Лечение врожденной косолапости
1.6.1 Консервативное лечение
Почти две с половиной тысячи лет назад Гиппократ пытался лечить косолапость путем ручных манипуляций и шин. В 19 веке впервые начато использование гипсовых повязок для фиксации стоп.
Большинство отечественных и зарубежных авторов разделяют мнение о необходимости раннего начала лечения врожденной косолапости [10, 12, 24, 36, 44, 45, 69, 77, 81, 87, 104, 155]. Лечение может быть начато с первых недель или даже дней жизни. Направлено оно на раннее и полное исправление деформации.
Лечение косолапости по Финку Эттингену [45, 86, 91] заключается в фиксации стоп бинтовыми повязками специальным способом, при котором компоненты деформации должны постепенно исправляться. Однако многие специалисты склонны считать, что данная методика ошибочна и не способна привести к удовлетворительным результатам, особенно у пациентов с тяжелой степенью заболевания.
В 1973 году В.Я. Виленский предложил методику раннего функционального лечения врожденной косолапости с помощью гипсовых или полимерных шин. Методика заключается в воздействии на мышечно-связочный аппарат нижней конечности, находящейся в гипсовом сапожке с наличием свободного пространства с той стороны, в которую предполагается переместить стопу. После постепенного перемещения стопы в латеральную сторону, освободившееся пространство в гипсовой повязке c медиальной стороны заполняется мягкой клиновидной прокладкой во избежание возвращения деформации в первоначальное состояние [45]. Многие авторы не считают результаты лечения данным методом вполне удовлетворительными. Средний срок лечения при этом составлял от 2 до 12 месяцев в зависимости от тяжести деформации. Основным недостатком этого способа является то, что при его использовании практически не учитывается биомеханика стопы и после завершения лечения функция стопы может быть не вполне полноценной.
Биомеханика стопы при лечении врожденной косолапости была детально изучена доктором из института Айовы I.Ponseti еще в 50-ые годы прошлого столетия и на сегодняшний день методика является «золотым стандартом» лечения врожденной косолапости и других патологических эквино-кава-варусных деформаций стопы. Доктор Понсети детально изучил анатомию стопы, выяснив, что одной из ведущих причин деформации является подвывих в таранно-ладьевидном сочленении.
Коррекция косолапости осуществляется при помощи отведения стопы в положении супинации при противодавлении на наружную часть головки таранной кости для предотвращения поворота таранной кости в вилке голеностопного сустава. При этом передний отдел стопы, постепенно перемещаясь в латеральную сторону, движется в таранно-ладьевидном сочленении, исправляя тем самым подвывих в этом суставе. Хорошо наложенная гипсовая повязка удерживает стопу в исправленном положении. Связки никогда не растягиваются больше, чем позволяет их эластичность. После 5-7 дней фиксации нижней конечности в гипсовой повязке, связки вновь становятся способными растягиваться, и в этот момент происходит следующий этап коррекции и накладывается новая гипсовая повязка [171].
Таким образом, постепенно исправляются все компоненты косолапости, кроме подошвенного сгибания стопы. К сожалению, ахиллово сухожилие является малорастяжимым и при попытке исправить эквинус мануально, пяточная кость остается в прежнем состоянии, а тыльная флексия стопы происходит за счет переднего отдела. При этом формируются такие осложнения, как плоскостопие или даже стопа-качалка.
Для исправления эквинуса, выполняется небольшое оперативное вмешательство, которое может быть выполнено как под наркозом, так и под местным обезболиванием, - ахиллотомия. Рассечение ахиллова сухожилия выполняется через небольшой прокол скальпелем малого размера. Швы на рану, имеющую обычно длину около 3-4 мм, не накладываются. Рассечение ахиллова сухожилия позволяет на 20-25о увеличить тыльную флексию стопы.
После выполнения данной операции на 3-4 недели накладывается последняя по счету гипсовая повязка в положении полной коррекции.
