Потери при разделении и разводе.
Лишения и утратыпри разводе воспринимаются обоими родителями и детьми в разной мере. В то же время, как часть целой семьи, все они одинаково переживают потерю. Скорбь объясняется тем, что партнер или родитель был частью жизни других членов семьи. Хотя потери супруга или родителя при разводе и смерти имеют общие черты, есть, однако, и отличительные особенности потерь при разводе. Смерть — это событие, имеющее место в определенный момент времени. Развод — это процесс, когда потеря ощущается во времени и не всегда сразу же вызывает сложную и непрерывную реакцию. Здесь возможны — и часто происходят — примирения, особенно если затронуты интересы детей. По данным одного из исследований, три четверти недавно разведенных и половина давно расставшихся супругов, из числа опрошенных виделись или говорили друг с другом за две недели до интервьюирования.
Реакция на потерю, вызванную разводом, связывается в ряде случаев с трудностями отказа от полового удовлетворения. Согласно исследованиям, привязанность ребенка к матери является основой всех привязанностей и образует базис для разделения с другими людьми, которые играют важную роль в последующей жизни. Представляется обоснованным рассматривать потерю партнера в супружестве по аналогии с потерей матери маленьким ребенком.
К. Паркес (1972) описал стадии скорби и тяжелой утратыприменительно к разводящимся взрослым. Среди них — потрясение и отрицание, острая тоска по потерянному человеку, гнев и протест. Неожиданный развод чаще всего сопровождается потрясением и отрицанием. Первой реакцией может быть облегчение и эйфория, после чего наступает депрессия. У супруга, который не хотел развода, развод может вызвать острую тоску по потерянному человеку, уныние и ощущение покинутости (М. Хант и Б. Хант, 1977). Контакт с бывшим супругом мог бы в какой-то мере облегчить это состояние. Продолжительное общение, однако, во многих случаях несет в себе и элементы риска. Могут вернуться противоречивые чувства и конфликты, которые приведут к исходному опустошению, и частые контакты в условиях разделения еще больше осложнятся. Последней фазой тяжелой утраты является гнев и протест. Враждебность, часто даже неприкрытая, весьма распространена между разошедшимися супругами.
Дети испытывают потерю при уходе родителя из семьи, но не обязательно ощущают полную утрату главного объекта привязанности. Одним из исследований, рассматривающим влияние развода на детей в возрасте от 3 до 13 лет в течение первого года после разделения родителей, было установлено, что время, проведенное с ушедшим из семьи, в одних случаях увеличилось, в других уменьшилось или осталось на том же уровне. Данные исследования влияния новой семьи ушедшего родителя на адаптацию ребенка показали, что некоторые дети, чьи родители развелись примерно шесть с половиной лет до опроса, проводили с ушедшим родителем 27 часов каждые две недели.
Согласно Дж. Баулби (1973), ощущаемое детьми потрясение, за которым следует состояние апатии, депрессии и полного равнодушия к родителям, зависит от меры потери в результате развода. Хотя разделение родителей серьезно огорчает большинство детей, глубина их реакции в значительной мере зависит от степени потери и ее внезапности. Дети, бывшие свидетелями скандалов и побоев, могут даже испытывать облегчение. Другие при тех же обстоятельствах испытывают потрясения, особенно если они были защищены от родительских неурядиц. Несмотря на то, что всегда существует время, потерянное для общения с ушедшим родителем (например, время сна), уход из семьи этого родителя в результате разделения или развода по-разному сказывается на детях, вызывая у одних незначительное огорчение, у других — сильное потрясение. Поскольку большинство детей не ощущает полной потери, модель полной потери непригодна для многих ситуаций, ибо покинувший семью родитель может быть не только жив и здоров, но и жить поблизости. Почти все дети хотят сохранить взаимоотношения с обоими родителями и тем самым свести на нет ощущение потери. Что касается малышей, то определяющим является не поведение детей, а поведение самих родителей. Дети могут предаваться мечтам о примирении родителей и пытаться осуществить свои мечты. Некоторые дети могут обвинять себя в разводе, искренне веря в свою виновность и надеясь снова "скрепить" семью, соединить родителей. Одновременно с потерей уходящего из семьи родителя дети могут испытывать страдания из-за недостаточного внимания к себе, особенно со стороны матери, занятой своими собственными переживаниями и проблемами. Это обстоятельство может способствовать возникновению у ребенка состояния беспомощности, страха оказаться покинутым и лишиться привычной заботы. Многие родители не в состоянии заранее обсуждать с детьми проблемы развода и эмоционально готовить их к этому событию.
