Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»
Субшкала | Номер утверждения | МАХ сумма баллов |
Эмоциональное истощение | 1, 2, 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20 | |
Деперсонализация | 5, 10, 11, 15, 22 | |
Профессиональная успешность (редукция персональных достижений) | 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 |
Интерпретация, обработка результатов. В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).
Уровни показателей выгорания.
Субшкала | Группы | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Очень высокий уровень |
Шкальные оценки | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 балла | |
Эмоциональное истощение | Мужчины | 5-15 | 16-24 | 25-34 | Больше 34 |
Женщины | 6-16 | 17-25 | 26-34 | Больше 34 | |
Деперсонализация/ цинизм | Мужчины | 2-4 | 5-12 | 13-15 | Больше 15 |
Женщины | 1-4 | 5-10 | 11-13 | Больше 14 | |
Профессиональная успешность | Мужчины | 37-48 | 34-28 | 27-23 | 22 и меньше |
Женщины | 37-48 | 35-28 | 27-22 | 21 и меньше |
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
Низкая степень | Средняя степень | Высокая степень | Крайне высокая степень |
3-4 балла | 5-6 баллов | 7-9 баллов | 10 баллов и более |
Примечание: «*» отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.
Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации. При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе. Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития.
Методика определения удовлетворенности трудом
(А.В. Батрашев)
Цель: Методика направлена на выявление уровня удовлетворенности трудом по следующим составляющим: интерес к выполняемой работе, достижения в профессиональной деятельности, взаимоотношения с коллегами и руководством, предпочтение выполняемой работы заработку, условия труда; определяется профессиональная ответственность работника и его уровень притязаний в профессиональной деятельности.
Описание: Тест состоит из тридцати двух вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенной таблице. Подсчет результатов идет с помощью ключа, в котором все утверждения разделены на блоки составляющих удовлетворенности труда.
Инструкция: Прочтите каждое из утверждений и оцените, насколько оно верно для Вас. На бланке напротив вопроса отметьте выбранный вариант А, Б или В галочкой.
Утверждения
1. То, чем я занимаюсь на этой работе, меня интересует:
А. да;
Б. отчасти;
В. нет.
2. За последнее время я добил(ась)ся успехов в своей должности:
А. да;
Б. отчасти;
В. нет.
3. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:
А. да;
Б. не со всеми;
В. нет.
4. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:
А. да;
Б. не всегда;
В. нет.
5. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:
А. да;
Б. отчасти;
В. нет.
6. В работе меня, прежде всего, привлекает возможность узнавать что-то новое:
А. да;
Б. время от времени;
В. нет.
7. С каждым месяцем я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:
А. да;
Б. отчасти;
В. нет.
8. Люди, с которыми я работаю, уважают меня:
А. да;
Б. не все;
В. нет.
9. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на тебя работу:
А. да;
Б. отчасти;
В. нет.
10. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:
А. да, часто;
Б. редко;
В. нет.
11. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:
А. да;
Б. возможно;
В. нет.
12. Процесс работы доставляет мне удовольствие:
А. да;
Б. время от времени;
В. нет.
13. Меня не устраивает организация труда в нашей организации:
А. да;
Б. не совсем;
В. нет.
14. У меня часто бывают разногласия с товарищами по работе:
А. да;
Б. иногда;
В. нет.
15. Меня редко хвалят или благодарят за работу:
А. да;
Б. иногда;
В. нет.
16. Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я бы не сменил(а) место работы:
А. да;
Б. может быть;
В. нет.
17. Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет понять меня:
А. да;
Б. иногда;
В. нет.
18. В нашей организации созданы благоприятные условия труда:
А. да;
Б. не совсем;
В. нет.
19. Мне не нравится то, что работая здесь, я не могу добиться большего успеха, чем сейчас:
А. да;
Б. отчасти;
В. я с этим не согласен.
20. Я хорошо подхожу на роль руководителя нашего коллектива:
А. да;
Б. смог(ла) бы внести некоторые изменения;
В. нет.
21. Работа, которую я выполняю, оплачивается организацией справедливо:
А. да;
Б. не совсем;
В. нет.
22. У меня есть все, что необходимо мне для работы:
А. да;
Б. не совсем;
В. нет.
23. Когда дела на работе идут плохо, я чувствую в этом долю своей вины:
А. да;
Б. отчасти;
В. нет.
24. Мои интересы совпадают с интересами нашей организации:
А. да;
Б. отчасти;
В. нет.
25. Работая здесь, я чувствую, как теряю свою компетенцию:
А. да;
Б. отчасти;
В. нет.
26. Мне нравятся люди, работающие в моем коллективе:
А. да;
Б. не все;
В. нет.
27. Наш руководитель воодушевляет меня на работу с высокой отдачей:
А. да;
Б. иногда;
В. нет.
28. От моих действий зависит качество предоставляемых организацией услуг:
А. да;
Б. отчасти;
В. нет.
29. Я мог(ла) бы работать больше в нашей организации даже без материального вознаграждения:
А. да;
Б. может быть;
В. нет.
30. Я могу рассказать о нашей организации как о хорошем месте работы с неплохими условиями труда:
А. да;
Б. иногда;
В. нет.
31. Если я выполняю свои обязанности ненадлежащим образом, то это не беспокоит меня:
А. да;
Б. иногда;
В. нет.
32. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы, не могу довольствоваться тем, что мне предлагают:
А. да;
Б. отчасти;
В. нет.
Ключ
Составляющие УТ | Утверждения |
Интерес к работе | 1,6,12,24 |
Удовлетворенность достижениями в работе | 2,7,19,25 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками | 3,8,14,26 |
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством | 10,15,17,27 |
Уровень притязаний в профессиональной деятельности | 5,11,20,32 |
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку | 4,16,21,29 |
Удовлетворенность условиями труда | 13,18,22,30 |
Профессиональная ответственность | 9,23,28,31 |