Социальные тенденции и демография.
Семьи в повторном браке известны столь же давно, сколько вообще известна человеческая семья. Ранее образование семьи в повторном браке представляло собой попытку одного из родителей, потерявшего своего супруга или супругу в результате смерти, восполнить потерю через повторное вступление в брак. Английское слово "step" — как компонент сложных слов, означающих родственные отношения после второго брака одного из родителей, произошло от староанглийских и старогерманских понятий, связанных с потерей близких, и значение его было — "лишиться детей или родителей". Позже рамки понятия расширились и стали включать "замену родителя" (мужского или женского пола). В конечном итоге понятие стало включать и единокровные отношения в повторном браке, если один из приемных родителей имел детей от предыдущего брака.
Со временем слово "step" приобрело негативный оттенок. Это отразилось в таких сказках, как "Золушка", "Гензель и Гретель", "Белоснежка". Постоянная тема сказок — дети, чья мать умерла. После того как отец женится снова, мачеха делает из ребенка жертву, а отец или отсутствует, или бессилен и не может вмешаться. Этот сказочный мотив присутствует в культурах всего мира: например, тема сказки "Гензель и Гретель" обнаружена в африканских культурах, а тема "Золушки" присутствует в культуре Китая IX в. Очевидна мораль этих сказок, изображающих злобных мачех неестественно жестокими по отношению к приемным детям. Отношения внутри семьи в повторном браке также не пользовались для выражения пренебрежения или плохого отношения.
Хотя внутренний смысл приставки "step" относится к смерти одного из супругов, сегодня это понятие применяется к любому приобретенному родственнику, когда родной или приемный родитель вновь вступает в брак после развода. Какие бы предыдущие негативные значения ни окружали это понятие, все же расторжение браков происходит и дети теряют родителей. Положение семьи в повторном браке отягощается отсутствием соответствующих институтов, учебной литературы, отсутствием ясности относительно соответствующих супружеских ролей и стратегических целей супругов в повторном браке. Бюро переписей населения в США также не имеет никакой специальной категории для семей в повторных браках и приемных детей. Цифры по количеству таких семей и детей взяты из соответствующих опросов и правительственных документов. Эти оценки не отражают прямых подсчетов переписи населения.
Хотя они и не определены как особая семейная структура, повторные браки стали обычным делом в Соединенных Штатах еще в ранние дни колонизации, когда был высок уровень смертности и многие овдовевшие люди вступали в брак повторно. Разводы были редким явлением до конца XIX в., лишь небольшому количеству повторных браком предшествовал развод. Однако в новом столетии уровень разводов стал быстро расти. Особенно их число возросло после второй мировой войны и в 60-х годах. К середине 60-х годов основной причиной повторного вступления в брак стала уже не смерть, а развод и количество повторных браков почти сравнилось с числом разводов. К 1978 г. 12% из тех, кто вступал в брак вторично, были вдовами или вдовцами, а 88% — разведенными. Сегодня количество разводов еще более увеличилось: в 70-е годы распадался каждый третий брак, в 80-е — каждый второй. Причинами увеличения количества разводом стали изменение отношения к святости первого брака и философия самореализации, предполагающая право на счастье в браке.
60% из тех, кто разводится, имеют малолетних детей; таким образом, они становятся семьями с одним родителем, из которых далееобразуются семьи в повторных браках. Стадия семьи с одним родителем — переходная, 75—80% этих родителей вновь вступают в брак в течение двух—пяти лет и образуют семьи с двумя родителями, в которых представлено два поколения. В Соединенных Штатах из 62 млн семей 39% имеют двух родителей, два поколения и объединяют мужа, жену, одного или более детей. Как было отмечено выше, прямых подсчетов семей в повторных браках не проводилось. Однако, по некоторым оценкам, в одной из пяти семей один или оба супруга были разведены и вновь вступили в брак (А. Черлин и Дж. Маккарти, 1985). Большинство повторных браков заключается при наличии детей от предыдущих браков. Таким образом, можно сделать следующий вывод: в Соединенных Штатах 20% семей с двумя родителями, двумя поколениями являются семьями в повторных браках. (Сюда не включено количество сожительствующих или живущих в одном месте пар в повторном браке, о которых говорилось вышe.) Цифры переписи населения также свидетельствуют о том, что с 1973 по 1983 г. число пар, живущих вместе вне брака и имеющих детей от предыдущих браков, возросло; увеличивается также число людей, живущих в ситуации повторного брака (Р. Глик, А. Нортон, 1977).
