохранения, где социальному работнику очень важно объединиться с медсестрой или лечащим врачом, которые лучше разбираются в конкретном заболевании или технической стороне проблемы. Кроме того, когда роли обоих руководителей четко определены, можно избежать осложнений.
Группы самопомощи.
Такие группы сами по себе не являются проблемой, если иметь в виду контакт с ними социальных работников. Согласно некоторым данным, к 1980 г. этих групп было более 500 тыс.; одно только общество "Анонимные алкоголики" насчитывало почти миллион членов.
На раннем этапе казалось, что движение самопомощи представляет угрозу профессиональному сообществу. В действительности главным стимулом создания групп самопомощи была неэффективность, с которой столкнулись потребители в попытке получить профессиональную помощь. Некоторым людям, оказавшимся в беде, нужно было добиться как можно большего умения управлять своей жизнью и завоевать доверие группы людей, с тем чтобы ослабить монопольный социальный контроль, осуществлявшийся профессионалами, особенно в системе медицинского обслуживания, а также расширить использование естественных ресурсов для оказания помощи в рамках собственной общины. Этими ресурсами могли быть семья, неофициальная сеть друзей и сотрудников, религиозные организации, соседи и т. д.
А. Катц и Э. Бэндэр (1976) излагают ценные соображения о потенциальных возможностях групп самопомощи. Основными формами их деятельности являются дискуссионные кружки и взаимопомощь в группе. Последняя вполне коррелируется с элементами вспомогательной психотерапии, основанными на ролевой теории, согласно которой человек, выступая в роли помощника другому, проявляет умение найти решение в трудной ситуации. Получив соответствующие навыки, научившись быть помощником, человек может начать вести себя действительно по-новому.
Сегодня очевидно, что некоторые люди желают принимать помощь только в форме самопомощи. Кроме того, поскольку средства на оказание медицинской и социальной помощи сокращаются, необходимость установления контакта с группами населения, оказавшимися в тяжелом положении, с тем чтобы найти пути решения их проблем, становится все более настоятельной. Профессионалы разных профилей обнаружили, что могут быть небесполезными в группах самопомощи. Они могут устанавливать первоначальный контакт, давать консультации, проводить тренировку, направить человека в группу или рекомендовать ему оставить ее, предоставить средства и обеспечить рекламу, а также выступить в качестве спонсора, что является особенно ценным, например, в организации "Анонимные родители". В этой организации, работающей с родителями, которые совращают или бросают детей, председателем является кто-нибудь из родителей, а спонсор выполняет роль дублера, оказывает поддержку и курирует председателя, а в случае необходимости выступает как брокер. В основном задача социального работника в группе состоит в том, чтобы помочь группе начать работу, а затем уйти, когда она будет в состоянии функционировать самостоятельно как организованная система оказания самопомощи. Это соответствует рассмотренным ранее критериям социальной работы с группами. Социальный работник должен знать о существовании групп самопомощи в общине, чтобы иметь возможность направлять клиентов для участия в их деятельности.
В последние годы группы самопомощи включили в сферу своей деятельности такие виды работы, как активная защита своих членов (в судах и других организациях) и инициатива в проведении социальных реформ. Иными словами, они фокусируют свою деятельность на изменении базисных установок в обществе, обращая особое внимание на негативные стереотипы. Классическим примером успеха в этой области является исключение гомосексуализма из категории психических заболеваний в третьем издании "Диагностического справочника расстройств психической деятельности", а также тот факт, что Ассоциация по проблемам отстающих в развитии детей стала Ассоциацией по проблемам отстающих в развитии граждан. Многие цели социального движения прежних лет, такие, как развитие самосознания в группах этнических меньшинств, создание местных комитетов или групп активной помощи детям и др., теперь осуществлены в деятельности соответствующих групп. Чтобы не дублировать работу, социальные работники могут устанавливать связь с этими группами.
Оценка.
Для практической групповой работы оценочное исследование так же важно, как и для всех других форм социальной работы. Отрицание этого является результатом неверного понимания эмпиризма. Полагающие, что эмпирическое исследование и количественная оценка — это одно и то же, либо утверждают, что исследования практической работы невозможны, либо требуют, чтобы социальные работники делали на практике только то, что поддается количественному определению. Обе позиции опасны и отражают ошибочное мнение, согласно которому не поддающаяся количественному выражению работа не является эмпирической. Приобретенный со временем опыт является эмпирическим независимо от того, можно ли выразить его в цифрах или нет. Как заметил У. Гордон (1983), "те, кто заметил разницу между ночью и днем, а также между зимой и летом, сделали это до появления фотометра и термометра!" Гордон далее пишет, что социальные работники часто применяют сложные процедуры в сложных ситуациях. В результате большая часть информации о социальной работе изложена в широких обобщениях, которые требуют конкретизации, чтобы получить гипотезы, поддающиеся исследованию, и призывают не потерять в процессе исследования часто неуловимые качества социальной работы, которые известны практическим работникам по опыту и по существу несводимы к цифрам и другим поддающимся наблюдениям символам.
