Общественные силы, влияющие на семейную жизнь.
Во всех индустриальных странах на семейную организацию заметно влияют изменения в самом обществе, которые происходят благодаря накоплению знаний, внедрению новых технологий и обмену информацией. Мощная волна перемен поднимается во всем мире, создавая новую, часто необычную обстановку, в которой человек должен работать, вступать в брак, воспитывать детей и умереть. Ценности разбиваются и рушатся, в то время как семейные лодочки и большие корабли церкви и государства швыряет из стороны в строну. Эти крупные перемены мы, конечно, можем рассматривать как не связанные между собой примеры неустойчивости, распада и бедствия. Но если посмотреть на них внимательно, то станет вполне очевидным, что многие сегодняшние перемены не изолированы друг от друга и не случайны. Например, такие события, как распад традиционной "семьи-ядра", мировой энергетический кризис, распространение кабельного телевидения, рост религиозных настроений, введение льгот на пошлины с товаров, появление сепаратистского движения от Квебека до Корсики, могут казаться не связанными между собой. Однако они и подобные им изолированные события и тенденции внутренне взаимосвязаны. Это фактически части глобального процесса — конца индустриализма и начала новой цивилизации.
"Многие из условий, которые создают сегодня большую опасность, могут открыть и свою привлекательную сторону" — это точка зрения А. Тоффлера, который полагает, что с "помощью ума и небольшой удачи зарождающаяся цивилизация может стать более разумной, сознательной, прочной, более милосердной и демократичной, чем когда-либо" (1980). Однако для семьи и индивидов, погруженных в быт, подчас трудновато разглядеть проявления теории А. Тоффлера в повседневных событиях, отчасти потому, что требуется много времени и усилий для того, чтобы осознать и понять нынешний социальный переворот и, еще больше, чтобы научиться управлять им.
Д. Нейсбитт в своей книге "Глобальные тенденции" (1984) перечислил основные направления развития цивилизации, которые влияют на все аспекты сегодняшней жизни: от индустриального общества к информационному обществу; от развитой технологии к высокоразвитой; от национальной экономики к мировой экономике; от короткого периода к длительному; от централизации к раздробленности; от взаимовыручки к индивидуализму; от показательной демократии к общей демократии; от иерархии к сообществу; от севера к югу; от единственного выбора "или—или" к многовариантному. По Д. Нейсбитту, самое основное направление — это переход от индустриального общества к информационному. Он пишет: "Меня всегда удивляет, как много людей отчаянно сопротивляются экономике, построенной на информации, презирают очевидность, не признают то, что индустриальная эпоха окончилась".
Как эти глобальные перемены влияют на структуру и функцию американских семей? А. Тоффлер считает, что сельскохозяйственному обществу требовались большие родовые гнезда, тогда как индустриальному — маленькие крепкие семьи. Он полагает, что новому обществу будут свойственны разные типы семейных отношений. После распада большой патриархальной семьи "разбитая на части из-за миграции в города, под ударами экономики семья освобождалась от ненужных родственников, становилась все меньше и более подвижной, что соответствовало нуждам новой технологической сферы. Так называемая нуклеарная семья — отец, мать и несколько детей без обременительных родственников — стала стандартной, социально признанной моделью во всех индустриальных странах". Если эти выводы о происхождении нуклеарной семьи, которые поддерживает широкий круг ученых-социологов и историков, правильны, можно увидеть, что форма нуклеарной семьи, которой восхищаются в Америке, не является идеальной, она вовсе не оригинальная и не окончательная. Но, что еще важнее, она может не подходить к определенной группе людей, к определенному отрезку времени или к целой эпохе. Эти выводы также показывают, что некоторые признаки эпох сохраняются и после того, как перестали быть доминантными. С другой стороны, из этого следует, что частичные признаки новой эпохи появляются до того, как станут доминантными. В конечном счете эти рассуждения означают, что различные семейные структуры у разных людей и у одних и тех же, но в разное время, могут быть и нормальными, и нормативными, так как отражают социальное воздействие, влияние технологии и возможности, которыми располагают определенные люди в определенное время. Отсюда следует, что гораздо конструктивнее не искать патологии среди разных семейных форм, а понять, какие семейные функции отвечают нуждам членов семьи и данного общества.
Влияние социальной среды и технологии неодинаково на людей, находящихся в различных слоях общества. Хотя это относится в основном к этническим, расовым, религиозным и региональным группировкам, нельзя забывать и о разных поколениях в каждой из групп, которые тоже составляют культурные группировки. Например, семейная форма, подходящая одному поколению, может не подходить другому, даже если оба принадлежат к одному дому. Поэтому время быстрых перемен приносит трудности. Как подчеркивали Д. Мэсник и М. Бэйн (1980), многие не понимают, что в Соединенных Штатах одновременно существует три поколения с небольшой разницей в возрасте, но с различными мировоззрениями, социальными перспективами и общественными нуждами. Эту смесь поколений считают взрывоопасной.
В 1980 г., как бы подражая Земле, Луне и Солнцу, становящимся в один ряд при солнечном затмении, три разных взрослых поколения в Америке пошатнули традиционныг семейные устои. Старшее поколение, родившееся в 20-е годы, испытало "Великую депрессию". Многие его представители прошли две мировые войны, были иммигрантами или детьми иммигрантов, но все родились в те времена, когда более половины американского населения было сельским. Они женились поздно и создавали маленькие семьи. Сегодня многие из них живут в одиночестве.
Среднее поколение, родившееся между 20-ми и 40-ми годами, вошло во взрослую жизнь в период изобилия и оптимизма. И, как бы возмещая урон, нанесенный историей предыдущему поколению, они женились рано и имели по нескольку детей, жили в свое удовольствие, покупали большие машины и дома. Но многие представители этого поколения сейчас развелись и не имеют своих уютных гнездышек.
Младшее поколение родилось в период "громовых" лет — в начале второй мировой войны и в первые годы после ее окончании. Представители этой группы имеют свои особенности и стиль жизни, повлиявшие на структуру американской семьи. Они начали селиться в центральных и маленьких городах, т. е. в местах, отвергнутых их родителями. Большинство женщин, настаивая на своей независимости, работают до свадьбы и во время беременности. Как мужчины, так и женщины получили лучшее образование, чем их родители. Так или иначе эта группа находится в резком контрасте с предыдущими поколениями.
Какие же основные тенденции и модели можно предложить современным американским семьям для адаптации в условиях технологических и социальных изменений? Отказ от нуклеарной семьи должен рассматриваться не как исчезновение семьи вообще, а переход от одной семейной структуры к другой определенной группы людей в определенное время в соответствии с новыми условиями жизни, чтобы удовлетворить нужды членов семьи и требования данного общества.