Практическое применение результатов исследований.
Многие социальные работники в психиатрических центрах, семейных агентствах, занимающиеся частной или групповой практикой, часто используют приемы и понятия концепции семьи как системы при работе с семьями, супругами или отдельными клиентами. Именно здесь легче всего проследить влияние семейной терапии на другие области социальной работы. Социальные работники во всех или в большинстве областей практической и научной деятельности придерживаются взгляда, согласно которому во главу угла ставится семья. Они применяют различные приемы оценки и помощи, заимствованные из семейной практики, для своих собственных целей. Некоторые из них перечислены ниже.
Например, в области социальной работы, связанной с проблемами благосостояния детей, все больше и больше делается упор на семью, так как для всех стало очевидным, что судьба ребенка в основном зависит от той семьи, в которой он воспитывается. Службы охраны и профилактики, службы, занимающиеся воссоединением семей, усыновлением, сиротские приюты, различные дома для престарелых и больных людей стараются уделять проблемам семьи максимальное внимание. Экологические и структурные теории и практические приемы являются наиболее употребимыми. Приемы оценки состояния семьи используются при построении модели приемной семьи, а также после усыновлении. Осознание силы родственных связей привело к повышению интереса к исследованию семейных связей между поколениями, которые можно проследить, используя широко распространенные генограммыи «книги жизни».
В области семейных связей и геронтологии внимание к семье объясняется тем, что пожилой или пациент проживают в семье. Семья обеспечивает для них основной уход, становится совершенно очевидным то, что проблемы и благосостояние семьи должны стать одной из главных забот при оказании помощи больным и пожилым людям. Экологические, структурные и коммуникативные методики могут быть очень полезными, а знание истории семьи (связи между поколениями), использование генограммы является основным моментом при работе с пожилыми людьми.
Главное внимание в работе социальных служащих, занимающихся проблемами школ, должно уделяться отношениям между школой и семьей. Подобным же образом социальные работники, занимающиеся проблемами производства или распределения трудовых мест, обязательно должны интересоваться вопросами семьи. Действительно, очень трудно найти хотя бы одну отрасль деятельности социальных служб, где не было бы уместным знание теоретических и практических основ работы с семьей. Социальные работники имеют богатейший исторический опыт, особенно в области взаимоотношений между семьей и окружающим миром, и этот опыт может обогатить и расширить преобладающие в области семейной терапии более узкие направления, которые ставят во главу угла сам процесс оказания помощи.
Существующие на сегодняшний день рекомендации по специализации в области социальной работы связаны с выделением служб оказания помощи семьям и детям в отдельные направления. Можно надеяться, что такая специализация не закроет возможности для социального работника остаться верным предшествующей тактике работы (где основой являлась работа с конкретным клиентом и его конкретными трудностями) и I при этом обращение к семье будет являться общим правилом во всех ситуациях, так как семья является основой жизни большинства людей.
Современное положение.
Семейная терапия является очень важным социальным и интеллектуальным движением, которое оказывает огромное влияние на практическую социальную работу. Она развивалась довольно быстро и прошла несколько различных путей, причем некоторые из них привели со временем к путанице. Некоторые области были разрабоботаны и изучены довольно полно, тогда как другие остались практически неисследованными.
Сегодняшние специалисты имеют возможность воспользоваться наследством первопроходцев в области семейной практики. Впрочем, иногда его приходится и преодолевать. Некоторые из этих первопроходцев хотя и ориентировались на вопросы семьи, разрабатывали односторонние подходы, т. е. уделяли внимание какому-либо одному направлению. Многие специалисты считают, что основной задачей, которая сегодня стоит перед этой развивающейся и изменяющейся сферой деятельности, является объединение. Очевидно, что все из перечисленных выше направлений являются неотъемлемой частью жизни любой семьи. Исключительное внимание к одному из направлений при работе с любой семьей является ненужным ограничением. Отработанной схемы, с помощью которой можно было бы выбирать соответствующие данному случаю подходы и направления, еще не создано. Кроме того, методы и указания, связанные с переносом внимания с одного направления на другое в процессе работы с семьей, должны зависеть от специалиста, его мастерства и творческого подхода к работе. Хотя существуют специалисты, приверженные какому-то одному направлению, большинство социальных служащих предпочитают использовать в своей работе различные направления.
