Лабораторные методы исследования. исследование мокроты
Из лабораторных методов и у детей большое значение имеет исследование мокроты. Обычно считают, что у них мокроты не бывает или бывает очень мало. Это только отчасти верно. Действительно, при типичных для детей формах туберкулеза мокроты мало, и дети ее не отделяют — заглатывают. Но все же различными методами ее можно получить даже у грудных детей, а между тем нахождение БК в мокроте имеет огромное значение как в диагностическом, так и в эпидемиологическом отношении. Иногда же на определенном этапе туберкулезного заболевания мокроты бывает много, тогда ее легко можно получить, вызывая кашлевый рефлекс ватным тампоном и принимая на него кусочки мокроты, из которых потом делают штриховые мазки, окрашиваемые обычным способом. Там, где мокроты мало или она видимо отсутствует, применяете метод промывания желудка натощак и обработка по Арман — Делилю методом флотации или седиментации. Эти методы сейчас широко применяются в клиниках, стационарах и диспансерах.
Приводим описание техники этих методов, поскольку в детской практике особенно важны методы накопления.
Метод флотации. Промывные воды желудка или собранную за три дня мокроту сливают в специальную колбу и добавляют туда равное количество 0,5% раствора едкого натрия. Колбу ставят на 30 минут в водяную баню при Т 55—58°.
Гомогенизированную мокроту разводят до 100 мл дистиллированной водой. Прибавляют 2 мл бензола или бензина или ксилола, встряхивают в течение 10 минут; оставляют стоять 1—2 часа до образования кольца.
Снимают пастеровской пипеткой образовавшееся белое кольцо и наносят его на предметное стекло, наслаивая капли все время до использования всего белого кольца. Мазки подсушивают; для скорости можно на некипящей водяной бане. Подсохшие мазки обезжиривают эфиром, затем окрашивают по Циль — Нильсену, обесцвечивают 3% раствором соляной кислоты в спирте.
Метод флотации дает больше положительных находок, чем другие методы гомогенизации.
Метод седиментации. Желудок через желудочный зонд промывают натощак 2% раствором соды в количестве 100 мл. Полученную жидкость центрифугируют в течение 5—10 минут. Осадок сливают в фарфоровую чашку, прибавляют 30 мл дистиллированной воды и 10 капель 10% раствора едкого натра; подогревают в течение 10 минут на спиртовке или горелке, не доводя до кипения. Дают остыть, разливают в пробирки и снова центрифугируют в течение 45 минут. Затем полученные осадки из каждой пробирки переносят на отдельные стекла, не размазывая. Хорошо высохшие препараты фиксируют, окрашивают по Цилю и обесцвечивают обычным способом.
Эти препараты просматриваются очень тщательно, главным образом по периферии, где располагаются чаще всего БК. Туберкулезные бактерии обнаруживаются в этих препаратах или единичные, или иногда кучками. По своему виду они несколько отличаются от типичных туберкулезных бацилл, т. е. выглядят более толстыми и короткими. По посевы этих промывных вод на средах потом дают типичные культуры туберкулезных бацилл. Этим методом обнаруживаются БК при формах туберкулеза, ранее считавшихся закрытыми.
Исследование крови. Изменения крови при туберкулезе, не являясь в основном специфическим, дают много ценных указаний в отношении динамики процесса, а также прогноза.
Красная кровь не дает резких патологических изменений, но все же у туберкулезных детей отмечается умеренное снижение гемоглобина.
Белая кровь значительно больше реагирует на туберкулезную инфекцию, но, повторяю, не дает какой-либо специфической реакции. Наблюдается повышение количества лейкоцитов от 10 000 до 14 000. Формула белой крови xaрактеризуется нейтрофилезом, тем больше выраженным, чем тяжелее заболевание, — сдвиг влево по Шиллингу и особенно по Арнету (Н. Н. Бобров). В острых и прогрессирующих случаях выявляется иногда резкая эозинопения вплоть до полного исчезновения эозинофилов. Но при благоприятных формах и даже просто при туберкулезной инфицированности процент эозинофилов выше нормы и достигает 8—10%. Колебания зозинофилов о динамике туберкулезного процесса в сторону эозинофилии является благоприятным прогностическим признаком.
Количество лимфоцитов у детей в норме выше, чем у взрослых, а при благоприятном течении туберкулеза количество их еще повышается; наоборот, лммфопению мы наблюдаем при тяжелых и острых формах.
Интересны наблюдения над ролью моноцитов при туберкулезе. Моноцитоз может иметь двоякое значение: или он указывает на свежую продуктивную диссеминацию или на продуктивный процесс в тканях. По наблюдениям Н. Н. Боброва и Н. А. Шмелева при свежей диссеминации моноцитоз сочетается с лимфопенией, нейтрофилезом и наличием левого сдвига нейтрофилов и их патологической зернистостью.
Наоборот, при тенденции к репаративным процессам наряду с выраженным моноцитозом отмечается лимфоцитоз, уменьшение левого сдвига и замедление РОЭ. Сама по себе моноцитопения при легочном туберкулезе является неблагоприятным признаком, так как указывает на угнетение фазы защиты.