Количество приемных, в том числе сводных детей в повторных браках также растет. К 1978 г. один из восьми детей до 18 лет жил в семье в повторном браке. Предполагается, что если не произойдет изменений в соответствующих тенденциях, то 45% детей будут какое-то время жить в семье с одним родителем при возможности в дальнейшем стать приемным ребенком. Считая, что уровень разводов и повторных браков останется приблизительно таким же, можно прийти к выводу, что один из четырех детей, рожденных в 1977 г., будет жить какое-то время в семье в повторном браке в качестве приемного ребенка. В это число не включаются дети, которые лишь могли бы стать приемными, когда их овдовевший родитель вновь вступит в брак или когда их родитель, не состоявший ранее в браке, вступает в брак в первый раз. Сюда не включаются и те дети, которые живут с родителями, чей повторный брак — гражданский, а также те, которые живут с одним родителем, но находятся в контакте с другим родителем, который заключил повторный брак, но не является опекуном ребенка. Таким образом, количество детей в семье и разное восприятие ими повторных браков создают драматическую ситуацию.
Информация о повторных разводах редка и носит экспериментальный характер. Однако сведения, которые можно считать достоверными, свидетельствуют о том, что уровень повторных разводов составляет 54% (с продолжительностью повторного брака шесть-семь лет) по сравнению с 47% для первых браков со средней продолжительностью семь лет. Хотя рост уровня разводов в первом и в повторном браках низок, менее половины из пытающихся после этого восстановить семью достигают желаемой цели. За статистическим значением этих цифр стоят драмы потерь и переживаний многих детей и родителей.
Усилия и напряженность.
Напряженность, которую испытывает семья в повторном браке, связана с характерными чертами, отличающими ее от семьи в первом браке с двумя детьми, двумя поколениями. Областью анализа является изучение родственных и правовых отношений, а также стадий жизненных циклов и культурного уровня.
В отличие от семьи в первом браке, семья в повторном браке состоит из родного, юридически оформленного родителя, его ребенка от предыдущего брака и второго родителя, который не имеет родственных и правовых связей с ребенком. Если неродной родитель в повторном браке официально не усыновляет ребенка, то на него не накладывается никаких правовых обязательств, за исключением обязательства (требуемого в ограниченном количестве штатов) обеспечить приемлемый уровень благосостояния (М. Каргмон, 1983). Усыновляя приемного ребенка, родитель в повторном браке становится приемным родителем. В семье же в первом браке оба родителя обязательно имеют родственные биологические связи с ребенком, так как, согласно определению, в семье в первом браке не может быть детей от предыдущих браков. Как указывалось выше, если у вновь вступившей в брак пары рождаются общие дети, то речь идет о наличии структуры семьи в первом браке внутри структуры семьи в повторном браке.
Семья в повторном браке проходит три специфические стадии развития: процесс распада семьи, период семьи с одним родителем, процесс образования новой семьи в повторном браке с двумя родителями, двумя поколениями. Продолжительность этих стадий различна: первая стадия — около семи лет после первого брака; вторая стадия продолжается обычно от двух до пяти лет. Распад семьи обычно влечет за собой различные потери — потерю первой семьи, потерю одного из родителей; часто потери связаны с изменением местожительства, школы, дружеских связей, систем поддержки. На третьей стадии происходит взаимодействие с одним или со многими новыми членами семьи одного из супругов в повторном браке. Стадия распада семьи требует решения, будут ли супруги разводиться или нет; стадия семьи с одним родителем требует изменения структуры семьи и ее адаптации к новым условиям и стилю жизни. Каждая стадия сопровождается решением множества задач (как семейных, так и индивидуальных) , которых не знает семья в первом браке. Основной проблемой на стадии образования новой семьи становится достижение баланса между старыми и новыми взаимоотношениями.