Рассмотрим теперь будущие аспекты исследований в области семейной терапии. Процесс семейной терапии и результаты научных исследований, а также краткие очерки и образы этих исследований быстро распространяются. Однако, говоря об относительном успехе разработанных подходов работы с семьей, необходимо отметить, что в сравнении с другими областями социальной работы семейная практика находится на таком уровне, когда необходимо знакомиться с различными обзорами и, что важнее, знать эпистегомологические основы современных исследовательских программ. Большинство исследовательских моделей явились развитием уже существующих и применяемых в других областях моделей, основанных на несистемной эпистемологии. В целом исследования в области семейной терапии были менее творческими, чем в создании теории семьи и практических моделей. Существует разрыв между традиционными исследовательскими методами и информационными. Важнейшая задача на будущее состоит в поиске новых моделей для исследования при непосредственной работе с семьей.
Одной из практически неизученных областей в семейной теории и практике является тема женщины, феминизма и взаимоотношений между женщиной и семьей. Корни движения семейной терапии восходят к 50-м годам — времени, когда распределение ролей в семье зависело от пола и место женщины было дома. Нормальной и здоровой считалась та семья, в которой женщина играла духовную роль, а мужчина занимался трудом. В политической структуре самого движения в первые годы после его создания также принимался во внимание пол специалиста. Поэтому главенствующие позиции занимали специалисты-мужчины, а огромное количество женщин, имеющих более низкий статус, заполняли оставшиеся места. Радикальный феминистский взгляд на семью как на основной инструмент дискриминации женских прав привел к неизбежному конфликту между феминистами и семейной терапией. Современный научный взгляд на женскую мораль и психологическое развитие включает вопросы, касающиеся того, принимают ли социальные работники, занимающиеся вопросами семьи, принцип, согласно которому взгляды на эмоциональное и психическое здоровье зависят от пола. Например, концепция М. Боуэна о "дифференциации" и концепция С. Минухина ввели определения нормального поведения и психического здоровья только с точки зрения мужчины. Недавно несколько мужчин и женщин, работающих в этой области, попытались внести некоторые изменения в семейную терапию и создать такие подходы к работе с семьей, которые учитывали бы проблемы и различия людей разного пола.
Можно сказать, что движение семейной терапии было очень близоруким по отношению к вопросам этнических и культурных различий в семье. Необходимо существующие подходы к работе с семьей изменить таким образом, чтобы они соответствовали жизненным установкам, системе ценностей и потребностям различных этнических групп. Социологи и специалисты в области семьи начинают работать в этой важной области, и уже сегодня имеются некоторые ценные материалы, которыми может воспользоваться любой практик.
Исследователи, работающие в этой области, считают, что необходимо обратить внимание еще на одну проблему, связанную с изучением и объединением различных психологических теорий и практических подходов к работе с семьей. Психологические теории, нацеленные на работу с индивидом, не могут пролить свет на подходы к работе с семьей, и, наоборот, теория семьи (хотя и затрагивает действия отдельных людей) не может раскрывать внутренних психологических процессов. Например, роль — это понятие, которое широко используется в теории семьи и характеризует поведение отдельного человека или описывает процессы взаимодействия нескольких людей. Хотя известное высказывание Томаса Бекета: "Сделай меня архиепископом, и я буду архиепископом" — звучит правдиво, однако теория реальной жизни в семье и теория выполнения какой-либо роли описывают совершенно разные психологические процессы, происходящие во внутреннем мире людей.
Взаимоотношения между специалистами, уделяющими основное внимание отдельному человеку, и теми, кто ставит во главу угла семью, часто носили характер конкуренции, а иногда и оттенок сарказма. Первые критиковали подходы вторых как поверхностные и подтасованные и отвергали их как ненужные причуды. Вторые же полностью отрицали многие фундаментальные теории первых и обвиняли их в близорукости, реакционности и, что хуже всего, в прямолинейности мышления. Такие постоянные нападки друг на друга, хотя и объяснимы в период общих резких изменений, приводят к поляризации позиций противоборствующих сторон и к такому состоянию взаимоотношений между противниками, которое прямо противоположно необходимости объединения усилий и применения их к изучению общих тем и достижению прочных взаимосвязей.
Некоторые психологи обращаются в своей работе к вопросам семьи и семейной терапии, пытаются найти такие моменты, которые связывают семейную теорию и психологию. Аналогично некоторые специалисты в области семьи обращаются к психологии. Например, они часто используют теорию отношений. В методах, основанных на этой теории, изучается происхождение межличностных взаимоотношений с помощью обращения к бессознательным внутренним воспоминаниям о предшествующем опыте семейных взаимоотношений. В будущем необходимо создать методы для работы с различными семьями, каждая из которых имеет свое собственное психологическое устройство.
