Направленность учебы родителей по группам.
Исторически сложилось так, что большинство родителей, желающих пройти обучение, исходят из общего желания улучшить свои отношения с детьми, приобрести конкретные навыки общения с ними и решения проблем. Но все чаще проводимые мероприятия имеют целью помочь отцам и матерям, испытывающим вполне конкретные трудности со своими детьми. Примерами проблем, которые требуют помощи, могут служить физические и умственные отклонения, замедленное развитие речи и мышления, нервно-психическая анорексия, фибринозный цистит, эмоциональная неуравновешенность, гиперактивность и агрессивность, психосоматические недуги, усыновление ребенка или помещение его в воспитательное учреждение, детская ревность и конфликты между детьми. На практике каждая конкретная потребность или проблема ребенка может стать основанием для организации родительской учебы.
Хотя подростковый возраст сам по себе проблемой не является, социальные работники в школах и психиатрических заведениях и департаменты социальных услуг часто составляют специальные программы занятий, посвященных специфическим потребностям и конфликтам, присущим этой возрастной группе. В начале 70-х годов подростки находились в центре внимания создателей федерального фонда обучения родителей. В. Крюгер (1973) констатировал: "Поскольку на школы традиционно возлагалась ответственность за систематическое формальное образование в нашем обществе, мы утверждаем, что развитие системы учебы для родителей на базе школы является необходимым для достижения главной цели — комплексных программ обучения по вопросам воспитания детей".
Эти попытки государственных ведомств создать возможности для организации родительской учебы на базе школы споткнулись о движение "назад к истокам" в системе образования. Однако занятия для будущих отцов и матерей все же включены в учебные планы школ в виде таких предметов, как экономика домашнего хозяйства, правила общежития, психология, социология и медицина.
Еще одна группа лиц, для которых проводятся занятия социальными работниками, состоит из родителей, имеющих собственные специфические проблемы, склонных к плохому обращению с детьми, разведенных или живущих раздельно, приемных родителей и их супругов, одиноких отцов, эмоционально неуравновешенных людей. И когда некоторые из них просят помочь им найти общий язык с детьми, то дело часто начинается с того, что им дают совет, как справиться с собственными проблемами прежде или одновременно с попытками заниматься своими детьми. По отношению к этой группе в большей мере, чем к любой другой, должно применяться обучение, носящее характер терапии.
Рассматривая разнообразные варианты родительской учебы и группы клиентов, для которых она предназначена, мы убеждаемся, что выбор среди множества программ базируется на их содержательной стороне. М. Файн и К. Браунштейн (1983) в этом отношении выделяют: 1) привитие навыков, 2) сообщение информации, 3) разрешение проблем и 4) развитие личности.
Кроме того, многие формы учебы родителей соотносятся с теми факторами, которые необходимы для здорового социального и эмоционального развития ребенка. С. Куперсмит (1967) в своем исследовании факторов, от которых зависит чувство собственного достоинства ребенка, ставит их в зависимость от создания среды, полностью положительно воспринимаемой ребенком. Он также четко обозначил границы допустимого в поведении детей и высказался за предоставление им свободы в пределах этих границ. Другая тема в занятиях для родителей отражает сдвиг в подходах от ориентации на исход с одним победителем и одним побежденным к поискам выхода, при котором выигрывают обе стороны, к модели согласия в человеческом общении. Эти ценности и вытекающие из них практические рекомендации включены в большинство учебных программ для родителей в Соединенных Штатах.
Родительская учеба преимущественно ведется по группам. При этом социальный работник представляет информацию о вопросе, а затем организует дискуссию и практические занятия. Следует ожидать, что профессионалы, освоившие специфику и методы работы группой, умеющие учитывать культурные различия, смогут эффективно вести занятия с родителями, используя любую из концепций, упоминавшихся выше. Для успеха учебного процесса особенно важно, чтобы инструктор умел моделировать применение навыков и подходов, характерных для той программы, которую он представляет.
Занятия с родителями могут также проводиться по месту их работы или на дому. Этот способ часто применяется для учебных программ, основанных на бихевиористских концепциях.