Массаж и лечебная физкультура при заболеваниях и повреждениях ЦНС.
Массаж и лечебная физкультура при заболеваниях и повреждениях ЦНС.
Отставание темпов психомоторного развития отмечаются у детей 1 года жизни при заболеваниях:
─ рахит,
─ гипотрофия,
─ повторные заболевания ОРВИ, особенно недоношенных.
Эти изменения не связаны с повреждениями головного мозга и с возрастом компенсируются при благоприятных условиях внешней среды.
При поражениях и заболеваниях ЦНС наблюдается специфическая задержка развития – эти дети составляют до 70% грудных детей. Лишь рано начатое лечение, с первых дней жизни, проводимое настойчиво и с действенной помощью родителей дает возможность добиться практического выздоровления 80% детей, если поражение мозговых структур обратимо.
Если заболевание диагностируется, когда ребенку исполнился год и в более поздние сроки, то прогноз бывает значительно хуже, даже в случае не столь тяжелого поражения мозга. От знаний массажиста, врача невролога зависит во многом результативность лечения.
Этиология:
─ вредные факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода (головной мозг),
─ хронические и острые заболевания матери во время беременности,
─ генетически отягощенная наследственность,
─ гипоксия плода и асфиксия новорожденного,
─ внутриутробные и постнатальные инфицирования,
─ механические повреждения ЦНС при родах,
─ стрессовые состояния у матери,
─ вредные привычки у матери (алкоголизм, курение),
─ и реже 20% в результате заболеваний и травм головного мозга в период новорожденности, когда мозг еще незрелый.
Данные нарушения продолжают оказывать отрицательное действие на развитие ЦНС и всего организма в целом.
Отягощают развитие и другие факторы:
─ не соблюдение общего режима и режима питания,
─ нарушение гигиенического режима,
─ частые длительные заболевания ОРВИ,
─ рахит, гипоксия, сочетание заболеваний.
Патогенез.
Вредные факторы влияют на головной мозг, прежде всего. У здоровых детей на первом месяце жизни появляется улыбка, если в этом возрасте, несмотря на усилие взрослого, не удается вызвать этой положительной эмоции и ребенок апатичен, заторможен, то это может быть начальным симптомом задержки психомоторного развития.
У детей с постгипоксическими изменениями головного мозга отрицательные эмоции вызываются даже при действии незначительного раздражителя.
Плохо спит, кричит без видимых причин, такая повышенная возбудимость ребенка встречается при повышении внутричерепного давления, при симптомах и других заболеваний.
Нарушение внутриутробного развития, угнетение ЦНС и другие заболевания ведут к задержке физического развития. Нормальный физиологический тонус способствует нормальному психомоторному развитию ребенка. У больных может быть повышенный мышечный тонус – это мышечная гипертония. Пониженный тонус – гипотония, а когда на фоне пониженного тонуса может быть повешен периодами – это мышечная дистрофия.
Иногда наблюдается ульнарная флексия кисти – напряжение сгибателей рук и приведение первого пальца к ладони, напряжение разгибателей ног, приводящих мышцу бедра, что способствует затруднению разведения бедер в исходное положение лежа на спине. При попытке поставить ребенка на ноги он становится на пальчики и редко разгибает ноги в коленных суставах, а при наклоне вперед делает шаговые движения, перекрещивая голени. Такой симптом, выявленный к концу третьего месяца, может быть один из ранних признаков ДЦП.
При попытке поставить ребенка на ноги, он становится на пальчики и резко разгибает ноги в коленных суставах, а при наклоне вперед делает шаговые движения, перекрещивая голени. Такой симптом выявленный к концу 3 месяца может быть одним из ранних признаков ДЦП. Тяжелая перинотальная энцефалопатия, гипоксия, внутричерепная травма приводит к формированию атоническо-астенической формы ДЦП.
При этом наблюдается:
─ ассиметричное положение тела ребенка,
─ туловище изогнуто дугой,
─ ноги, таз повернуты в сторону повышенного мышечного тонуса,
─ голова наклонена в эту же сторону наблюдается спастическая кривошея.
Необходимо провести обследование тазобедренных суставов. Эти изменения могут быть и одной из причин дисплазии тазобедренных суставов.
Нарушения регуляции тонуса мышц приводят к формированию патологических содружественных движений, развиваются устойчивые порочные положения (позы) туловища и конечностей. Если не удается вовремя устранить порочные движения (позы), тогда формироются вторитные изменения в мышцах костях и суставах, возникают контрактуры, деформации, патологические движения. Необходимо иметь представление о тонических врожденных рефлексах здорового ребенка.
Хватательный рефлекс.
Удерживает пальцы взрослого, вложенные в ладонь. У детей с нарушением ЦНС могут быть разные сроки угасания тонических рефлексов. В следствии этого происходит задержка психомоторного развития. А с нарушением мышечного тонуса развивается патологические изменения костно-мышечной системы, контрактуры, патологические позы и движения туловища, задерживаются координационные движения рук.