Обнаружение связей между системами различных уровней является, вероятно, наиболее интересной и сложной задачей 80—90-х годов. Анализом таких связей занимался Грегори Бейтсон, причем этого ученого считали интеллектуальным прародителем семейной терапии. Недавняя конференция в его честь собрала вместе многих известных врачей, биологов, деятелей искусства, семейных терапевтов для изучения связей между различными системами мышления. Задача соединения психологической и семейной теории является той частью этой большой задачи, которой отдается наибольшее предпочтение при исследованиях.
Продолжая основываться только на таких науках, как психология и социология, люди работающие в области изучения семьи, не смогут добиться успехов в интеграции, так как каждая научная дисциплина имеет собственный язык, преобладающие только в ней примеры и собственные границы исследования. Экологические методики помогают расширить действия социальных работников занимающихся проблемами индивида и его окружения. Но так как основы этих методик заложены в биологии, то это заставляет специалистов создавать модели, которые исключают воображение, фантазию, память, эстетику и многие другие важные моменты человеческой жизни.
Во многих областях, таких, как семейная терапия, появляются люди с новыми взглядами, которые пытаются найти связь между различными науками и при этом отбрасывают все границы не только между социальными и естественными науками, но также и между этими науками и искусством. Они находят науку в искусстве, искусство — в науке и социальную теорию — во всех человеческих действиях и творчестве.
В области, связанной с изучением семьи, некоторые обращаются к эстетическому жанру, который может использовать накопленный человечеством опыт в самых разнообразных формах. Например, семейные ритуалы, истории, мифы, легенды и многое другое выражают связь между прошлым и настоящим, между различными областями человеческой деятельности, между людьми. Такие методы обеспечивают доступ к информации и связям, которые отнюдь не всегда являются доступными при других способах изучения человка и окружающего его мира.
Энн Хартман,
Джоан Лэарл
сm. также: Обучение семейной жизни; Практика социальной работы: обзор основных направлений; Семья: социальные службы; Социальная работа с группой.
• AckermanN. (1958). The Psychodynamics «I I'umily Life. N. Y.: Basic Books. • Ackerman f (1971). The Growing Edge of Family 1Ъггару.—Family Process, 10(2), 143—156. • Аш-rswald E. (1968). Interdisciplinary vs. Ecological Approach.— Family Process, 7, 102-215. • Auerswald E. (1971). Families, Change and the Ecological Perspective.— ftmiilyProcess, 10(3),263—280. • BatesonG., al. (1956). Toward a Theory of |<hi/.ophrenia.— Behavioral Science, 1(4), ul —264. • Beels C, FerberA. (1969). Family Therapy: A View.— Family Process, 8(3), U() 318. • Boszormenyi-Nagy I., Spark G. (1473). Invisible Loyalties: Reciprocity in tuicrgenerational Family Therapy. N. Y.: M«rpcr & Row. • Bowen M. (1978). Family Therapy in Clinical Practice. N. Y.: Jason ifonson. • Carter E., McGoldrick M. (Eds.) (1480). The Family Life Cycle: A Framework for Pamlly Therapy. N. Y.: Gardner Press. • Foley V D. (1974). An Introduction to Family ТЫтару. N. Y.: Grune & Stratton. • Germain С (1473). An Ecological Perspective in Casework Be.- Social Casework, 54(6), 323—330. I Germain C. (1979). Social Work Practice: People and Environments. N. Y.: Columbia University Press. • Guerin P. (1976). Family Therapy: The First Twenty-Five Years. In: I, Guerin (Ed.). Family Therapy: Theory and fructice (p. 2—22). N. Y.: Gardner Press. • Haley Jay. (1976). Problem-Solving Therapy, jjlii Francisco: Jossey-Bass. • Haley J. (1980). leaving Home. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • HartmanA. (1978). Diagrammatic Assessment I Family Relationships.— Social Casework, |v<8), 465—476. • Hartman A., Laird J. (1483). Family-Centered Social Work Practice. N Y.: Free Press. • Jarrett M. (1920). The Ijlychiatric Thread Running Through All Social Cisc Work. In: Proceedings (p. 587—593). Chicago: National Conference on Social Welfare. • Keeney В., Ross J. (1985). Mind in Therapy. N Y.: Basic Books. • Kuhn T. (1962). The llructure of Scientific Revolutions. Chicago: University of Chicago Press. • Laird J. (1984). lorccrers, Shamans and SocialWorkers: The Use Of Ritual in Family-Centered Practice.