Социальная групповая работа.
Как отмечает X. Филлипс (1957), "отличительная особенность метода групповой работы состоит в том, что акцент делается на взаимоотношениях в группе; групповая работа неизбежно отождествляется с процессом взаимодействия между членами группы, сознательно стимулируемым и направляемым социальным работником".
Социальная групповая работа приобрела широкий размах, когда школы социальной работы создали учебную программу, охватывающую различные методы (работу по решению проблем индивидов и семей, групповую работу и общинную организацию). Студенты, обучающиеся социальной работе, специализировались по одному из этих методов; с этим расчетом были составлены и программы. Эти традиционные формы социальной работы широко практикуются там, где есть сеттльмент-центры, еврейские центры, центры Ассоциации юношей-христиан, а также в агентствах по обслуживанию семей и детей, исправительных учреждениях, больницах, общественных благотворительных агентствах, психиатрических клиниках и муниципальных школах.
Как говорит Г. Вильсон (1976), "исторически большинство организаций, которые признавали группу (семью, естественные и созданные группы) в качестве единицы дли оказания услуг, ставили своей целью: 1) изменить социальные условия жизни бедных, 2) создать условия и такую расстановку сил, при которых обслуживаемые люди могут развить демократические, социальные и моральные качества и 3) дать людям возможность эмоционально приспособиться к ситуациям, в которых они очутились".
Г. Вильсон считает, что эти агентства "сосредоточивают свое внимание на проблемах людей, а не на людях с проблемами", имея в виду, что "агентства, в центре внимания которых были люди, пытались помочь конкретным лицам независимо от того, какие у ник проблемы, в то время как агентства, в центре внимания которых были проблемы, оказывали помощь людям с конкретными проблемами". Сегодня практическая групповая работа перешла в основном в ведение агентств, в центре внимания которых находятся проблемы.
Практический работник рассматривался по отношению к клиентам как работник, а не как руководитель или помощник. Термин "руководитель" (лидер) пришел из юношеских клубов и организаций бойскаутов, а термин "помощник" — из области гуманистической психологии. Работник не руководил группой. Он скорее "создавал возможности", в его обязанности входило помогать группе выбрать своих собственных лидеров и выработать порядок принятия решений, а также оказывать влияние на развитие демократических групповых норм. Работник начинал с "того, что делала группа до него", и, по мере того как со временем группа развивалась, занимал все менее заметное место. Иногда работники были советчиками. Они направляли внимание членов группы на более широкие социальные проблемы, которые оказывали влияние на их повседневную жизнь, и помогали им предпринимать необходимые социальные действия. Иногда работники выступали в роли маклеров и отсылали людей с конкретными потребностями к другим источникам, которые имелись в общинах. Как свидетельствует практика, работники высоко ценили способность к самоопределению, групповую самостоятельность, взаимопомощь и заботу об общем благе. Суть социальной групповой работы хорошо передает Ш.Лэнг (1979 b):
"В социальной работе основное направление в практической работе с группой, которая выдержала проверку временем и просуществовала более пятидесяти лет, предполагает использование социальной группы как вспомогательной формы работы, в которой разрешаются и поощряются естественные процессы социального взаимодействия... Такое взаимодействие рассматривается как... средство для осуществления... общих целей. Она (группа) не подвергается никакому, даже самому скромному, критическому анализу, кроме, возможно, тех случаев, когда та или иная проблема во взаимодействии мешает прогрессу на пути осуществления целей, а другие средства, обеспечивающие движение вперед, оказываются неэффективными. В такой ситуации социальный работник может привлечь внимание членов группы к данному процессу в надежде, что осознание и обсуждение того, что мешает или приводит к обратным результатам, может помочь членам группы преодолеть трудности".
Хотя традиционная социальная групповая работа очень часто и была психотерапией для членов группы, она все же не являлась психотерапией как таковой.
Групповая психотерапия.