После снятия гипса ребенку надевают специальную обувь - брейсы, целью которых является предотвращение рецидивов. Брейсы представляют из себя пару ботиночек соединенных между собой распоркой. При этом ботинки на распорке установлены таким образом, что сохраняется отведение стоп примерно на 60о. Ношение этой обуви обеспечивается на протяжении практически круглых суток до достижения ребенком годовалого возраста. С 1 года брейсы надеваются только на время сна, что дает возможность ребенку ходить.
1.6.2. Хирургическое лечение
Неэффективность консервативной терапии при косолапости является показанием к хирургическому лечению. На данный момент общепринято оперировать ребенка в возрасте 5-6 месяцев, когда длина стопы достигает 10 см. Это возраст, когда анатомические структуры становятся хорошо различимы и еще есть время для коррекции деформации и подготовки ребенка к опоре на исправленную стопу [11, 50, 132, 135].
Cуществует множество операций, которые проводятся при косолапости. Это и тенолигаментекапсулотомии [11, 19, 74, 99, 116, 163, 198], и операции на костях стопы [11, 56], и методики аппаратной коррекции, а также различные варианты комбинаций указанных техник в сочетании с транспозициями сухожилий [11, 22, 51]. Каждый автор, видя недостатки предыдущих операций, добавлял что-то рациональное.
Многие специалисты отмечают, что объем и успех лечения часто зависит от тяжести косолапости и от возраста пациента. Выделяют следующие возрастные периоды - от рождения до 6 месяцев, с 6 месяцев до 1 года, от 1 года до 2 лет, от 2 до 4 лет, от 4 до 7 лет и старше 7 лет [11, 50]. Нужно упомянуть, что к 4 годам стопа ребенка при нормальном развитии утрачивает способность к самостоятельной физиологической качественной перестройке и способна лишь к количественному росту.
Частота рецидивов при традиционных методах лечения атипичной косолапости достигает 80-100% (Конюхов М.П., Лапкин Ю.А., 1998). Как зарубежные авторы, так и отечественные считают, что атипичные косолапости следует оперировать в 1-2 года, а иногда и позже. Хирургическое вмешательство должно быть более радикальным, проводиться в более поздние сроки и сопровождаться более длительным периодом гипсования [11, 50, 154]. Причиной неудовлетворительных результатов многие авторы считают недостаточно изученный патогенез врожденной косолапости [11, 18, 191]. При этом, по данным различных авторов рецидивы после первичных операций встречаются в 6-56.8% как в нашей стране, так и за рубежом (Захаров Е.С., 1990, 1995 - 7.1%; Волков С.Е. 1999 - 5.6%; Власов М.В. 2002 - 56.8%; Raad P., Krauspe R., German 1999 - 25%; Niki Н., Staheli L.T., Moska V.S. USA 1997 - 27%; Pekak F., Pavlovcic V, Skarar F. Yugoslavia 1998 - 31%).
Долгое время на территории России была распространена операция Зацепина Т.С. (1947) в различных модификациях [99]. К сожалению, указанные автором хорошие исходы (95 % случаев) в повседневной практике трудно достижимы. Получаемые неудовлетворительные результаты после операции по Зацепину, по данным различных клиник, занимают от 5% до 64% [11].
Помимо того, что модификации операции Зацепина не всегда гарантируют стойкое исправление деформации, у них есть и ряд других недостатков, таких, как большая травматичность, трудоемкость, возникновение больших послеоперационных рубцов.
Таким образом, наименее изученными и наиболее дискутабельными остаются вопросы результативности хирургических и консервативных методов лечения косолапости (операция Зацепина-Штурма, метод Понсети), а так же рассмотрение последней не как местного заболевания мышечно-связочного аппарата нижней конечности, а как местного признака системного заболевания соединительной ткани.
Все это диктует необходимость поиска оптимальной тактики лечения детей с врожденной косолапостью, а так же разработки критериев диагностики дисплазии соединительной ткани при косолапости у детей.
Глава 2