Социальная работа и расовое неравенство.

Достижение подлинного равенства рас представляет собой наиболее сложный процесс социальных перемен, с необходимостью которых столкнулись Соединенные Штаты, и его исход вызывает сомнения. Можно спорить о том, способна ли профессиональная соци­альная работа стимулировать его. Но как бы то ни было, социальные работники обязаны содействовать этому процессу. В учебных за­ведениях и практических учреждениях дол­жны быть удвоены усилия с целью выявления и искоренения дискриминации.

В более широком плане социальная рабо­та может способствовать равенству рас, ак­тивно поддерживая политику и программы государства, направленные на перераспреде­ление ресурсов и средств. Это является нема­ловажной функцией социальной работы. Ра­совое неравенство является по преимуществу политической проблемой, окончательное ре­шение которой зависит от того, насколько меньшинства и их защитники способны ока­зывать политическое влияние. В этой связи на социальной работе лежит серьезная ответст­венность.

Билли Тидуэлл.

См. также: Американские индейцы и абориге­ны Аляски; Американцы азиатского происхождения; Американцы испаноязычные; Белые этнические группы; Гражданские права; Негритянское насе­ление США; Цветные меньшинства;

Этнические группы и социальная рабо­та; Этнические группы: проблемы взаи­моотношений.

• Adorno T.W., et al. (1950). The Authoritarian Personality. N. Y.: Harper & Row. • BurkeyR.M. (1971). Racial Discrimination and Public Policy in the United States. Lexington, Mass.: D. C. Heath & Company. • Christie R.,JahodaM. (Eds.) (1954). Studies in the Scope and Method of "The Authoritarian Personality".— Glencoe, 111.: Free Press. • Meier M. S., Riviera F. (1972). The Chicanos: A History of Mexican Americans. N. Y.: Hill & Wang. • O'Hare W. P. (1983). Wealth and Economic Status. Wash., D. C: Joint Center for Political Studies. • PettigrewT. (1961).Racially Separate or Together.— Journal of Social Issues, 16, 105—112. • Steinfield M. (1970). Cracks in the Melting Pot: Racism and Discrimination in American History. N. Y.: Macmillan Publishing Co. • Taylor W. L. (1984). Access to Economic Opportunity: Lessons Since Brown. In: W. Dunbar (Ed.). Minority Report (p. 26—57). N. Y.: Pantheon Books. • United Steel Workers of America v. Weber. (1979). 443 U. S. 193.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ.См. Американ­ские индейцы и аборигены Аляски; Американцы азиатского происхождения; Американцы испаноязычные; Белые этниче­ские группы; Гражданские права; Женщины; Женщины: участие в организации и управле­нии социальной работой; Негритянское население США; Неполноценность психиче­ская; Неполноценность физическая; Управ­ление персоналом; Цветные меньшинства.

РЕГИСТРАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ.

Избирательное право с самого основания американского государства было главной проблемой для американского правительст­ва. Вначале велась борьба вокруг избиратель­ного права белых мужчин, не владеющих собственностью. Еще в 1856 г. по крайней мере в одном штате существовал имущественный ценз, и на протяжении большой части ранней американской истории право голоса имели только белые мужчины — владельцы собственности (Дж. Берне и др., 1984).

В настоящее время право голоса гарантировано законом всем гражданам США, достигшим 18 лет, независимо от пола и расовой принадлежности. Три из 26 поправок к Конституции США посвящены праву голоса. Пятнадцатая поправка, принятая в 1870 г., гарантировала право голоса бывшим рабам и всем расовым группам. Девятнадцатая поправка, утвержденная в 1920 г., гарантирова­ли право голоса женщинам, а самая послед­няя, двадцать шестая поправка (1971) распространила избирательное право на всех граждан, достигших 18 лет.

Несмотря на эти конституционные и правовые гарантии, многие американцы все еще не принимают участия в выборах. Фактиче­ски Соединенные Штаты находятся на одном из последних мест по явке избирателей к из­бирательным урнам. В 1980 г. зарегистрировались в качестве избирателей 112 945 тыс. американцев, т. е. 70% граждан "избирательного" возраста. Из зарегистрированных около 74% голосовали за кандидата в президенты на выборах 1980 г.