Анализ на уровне культуры показал, что общество предъявляет меньшие требования в этом плане к семьям в повторном браке, чем к семьям в первом браке. Такое отношение усиливает негативные образы, складывающиеся у членов семьи в повторном браке по поводу самих себя. Оно усиливается законами, которые не согласуются с правами и обязанностями приемных родителей и не облегчают социальное функционирование семьи. Например, неродной родитель о повторном браке не имеет права принимать медицинские решения в отношении неродного ребенка, если не было заключено соответствующих договоренностей через адвоката с родными родителями. Равно как неродной ребенок не становится автоматически преемником собственности неродного родителя, если это не оговорено специально в завещании. Разница между родными и неродными родителями приводит к образованию барьеров в отношениях между неродными ребенком и родителем в дополнение к барьерам, которые создаются неравными родственными и юридическими правами мужа и жены по отношению к детям, а также дополнительными стадиями развития семьи в повторном браке.
Несмотря на эти барьеры, в семьях в повторных браках обычно появляется более высокий уровень уверенности в успешности брака, в возможности избежать ошибок первого брака, в успешном росте и развитии всех членов семьи. Эта уверенность позволила многим семьям в повторных браках успешно справиться с проблемами, которые создавали эти барьеры.
Некоторые проблемы жизни семьи в повторном браке являются отражением межличностных стрессовых отношений в самой семье. Мачехи, например, могут чувствовать отторжение со стороны неродных детей и иметь мало возможностей для достижения детского послушания. Мужья испытывают трудности в понимании общих целей и приоритетов семьи в целом. Появляется необходимость следовать тому стилю жизни, который подходит новой семье, а не тому, при котором ценности родителя, ранее одинокого, могут прийти в противоречие с ценностями другого. С другой стороны, у ребенка усиливается чувство потери в отношении родителя, который умер или ушел после развода. После развода дети могут просить о встречах с родителем не опекуном, о продолжении взаимоотношений между родными родителями.
Дополнительные проблемы появляются из-за недостатка места, времени и денег для удовлетворения всех нужд семьи в повторном браке. Стрессовые ситуации создаются при переходе от семьи с одним родителем к семье в повторном браке из-за переговоров относительно опеки ребенка, его поддержки, прав на его посещение. Часто этими переговорами занимаются социальные агентства, на них все чаще рассчитывают суды в отношении социальных и психологических последствий. В свою очередь социальные агентства часто paботают с адвокатами своих клиентов в надежде избежать многозатратных и ненужных тяжб по этим вопросам.
Задачей первостепенной важности для всех семей в повторных браках является решение проблемы определения соответствующих семейных ролей. Совместно с решением этой задачи идет процесс установления вторичных связей. Процессы развития семьи в первом браке, которые упрощены взаимной привязанностью и быстрым установлением связей, невозможны для семьи в повторном браке. Хотя, по определению, она тоже является семьей, семья в повторном браке во многих отношениях больше похожа на группу людей, решающих проблемы самоутверждения. Этот процесс приводит к возникновению у ребенка чувства неприятия по отношению к неродному родителю и у родителя — по отношению к неродному ребенку. Все это можем закончиться брачными проблемами, если один из супругов, являющийся родным родителем, будет форсировать развитие чувств, на возникновение которых не было достаточно времени.