Социальные проблемы.
Причины повышения уровня разводов в 60—70-е годы и их снижения в 1982 и 1983 гг. не установлены. Повышение показателей происходило за счет изменения установок, т.е. больше людей стали воспринимать развод как способ разрешения супружеских проблем, что привело к либерализации бракоразводных законов. С другой же стороны, их либерализация сделала развод более доступным, что внесло свою лепту в повышение показателей разводов.
В 1969 г. в Калифорнии был принят первый закон о беспрепятственном разводе, а к 1980 г. этот закон уже распространился на все штаты, кроме Иллинойса и Южной Дакоты. Количество судебных тяжб, связанных с разводом, однако, остается значительным, вызваны они главным образом проблемами финансови опеки. Финансовая проблема возникает из-за обязательности супружеской поддержки (ранее называвшейся алиментами), необходимости разделить общее имущество и вырастить ребенка. Супружеская поддержка в настоящее время означает непродолжительную помощь бывшей жене, с тем, чтобы она могла получить специальность или найти работу. Правосудиев отношении общего имущества все больше отвечает интересам женщин. В прошлом же имущественные иски, как правило, удовлетворялись в пользу главы семьи, обычно мужа. Понятие общей собственности во многих сферах еще только разрабатывается. В настоящее время рассматривается также и вопрос права на пенсионное обеспечение. В ходе судебного разбирательства обсуждается также вклад каждого супруга в достижение другим супругом высокого профессионального уровня, который поможет решить денежные проблемы после развода.
В 1982 г. выплаты на поддержку детей были назначены 69% белым и 34% чернокожим женщинам, имеющих малолетних детей. Такие выплаты не всегда осуществляются полностью, так, в 1981 г. было выплачено 75% сумм, назначенных для поддержки детей, и только около 50% этих сумм было выплачено полностью. Чем больше лет прошло после развода, тем меньше коэффициент выплаты.
Судебные решения в отношении опеки над детьми со временем изменились. До XIX столетия дети автоматически передавались под опеку отцов. С изменением экономических и социальных условий законы были пересмотрены в пользу передачи опеки матерям как "воспитательницам детей в их нежные годы". В настоящее время матери получают детей на попечение в 9 из 10 ситуаций, хотя отцы стремятся к опеке и обращаются с соответствующими просьбами чаще. Хотя среди родителей и профессионалов нет согласия в том, что означает максимально учитывать интересы детей, судьи все же прилагают все усилия, чтобы действовать в интересах ребенка. Необходимо еще много узнать, чтобы создать такие условия, которые были бы оптимальными для детей и родителей. В настоящее время в 28 штатах узаконена совместная опека, т. е. реальная ответственность обоих родителей за воспитание ребенка. Так, в 1980 г. в Калифорниибыла внесена поправка в статут опекинад ребенком, обеспечивающая для маленького ребенка частый и постоянный контакт с обоими разведенными родителями и поощряющая их стремление принять участие в воспитании ребенка. Если опека присуждается одному из родителей, суд должен принять во внимание, кто из родителей вероятнее предоставит ребенку возможность общаться с другим родителем. С увеличением количества тяжб в суде по поводу опеки появилась группа профессионалов, которые вместе с судом стали посредниками в этой области.
С конца 70-х годов посредничество при разводах стало важной сферой деятельности социальных работников. Обычно каждая разводящаяся сторона прибегает к услугам адвоката. Если конфликт не может быть разрешен с помощью адвокатов, то дело передается в суд. Чтобы избежать этого, обращаются к посреднику. В этом случае разводящиеся супруги встречаются друг с другом в присутствии незаинтересованной стороны и пытаются прийти к соглашению своими силами; если это удается, их решение потом оформляется в судебном порядке. Адвокаты способствуют смягчению антагонизма между супругами и направляют процесс в благоприятное для клиентов русло. Посреднические услуги предоставляются социальными работниками и другими профессионалами, работающими в многочисленных агентствах при судах. За этими услугами можно обратиться и в частный сектор, где также трудятся социальные работники, психиатры и другие профессионалы, которые помогут посредством переговоров решить проблемы с имуществом, опекой и посещением детей. В некоторых штатах посредничество сегодня уже узаконено.
