Отношение к вич-инфицированным людям как социальная проблема

Г. Т. Насибова


Научный руководитель: , . Е. А. Гранат
Кафедра теории и практики сестринского дела
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации., г. Иркутск, Россия

Актуальность.Общее число ВИЧ-инфицированных в России на 01.01.2017 г. составило 1501574 человек. Теперь эпидемия ВИЧ распространяется и вне групп риска. Новые случаи заражения, главным образом, люди в возрасте от 30 до 40 лет, путь передачи ВИЧ-инфекции преимущественно половой. Опасность инфицирования грозит абсолютно каждому, ведь не всегда причиной заражения является асоциальный образ жизни. Благодаря специальной терапии ВИЧ-инфицированные могут жить с бессимптомной стадией на протяжении более двадцати лет. И в это время им необходимо адаптироваться в обществе, что не всегда возможно, так как чаще всего они испытывают дискриминацию. ФЗ о предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого ВИЧ-инфекцией гласит: ВИЧ-инфицированные имеют право на медицинскую помощь, образование, трудоустройство. Права ВИЧ-инфицированных ничем не отличаются от прав иных категорий граждан, но стереотипы и предвзятое отношение к ним имеют место до сих пор. В обществе существует немало разногласий по поводу путей и возможностей заражение ВИЧ, а также недостоверных фактов об этом заболевании, опасений по поводу преднамеренного заражения вирусом. Зачастую это приводит к разрушению семейных, дружеских связей, нежелательным изменениям в профессиональной сфере, вплоть до увольнения с работы. Многие люди, плохо понимающие, что такое ВИЧ-инфекция и как она передается, видят в ВИЧ-инфицированных преувеличенно большую угрозу для себя и своих близких. У медицинских работников страх заражения выражается при необходимости оказания услуг для ВИЧ-инфицированных. Наряду с отказом в помощи ВИЧ – инфицированным и больным СПИДом грубейшим нарушением профессиональной медицинской этики является разглашение соответствующего диагноза. Имеется огромное множество примеров, когда такого рода неэтичное поведение медицинских работников инициировало дискриминацию. Среди множества работ, посвященных различным аспектам ВИЧ-инфекции мало работ, которые освещали бы отношение к ВИЧ-позитивным людям и дискриминацию по отношению к ним.

Цель.Цель исследования - выявить отношение к людям зараженным ВИЧ-инфекцией.

Материалы и методы.Анкетирование.

Результаты.В анкетировании приняли участие 60 человек в возрасте от 17-40 лет. В ходе анкетирования были получены следующие результаты: 36,6% относятся к ВИЧ-инфицированным людям без сочувствия, 30% - с сочувствием, 33,4% затруднились с ответом. С осуждением относятся 6,6%, без осуждения 63,4%, 30% затруднились с ответом.Также с помощью анкеты была выявлена информированность респондентов о путях передачи ВИЧ: абсолютно все указали на половой и парентеральный путь, 30% не смогли указать вертикальный путь передачи инфекции.

Выводы.В результате проведенного анкетирования выявлено, что большая часть опрошенных респондентов затрудняются с ответами на вопросы, касающиеся отношения ВИЧ-инфицированным, что является признаком «спидофобии». Одним из парадоксальных проявлений которой является бессознательное стремление людей «забыть» об угрозе, отвернуться от нее. Полученное количество людей осуждающих ВИЧ-инфицированных определяет, что они определяются как люди лично виновные в том, что с ними случилось. В то же время большая часть людей относится к ним без осуждения.

______________________________

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Е. М. Шабатько


Научный руководитель: , . Т. В. Променашева
Кафедра общепрофессиональных дисциплин
Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия

Актуальность.Среднему медицинскому персоналу в процессе выполнения профессиональных обязанностей необходимо общаться с людьми, имеющими проблемы со здоровьем. Человек, попавший в ситуацию болезни, чаще всего проявляет негативные эмоции, что проявляется в его настроении, поступках и поведении, поэтому специалисту (в том числе и будущему), работающему в лечебно-профилактической организации, необходимо проявлять терпимое отношение к пациентам.

Цель.Изучить личностную готовность студентов ИСО к профессиональной деятельности.

Материалы и методы.Объектом исследования явились студентов Института сестринского образования специальности Сестринское дело. Предмет исследования — информированность толерантности студентов ИСО. Использовались методики для определения уровня толерантности: определение уровня эмпатии, определение коммуникативной толерантности, определение эмоциональной устойчивости, тест на определение терпимости.

Результаты.Высокий уровень эмпатии показали 10% испытуемых, средний уровень эмпатии показали 20% испытуемых, у 70% испытуемых уровень эмпатии ниже среднего, эти люди не способны к сопереживанию, не готовы представить, что происходит во внутреннем мире другого человека. Определение коммуникативной толерантности показало, что 35% респондентов не принимают людей такими, какие они есть, стремятся их перевоспитать и даже подогнать под себя, 40% оценивают свое поведение и образ мысли как эталон для характеристики людей, 30% не умеют скрывать своих чувств, не умеют прощать другому его ошибки. 20% респондентов эмоционально устойчивы, у 60% наблюдается эмоциональная нестабильность, присутствие тревожности, у 20% респондентов снижен эмоциональный контроль. Тест на определение уровня терпимости выявил, что 40% респондентов проявляют упрямство и непреклонность, 40% респондентов способны вести диалог, лишь 20% респондентов с пониманием относятся к собеседнику.

Выводы.52% респондентов не готовы к эффективному взаимодействию с окружающими их людьми, не способны принимать людей такими, какие они есть, эмоционально незрелые, не способны контролировать эмоции и импульсные влечения, могут проявлять излишнюю резкость и неуважение к партнеру по общению. Проведенное исследование показало, что в поведении студентов ИСО наблюдаются признаки интоллерантного поведения.

______________________________

Наши рекомендации