Другой причиной, способствующей возникновению стрессовых ситуаций в семье, являются различные виды родственных и правовых взаимодействий в семьях в повторных браках. Имеются свидетельства ухудшения обстановки в семьях в повторных браках, где оба родителя имеют своих детей. Понятно, что этому способствуют наличие большого количества членов семьи, возникновение конфликтных ситуаций из-за родственных связей, дополнительные отношения с родителями, которые не являются опекунами. Семьи, где только муж или жена имеют ребенка, испытывают меньше проблем. Отцы-опекуны достаточно редки; семья испытывает больше трудностей, когда в нее входит мачеха (Дж. Бернард, 1971; Л. Дюберман, 1973). Понятие "мачеха" имеет негативный смысл, так как существует тенденция сравнивать ее со злыми мачехами из сказок (Дж. Пфлеглер, 1957).
Роль социальных работников.
Специфические особенности семей в повторных браках, природа стрессовых ситуаций — основы для социальной работы. Особое внимание следует обратить на различия между семьями в первом и повторных браках. Эти различия лежат в основе нормальных переходных, непатологических проблем. Принимая это во внимание, социальные работники могут начать проведение в жизнь клинических, образовательных и социальных программ, направленных на то, чтобы семья в повторном браке заняла свое место в обществе как законная семейная структура.
Миссия социальных работников — обслуживать нуждающееся в помощи население и развивать программы, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность людей; предполагается, что социальные агентства должны быть вовлечены в программы, отвечающие специфике семей в повторных браках. Так как литературы по проблемам семьи и повторном браке всегда было мало и она была противоречивой, социальные работники старались извлечь все необходимое из литературы по проблемам семьи в первом браке. Очень часто результатом были жалобы семей в повторных браках на сложности их семейных ситуаций и отсутствие понимания у профессионалов, к которым они обращаются за помощью.
Социальным работникам важно понимать, что особенности семьи в повторном браке не означают патологической динамики ее развития, они нормальны и отражают лишь переходный процесс приспособления к новой ситуации. Уверенность в себе очень важна, поскольку многие члены семей в повторных браках ищут профессиональной помощи, когда эти цели им кажутся недостижимыми. Цифры свидетельствуют о том, что наиболее сложный период приспособления — первые три года; позже у семьи появляется надежда, что напряженность будет преодолена (Э.Уолд, 1981; 1985).
Социальные работники, занимающиеся семьями в повторных браках, должны сосредоточивать свое внимание как на личностных проблемах (потерях, негативных самооценках), так и на проблемах всей семьи (правилах и путях ее развития, распределения семейных ролей). Родитель, не являющийся опекуном, при обсуждении изменения прав на опеку, посещение или поддержку ребенка тоже может попадать в сферу деятельности социальных работников.
При работе с супругами в центре внимания социальных работников — выработка баланса в распределении супругами времени, места и денег. В дополнение к этому супружеским парам часто необходима помощь в определении тех факторов, которые будут способствовать развитию их отношений с приемными детьми. Вмешательство в кризисных ситуациях может быть уместно; можно использовать краткое или продолжительное воздействие на всю семью, равно как и воздействие на ее членов (супруги, родитель— ребенок, индивид). Для социальных работников подходят разные теоретические направления. Хотя и не существует определенных моделей семейной терапии, некоторые находят наиболее эффективным психодинамический подход, другие же предпочитают структурный и поведенческий подход.
На превентивном уровне социальные агентства должны развивать образовательные программы, чтобы подготовить родителей-одиночек к сложностям повторного брака, к нормальному переходному периоду. Трудности можно предвидеть, и семья может выработать стратегию, чтобы справиться с ними до того, как они станут устойчивыми и менее поддающимися изменениям. Приемные родители часто отмечают, насколько могли бы быть полезными такие знания до повторного вступления в брак (Л. Мессинджер, 1976).
Средства массовой информации также могли бы быть полезны в изменении негативных стереотипов относительно семей в повторных браках, обратив внимание на проблемы, которые такие семьи испытывают. Социальные агентства могли бы указать средствам информации на актуальность этой темы как части широкой образовательной кампании. Свидетельством растущего интереса средств массовой информации к этим проблемам являются выступления социальных работников на TV по проблемам семьи.
