Анализ организации медицинской помощи больным туберкулезом в стационарных условиях на основе изучения показателей обеспеченности и потребности населения в больничных койках

Н.М. Клыченко


Научный руководитель: ассистент Е.В. Душина
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия

Актуальность.Проблема туберкулеза является актуальной для Иркутской области, где уровни основных эпидемиологических показателей выше в среднем, чем по Российской Федерации. Так, заболеваемость туберкулезом в Иркутской области в 2015 году составила 119,1 на 100 тыс. жителей (по РФ – 57,7 ‰00), распространенность – 295,5 на 100 тыс. жителей (по РФ – 129,1 ‰00). Особенностью эпидемиологической ситуации по туберкулезу в настоящее время является рост заболеваемости туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью к противотуберкулезным препаратам. Основным звеном в лечении больных туберкулезом является стационарный этап, от эффективности лечения на котором зависит дальнейший результат течения заболевания. Количественные и структурно-функциональные преобразования коечного фонда должны быть направлены на достижение всеобщей доступности больным туберкулезом медицинской помощи.

Цель.провести анализ организации медицинской помощи больным туберкулезом в стационарных условиях на основе изучения показателей обеспеченности и потребности в больничных койках

Материалы и методы.Исследование проводилось с использованием аналитического и статистического методов. Источниками информации являлись данные официальных отчетных форм за 2010- 2015 год: №33 «Сведения о больных туберкулезом», № 30 «Сведения о медицинской организации»; № 14 «Сведения о деятельности стационара».

Результаты.За период 2010-2015 годы наблюдается увеличение показателя обеспеченности населения туберкулезными койками в Иркутской области с 6,7 до 7,0 на 10000 населения. Однако, установлено, что имеющийся коечный не позволяет обеспечить своевременную госпитализацию больных туберкулезом, как впервые выявленных, так и контингентов, состоящих на диспансерном учете. Охват госпитализацией впервые выявленных больных туберкулезом с бактериовыделением на территории Иркутской области в 2015 году составил 83,7%, контингентов с бактериовыделением – 73,2%. Расчет числа туберкулёзных коек в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не учитывает высокий уровень заболеваемости туберкулёзом в регионе. Нами был произведен расчет потребности в коечном фонде противотуберкулезных организаций региона, основанный на уровне заболеваемости туберкулёзом. Исходными параметрами для расчета явились следующие: число контингентов больных активным туберкулезом – 6967 чел., в том числе с множественной лекарственной устойчивостью – 483 чел., оборот койки – 4,0, оборот койки для лечения больных с множественной лекарственной устойчивостью – 1,4, фактическое число коек на конец года – 1428 коек. Таким образом, для своевременной госпитализации больных туберкулезом, в том числе с множественной лекарственной устойчивостью, дополнительно необходимо 425 коек круглосуточного пребывания.

Выводы.Одним из направлений совершенствования организации медицинской помощи больным туберкулезом в стационарных условиях является обеспечение населения туберкулезными койками в соответствии с уровнем заболеваемости туберкулезом в регионе. В Иркутской области для своевременного лечения больных активным туберкулезом в стационарных условиях дополнительно необходимо 425 коек.

______________________________

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (НА ПРИМЕРЕ КЛИНИК ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

А.С. Москаленко, Т.П. Кускова


Научный руководитель: д.м.н. Н.Ю. Алексеева
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия

Актуальность.В современных условиях важной составляющей качества медицинской услуги в многопрофильной медицинской организации (МО) является эффективность управления оказанием медицинской помощи (МП) и создание соответствующей нормативно-правовой базы по контролю качества медицинской помощи (ККМП) внутри учреждения.

Цель.Оценить эффективность разработанных и внедренных в практику мероприятий, направленных на совершенствование системы внутреннего ККМП в многопрофильной МО в современных организационно-правовых и экономических условиях (на примере Клиник ИГМУ).

Материалы и методы.Проведенный анализ основных причин дефектов при оказании МП (как врачебной, так сестринской) за 2011-2013 гг. позволил внести с начала 2014 г. в систему внутреннего ККМП необходимые коррективы в виде развития следующих основных направлений: 1) разработка ряда локальных нормативных документов, совершенствующих систему управления КМП; 2) усиление экспертного института (создание отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности); 3) повышение роли очной экспертизы КМП; 4) стандартизация МП; 5) совершенствование организации работы среднего и младшего медицинского звена; 6) строгое соблюдение трехэтапности внутреннего ККМП с обязательным наличием самоконтроля со стороны врачебного, среднего и младшего медицинского персонала; 7) мониторинг организации оказания МП в Клиниках ИГМУ и качества работы врачебного, среднего и младшего медицинского персонала путем проведения социологического опроса пациентов Клиник ИГМУ; 8) изучение мнения сотрудников Клиник ИГМУ (врачебного, среднего и младшего медицинского персонала) об организации и основных подходах к усовершенствованию организации оказания МП в Клиниках ИГМУ.

Результаты.Абсолютное число дефектов, выявленных при проведении внутреннего ККМП в целом по Клиникам ИГМУ, за период с 2011 г. по 2013 г. увеличилось в 1,45 раз (2995 дефектов в 2011 г., 4356 дефектов в 2013 г.), показатель уровня качества лечения (УКЛ) снизился на 0,6% (0,987 в 2011 г., 0,981 в 2013 г.). Внедрение новых подходов позволило повысить значение УКЛ в целом по МО - с 0,981 в 2013 г. до 0,988 в 2016 г. (абсолютный прирост составил 0,8%); число дефектов по сравнению с 2013 г. (4356 дефектов) сократилось почти в 3,4 раза и составило 1284. Общее число дефектов, выявленных в Клиниках ИГМУ на этапе ведомственного ККМП, с 2013 г. (1456 дефектов) сократилось к 2016 г. более чем в 4,6 раз (315 дефектов). Показатель среднего УКЛ при оценке качества работы среднего медицинского персонала имеет достаточно значительный скачок с 0,984 в 2013 г. до 0,991 в 2015-2016 гг. Общее количество дефектных карт, оформленных на сотрудников среднего и младшего медперсонала Клиник ИГМУ, по итогам 2016 г. сократилось в по сравнению с 2014 г. более чем в 2,4 раза.

Выводы.Таким образом, данные анализа, проведенного в динамике на этапах до и после внедрения новых подходов по совершенствованию внутреннего ККМК, свидетельствуют об эффективности и целесообразности предложенных мероприятий.

______________________________

СЕКЦИЯ ПЕДИАТРИИ

Наши рекомендации