Многие социальные работники и все работники, занимающиеся практической социальной работой в группах (в соответствии с четырьмя изложенными выше критериями), испытывают большие трудности при определении универсальной независимой переменной величины в практической работе, не говоря уже о том, чтобы свести ее к норме как единой основе для сравнения. Кроме того, последствия или зависимые переменные очень часто также трудно определить. Итак, и для социальной работы в группах, и для групповой психотерапии, по мнению Дж. Шапиро (1978), "приемы измерения и инструменты часто бывают нечувствительными и неточными".
По крайней мере в поведенческих подходах к индивидуальным изменениям проекты исследований единичных случаев явились шагом вперед в развитии профессиональной социальной работы. Процедура оценки проблем М. Блума (1975) еще более способствовала дальнейшему развитию профессиональной работы, позволив контролировать перемены в ходе вмешательства профессионального работника. Она также применима к некоторым формам социальной работы, которая сосредоточивается не только на одних индивидуальных изменениях.
Социальные работники должны помнить, что не всякое их действие может быть сведено к поведенческим терминам. Они не должны "попадать в тиски чисто количественных измерений, когда им приходится оправдывать свою работу". Это не означает, что нельзя проводить исследований социальной работы в группах. Работники должны продолжать собирать данные, даже если эти данные основаны на субъективных впечатлениях, как, например, данные, полученные на основе личного опыта и наблюдений либо в результате анализа докладов и записей самого процесса, а также на основе анкет, заполняемых членами группы. Р. Тоузлэнд и Р. Ривас (1984) в большом разделе об оценке во "Введении в практику групповой pa6oты" описывают эти и другие способы, как официальные так и неофициальные, с помощью которых работающие с группами могут собрать данные об эффективности их вмешательства, наряду с основными установками для определения наиболее эффективных методов. Если учесть материал, который предлагают Р. Тоузлэнд и Р. Ривас, то можно сказать, что, на ряду с продолжающимися усилиями по paзработке более точной терминологии для описания практических знаний, оценочные исследования в области социальной работы в группах, видимо, имеют многообещающее будущее.
Взгляд в будущее.
Чтобы заглянуть в будущее, необходимо окинуть беглым взглядом все происшедшее в последнее время среди тех, кто проводит групповую работу. 1978 год был рекордным. Он ознаменован началом выхода в свет "Социальной работы с группами" — первого журнала, посвященного групповой практической работе, если не считать прекратившего свое существование 23 года назад издания "Группа". Вторым замечательным событием в 1978 г. было стихийное движение в целих привлечь внимание к практической работе с группами. Это привело к созданию Комитета содействия социальной работе в группах.
На проведенном в Кливленде, штат Огайо, Кливлендском симпозиуме особое внимание было уделено сообщениям о работе с группами. Симпозиум имел огромный успех, и с тех пор симпозиумы проводятся ежегодно. После каждого из них публикуются протоколы заседаний со специально отобранными докладами.
При анализе статей, опубликованных в журнале "Социальная работа с группами" в 1978—1984 гг., становится ясно, что главное внимание уделяется трем вопросам. В 65 из 188 статей (34,5%) внимание сосредоточено на различных группах населения, в том числе расовых, этнических группах и группах с общими проблемами, включающих больных стариков и выздоравливающих алкоголичек; 58 статей (30,8%) освещали теорию работы с группами, 15статей (7,9%) были посвящены вопросам обучения социальной работе в группах. Также был проведен анализ докладов, представленных на симпозиуме по работе с группами, состоявшемся в 1984 г.; было обнаружено, что в центре внимания были те же три проблемы: 85 статей (68%) были посвящены различным группам населения, 23 статьи (18,4%) носили теоретический характер и 16 (12,8%) касались вопросов обучения социальной работе в группах. Данные, согласно которым главный акцент в социальной работе с группами делается на группы населения с конкретными проблемами, говорят о том влиянии, которое экономика оказывает на здравоохранение и сферу социальных услуг. Выделяемые в настоящее время средства направляются этим группам населения. Эти данные также отражают изменения во взглядах американцев и их понятиях о ценностныx. Прежде всего, США не являются тем "тиглем", в котором выплавляется единая нация, но представляют собой плюралистическое общество, состоящее из этнических и расовых групп и людей с разными потребностями, проблемами и интересами. Д. Янкелович (1981) утверждает, что США перешли от бедной культуры в динамичной экономике к динамичной культуре в бедной экономике, к культуре, которой присущи различные ценности и стремления. В 60-е годы, например, 72% населения считали, что напряженная работа приносит доход, а к концу 70-х годов так думали лишь 43% американцев. Янкелович высказывает мысль о том, что ни психология процветания 60-х годов, ни интроспективная ориентация 70-х ныне не являются эффективными. По его мнению, необходимо создать новую социальную этику, основанную на сотрудничестве и обязательствах, а не концентрировать внимание на развитие своих способностей, как это делалось ранее.