Существует много разновидностей групповой терапии. Вообще практический работник использует взаимодействие участников в первую очередь для целей диагностики и как средство получения материала для анализа. Развитие группы обычно игнорируется. Практический работник является экспертом, и, как таковой, он сохраняет ведущее положение в процессе оказания помощи. Он способствует интуитивному пониманию скрытой психодинамики каждой стороны, участвующей в любом конкретном непосредственном контакте. Н. Лэнг (1979 Ь) предлагает очень важную формулировку дифференцированного использования группы работником, проводящим психотерапию: "Использование группы варьируется от подходов, которые полностью игнорируют использование групп в любом смысле... до тех подходов, которые рассматривают развитую контактную группу только как необходимое условие для психотерапевтических процедур или как средство развития процессов взаимодействия, составляющих существенную основу для анализа в рамках психотерапии... характеризуют и интерпретируют взаимодействия участников только как показатели коллективных групповых процессов... ориентированы на проведение группового психоанализа... Почти во всех приемах групповой психотерапии объектом внимания является отдельный человек и его лечение".
При групповой работе каждый участник группы имеет свою индивидуальную цель, а у практического работника такая цель есть для каждого участника. Члены группы начинают работать как незнакомые друг другу люди и в большинстве случаев такими и остаются, хотя со временем они больше узнают о себе и о своих партнерах по группе. Психотерапевты часто предостерегают участников от общения друг с другом вне группы, так как это может нарушить психотерапевтический процесс.
Как указывает И. Ялом (1975), "групповая психотерапия является в высшей степени индивидуализированным процессом. Каждый пациент включается в группу, участвует в ее работе, использует ее и воспринимает ее абсолютно индивидуально. Прекращение психотерапевтического лечения также осуществляется в абсолютно индивидуальном порядке". При проведении психотерапии многие социальные работники не используют группу вообще. Давая обзор литературы о роли групп за пятнадцатилетний период, X. Левинсон в сборнике "Социальная работа" обнаруживает, что в 90% случаев ориентация делается на лечение отдельных людей и неизменно игнорируются потенциальные возможности группового процесса.
Интересно, что само слово "психотерапия" несет в себе оттенок престижности. Слово "психотерапия" имеет определенную привлекательность. Возможно, некоторые социальные работники предпочитают называться "психотерапевтами", потому что это звание связывает их с психологами и психиатрами и отделяет от сферы социальной благотворительности и бедных. Иными словами, они, возможно, предпочли бы, чтобы их считали психотерапевтами из-за большого объема работы в центрах психического здоровья (читай: психических заболеваний), которыми обычно руководят специалисты другого профиля. Возможно, вывеска "психотерапия" делает услугу более ходовой. Психотерапия становится необходимостью, а не роскошью, и люди стали более охотно платить за такую услугу, особенно по той причине, что "движение роста" сняло налет позора с попытки многих взрослых людей получить персональную помощь психиатра. Эта рыночная привлекательность и "профессиональный" статус способствовали более широкому применению экспрессивных методов психотерапии, например музыки, танцев, поэзии, которые социальными групповыми работниками стали рассматриваться как программные виды деятельности.
Наряду с программой по борьбе с бедностью, движением в защиту гражданских прав и работой по поиску альтернативного жизненного стиля и форм общения групповая работа тоже приобрела форму движения. Очень часто это движение рассматривали как "психотерапию для здоровых людей" или, более точно, как "группы роста". В период между 1969—1974 гг., по некоторым оценкам, 5 млн человек в США принимали участие в деятельности той или иной формы групповой психотерапии, таких, как группы социального общения, группы тренировки, Т-группы (встречи для свободного и откровенного обмена мнениями в узком кругу), группы психотерапии, группы совершенствования личности, сеансы длительной психотерапии и т. д. Хотя эти группы роста часто имели психотерапевтическую направленность, сами по себе они не являлись психотерапией. Они не создавали обстановки непосредственного контакта в группе в тот момент, когда преобладающим было чувство отчужденности.
Как групповая психотерапия, так и группы встреч в основном были нацелены на взрослых людей из среднего класса. К сожалению, различия между ними были нечеткими. Групповая психотерапия представляет собой метод плодотворного лечения, требующий от практических работников серьезной профессиональной подготовки. Однако распространенность "движения встреч" создавала впечатление, что для руководства им необходима лишь незначительная тренировка. Многие необученные "мессии", вооруженные набором упражнений и евангелическим рвением, имели множество последователей. Разумеется, ни группы встреч, ни групповую психотерапию нельзя считать социальной работой, хотя психотерапия и может быть содержанием социальной работы с группами.