Сексуальное насилие: службы социальной помощи.
Понятие "половые преступления" включают в себя широкий спектр действий — от эксгибиционизма и словесных посягательств до кровосмешенияи изнасилования. Столь же широк спектр преступников и жертв этих преступлений. Хотя в качестве жертв могут выступать как мужчины, так и женщины, в подавляющем большинстве случаев объектами преступления бывают женщины. Ими могут стать также дети, подростки и взрослые, причем большинство изнасилований совершается в отношении подростков и женщин в молодом возрасте. Дети обычно становятся объектами других видов половых посягательств, не связанных с вагинальным проникновением (С. КациМ. Мазур, 1979).
Юридическое определение изнасилования включает в себя в качестве признаков:
1) введение полового члена во влагалище; 2) применение силы; 3) отсутствие согласия жертвы. Однако и феминистки, и представители правоохранительных органов, и специалисты в области социальной работы используют весьма различные критерии при установлении факта изнасилования. Различными являются и характеристики поведения, которые лежат в основе этих критериев. Так, например, суды и представители правоохранительных органов часто утверждают, что свидетельства применения физической силы или повреждения на теле жертвы должны рассматриваться как необходимое доказательство ее несогласия. Социальные работники, как правило, с этим не соглашаются.
Здесь не рассматриваются преступления, совершаемые в отношении подростков или взрослых мужчин. Об этих категориях изнасилованных известно мало, но и их обслуживают некоторые центры по оказанию помощи жертвам половых преступлений. Не будем специально касаться и детей, подвергающихся сексуальным посягательствам или инцесту. Вместе с тем детям, подросткам и женщинам, ставшим в прошлом или являющимся в настоящем объектом инцеста, часто оказывается социальная помощь как жертвам изнасилования.
Проблемы лиц, ставших жертвами изнасилования, попали в поле зрения социальных работников в 70-е годы. История отношения общественности к этой проблеме по преимуществу отражает защиту права собственности мужчин (мужей и отцов), чьи женщины стали объектами насилия (С. Браунмиллер, 1975), а также защиту мужчин от "ложных" обвинений невротичных или мстительных женщин. Именно так в сжатом виде характеризует ситуацию Дж. Уигмор (1970), автор наиболее значительного юридического труда по этой проблеме. Однако главным образом благодаря усилиям деятельниц женского движения изнасилование было определено как преступный акт в отношении женщин. Соответственно изменились юридический, медицинский и общественный подходы к этому преступлению.
Развитие системы помощи.
Непосредственная помощь жертвам насилия оказывается в учреждениях, носящих различные названия, — центры помощи жертвам половых преступлений, помощи жертвам изнасилования, агентства или центры по оказанию услуг и т. д. Эти термины в значительной мере взаимозаменяемы. Исключением является различие, которое следует видеть между специализированными организациями, обслуживающими только жертв преступлений, и теми учреждениями, вроде больниц и психиатрических лечебниц, для которых такое обслуживание является лишь частью более широкого круга задач. Признание прав жертв половых преступлений, в частности изнасилования, росло по мере того, как активизировалось в 70-х годах женское движение. Разочарованные в юридической системе, оскорбленные взглядами общества на эту проблему и вдохновленные феминистскими идеалами, группы женщин начали разрабатывать и осуществлять программы, призванные служить нуждам женщин. Как это часто бывает при изложении хода реальных событий, некоторые моменты истории этого движения основаны на недостаточно точных данных.
Используя такую форму работы, как телефон "горячей линии", эти первые центры оказывали моральную поддержку, выражали понимание проблемы, предоставляли защиту интересов потерпевшей и информацию о медицинской и юридической помощи. Начав ( выслушивания жалоб, центры быстро расширили свои функции, выделяя свою представительницу, которая на правах поверенного потерпевшей сопровождала бы ее при оказании медицинской помощи, даче показаний в полиции и во время судебного процесса.
На самом низовом уровне работа началась с создания круглосуточных телефонов доверия. Следующим шагом была работа с общественностью в связи с проблемами, связанными с помощью жертвам насилии. Среди этих проблем — чувство страха, стыда и отчаяния у потерпевшей, медицинская помощь, ее запятнанная репутация. Чтобы снять эти проблемы, нужно было не только поддержать жертву, но и изменить устоявшиеся взгляды и традиции в обществе. Первоначальные меры имели целью воспитать чуткость у медицинского персонала, особенно в приемных больниц, чтобы медицинская помощь сводила до минимума страдания, которые женщине придется перенести, давая показания в ходе уголовного процесса (О. Берджесс и Л. Холмстром, 1974; К. Уорнер, 1980).