Изменение прав опекунства — этот вопрос чаще всего находится под контролем социальных работников, имеющих дело с семьями в повторных браках; поэтому необходим комплекс знаний об обстоятельствах, при которых возникают подобные требования. Это может быть связано с пониманием развития ребенка и его семьи, а также с юридическими правами и обязанностями родных родителей. Частые требования изменения опекунства в случаях, когда дети не в состоянии привыкнуть к жизни в доме одного из родителей, должны тщательно изучаться, чтобы такие изменения не становились правилом. Нередко возникают проблемы по поводу материальной поддержки ребенка, а в связи с этим и проблемы разделения семейных ролей и ответственности. Все эти вопросы следует адресовать социальным агентствам и правовым учреждениям, чтобы использовать опыт и тех и других (Р. Бринидр., 1984).
Увеличение количества разводов и наличие у разведенных людей стремления вступить в повторный брак ведут к росту числа семей в повторных браках. Но еще более высокий уровень повторных разводов говорит о том, что семья в повторном браке принадлежит к группе риска. Социальные агентства, работающие с такими семьями, должны понимать, какие факторы ведут к повторному разводу, и помогать семьям достигнуть прочных взаимоотношений, которые способны укрепить повторный брак. Различия между семьей в первом и семьей в повторном браке, множественные опекунские и родственные отношения в семьях в повторных браках, проблемы, испытываемые семьей в повторном браке, — все это должно рассматриваться как типичные проблемы этих семей. Такой подход нормализует семью в повторном браке и облегчает оказание ей соответствующей помощи. Образование может помочь родителям-одиночкам из числа тех, кто планирует в первый раз или повторно вступить в брак, предвидеть многие нормальные, непатологические стрессовые ситуации. Социальные агентства должны также развивать образовательные программы семейной жизни для семей в повторных браках, чтобы не допустить негативных отношений до того, как будет поздно что-либо менять. Следует работать в тесном сотрудничестве с судами и правовыми организациями, чтобы правовой кодекс учитывал стремление сторон к семейной совместимости и стабильности; в настоящее же время он противоречит такому стремлению. Необходимо изменить негативные стереотипы, которые сейчас общеприняты; дальнейшее образование поможет обществу понять специфику семьи в повторном браке. Должно появиться новое чувство — чувство, что "все находящиеся в step-отношениях (т.е. неродные по крови) не хуже других, они просто другие".
Эстер Уолд.
См. также: Дети, получающие материал/, ную помощь; Обучение семейной жизни; Развод и раздельное проживание; Семья с одним родителем; Семья: современны? тенденции; Средства массовой инфор маици; Юридические службы.
• Bernard /. (1971). Remarriage: A Study of Marriage (rev. ed.). N. Y.: RussellandRussell. • Brinn R., et al. (1984). Divorce Mediation — Social Work and the Law.— Practice Digest, 7(2), 29—32. • Cherlin A., McCarthy J. (1985). Remarried Couple Households: Data from the 1980 Current Population Survey.— Journal of Marriage and the Family, 47(1), p 25—26.» DubermanL. (1973). On Becoming a Family. Unpublished doctoral Dissertation. Case Western Reserve Unversity. • Glick P. C, Norton A. /. (1977). Marrying, Divorcing and Living Together in the United States Today.— Population Bulletin, 32(5), 4—8. Wash., D. С Population Reference Bureau, Inc. • Kargman M. W. (1983). Stepchild Support Obligations of Stepparents.— Family Relations, 32(2). • Messinger L. (1976). Remarriage Between Divorced People and Children from Previous Marriages: A Proposal for Preparation for Remarriage.— Journal of Marriage and Family Counselling, 2,193—200. • PfleglerJ. (1957) The Wicked Stepmother in Child Guidance Clinics.— Smith College Studies in Social Work, 17, 125—126. • Wald E. (1981). The Remarried Family: Challenge and Promise. N. Y.: Family Service Association of America. • Wald E. (1985). The Remarried Family: A Special Case of Family. Unpublished doctoral Dissertation. University of Chicago.
