Оценка способов обеззараживания рук медицинского персонала и операционного поля

Д.О. Сухарева, Н.А. Тетюшкин, Д.С. Короткова


Научный руководитель: доцент, к.м.н. Р.С. Мануева
Кафедра общей гигиены
Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия

Актуальность.В настоящее время инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП) широко распространены и уровень заболеваемости ими остается высоким, не соответствуя современным возможностям медицины. Выбор дезинфектантов и антисептиков, их разумное применение во многом определяет успех мероприятий по профилактике и борьбе с внутрибольничными инфекциями, позволяет обезопасить от токсического воздействия на медицинский персонал и пациентов дезинфицирующих средств и экономно расходовать денежные средства, выделяемые лечебно-профилактическим организациям.

Цель.Изучить современные подходы обеззараживания рук медицинского персонала и обработки операционного поля.

Материалы и методы.Анализ способов обеззараживания рук медицинского персонала и обработки операционного поля проводился методом анкетирования 5 хирургических отделений городской больницы г.Иркутска. В анкетировании участвовали 50 человек, из них 30 человек - средний медицинский персонал (операционные медсестры) и 20 врачей. Оценка способов и эффективности проводилась в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». В исследовании использовались сравнительный, графический методы.

Результаты.В результате анкетирования было установлено, что медицинский персонал не всегда соблюдает санитарно-гигиенические требования. Существуют различные причины отказа от обработки рук медицинским персоналом. В ходе опроса было выявлено, что персонал не всегда использует медицинские средства защиты, не смотря на их осведомленность. Из числа опрошенных, в 98% случаев, мытье рук осуществлялось антибактериальным мылом “Теко - Септ”, в остальных 2% случаях использовался Теко-C. Время обработки рук во всех 100% составляло 2 мин. Также применение перчаток в медицинской практике показало, что при проведении манипуляций их используют 65,7%, но 34,3% пренебрегают правилами. Гигиеническая и хирургическая обработка рук является, обязательной процедурой, в 6% случаев осуществлялось по Классическому способу, а 94% - Современным методом (EN-1500). Результаты бактериологического исследования показали, что самым устойчивым микроорганизмом является синегнойная палочка (Pseudomonas aeruginosa). По данным анкетирования было установлено, что Способ Филончикова-Гроссиха использовался 94,4% для обработки операционного поля.

Выводы.Исследования показали, что проблема комплаентности связана с многочисленными причинами, по которым медперсонал не всегда производит обработку рук.». Самым устойчивым микроорганизмом является Pseudomonas aeruginosa (синегнойная палочка). Несомненно, если обработка рук медицинского персонала и операционного поля будет выполняться в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, это позволит снизить риск послеоперационных осложнений, формирование госпитальной инфекции и финансовые затраты на лечение.

______________________________

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

А.С. Шарыпов, О.Д. Мамедов, Р.Е. Девайкин


Научный руководитель: доцент, к.м.н. Р.С. Мануева
Кафедра общей гигиены
Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия

Актуальность.Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья, поэтому практическое умение правильно оценить его будет способствовать воспитанию здорового поколения. Ухудшение качества жизни, проблемы экологии и другие факторы оказывают негативное влияние на физическое развитие и здоровье. Важно помнить, что от состояния здоровья врача может зависеть благополучие других людей. Для гармоничного развития личности, стрессоустойчивости и рабочей деятельности, приносящей радость и возможность полностью проявить свой потенциал, важным являются такие показатели как работоспособность и физическое здоровье.

Цель.оценить физическое развитие и работоспособность студентов, предложить рекомендации по улучшению здоровья студентов медицинского вуза.

Материалы и методы.В исследованиях приняли участие 156 студентов ИГМУ, из них 82 девушки и 74 юноши. Исследования проводились в течение одного семестра, начиная с сентября 2016 года. Длина и масса тела измерялись в соответствии с общепринятыми требованиями антропометрии. Рассчитывался индекс массы тела (ИМТ) по формуле Кетле и индекс центрального ожирения. Для исследования мышечной силы использовался динамометр. Также проведены анкетирование о состоянии здоровья и тестирование на работоспособность. В исследовании применялись сравнительный, графический методы.