Характеристики участвующих в выборах и обстоятельства голосования имеют серьезные последствия для американского правительства. Электорат, в настоящее время уси­ливающий свое влияние с помощью голосования, все более молодеет, средний возраст избирателей сократился с 42 лет в 1970 г. до 40 — в 1980 г. Между голосующими и не голосующими избирателями существуют серьезные социально-экономические разли­чия. Охотнее принимают участие в выборах граждане, чей доход превышает 25 тыс. долл. в год, чем граждане с меньшим доходом. Лю­ди, окончившие колледж, примерно на одну треть больше представлены среди голосую­щих, чем другие.

Побудить менее зажиточных членов общества участвовать в голосовании активно пытаются социальные работники, занимаю­щиеся регистрацией избирателей. Например, широкая кампания за регистрацию из­бирателей развернулась во время движения за гражданские права 60-х годов. Эта кампа­нии, усиленная в основном благодаря помощи судов, была направлена на то, чтобы обеспе­чить гражданам гарантию, что никто не помешает им зарегистрироваться в качестве изби­рателей. Следующим логическим шагом на пути ко всеобщей регистрации была попытка убедить правительство, чтобы оно, действуя через свои учреждения, в том числе органи­зации, занимающиеся вопросами социально­го обеспечения, охватило регистрацией как можно больше граждан. Интерес социальных работников состоял здесь в том, что, чем более интенсивно бедные слои населения и мень­шинства будут участвовать в выборах, тем больше субсидий можно ожидать в будущем на социальное обслуживание.

В 1983 г. организация под названием "Фонд регистрации и просвещения избирателей", выступила с инициативой проведения общенациональной кампании за облегчение регистрации отдельных граждан в качестве избирателей. Фонд старается убедить губер­наторов, представителей окружных властей и мэров издавать распоряжения о проведении регистрации избирателей в приемных госу­дарственных учреждений. Организация так­же призывает директоров добровольческих организаций здравоохранения и социальных агентств организовать регистрацию в таких местах, как биржи труда, учреждения соци­ального обеспечения, больницы и медицин­ские центры, учреждения дневного пребыва­ния, клиники, связанные с планированием семьи, "центры старших граждан", организа­ции инвалидов, государственные винные ма­газины, места проведения лотерей, жилые дома, Ассоциация молодых христианок, му­ниципальные центры проведения досуга, публичные библиотеки и т. п. Такое увеличе­ние возможностей сделает американскую систему регистрации избирателей больше по­хожей на европейскую систему, предусмат­ривающую автоматическую регистрацию избирателей по достижении 18 лет или обход всех избирателей той или иной общины.

Стратегия, принятая фондом, основана на той посылке, что трудности, связанные с регистрацией, являются главной причиной неучастия в выборах. Примерно 85% зареги­стрировалось для выборов президента, и раз­личие, к примеру, между участием наиболее и наименее образованных регистрирующих­ся составило примерно 15 пунктов. Тем не менее, почти 40% населения в возрасте, даю­щем право избирать, не регистрируются, и это в основном люди с низкими доходами.

Основу для расширения регистрации из­бирателей составляют два явления общественной жизни США. Первое — это принятие Закона о правах избирателей(1965). Этот закон уничтожил такие правовые препятст­вия для регистрации избирателей, как обра­зовательный ценз и уплата подушного налога, а также проживание в одном месте в тече­ние года. Вторым таким явлением было даль­нейшее развитие концепции "государства всеобщего благосостояния" после 1965 г. Рост государственных и финансируемых государ­ством добровольческих социальных про­грамм привел к тому, что миллионы бедняков и представителей меньшинств, которые ме­нее охотно регистрируются, стали регулярно иметь дело с государственными и полу государственными учреждениями. Устойчивая на протяжении многих лет проблема низкого процента регистрации в Соединенных Шта­тах оказалась хотя бы частично решенной, поскольку граждане получили возможность регистрироваться в этих учреждениях.

У членов Фонда регистрации есть основа­ние считать, что регистрация в организациях будет поддержана должностными лицами и руководителями добровольческих социаль­ных и медицинских учреждений. В пяти шта­тах — Мэн, Огайо, Мичиган, Аризона и Оре­гон — уже разрешалась регистрация избирателей в автотранспортных учреждени­ях. Кроме того, добровольческие организа­ции, такие, как благотворительные учрежде­ния в бедных кварталах городов и Ассоциация молодых христианок, иногда выступали за­чинателями кампаний за регистрацию изби­рателей, и имеются основания считать, что многие другие организации подобного рода захотят оказывать помощь своим клиентам в проведении голосования с целью обеспечить политическую поддержку социальным про­граммам и одновременно бюджетам организаций. Наконец, существовал законодатель­ный прецедент регистрации в учреждениях и организациях.

Наши рекомендации