СЕМЬЯ По данной общей теме см. статьи: Обучение семейной жизни Развод и раздельное проживание Родители как клиенты социальной службы Семьи в повторных браках Семья и социальная работа Семья многопоколенная Семья нуклеарная Семья с одним родителем Семья: планирование Семья: современные тенденции Семья: социальные службы |
СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА.
В социальной работе произошел резкий поворот к семье, что явилось возвращением к старому курсу, оставленному последние десятилетия. Этот поворот вполне соответствовал ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Он произошел в интеллектуальном контексте, который включал в себя существенные изменения в эпистемологических и парадигмальных основаниях теории семьи и 30 лет теоретических и практических инноваций в области семейной терапии.
В настоящее время социальные работники имеют возможность использовать достижения практических и теоретических исследований в этой области для построения моделей практической социальной работы. Несмотря на то что в славные первые годы движения за терапию семьи социальные работники, за несколькими исключениями, такими, как Вирджиния Сэйтир, особенно ничем не отличились, они внесли огромный творческий вклад в теорию и в практику на втором и третьем этапах работы с семьей. В теории социальной работы с семьей нашли свое отражение традиционные дисциплины, разрабатывающие вопросы психического здоровья, и другие науки.
Возвращение социальной работы к семье произошло в ходе растущего интереса к семье в социальных науках, политике, искусстве и в сознании обычных граждан. Огромное количество публикаций в области социальных наук, создание новых журналов, появление различных исследовательских проектов подтверждали возросший интерес к семье, что способствовало лучшему пониманию этой древнейшей человеческой системы. Однако полученные сведения о состоянии семьи были разноречивы. Одни исследователи пришли к мысли о скорой кончине семьи вследствие высокого уровня разводов и изменения семейной роли женщины, другие же считали, что семья показывает всю свою силу и жизнеспособность, адаптируясь и творчески преобразуя свое внутреннее содержание перед лицом быстрых социальных изменений в постиндустриальном мире. Правые и левые политики продолжали спорить о природе взаимодействия между семьей и государством, а также о месте семьи в социальной политике и программах.
Всеобщий американский энтузиазм по отношению к семье подтверждается огромным количеством телевизионных программ, фильмов и художественных произведений, в которых прослеживается счастливая жизнь какой-либо семьи. Изучение родословной, которое являлось некогда хобби некоторых пожилых людей, теперь стало повальным увлечением американцев, которые пытаются отыскать свои корни. Некоторые семьи стремятся воссоединиться. Это явление, вероятно, можно рассматривать как результат изоляции и отрыва от семьи многих ее членов, разбросанных волею судьбы в различные стороны в наш урбанизированный, технологически развитый век.
В этой статье даны некоторые основные определения, затем кратко рассказано об истории развития социальной работы с семьей, далее предлагаются соображения о развитии эпистемологии, которое привело теорию и практику социальной работы с семьей к ее сегодняшнему состоянию. В статье также рассмотрены общие темы, понятия и перспективы движения за семейную терапию, особое внимание уделено тому, как теоретические и практические понятия теории семьи могут быть интегрированы в модели социальной работы и применены к конкретным ее отраслям. В заключение обсуждены не решенные на сегодняшний день проблемы и обозначены направления будущего развития.
Что такое работа с семьей?
В настоящее время не существует общепринятого определения работы с семьей. Многие приравнивают ее к семейной терапии и даже ограничивают ее отдельными методами, которые предполагают рассматривать всех или нескольких членов семьи как единое целое. В более широком смысле, однако, практическая социальная работа с семьей определяется с точки зрения перспективы.
Работу с семьей можно описать как подход к человеческим существам в плане их отношений с ближайшим и более широким окружением, рассмотрение их с точки зрения их потребности в помощи. Такой подход помещает в центр внимания семью и утверждает ее как "единый предмет интереса". Это отнюдь не значит, что отдельный человек должен быть чему-то подчинен, это даже не всегда означает, что социальный работник должен заниматься всей семьей. Это означает лишь то, что человека можно понять и можно оказать ему помощь только в контексте тех ближайших для него более общих систем, частью которых он является. Важнейшей из таких систем обычно является семья. Это сразу показывает, что семья находится в традиционной области интереса социальной работы, всегда рассматривающей человека в его окружении. Работа с семьей не ограничивается ни семьей и ее членами, ни более широким окружением, которое влияет на характер семейной жизни. Она предполагает, что наиболее важны те взаимоотношения между человеком, семьей и окружением, которые являются существенными не только для отдельных людей или семей, но и для более крупных социальных сил и систем, в которые включена семья. Поэтому она имеет общий характер.
