Недостатки и выбор новых путей.
База знаний социальной работы развивается сегодня быстрее, чем когда-либо. Тем не менее можно отметить и ряд недостатков. Нередко полемические и риторические выводы заменяют заключения, основанные на доказательствах. Менее очевидной, но все же несомненной является склонность уравнивать знания и голый эмпиризм. Некоторые из опубликованных исследований, хотя и кажутся методологически внушительными, обращаются к достаточно тривиальным проблемам. Другие исследования нетеоретичны и некумулятивны, мало что добавляют к систематическому развитию и укреплению знаний в области социальной работы.
При подготовке будущих практических работников важно учитывать, что, во-первых, эмпирическое укрепление социальной работы является профессиональным долгом всех социальных работников. Во-вторых, профессия должна выдвигать элементарные побудительные мотивы для практической деятельности или по крайней мере сокращать число мотивов, снижающих инициативу, чтобы практики использовали исследовательские находки в своей деятельности. В-третьих, необходимо обратить внимание на подбор и адаптирование знаний из других дисциплин: следует заимствовать лишь знания, теоретически подкрепленные и имеющие отношение к практике. В-четвертых, в социальной работе нужно приложить особые усилия, чтобы установить ее конструктивные связи с дисциплинами, изучающими широкомасштабные общественные изменения. И наконец, следует разработать новые модели сотрудничества науки и практики для выработки знаний в практическом, институциональном контексте, с тем чтобы эти знания имели значение и достоверность для тех, кто в конечном итоге будет их использовать (М.Рейн и С. Уайт, 1981).
Профессиональное образование для социальной работы.
Программа подготовки для выпускников и бакалаврская программа.
Развитие социальной работы как профессии происходило наряду с развитием системы об разования в социальной работе. Начавшись и конце XIX в. в форме кратковременных программ подготовки, официальное образование в области социальной работы сейчас в основном дается в колледжах и университетах. Комитет по образованию для социальной работы (КОСР) является единственным полномочным органом для принятия образовательных программ подготовки бакалавров и магистров.Комитет опубликовал новое Положение о политике в области учебных программ (1982), которое формулирует как цели, так и основное содержание для приблизительно 350 бакалаврских и 90 магистерских утвержденных программ.
За 60—80-е годы отмечен быстрый pocт докторских программ в области социальной работы, большая часть которых ориентирована на подготовку выпускников к участию в исследовательских проектах, в гуманитарных науках, в преподавательской деятельности и к занятию высоких должностей в системе управления, планирования и политического анализа. В последние годы было присуждено несколько докторских степеней в клинической и практической областях.
Ускоряющееся расширение докторских программ и их масштабности сделало необходимым создание в 1977 г. Группы содействия получению докторских степеней в области социальной работы. Эта группа проводит ежегодно совещания для обсуждения направлений, проблем и тенденций в докторском образовании и для планирования общих подходов к его расширению в системе социальной работы.
Непрерывное образование.
Целый ряд факторов дал импульс распространению программ непрерывного обучения. Среди них — осознание новых социальных проблем, вставших в центр профессионального и общественного внимания; введение в действие новых законодательства, политики и инструкций; популярность новых моделей лечения; поиск новых методик управления и источников развития; появление оригинальных подходов к сбору и использованию информации; требования к обновлению системы лицензирования.
Непрерывное обучение включает в себя университетские курсы обучения после получения степени, программы подготовки штатных сотрудников и повышение квалификации на курсах по месту работы, самообразование, консультации сотрудников с одинаковым уровнем подготовки, контроль. Программы непрерывного обучения реализуются, как правило, в форме краткосрочных курсов в учреждениях, а также на симпозиумах или конференциях. Подготовка по месту работы, которая включает в себя ориентационный курс, курсы усовершенствования и переподготовки, предполагает обсуждение, рекомендации и официальную подготовку, направленные на то, чтобы персонал был способен квалифицированно решать как существующие, так и новые задачи.
Программы непрерывного обучения в настоящее время предлагаются в самых разнообразных вариантах (А. Лауфер, 1977).Университеты предлагают их на дополнительных отделениях, в профессиональных школах и на факультетах непрерывного обучения. Бюро по социальным услугам, коммерческие фирмы, государственные программы местных отделений Национальной ассоциации социальных работников поддерживают программы непрерывного обучения для социальных работников. В непрерывном обучении увеличивается использование аудио- и видеоматериалов.
Источники изменений в образовании для сферы социальной работы.
Пути и направления развития научного поиска в психологии, социологии и в других смежных дисциплинах находят свое отражение в учебном плане для сферы социальной работы — вначале на докторском, а в конечном итоге на бакалаврском и магистерском уровнях. Широкие общественные движения и их ключевые идеологические положения повлияли на политику приема студентов, подбора профессорско-преподавательских кадров и на включение как отдельных понятий, так и целых теорий в учебный план. Демографические тенденции, особенно сокращающееся число выпускников высшей школы, заставляют при составлении учебной программы изучить различные группы населения на предмет наличия потенциальных кадров, например мужчин среднего возраста и женщин, начавших работать в немолодом возрасте.
Профессиональные интересы студентов, значительная часть которых в настоящее время обнаруживает склонность к частной практике (А. Рубин и П. Джонсон, 1984), играют основную роль при определении содержания учебного плана. Технологические нововведения, например управленческие информационные системы и широкое распространение компьютеров, также влияют на практику социальной работы и обучение. Колледжи и университеты, предлагающие учебные программы социальной работы, возможно, являются наиболее важным источником изменений. Все в большей степени факультеты социальной работы склонны принимать преподавателей с докторской степенью и ужесточать свои требования к ним, выдвигая в качестве необходимых условий ведение научной работы и публикации. Эти условия необходимы для занятия должностей и продвижения по службе.