— Social Work, 29(2), 123—129. -Laird /., Allen J. (1483). Family Theory and Practice. In: A Rosenblatt, D. Waldfogel (Eds.). Handbook Of Clinical Social Work (p. 176—201). San I rancisco: Jossey-Bass. • Madanes C, Haley J.(1977). Dimensions of Family Therapy.— Journal of Nervous and Mental Disease, 165, 88—98. 'Meyer С (1970). Social Work Practice: AResponse to the Urban Crisis. N. Y.: Free Press. • Minuchin S. (1974). Families and Family Therapy. Boston, Mass.: Harvard University Press. • Minuchin S., Fishman H. (1981). Family Therapy Techniques. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. • MinuchinS., etal. (1967). Families of the Slums. N. Y.:BasicBooks. • NicholsM. (1984).Family Therapy: Concepts and Methods. N. Y.: Gardner Press. • PappP. (1980). The Greek Chorus and Other Techniques of Family Therapy.— Family Process, 19(1), 45—58. • Pinderhughes E. (1985). Power, Powerlessness and Practice. In: S. Grey, A. Hartman, E. Saalberg (Eds.). Empowering the Black Family (p. 29—39). Ann Arbor: National Child Welfare Training Center, University of Michigan School of Social Work. • Richmond M. (1917). Social Diagnosis. N. Y.: Russell Sage Foundation. • Richmond M. (1930). The Long View. N. Y.: Russell Sage Foundation. • Ritterman M. K. (1977). Paradigmatic Classification of Family Therapy Theories.— Family Process, 16(1), 29—46. • Rueveni U. (1979). Networking Families in Crisis. N. Y.: Human Sciences Press. • ScherzF. (1954). What Is Family Centered Casework?— Social Casework, 34(8), 343—348. • Selvini-Palazzoli M., et al. (1978). Paradox and Counterparadox (English translation). N. Y.: Jason Aronson. • Silverman M., Silverman M. (1962). Psychiatry Inside the Family Circle.— Saturday Evening Post, Nov. issue, 46—51. Quoted in С. В. Broderick, S. S. Schrader (1981). The History of Professional Marriage and Family Therapy. In: A. Gurman, D. Kniskern (Eds.). Handbook of Family Therapy (p. 5—38). N. Y.: Brunner/Mazel. • SolomonB. (1976). Black Empowerment: Social Work in Oppressed Communities. N. Y.: Columbia University Press. • Southard E. E. (1919). The Kingdom of Evil: Advantages of an Orderly Approach in Social Case Analysis. In: Proceedings (p. 334—340). Chicago: National Conference on Social Welfare. • Speck R., Attneave С (1973). Family Networks. N. Y.: Vintage Books. • Speer D. (1970). Family Systems: Morphostasis and Morphogenesis, or "Is Homeostasis Enough?"— Family Process, 9(3), 259—278. • WatzlawickP., WeaklandJ., Fisch R. (1974). Change: Principles of Problem Formation and Problem Resolution. N. Y.:W. W. Norton & Co. • Watzlawick P., Beavin J., Jackson D. (1967). Pragmatics of Human Communication. N. Y.: W. W. Norton & Co. Wertheim E. S. (1973). Family Unit Therapy. The Science and Typology of Family Systems.— Family Process, 12(4), 361—376.
СЕМЬЯ МНОГОПОКОЛЕННАЯ.
В 70-х годах интерес к семье вновь проявился в связи с ее значительной ролью в оказании поддержки своим наиболее социально уязвимым членам, особенно детям и старикам. Существенно возросла численность сторонников того мнения, что роль государства в обеспечении граждан услугами социальных служб уменьшилась и что эту сферу деятельности должна взять на себя сама семья.
С 30-х годов социальная политика в США основывается на концепции нуклеарной семьи, которая состоит из супругов, находящихся в законном браке, и рожденных в нем детей. По данным Бюро переписей населения, в 1970 г. семьи этого типа составляли 87,1 % всех семей в США. Однако к 1984 г. доля подобных семей снизилась до 74,3%. Неполные семьи рассматривались как социальная проблема, способная нанести вред психическому развитию детей, как угроза экономической стабильности, фактор роста нищеты среди женщин и, наконец, как угроза стабильности нации. Заявление помощника министра здравоохранения и социального обеспечения Доркас Харди может служить примером распространенного отношения к семье: "Полная семья все еще является неотъемлемой ячейкой нашего общества, и ради наших детей мы обязаны попытаться остановить процесс ее разрушения".
