Факторы, связанные с эмоциональной адаптацией.
Взрослые. Не все взрослыепереживают разделение и развод одинаково. Эмоциональное равновесие взрослых зависит от ряда факторов. Не существует, однако, определенного мнения о степени их важности. Большинство исследований касаются периода непосредственно после развода.
Привязанность к бывшему супругу может принимать различные формы, включая сильное стремление и острую тоску по нему, желание примирения и поиски путей взаимодействия с ним (с ней). Привязанность может иметь место независимо от наличия или отсутствия фактического контакта. Чувства привязанности и гнева не являются взаимоисключающими. Согласно исследованиям, 40—50% недавно разделенных или разведенных лиц испытывали привязанность друг к другу в разной степени — от умеренной до высокой. Большая привязанность влечет за собой и большие страдания (Г. Китсон, 1982; П. Браунидр., 1980; Д. Якобсон, 1983).
Что касается враждебности, то чувства гнева и раздражения между разводящимися супругами весьма распространены — в 7 из 10 случаев при проведении обследования отмечалось состояние гнева, а в 90% этот гнев был связан с разделением. Существует прямая зависимость: чем сильнее гнев, тем сильнее беспокойство, депрессия и соматические нарушения. Важно, что на определенной стадии гнев переходит в неприкрытую враждебность, что может иметь место только при непосредственном контакте.
Конфликты при разводе целесообразно рассмотреть с трех точек зрения: процесса выражения конфликта (нападки, споры, уклонения от встреч), сути конфликта (секс, деньги, воспитание ребенка) и продолжительности конфликта. Враждебность в свою очередь может быть подразделена на четыре вида: словесную враждебность, преследующую цель уязвить бывшего партнера; враждебность, вызванную финансовыми или опекунскими проблемами; враждебность с пожеланием бывшему супругу гибели или смерти и, наконец, физическую враждебность. В большинстве случаев, чем сильнее враждебность, тем более серьезными оказывались эмоциональные нарушения. Полученные данные свидетельствуют, что имеется прямая зависимость между степенью враждебности и усугублением вызванных разводом эмоциональных нарушений.
Другой стороной взаимоотношений между бывшими супругами, вызывающей эмоциональное горе, является двусмысленность. Это можно проследить на примере супруга (или супруги), поведение которого не обнаруживает последовательной или ясной линии поведения, что проявляется в частых колебаниях настроения по поводу развода и в нереалистичных оценках относительно возможности примирения. Двусмысленность, со своей стороны, увеличивает эмоциональные нарушения.
Факторы, способствующие долговременному привыканию к разводу, не полностью осознаны. Приспособлением может быть как продолжающаяся привязанность, так и враждебность к бывшему партнеру. Со временем, когда между бывшими супругами устанавливаются новые взаимоотношения, фактором приспособления может стать эмоциональное благополучие. Другими факторами, которые также могут играть роль в долговременной адаптации, является финансовое положение, причем как в абсолютном выражении, так и в сопоставлении с ситуацией до развода. Этот фактор весьма важен, особенно для женщин, на попечении которых остаются дети и которые не всегда имеют возможность их содержать и воспитывать. Кроме того, вероятность возникновения нового кризиса во взаимоотношениях между бывшими супругами, способного возвратить чувства привязанности или, напротив, враждебности, может повыситься из-за повторного брака бывшего супруга или вступления в брак детей.
Дети. Дети после развода подвержены повышенному риску нарушения душевного равновесия. Можно выделить четыре сферы, связанные с благополучием детей: взаимодействие между родителями и детьми, конфликт между родителями, эмоциональное состояние родителей и возраст детей. Имеются и другие факторы, такие, как ранее существовавшие эмоциональные проблемы детей, социальная поддержка родителей и детей, стабильность образа жизни и влияние других жизненных событий. При изучении белых семей среднего класса с находящимися на попечении матерей детьми от 9 до 11 лет им была противопоставлена группа полных семей с детьми. Полученные данные свидетельствуют, что дети, имевшие нормальные взаимоотношения с обоими родителями, испытывали меньше стрессов, были не столь агрессивны, а их взаимоотношения со сверстниками были значительно лучше. Вместе с тем полученные данные опровергают зависимость между частотой встреч родителя с не находящимися на его попечении детьми и адаптацией последних. Существует мнение, что если между родителями нет очень серьезны» конфликтов и если навещающий своего ребенка родитель не испытывает раздражения, то складывающаяся ситуация благоприятна для адаптации ребенка. Исследователи считают, что дети всех возрастов, как правило, хотят контактировать с живущим отдельно родителем.