Предпринимались шаги и для того, чтобы изменить взгляды на проблему сотрудников правоохранительных органов, привлечь к работе в этой области женщин и способствовать созданию при прокуратурах программ помощи жертвам и свидетелям преступления. Некоторые из этих мероприятий финансировались за счет средств Национального управления содействия правоохранительным мероприятиям.
Философия этих первоначальных групп была различной, в зависимости от того, в каком регионе и в какой местности — городской или сельской — они действовали. Но в целом они вдохновлялись феминистскими ценностями, которые противостояли существовавшим представлениям общества об изнасиловании и были направлены на изменение этих взглядов и на обеспечение жертвам преступления утешения и помощи (Дж. Дэвенпорт и Дж. Дэвенпорт, 1979). После того как проблема была определена и к ней было привлечено внимание общественности, во главе групп в ряде случаев стали местные организаторы социальных услуг. В этой деятельности участвовали и профессиональные социальные работники мужского пола, а также энтузиасты обоего пола. Но подходы к определению проблемы и к характеру услуг, связанных с нею, варьировались в зависимости от некоторых расхождений общего характера. Так, например, некоторые феминистские организации выступали против использования понятия "жертва" в применении к потерпевшей. В основе этого лежало представление, что если навесить на человека ярлыкжертвы, то это подавит в нем необходимые восстановительные процессы.
Меры общества по предотвращению изнасилований и контролю над ними развертывались по трем основным направлениям: 1) выявление жертв преступления; 2) меры в отношении преступников; 3) снижение риска насилия (С. Графф, 1978). Женщинам сообщали, что избежать насилия можно, если поддерживать добропорядочные знакомства и находиться под защитой надежных мужчин. Такая философия легко может привести к концепции виновности жертвы, а именно если женщина все же подвергается насилию, то она сама виновата в том, что попала в опасное положение. Этот подход становится все менее приемлемым по мере того, как женщины укрепляют свои позиции в обществе, включая ведение самостоятельного хозяйства, и занимаются весьма мобильной и активной работой.
Меры в отношении преступников представляют собой обычные правоохранительные мероприятия — получение заявления о совершенном преступлении, уголовное преследование, осуждение и заключение. Этот подход становится господствующим по мере того, как под влиянием общественных ценностей меняется система уголовного процесса. Все чаще к женщинам обращаются с настоятельной просьбой сообщать о фактах насилия и участвовать в суде над предполагаемым преступником. Тем не менее процент раскрытия изнасилований остается низким в сравнении с тяжкими преступлениями и убийствами. Обследование в конце 70-х годов показало, что только 2—3 % заявлений о фактах изнасилования завершалось арестом и осуждением виновных (К. Дин и М. Дебрюин-Копс, 1982).
Центры помощи жертвам половых преступлений брали, как правило, за основу своей работы третий элемент — профилактический, направленный на то, чтобы уменьшить уязвимость потенциальных жертв.
Женщин прежде всего готовят к тому, чтобы они могли защитить себя от посягательств за счет лучшего понимания природы насильников и опоры на собственные силы. Ключевые моменты здесь — обучение приемам самозащиты, избавление от привычных чувств беспомощности и запуганности, привитие уверенности в себе. Этот подход неоднозначен, поскольку представители правоохранительных органов одно время полагали, что сопротивление обычно увеличивает опасность причинения других телесных повреждений и даже смерти. Более поздние исследования показали, что в некоторых ситуациях сопротивление следует рекомендовать, поскольку оно увеличивает вероятность отражения нападения (Дж. Макинтайр и др., 1979; Л. Бродяга и др., 1975). Исходя из этого, у женщин воспитывают навыки самозащиты с использованием таких факторов, как внезапность, уверенность в себе, предусмотрительность, физическая сила.
Важнейшими событиями в развитии системы помощи жертвам половых преступлений были создание Национального центра по предотвращению изнасилований при Национальном институте психического здоровья в 1976 г. и та поддержка, которую эта система получила со стороны Национального управления содействия правоохранительным мероприятиям. Национальный институт юстиции, Национальный центр по проблемам жестокого обращения с детьми и запущенных детей и Министерство здравоохранения и социального обеспечения предоставили пакетные безвозмездные субсидии в дополнение к уже имевшимся средствам, выделенным на осуществление программ по предотвращению изнасилований и помощи жертвам половых преступлений.