Специалист, работающий с семьей, может исполнять огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Он может быть и автором программ, и социальным аналитиком, и управляющим в агентстве. Однако главным образом он будет сосредоточиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам. Работа с семьей может вестись также в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства.
Что такое семья?
Определение семьи имеет большое значение для политики, социальных программ и практики социальной работы. Большинство людей имеет по крайней мере две семьи — семью "здесь-и-теперь", в которой человек живет в данный момент, и семью, из которой он произошел. Определение семьи "здесь-н теперь" стало проблемой, которая более других расколола Конференцию по проблемам семьи в Белом доме (1980). Если, как это сегодня и делается, считать семьей лишь супружескую пару вместе с детьми, то политика, программы и практическая деятельность, направленные на поддержку таким семьям, будут поддерживать этот образ семьи и ограничивать возможность выбора. Если, с другой стороны, придерживаться широкого определения семьи, то политика, программы и практическая деятельность не смогут защитить и поддерживать определенные, интимные формы жизни, которые сами люди называют семьей.
Хотя широкое определение ставит сложные концептуальные и политические вопросы, мы считаем, что работа с семьей должна быть основана на таком всеобъемлющем, идущем от самих людей, или феноменологическом, определении семьи и должна в этом контексте учитывать и узкое определение. Будем считать, что семья существует, если два (или несколько) человека создали для себя теплую интимную среду существования, которую они рассматривают как семью, окружение, с которым они обычно разделяют общее жизненное пространство, обязанности, разнообразные роли и функции — все, что принято считать частью семейной жизни.
Семья второго типа есть у всех людей. Эта семья психологически важна, независимо от того, поддерживаются ли в ней близкие связи. Из такой семьи человек происходит. Члены семьи связаны кровным (или близким к кровному) родством, как вертикальным (родством поколений), так и горизонтальным; такая семья объединяет всех родственников: живых и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных. Мы говорим "близкое к кровному (родство)" потому, что разные семьи и этнические группы устанавливают границы семьи по-своему. Иногда оказывается, что человек происходит более чем из одной семьи, например в случаях усыновления или повторного брака родителей. В настоящее время структура семьи изменилась и стала более сложной: это распространяется на родственные связи и связи между поколениями.
Исторический контекст.
Работа с семьей в практике социальной деятельности явилась результатом объединения двух исторически сложившихся тенденций: 1) продолжительных неоднозначных отношений между социальной работой и семьей и 2) междисциплинарного движения за помощь семьям. Для того чтобы осознать сложность, многоаспектность и значимость работы с семьей в современной социальной работе, полезно рассмотреть эту работу в контексте ее исторического развития.
Непосредственная деятельность, касающаяся семьи или решения ее конкретных проблем, началась на базе обществ милосердии, позже названных ассоциациями помощи семьям. Мэри Ричмонд определяла семью как единицу, требующую постоянного внимания. В ее монументальном труде, ставшем первым важным исследованием по решению конкретных человеческих проблем в социальной работе, — в книге "Социальный диагноз" (1917) семья характеризовалась семью как единица, которую следует поддерживать и укреплять. "Семья как таковая, — писала она, — продолжает оставаться основным институтом, вокруг которого вращаются наши судьбы". Позднее (1930) Ричмонд предупреждала, что все положительные результаты, достигнутые в работе с отдельными клиентами, могут пойти насмарку, если социальные работники не будут принимать во внимание семью.