Эффективность посредничества исследована мало. Согласно некоторым данным, половина направленных к посреднику отклонили предложения, хотя из тех, кто воспользовался его услугами, 58% достигли согласия и, вероятно, со временем сообщат о восстановлении хороших взаимоотношений с бывшим супругом.
Клиенты считают, что правильно поступили, даже просто обратившись к посреднику, как бы они ни оценивали его услуги. Факторами, способствующими успешному посредничеству, являются: опытный посредник и заинтересованные в общении друг с другом партнеры; пары, конфликты в которых не были слишком глубокими; пары, разногласия которых затрагивали других членов семьи или какое-то третье лицо. Исследователи считают, что данные об использовании при разводе посреднических служб пока недостаточны, а значит, исследования должны быть продолжены.
Хотя тяготы развода облегчились благодаря росту возможностей на рынке труда и уменьшению размера семьи, развод может быть чреват для женщин серьезными финансовыми последствиями. В условиях феминизации бедностифинансовая поддержка супруги и ребенка часто недостаточна. В большинстве случаев выплаты на поддержку детей или не производятся вовсе, или осуществляются не в полном размере. Женщины, особенно если они не имеют специальности или какое-то время не работают, вероятно, должны испытывать трудности в устройстве на работу, которая достаточно хорошо оплачивалась бы, чтобы они могли прокормить себя и детей, а также оплатить медицинские услуги. Развод для многих женщин стал прямой дорогой к бедности. В 1982 г. 19% всех семей с детьми возглавлялись матерями-одиночками, причем эти семьи составляли 55% от числа всех семей, находящихся за чертой бедности. Это явилось результатом развода. Финансовые проблемы делают более насущной борьбу за свободное время, необходимое для воспитания детей. Этот груз разведенная женщина с детьми на ее попечении должна нести сама, поскольку в семье нет взрослых людей, которые могли бы разделить с ней ответственность.
Роль социального работника.
С увеличением количества разводов возросло и количество взрослых людей, составляющих категорию остро нуждающихся в помощи со стороны социальных работников. При расторжении брака люди часто испытывают стресс, беспокойство и дискомфорт. Для многих людей этот трудный период является временным, если предшествующий разводу период не был кошмаром. Поэтому основной задачей социальных работников является помощь на этом первом этапе. Профессионал должен понимать, что развод вызывает сильный стресс, который предполагает неожиданно сильные и чередующиеся чувства привязанности и гнева к бывшему партнеру. При этом недавно разведенным бесполезно концентрировать свое внимание на прошлых ошибках в браке или на проблеме "несходства характеров". Это может усугубить и без того доведенное до предела эмоциональное состояние.
Со временем задачей профессионалов становится поддержка разведенных при адаптации к жизни после развода. Они помогают клиенту осознать разрыв супружеских взаимоотношений, сохранить при необходимости или желании контакт с бывшим супругом (например, для блага детей) и настроитьcя на новые взаимоотношения. В некоторых случаях бывшим супругам удается установить мнимые "функциональные" взаимоотношения, отношения же других в течение нескольких лет характеризуются привязанностью или конфликтами; многие люди долгое время колеблются между спокойствием и конфликтами. Оговоренные посещения ребенка, когда родители вынуждены регулярно встречаться, могут быть эмоционально трудными и являются источником длительного дискомфорта. Часто события в жизни могут нарушить достигнутое равновесие и возродить сильные чувства, существовавшие в момент развода. Это может быть вызвано, например, окончанием детьми учебного заведения или их браком. Взрослые должны отдавать себе отчет в возможных стрессовых последствиях своих контактов и должны оградить детей от конфликтов двусмысленности. Еще одно жизненное событие, могущее привести к стрессу, — повторный брак бывшего супруга, даже если он имеет место через много лет.
При всей важности проблем, связанных с воспитанием детей, преимущественное внимание социальных работников к ребенку, не учитывающее морального состояния родителей, чревато серьезными последствиями, ибо может усугубить и без того тяжелые эмоциональные нарушения. Так, например, оставшаяся с детьми мать в ряде случаев не может уделить должного внимания своему выведенному из душевного равновесия ребенку дошкольного возраста, пока она сама не пройдет курс реабилитации в специально созданных для этой цели группах.