Современные тенденции.
Система помощи жертвам половых преступлений сейчас расширилась настолько, что охватила большинство районов страны. Обследование, проведенное в 1976 г. Национальным центром по предотвращению изнасилований, установило наличие более 900 учреждений в этой сфере. Журнал "Нейшнл дайректори" опубликовал уточненный список, в котором числилось 700 подобных центров (1981). В их число включены специализированные центры помощи жертвам насилия и многочисленные агентства, предоставляющие аналогичную помощь в женских центрах, обычных больницах и психиатрических лечебницах и в рамках программы помощи жертвам преступлений.
Обследование, которое провели в 1982— 1983 гг. Дж. Горняк, М. Барт и К. Питтман, охватывало 50 центров по всей стране. Они пришли к выводу о значительном разнообразии организаций, курирующих эти центры, различиях в концептуальных подходах, организационной структуре, штатном расписании и объеме предоставляемых видов помощи. Из последних наиболее распространенными были просветительские мероприятия, на втором месте — кризисные телефонные линии.
Обзор публикаций и беседы с директорами центров позволяют выделить различные тенденции. В целом возрастает спрос на непосредственные формы помощи и ставится вопрос о расширении профилактических служб защиты от сексуальных злоупотреблений. Современная система помощи отражает эти тенденции.
Непосредственная помощь жертвам половых преступлений оказывается следующим образом:
1. Сохраняются действующие 24 часа в сутки "горячие линии", а также оказывается моральная поддержка и предоставляются адвокатские услуги.
2. Проводятся разовые индивидуальные или групповые консультации потерпевшим.
3. Ведется долгосрочная работа с потерпевшим — в течение года или более после случившегося.
4. Ведется индивидуальная или групповая работа с потерпевшими и их близкими.
5. Ведется групповая работа с семьями, особенно по поводу атмосферы в семье в связи с происшествием.
6. Отдельным направлением является работа с потерпевшими подростками.
7. Ведутся беседы с матерями детей, ставших жертвами половых преступлений.
8. Ведутся индивидуальные и групповые беседы с женщинами, подвергавшимися в прошлом насилию или инцесту. Изменения в характере общепринятых ценностей побуждают этих женщин обращаться за помощью в преодолении причиненных страданий.
Профилактические меры включают:
1. Воспитательную работу с детьми всех возрастов, в центре которой стоят вопросы отношений между полами, право человека на физическую неприкосновенность и способы снизить риск стать жертвой преступлений.
2. Занятия и тренировки по приемам самообороны для женщин.
3. Разъяснительную работу среди мужчин в связи с теми социальными нормами, которые еще служат питательной средой дли насилия в отношении женщин.
4. Использование драматургии и кинематографа для изменения моральных норм, поощряющих насилие.
На низовом уровне помощь жертвам половых преступлений в основном оказывают добровольцы. Модели этой помощи бывают различными. Некоторые агентства в значительной мере зависят от добровольцев при сравнительно небольшом штате платных работников. С другой стороны, имеются высокопрофессиональные агентства с дифференцированными видами помощи, которую оказывают психологи, медицинские сестры, специалисты, средний медицинский персонал, а также добровольцы. Весь этот аппарат имеет организационную иерархию и управляется профессиональными менеджерами.
Характер профессионализации центра обычно зависит от его концептуальной основы. При феминистском подходе сохраняется преимущественная ориентация на привлечение добровольцев, поскольку профессионализм часто противоречит феминистской философии, в соответствии с которой пострадавшие нуждаются в поддержке равных себе, а не в специализированном "уходе". Кроме того, эти центры делают преимущественный упор на предотвращение насилия и упрочение позиций женщины в обществе, а не на помощь ей, с тем чтобы она могла избежать конкретного случая насилия. Более профессиональные агентства при оказании непосредственной помощи обращают основное внимание на смягчение симптомов, вызванных последствиями насилия, и на психологическую помощь, а в профилактической деятельности по преимуществу ориентируют женщину относительно того, как она может предотвратить насилие над собой. Но в целом большинство центров не придерживается крайних точек зрения ни в своих концептуальных подходах, ни при непосредственном оказании помощи, ни в организационной структуре. Организации ярко выраженного феминистского толка сейчас уже редкость (М. Барт, Дж. Горник и К. Питтман, 1984).