Результаты.При сравнительном анализе индекса массы тела у 18% девушек имеется дефицит массы тела (ИМТ 16,0 – 18.5), 77% имеют нормальную массу тела (ИМТ 18,5 -24.99) и 5% имеют избыточную массу тела (ИМТ 24.99 – 30.0). Среди юношей 50% имеют нормальную массу тела, 46% имеют избыточную массу тела (ИМТ 30,0), 4% исследованных имеют дефицит массы тела. При расчете индекса центрального ожирения выявлено, что увеличение массы тела у этих студентов произошло за счет мышечной массы (86,0%) и лишь 4% имеют избыточную массу тела. Работоспособность у студентов выявляли с помощью специальных тестов. Анализ показал, что высокий результат имеют 40% девушек и 28% юношей, при этом из них 50% девушек имеют низкие показатели динамометрии и несоответствующее норме индекс массы тела. Средние показатели работоспособности имеют 45 % девушек и 50% юношей.

Выводы.Студенты медицинского университета имеют высокие показатели умственной работоспособности, однако с другой стороны следует обратить внимание, что многие студенты имеют несоответствующее норме индекс массы тела, что в дальнейшем может сказаться на трудовой деятельности в будущем, препятствуя полному раскрытию умственного потенциала. Необходимо принять меры по восстановлению физических данных, прививать любовь к спорту, обратить особенное внимание на правильную организацию трудовой деятельности и отдыха, регулярное и полноценное питание, восстановление сна.

______________________________

ПСИХОГИГИЕНА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ С УЧЁТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ

Н.А. Ступин, С.О. Непомнящих


Научный руководитель: доцент, к.м.н. З.А. Зайкова
Кафедра общей гигиены
Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия

Актуальность.В современных условиях высшая медицинская школа испытывает серьезные трудности, связанные экспериментами по сокращению сроков обучения и пересмотру содержания программного материала. Многие студенты не могут быстро адаптироваться к данным изменениям, и у них может развиваться стресс. Способность быстро адаптироваться к новым методикам обучения в большинстве случаев зависит от психологического типа студента.

Цель.Гигиеническая оценка умственной работоспособности студентов медицинского вуза с учетом их психологического типа.

Материалы и методы.Исследования выполнены зимой в условиях естественного гигиенического эксперимента в динамике учебного дня и недели на группе студентов 3 курса ИГМУ (n=30). В работе использовались различные тесты: тест Д.Кейрси для определения психологического типа; корректурная проба Анфимова для оценки развития внимательности, теппинг-тест для оценки концентрации и тест для определения объёма оперативной и кратковременной памяти. Также в работе использовался метод сравнительного анализа и графический метод.

Результаты.При исследовании был выявлен преобладающий психологический тип SJ (78 %) и три редких типа: SP, NF и NT – по 9; 9 и 4 % соответственно. При оценке внимательности в течение дня и недели динамика отсутствовала у студентов с типами SP и NF, с типом SJ наблюдалась положительная, а типом NT – отрицательная динамика. При оценке объёма оперативной памяти у типов SP и NT динамика, как в течение дня, так и в течение недели, не отмечалась; у типа SJ была положительная, у типа NF – отрицательная динамика. Объём кратковременной памяти у студентов с психологическим типом SJ и NT в течение учебного дня и недели не изменялся; с типом SP – увеличивался, NF – снижался. В течение дня и недели, по результатам оценки концентрации, у студентов с психологическим типом NT отмечалась положительная динамика, NF – отрицательная динамика, SP и SJ - никакой динамики не наблюдалось. Согласно анализу динамики умственной работоспособности у студентов с психологическим типом NT отмечен высокий показатель концентрации внимания в начале недели, улучшение выносливости нервной системы к концу недели; с типом SJ – сниженная концентрация внимания утром, некоторое увеличение объема оперативной памяти к концу недели; с типом NF – высокая концентрация внимания в течение всего срока исследования, снижение объема оперативной и кратковременной памяти к концу недели; SP – увеличение кратковременной памяти к концу недели.

Выводы.В ходе исследовательской работы был выявлено 4 психологических типа среди студентов-медиков, у 78 % преобладал тип SJ. Для улучшения умственной работоспособности студентам рекомендуется: с типами SP и SJ – тренировки концентрации внимания с помощью различных методик, чтение книг, прогулки на свежем воздухе, проведение занятий в спокойной обстановке, соблюдение гигиены сна; с типом NF – тренировки по запоминанию объектов, текстов, наборов цифр для улучшения объема оперативной и кратковременной памяти; с типом NT – прогулки на свежем воздухе, чтение литературы, достаточный сон для улучшения и сохранения имеющихся показателей.

______________________________

Наши рекомендации