Проблемы и достижения.
Возможно, центральным вопросом образования в социальной работе станет в ближайшем будущем вопрос качества подготовки. Пока многие предложения по непрерывному обучению носят эпизодический, случайный характер, не включают долгосрочного планирования или систематической оценки образовательных потребностей профессионалов. Реализация этих предложений зависит от денежных субсидий извне, наличие которых становится все более проблематичным в меняющейся бюджетной обстановке. Часто программы непрерывного обучения составляются так, чтобы привлекать состоятельных клиентов, конъюнктурные кадры.
Среди факторов, угрожающих качеству образования в социальной работе, — снижающееся число кандидатов, уменьшение приема, занижение стандартов при наборе, бюджетные сокращения ассигнований, распространение бакалаврских программ и быстрое увеличение количества докторов, иногда при отсутствии необходимых учебных ресурсов.
Наряду с проблемами можно отметить и определенные достижения. В частности, значительно укрепились междисциплинарные и межпрофессиональные связи в учебных программах социальной работы. Общей тенденцией стало расширение программ с двумя ступенями, которые объединяют усилия факультетов социальной работы и юриспруденции, архитектуры, коммерции, образования, здравоохранения, богословия, коммунального хозяйства, общественного управления, медицины и др.
Проблемы будущего.
Основной внутренней проблемой социальной работы является неопределенность области профессиональных интересов и ее границ. Идет ли речь об услугах для отдельных лиц или о какой-то другой теме, споры о специальной нише и сущности профессии продолжаются.
Зрелая, сформировавшаяся профессия предполагает полное единство взглядов и воззрений, но она открыта и для идеологического плюрализма. Она не всегда едина и редко бывает однородной. Часто профессиональный цех — это свободное объединение отдельных частей (Р. Бучер и А. Страусс, 1961).Ее не депрофессионализируют противоборствующие философские системы, политические предпочтения, выборы стратегии и наличие отдельных групп со своими специфическими интересами. Применительно к социальной работе следует признать, что неопределенность сферы деятельности отнюдь не является помехой. В сущности, неопределенность создает ситуацию новых возможностей и стимулирует конкуренцию в традиционных сферах занятости.
Явление деквалификации — более серьезная проблема, чем неопределенность. В некоторых штатах образовательные нормы и требования к конкретным должностям в системе социальной работы были или занижены, или изменены. Отсутствие утвержденной системы классификации видов работ в системе социальной работы по функциям, целям или обязанностям еще больше осложнило ситуацию.
В составе агентств по соцобеспечению всегда присутствовало значительное количество специалистов из других областей. Неясно, будет ли предполагаемое перераспределение рабочих мест в системе социальной работы в пользу специалистов из других областей, или парапрофессионалов, компенсировано вакансиями для профессиональных социальных работников в таких сферах, как помощь наемным работникам, уход за престарелыми или частная практика. Ясно, однако, что недостаток средств наряду с недоброжелательностью со стороны властей представляет огромную опасность для профессии, стремящейся сохранить ведущую роль в традиционных для социальных работников сферах занятости.
Частная практика.
Огромное число социальных работников занимаются частной и индивидуальной практикой, невзирая на неоднозначность оценок, даваемых этому явлению в литературе. По одной оценке (Н. Хамфрейз и М. Дайнерман, 1984), приблизительно 23% социальных работников занимаются частной практикой. Она стала самым быстро растущим сектором социальной работы, потому что освобождает работника от бюрократического давления, оказываемого на служащих агентств, приносит профессиональное признание и предоставляет возможности для улучшения финансового положения. Узаконенность частной практики как составной части социальной работы уже не подвергается сомнению.
Критикующие частную практику рассматривают эту форму деятельности как отступление от традиционных профессиональных обязательств перед бедняками и людьми, попавшими в затруднительное положение. Клиентами частников являются, как правило, представители среднего и высшего классов. Клиенты же традиционной социальной работы — слабые и угнетенные — обычно игнорируются частными работниками, так же как ими игнорируется и негативное мнение общественности. Некоторые критики считают, что одновременное внимание к личности и к окружающей среде способствует чрезмерно психологизированному представлению о мире в сфере частной психотерапии. Критаки также считают, что частные работники ставят погоню за личными целями выше вопросов социальной справедливости.
Массовый уход социальных работников в частный сектор высвечивает основные моменты внутриведомственной борьбы между социальными работниками, психологами, психиатрами и юристами ("Сошиал уоркерс волт", 1985). Основные конфликты связаны с проблемой выплат от страховых компаний. Однако вопросы о том, кто и для каких целей должен получать патенты и как нужно называть тех или иных специалистов, также становятся предметом обсуждения. Оно в значительной степени зависит от отношения к защите общественных интересов, но вместе с тем не свободно и от идеи защиты интересом профессиональных. Внутри самой профессии энергично развивается процесс лицензирования социальных работников, хотя критики продолжают указывать на его дискриминирующее и ограничивающее воздействие на некоторые группы полупрофес сионалов.
Можно спорить о том, является ли увеличивающаяся занятость социальных работников в частном секторе неким стратегическим приспосабливанием к изменяющемуся политическому климату или же она представляет собой начинающееся отделение профессии от общественного института социального обеспечения.