В последнее время выделяемые средства, а соответственно и социальные услуги направляются взрослым людям, обремененным проблемами, особенно если эти проблемы приводят клиентов в психиатрические центры, больницы, клиники, лечебницы и гериатрические центры. Мало средств и, следовательно, мало времени уделяется расширению услуг и обслуживания людей, считающихся "нормальными". Пожалуй, группа, о которой чаще всего забывают, это дети с их нормальными возрастными потребностями, — как это ни парадоксально, та самая группа, которая на раннем этапе была основным объектом групповой работы. Как указывают Р. Колодни и Дж. Гарлэнд (1984), "практическая работа с группами детей... всегда была и творческим стимулом социальной работы, и ее пасынком, которому уделяется меньше всего внимания". Несмотря на недавно отмечавшийся ООН Год ребенка, внимание переместилось с нормальных детей и их жизни на взрослых людей и взрослые проблемы.
Рут Р. Миддлмэн,
Гейл Гольдберг.
См. также: Группы взаимной помощи; Малые группы: теория и исследования; Практика социальной работы: обзор основных направлений.
• Balgopal P., Vassil Т. (1983). Groups in Social Work: An Ecological Perspective. N. Y.: Macmillan Publishing Co. • Bloom M. (1975). The Paradox of Helping. N. Y.: John Wiley & Sons. • Co-Leadership in Social Work with Groups (1980) (Special issue).— Social Work with Groups, 3(4). • Euster G. (1979). Trends in Education for Social Work Practice with Groups.— Journal of Education for Social Work, 15(2), 94—99. • Galinsky M., Schopler J. (1984). Practitioners' Views of Assets and Liabilities of Open-Ended Groups. Paper presented at the 6th Symposium of the Committee for the Advancement of Social Work with Groups. Chicago, 111. • Glasser P., Garvin С (1977). Social Group Work: The Organizational and Environmental Approach. In: J. B. Turner (Ed.). Encyclopedia of Social Work (17th ed., p. 1338—1350). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Goldberg Т., Lament A. (1984). What Happens to Social Group Work in an Integrated Methods Curriculum? Paper presented at the 6th Symposium of the Committee for the Advancement of Social Work with Groups. Chicago, III. • Gordon W. E. (1983). Social Work Resolution or Evolution?— Social Work, 28(3), 181—185. • Hartford M. E. (1972). Groups in Social Work. N. Y.: Columbia University Press. • Hartford M. E. (1977). Socialization Methods in Social Work Practice. In: J. B. Turner (Ed.). Encyclopedia of Social Work (17th ed., p. 1387—1393). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Hartford M. E. (1978). Groups in the Human Services: Facts and Fancies.— Social Work with Groups, 1(1), 7—13. • HartfordM. E. (1983). Group Work Today—Through a Rear View Mirror, or Issues in Work with Groups in a Historical Perspective. In: N. Lang, С Marshall (Eds.). Patterns in the Mosaic: Proceedings of the 4th Annual Symposium for the Advancement of Social Work with Groups (p. 737—763). Toronto, Ontario, Canada: Committee for the Advancement of Social Work with Groups. • HeapK. (1979). Process and Action in Work with Groups. N. Y.: Pergamon Press. • Henry S. (1981). Group Skills in Social Work: A Four-Dimensional Approach. Itasca, 111.: F. E. Peacock Publishers. • Katz A., Bender E. (1976). The Strength in Us: Self-Help Groups in the Modern World. N. Y.: Franklin Watts. • Kolodny R., Garland J. (1984). Guest Editorial.— Social Work with Groups, 7(4), 3—5. • Konopka G. (1963). Social Group Work: A Helping Process. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Lang N. (1979a). A Comparative Examination of Therapeutic Uses of Groups in Social Work and in Adjacent Human Service Professions: Part I. The Literature from 1955—1968.