Изучение семьи можно сравнить с оценкой драгоценного камня: ее следует рассматривать со всех сторон, так как в зависимости от угла зрения открываются различные грани. Очевидно, что классическая нуклеарная семья не отвечает современным требованиям. В то же время не хватает научной литературы о природе и структуре семьи, состоящей из нескольких поколений (многопоколенной семьи). Эта характеристика — многопоколенность — была использована в различных исследованиях, и американские ученые начали говорить о семейной жизни, уделяя внимание уже не одному поколению, а детям, родителям, бабушкам и дедушкам.
Определение.
Семья из многих поколений — естественная форма семейных отношений, включающая два и более поколения своих членов, в определенный момент времени живущих совместно. Корнями она уходит в супружеские и родственные связи, являющиеся основой для семейной организации, и состоит из супругов и их потомства, окруженных родственниками. Кровнородственные связи создают биологические узы между членами первичной ячейки воспроизведения — отцом м матерью — и последующими ячейками, образуемыми их потомством. В странах Ближнего Востока, Азии, Африки и до некоторой степени на Западе более уважительное отношение в большинстве случаев проявляется к мальчикам, продолжающим семейную линию, поскольку, в отличие от девочек, мальчики сохраняют в браке семейное имя.
Обычно супруги вступают в брак, чтобы произвести на свет детей, и большинство на них достигает этой цели. Семья из многих поколений является основной организационной ячейкой и служит отправной точкой для всех других разновидностей и альтернатив семьи. В научной литературе для обозначения личной ответственности по отношению к членам семьи используется термин "филиация" (родство), который выражает чувство взаимной семейной ответственности -родителя за ребенка, ребенка за родителя на протяжении всех поколений.
Примером многопоколенной семьи является семья, три поколения которой живут вместе, начиная с детей и кончая бабушкой и дедушкой по материнской или отцовской линии.
Однако кровное родство не может быть убедительным показателем родственных уз между членами семьи. В очень подвижном индустриальном обществе взрослые дети со своими супругами обычно живут отдельно от родителей и могут мигрировать из домашней общины по причинам экономического или личного характера. Тем не менее есть множество примеров высокой степени взаимодействия между членами семьи, несмотря на географическую или пространственную разобщенность. В настоящее время образцом семейной жизни становятся отдельные семьи для всех (за исключением престарелых и больных) при сохранении сложной структуры устойчивых, постоянно поддерживаемых родственных отношений. Эти семьи в высшей степени интегрированы в сеть социальных отношений и взаимной поддержки. Они функционируют по горизонтали — через двусторонние кровнородственные связи — и по вертикали — сквозь несколько поколений. Ядром этого типа семьи являются родители, которые основали семью и должны вызывать у ее членов постоянные чувства семейного единства, ответственности и солидарности поколений.
Достоверной общенациональной статистической информации о численности семей из многих поколений нет, поэтому сведения о преобладании этого типа семьи нужно по крупинцам собирать из данных о формах семейной организации и общей демографической статистики, особенно касающейся лиц пожилого возраста и детей. Э. Броди, например, сообщила о том, что для отдельных людей и семей в целом стало обычным иметь родителя, нуждающегося в помощи. Она заметила, что между 1900 и 1976 гг. число людей, переживших смерть родителя в возрасте 15 лет, снизилось с 25 до 5%, в то время как число супружеских пар среднего возраста, имеющих двух и более живущих родственников, увеличилось с 10 до 47%. К1963г.около 25 % людей имели живущего родителя, а уже к началу 70-х годов среди живущих родителей было 25% людей в возрасте до 60 лет, 20% - 61 —69 лет, 10% — 70лет и 3% —в возрасте старше 70 лет. В каждом отдельном поколении кровнородственная семья становится сравнительно меньше, но впервые она охватывает четыре и даже пять поколений (Р. Батлер и М. Льюис, 1982).
Другой моделью является возвращение взрослых детей домой после личных неудач. Можно предположить также, что во многих семьях взрослые дети откладывают свой отъезд в связи со стремительным ростом стоимости жизни и образования. По данным Бюро переписей населения, в 1984 г. около 16% мужчин и 8% женщин в возрасте 25—29 лет жили по крайней мере с одним из своих родителей, а в 1970 г. соответственно — 10,9 и 5,2%.
Таким образом, семья из многих поколений—это широко распространенная социальная ячейка, состоящая из кровных родственников разных поколений, которые разделяют общую преданность семье. Характеристика подобной семьи включает биологическое родство, чувство единства, солидарности и родство, вытекающее из преданности ядру семейной ячейки (при этом члены семьи могут жить вместе или отдельно друг от друга). Цель подобной семейной организации —выживание всех поколений и процветание ее членов, достигаемое через родственные отношения, которые питают и поддерживают важнейшую систему кровного родства.