Что касается конфликтов между родителями, то в литературе широко обсуждается проблема влияния конфликтов на ребенка, живущего в полной семье. Исследования показывают, что существует непосредственная взаимозависимость между конфликтами среди родителей и проблемами детей, причем в большей степени это затрагивает мальчиков. Дети из охваченных конфликтами целых семей имеют больше проблем, чем дети из разведенных семей, конфликты в которых были редкостью. Однако в целом дети из разведенных семей в значительно большей степени подвергаются риску нарушения психического здоровья, чем дети из целых благополучных семей. От детей, переживших развод родителей, не отличается и другая категория детей — из так называемых не слишком счастливых семей.
Развод родителей, конечно, далеко не всегда приводит к прекращению конфликтов между ними, и дети могут быть свидетелями продолжающихся конфликтов, как в процессе развода, так и позже. Разумно предположить, что важно не только наличие конфликта, но также его вид и продолжительность. Серьезные конфликты могут уничтожить позитивное влияние посещений ребенка родителем, ушедшим из семьи. Это может привести к проявлениям повышенной благосклонности к ребенку со стороны конфликтующих родителей и нарушить хорошие отношения ребенка с одним из родителей или с обоими сразу. Как утверждают многие родители, конфликты возникают по поводу посещений ребенка и его поддержки, т. е. в ситуациях, когда родители вынуждены контактировать, поскольку ребенок имеет отношение к двум семьям. Ребенок получает статуссвязующего звена, влияющего на членов обеих семей и испытывающего их влияние. Конфликт между родителями, влияя на их эмоциональное состояние, может косвенно сказаться на детях. Конфликт может помешать родителю, живущему отдельно, помогать родителю-опекуну, воспитывать ребенка.
Однако и дети могут воздействовать на взаимоотношения между родителями. Дети могут манипулировать в своих интересах одним из родителей или даже обоими. К сожалению, отсутствуют исследования, отвечающие на вопрос о том, в какой мере родитель способен отделить конфликтные взаимоотношения с бывшим супругом от взаимоотношений с ребенком. Это весьма важный вопрос для определения того, при каких обстоятельствах может осуществляться общая забота о детях.
Поведенческие срывы чаще возникают у детей, живущих в семьях, в которых хотя бы один из родителей имеет психические проблемы. Это в равной мере относится к детям из разведенных семей. Если один или оба родителя имеют серьезные эмоциональные проблемы, впали в депрессию или возбуждены, они могут быть подавлены чувством родительской ответственности, что в свою очередь сказывается на детях.
Дж. Уоллерстейн и Дж. Келли (1980) установили, что дети испытывают досаду, депрессию, одиночество и гнев, а многие из них предаются мечтам о примирении родителей. В дошкольной группе реакция детей выражается в депрессии, раздражительности, повышенной тревоге (особенно в отношении развода), агрессивности поведения (особенно у мальчиков) и в упадке настроения. Некоторые испытывали страх покинутости. Дети дошкольного возраста обладают слишком ограниченными аналитическими способностями, чтобы понять причину развода. В отличие от более старших детей, они не могут искать помощи в родителе, живущем отдельно, как и другой помощи.
Первоначальной латентной реакцией детей школьного возраста на развод были острая досада, напряженность и скованность. Реакция детей старших возрастных групп проявлялась в ярко выраженном, целенаправленном и отчетливо формулируемом гневе. Наблюдались вспышки раздражения и требовательность. Через год некоторые трудности постепенно исчезли, однако чувство гнева оставалось значительно дольше других реакций протеста. Дети школьного возраста располагают достаточными знаниями, которые позволяют им испытывать сочувствие и гнев. Многие дети проявляли терпимость в конфликтах и связывали себя с одним из родителей, дабы справиться с конфликтом или избежать его. Для некоторых развод родителей означал разрушение достигнутых в школе успехов и увеличение поведенческих проблем, как в школе, так и в общении со сверстниками. Для других же детей школа стала источником поддержки, и такие дети начинали учиться с новыми силами.
Большинство подростков испытывают страдания и гнев, узнав о разводе своих родителей. Они чувствуют печаль, считая развод предательством со стороны родителей. В ряде случаев после первоначальной травмы они понимали намерения родителей, признавали их ответственность за трудности и устранялись от конфликта. Иногда дети замыкаются, используя это как способ выхода из ситуации. Некоторые дети перестают идеализировать одного из родителей или их обоих, другие же отвечают на развод повышенным интересом к сексуальной жизни своих родителей. Подростки обладают достаточными аналитическими способностями, чтобы справиться с практической и с эмоциональной сторонами ситуации, поскольку дети этой возрастной группы живут своей жизнью и всегда могут найти источники поддержки вне семьи, в том числе и среди сверстников.