— Social Work with Groups, 2(2), 101 — 115. • LangN. (1979b). A Comparative Examination of Therapeutic Uses of Groups in Social Work and in Adjacent Human Service Professions: Part II. The Literature from 1969—1978.—Social Work with Groups, 2(3), 197—220. • Lee J. (1983). Seeing It Whole: Social Work with Groups within an Integrative Perspective. In: N. Lang, С Marshall (Eds.). Patterns in the Mosaic: Proceedings of the 4th Annual Symposium for the Advancement of Social Work with Groups (p. 491—508). Toronto, Ontario, Canada: Committee for the Advancement of Social Work with Groups. • Levinson H. (1973). Use and Misuse of Groups.— Social Work, 18(1), 66—73. • Lewis E. (1983). The Technologies of Social Group Work: Developments and Issues. In: N. Lang, С Marshall (Eds.). Patterns in the Mosaic: Proceedings of the 4th Annual Symposium for the Advancement of Social Work with Groups (p. 50—75). Toronto, Ontario, Canada: Committee for the Advancemcni ■' Social Work with Groups. • Lippitt R. (№'■ Retrospective Reflections on Group Work Group Dynamics.— Social Work with Grim 4(3), 9—19. • MiddlemanR. (1980). The of Program: Review and Update.— Social V with Groups, 3(3), 5—23. • Papell Rothman B. (1978). Editorial.— Social V with Groups, 1(3), 233—234. • Papell < Rothman B. (1980). Relating the Mainstn n* Model of Social Work with Groups to Gnni» Psychotherapy and the Structured Gnni, Approach.— Social Work with Groups, 3(2), 5—23. • Phillips H. U. (1957). Essentials if Social Group Work Skills. N. Y.: Associating Press. • Roberts R, Northen H. (197Л1, Theories of Social Work with Groups. N. Y, Columbia University Press • Rothman 1 (1980). Study of Leadership in Groupwork I IpL Instruction.— Social Work with Groups, 3U|] 11—17. • Schwartz W. (1961). The Sml| Worker in the Group. In: The Social Wellnl Forum, 1961 (p. 146—177). N. Y.: Columl» University Press. • Schwartz W. (1968). Grim Work in Public Welfare.— Public WclfuiL 26(October), 322—369. • SchwartzW. (1971)] Some Notes on the on the Use of Groups \% W. Schwartz, S. Zalba (Eds.). The Practin- i Group Work (p. 3—24). N. Y.: ColumN University Press. • Schwartz W. (1977). Six к Group Work: The Interactionist Approach II Encyclopedia of Social Work (17th id] p. 1328—1338). Wash., D. C: Nafio»( Association of Social Workers. • Seitz (1982). Co-Leadership: Benefits and Issues li N. Goroff (Ed.). Reaping from the Field—I in Practice to Principle: Proceedings of the Jl Annual Symposium for the Advacement of Six I Work with Groups (p. 880—895). Hartfo Conn.: Committee for the Advancement of Six _ Work with Groups. • Shapiro J. (147»| Methods of Group Psychotherapy ul Encounter. Itasca, III.: F. E. Peacock Publish^ • ToselandR.RivasR. (1984).AnIntrodui ., to Group Work Practice. N. Y.: Macmllli Publishing Co. • TroppE. (1977). Social Gro Work: The Developmental Approach. Encyclopedia of Social Work (17th c, p. 1321 — 1327). Wash., D. C: Naiior Association of Social Workers. • Tropp (1978). Whatever Happened to Social Gn., Work?— Social Work with Groups, l(l| 85—94. • Vinter R. (1959). Group Wml Perspectives and Prospects. In: Social Work »il Groups, 1959. N. Y.: National Association Social Workers. • Wilson G. (1976). 1п„ Practice to Theory: A Personalized History In-R. Roberts, H. Northen (Eds.). Theories ul Social Work with Groups (p. 1—44). N. Y.: Columbia University Press. • Yaloml. (1975). fhe Theory and Practice of Psychotherapy (2nd #d.). N. Y.: Basic Books. • Yankelovich D. 11981). New Rules: Searching for Self-Pglfillment in a World Turned Upside Down. N. jfii Random House.