... В новейшей литературе считается, что моноциты при туберкулезе выполняют определенную биологическую функцию по обезвреживанию организма от туберкулезных бактерий живых и мертвых, а также от определенных вредных веществ типа липоидов, содержащихся в большом количестве в казеозных очагах. Сами же липоиды стимулируют появление моноцитоза, который выполняет функцию очищения казеозного очага. Таким образом, моноцитоз является защитной функцией организма и при других благоприятных показателях крови указывает на благоприятную фазу борьбы. И, наоборот, при плохих общих показателях крови моноцитоз говорит о тяжести данного заболевания.
Реакция осаждения эритроцитов (РОЭ) имеет значение, главным образом, для оценки динамики процесса, но имеет также и относительное диагностическое значение, в особенности в совокупности с другими данными. Это исследование производится аппаратом Панченкова. У детей нормальные цифры РОЭ несколько выше, чем у взрослых. Скорость оседания до 10 мм в 1 час надо считать нормальной; скорость оседания до 15—20 мм считается малым ускорением, до 20—30 мм — средним ускорением и выше 30 мм — значительным ускорением. Несомненно, РОЭ имеет большое значение для прогноза, а также для оценки результатов санаторного лечения и различных терапевтических мероприятий, как пневмоторакс, туберкулинотерапия, химиотерапия и т. п. Очень часто на основании повышения цифр РОЭ можно предсказать вспышку и обострение процесса. Некоторые указания РОЭ дает при диференциальном диагнозе с неспецифическими легочными заболеваниями. Обычно при свежем туберкулезном легочном процессе высокие цифры РОЭ держатся гораздо дольше, чем при обычных пневмониях. Однако, при нагноительныЩ процессах в легких и бронхоэктазах цифры РОЭ могут быть также высокими, и это не служит доказательством туберкулезной этиологии.
Таким образом картина крови при правильной тщательной оценке дает много ценных указаний для суждения о характере, активности и динамике туберкулезного процесса. При диференциальной диагностике необходима осторожно оценивать картину крови, принимая во ние и все другие симптомы заболевания.
Кроме указанных обычных методов исследования крови, предложены некоторыми авторами методы, определяющие активность туберкулезного процесса после введений туберкулина. К ним относятся следующие:
Проба Михайлова. При введении 0,000001 туберкулина наблюдается падение числа эозинофилов.
Производится следующим образом: у больного берется кровь в меланжер (для счёта лейкоцитов) с жидкости Дунгера (1 мл 1% водного раствора эозина +1 мл ацетона и 8 мл воды). Подсчитывается количество эозинофилов. Затем впрыскивается туберкулин и через 1/2 часа снова подсчитывается количество эозинофилов. Если количество эозинофилов уменьшилось больше, чем на 5%, результат считается положительным.
Метод Бредекка для выявления активности туберкулезного процесса. При этом гемограмма по Шиллингу изменяется — после введения туберкулина наблюдается сдвиг влево. Проба считается положительной, если количество палочкоядерных лейкоцитов увеличивается на 6% и более, а количество лимфоцитов уменьшается на 10%.
Метод Графе-Рейнвейна основан на том, что при активных формах туберкулеза после подкожных инъекций туберкулина через 24 часа наступает ускорении РОЗ на 3—4 мм в час и более. Для оценки результатов необходимо учесть амплитуду колебаний РОЭ у исследуемого субъекта в течение дня. Эти методы были видоизменены и усовершенствованы Н. Н. Бобровым и вошли в практику для раннего выявления туберкулеза.
Анализ мочи
Обычный анализ мочи при туберкулезе необходим не только при подозрении на поражение почек. В последнем случае он является единственным для ранней диагностики. Стойкое нахождение гноя в моче, а, главное, туберкулезных бактерий, конечно, указывает на туберкулез почек.
Однако требуется иногда повторное исследование мочи, чтобы обнаружить патологические находки; поэтому при некоторых формах туберкулеза обязательно исследование мочи ежемесячно (диссеминированные формы, осложненный первичный комплекс). Небольшие изменения мочи в виде следов белка, единичных лейкоцитов и свежих эритроцитов могут периодически обнаруживаться, как явления общей интоксикации. Наконец, некоторые реакции с мочой дают указания на тяжесть процесса. К числу их относится появление диазореакции при генерализованных формах туберкулеза, особенно при милиарном туберкулезе.
Несомненно, прогностическое значение в течении туберкулеза имеет урохромогенная реакция. Она очень проста, и в этом ее большое преимущество. Она производится следующим образом: берут профильтрованную мочу и разводят ее в 10 раз. Наливают в две пробирки, причем одна служит контролем, а в другую добавляют раствор марганцовокислого калия 1 : 1000. При положительной реакции в пробирке получается резкое канареечное окрашивание, которое очень ясно выявляется при сравнении с контролем. Нужно принимать во внимание только хорошо выраженную окраску.
Механизм реакции заключается в том, что марганцовокислый калий окисляет бесцветный урохромоген в моче, который значительно повышен при прогрессирующем туберкулезе.