Некоторые детские проблемы аналогичны проблемам взрослых. Дети, пережившие развод родителей, часто бросают им вызов своим поведением, отражая тем самым именно родительские депрессию и раздражение, вызванные потерями и переменами в жизни. Со временем вызывающее поведение детей возвращается в нормальное русло, если не продолжаются начавшиеся еще до развода конфликты между родителями. Непосредственной задачей вмешательствапрофессионалов социальных служб является устранение риска возникновения проблем дома или в школе, проблем, которые могли бы иметь для детей долговременные отрицательные последствия. Социальный работник должен помочь детям преодолеть эмоциональные последствия развода родителей, регулировать конфликтные ситуации. Важно обратить внимание на интересы ребенка и осторожно выяснить его точку зрения на происходящее. Реакция детей и молодых людей может быть более острой, если время разделения совпадает с другими потерями, например привычного родственного окружения, соседей или поддержки группы ровесников. Присутствие обоих родителей одновременно может породить в ребенке иллюзии по поводу их примирения и подтолкнуть его к фантазиям. Такие жизненные события, как повторный брак родителя или рождение ребенка в повторном браке, могут освежить в памяти ребенка все пережитое при разводе родителей и снова привести к поведенческим проблемам. При оказании помощи необходимо принять во внимание возраст ребенка, его познавательные способности и способность выражать свои чувства. Эту работу с успехом выполняют специально организованные группы — детские секции, объединяющие детей с аналогичными проблемами и способные обеспечить атмосферу доверительности при их обсуждении.
Созданы специальные программы, нацеленные на то, чтобы помочь взрослым преодолеть тяжелые последствия развода и смягчить его потенциальное воздействие на детей. Программная модель предполагает помощь адвокатов, просвещение и самопомощь или же их сочетание. Характер личного и семейного кризиса, непосредственно связанного с разделением и разводом, требует умения справиться с собой, что может оказаться в тот момент не под силу членам семьи. Внимание социального работника в "раннем периоде" развода может предотвратить развитие навязчивых проблем, как у взрослых, так и у детей.
Более трети американских детей проводят часть своего детства в семьях, образованных после развода родителей. Взрослые дети в этих семьях испытывают напряженность, не свойственную их ровесникам в целых семьях. Поэтому надо определить характер, длительность и объем поддержки, которую общество должно предоставить этой категории семей. Такая поддержка предполагает государственное финансирование, опеку над детьми, обслуживание их, здравоохранение, социальную работу и службу психического здоровья. Особое значение это имеет для этнических меньшинств, бедняков и женщин, для которых стрессы, вызванные расторжением брака, дискриминацией и нищетой, могут привести к серьезным последствиям. Указанные группы являются предметом особого внимания социальных работников.
Итак, с появлением в последнее время значительного количества взрослых и детей, испытывающих последствия разделения и разводов, повышается потребность в помощи со стороны социальных работников — компетентных и осведомленных. Большое значение имеет участие социальных работников в судах при рассмотрении гражданских дел. В целом же необходимы специальные исследования, посвященные разным сторонам многочисленных проблем, связанных с разводом.
Дорис С. Якобсон.
См. также: Дети, получающие материальную помощь; Семьи в повторных браках; Семья с одним родителем.
• BowlbyJ. A. (1973). Attachment and Loss, II: Separation. N. Y.: Basic Books. • Brown P., et al. (1980). Attachment and Distress Following Marital Separation.— Journal of Divorce, 3(4), 303—316. • Carter H., Glick P. С (1976). Marriage and Divorce: A Social and Economic Study. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. • HuntM., HuntB. (1977). The Divorce Experience. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Jacobson D. S. (1983). Visiting and Child Adjustment In the Stepfamily: A Linked Family System. Paper presented at the meeting of the American Orthopsychiatric Association. San Francisco, Calif. • Kitson G. С. (1982а). Attachment to the Spouse in Divorce: A Scale and Its Application.— Journal of Marriage and the Family, 375—392. • Kitson G. C, et al. (1982b). Sampling Issues in Family Research.— Journal of Marriage and the Family, 965—981. • ParkesC. M. (1972). Bereavement: Studies of Grief in Adult Life. N. Y.: International Universities Press. • Thornton A., Freedman D. (1983). The Changing American Family.— Population Bulletin, 38(4), 1—44. • Wallerstein J. S., Kelly J. B. (1980). Surviving the Breakup: How Children and Parents Cope with Divorce. N. Y.: Basic Books.