Первый профессиональный журнал назывался "Семья" (сейчас: "Социальная работа: решение конкретных проблем"). Социальные работники, как эксперты по социальному окружению, приглашались в психиатрические клиники, службы здоровья, школы, вовлекались в движения по оказанию помощи детям, для работы с семьей клиента как главным элементом социального окружения каждого человека. Историки движения за помощь семье обычно не признают, что социальная работа была с самого начала нацелена на семью. Они рассуждают, например, о том, кто первым взглянул на всех членов семьи вместе, и при этом не замечают, что еще за 50 лет до этого "первого" социальные работники постоянно встречались с семьями в их домах, чтобы помочь им решать социальные и эмоциональные проблемы.
Если это так, тогда почему этот подход был утрачен и не использовался вплоть до 60-х годов? "Социальный диагноз" был опубликован в 1917 г., на заре движения за психическую гигиену — движения, которое ввело в социальную работу понятия психиатрии и со временем психоанализа и сделало труд Ричмонд устаревшим еще до того, как успели высохнуть чернила. Движение за психическую гигиену перенесло акцент в диагнозе и лечении с социального на психологическое. В центре внимания оказался индивид (Э. Саутхард, 1919). Мэри Джаррет, основательница колледжа для социальных работников, сказала (1920): "Адаптация отдельного человека к окружению в конечном счете зависит от его психического склада".
Э. Саутхард, М. Джаррет и так называемая психиатрическая волна оказались тогда победителями. В последующие 40 лет семье практически не уделялось внимания. Даже в агентствах, занимающихся проблемами семей, где основной задачей оставался рост ее благосостояния и благополучия, главная цель достигалась с помощью работы с отдельными членами семьи (Ф. Шерц, 1954). Членов семей перестали рассматривать как единое целое из-за психоаналитического интереса к отношениям между социальным работником (психоаналитиком) и клиентом и возможности использования этих отношений в лечении. Так, например, в такой области социальной деятельности, как работа с детьми, родители привлекались лишь для того, чтобы дать некоторые сведения о ребенке. Так "защищались" отношения между ребенком и социальным работником.
Помимо сильного влияния психологических теорий, существовали и другие факторы, заслонявшие интерес к семье. Прежде всего, семья, как потенциальный объект внимания, затерялась в исторически сложившемся противоборстве между "внутренним" и "внешним" подходами; в колебаниях маятника приоритетов в отношении к семьям как психологическим или социальным системам; в трактовках и подходах к изменению. Семья как бы попала на стык психотерапии и социальной терапии.
Далее, традиционная организация практической работы не оставила места для семьи. Социальные работники, занимающиеся конкретными проблемами отдельного человека, рассматривали семью как маленькую первичную группу, тогда как социальные служащие, работающие с группами, считали семью предметом заботы социальных работников, решающих отдельные проблемы. Наконец, историческое развитие работы с семьей как отдельной практической области могло привести к свертыванию работы с семьей в других областях, поскольку предполагалось, что знания и опыт в вопросах жизни семьи следует концентрировать лишь в нескольких определенных агентствах и не делать их неотъемлемой частью работы всех агентств. Совет по образованию и Национальная ассоциация социальных работников (1979) установили, что семья, дети и первичные группы являются сферой социальной работы. Однако семья может рассматриваться также как одна из центральных проблем таких сфер, как охрана физического и психического здоровья, образование, правосудие и занятость.
Идеологические, организационные и концептуальные характеристики цеха социальных работников препятствовали дальнейшему развитию работы с семьей. В 60-е и 70-е годы, вместо того чтобы развивать знания и навыки работы в своей собственной профессии и продолжать свою давнюю традицию интереса к семье, социальные работники обратились к движению за семейную терапию и к лидерам в других областях, с тем чтобы получить знания о семье и о способах решения ее проблем.
Однако их багаж, ценности и ориентация на рассмотрение человека в конкретной ситуации сделали их способными и трудолюбивыми учениками. В настоящее время социальные работники составляют большинство образованных и опытных специалистов по проблемам семьи и занимают лидирующие позиции в этом междисциплинарном движении.