Применяют все средства ЛФК и массажа для скорого погашения рефлексов, лечение положением. Приблизительно от 2-х до 6-ти месяцев в норме эти рефлексы погашаются, и с этого момента начинают развиваться установочные. Благодаря им появляется возможность удерживать статические позы – сидеть, стоять, возможность становления моторики, произвольных движений.
Развивается антигравитация – преодоление сил земного притяжения – развитие структур головного мозга, способствующих вертикализации. На смену ЛМР приходит ЛУР (лабиринтный установочный рефлекс).
Благодаря ему, ребенок начинает:
─ держать голову, приподнимая ее,
─ опираться на предплечья,
─ удерживать плечевой пояс,
─ стоять на четвереньках, на коленях.
А затем и вертикальное положение туловища:
─ удерживать тело в положении сидя,
─ стоять и в ходьбе.
ЛУР – это важнейший рефлекс, способствующий преодолению силы тяжести и развития сложных цепных рефлексов, содействующих антигравитации. У больных этот рефлекс либо отсутствует, либо ослаблен, либо проявляется односторонне или в положении на спине или на животе.
У больных ДЦП – голова опущена на грудь. При таком положении головы активизируется ШТР и тонус сгибателей рук повышен. Это положение настолько стабильно, что приводит к формированию сгибательной пронаторной установки в локтевом и лучезапястном суставах. При таком положении невозможны разгибание и супинация рук.
Под влиянием тонических рефлексов задерживается развитие физиологического поясничного лордоза, что приводит к образованию кифоза и кифосколиоза. Задерживается развитие и ягодичных мышц, образуя контрактуры в суставах.
По мере развития головного мозга у здоровых детей:
Установочный шейный циклический симметричный рефлекс (УШЦСР) – благодаря ему, напрягаются разгибатели шеи к 2 см, а к 4 см – разгибатели ног.
Установочный шейный циклический асимметричный рефлекс (ЦШЦАР) – формируется с 4-х месяцев, благодаря ему, сохраняется равновесие при любых положениях тела ребенка и активная манипулятивная деятельность рук, а также развитие произвольных движений.
Рефлекс с тела на тело – положение тело в пространстве, удерживая в нормальном положении.
Рефлекс Ландау – а 6 месяцев ребенок, уложенный на стол в исходное положение на животе, чтобы голова и плечевой пояс были вне стола:
Ø разгибает туловище,
Ø поднимает голову и грудь,
Ø руки вытягивает вперед.
Исходное положение на спине, ноги вне стола – поднимает ноги на уровне туловища.
У больных Ландау проявляется частично или отсутствует – висят и голова и ноги, и руки.
Паротония – в движении включаются все мышечные группы. По мере тренировки выполняется только с помощью тех, которые необходимы для данного движения. В начале у малыша включается даже мимические мышцы, затем по мере освоения ходьбы включается группа мышц обеспечивающих ходьбу.
В создании ходьбы участвуют не только двигательный анализатор, но и кинестетический отдел, где чувствительные двигательные клетки фиксируют следовой образ проделанного движения. Поэтому вначале ребенок падает, идет неуверенно, теряет равновесие и, наконец, к 1 году овладевает ходьбой. Эта память с ростом ребенка становиться все более разнообразной и глубокой.
Коконтракция – одновременное повышение сгибателей и разгибателей ног, удерживающих позу. При постановке на ноги, напрягаются мышцы сгибателей и разгибателей, и ноги превращаются в столбы. Коконтракция позволяет производить смену различных поз при выполнении движений.
Лечение.
Лечение начинается с первых недель жизни, при выявлении заболеваний ЦНС. Перспектива лечения обосновывается резервами растущего организма, возможностью его реагировать на изменения внешней среды.
Специальные задачи:
1. Возможно полное расслабление спастически сокращенных мышц при гипертонусе.
2. Укрепление ослабленных мышц.
3. Улучшение функции дыхания.
4. Становление психомоторного развития с учетом онтогенетического развития.
5. Стимуляция отсутствующих или ослабленных врожденных рефлексов.
6. Развитие физических установочных рефлексов.
7. Профилактика и лечение грудного и поясничного кифоза, кифосколиоза, спастической кривошеи, патологической установки кисти и стоп.
8. Массаж и физические упражнения.
9. Лечение положением.
10. Нормализация объема в суставах, туловище и конечностей.
11. На фоне формирования правильного положения руки, кисти, пальцев, стимуляция хватательной опорной и манипуляционной функции руки.
12. Стимуляция движений в горизонтальном положении.
13. Постоянная стимуляция развития психики, речи.
Массаж и лечебная физкультура при заболеваниях и повреждениях ЦНС.
Отставание темпов психомоторного развития отмечаются у детей 1 года жизни при заболеваниях:
─ рахит,
─ гипотрофия,
─ повторные заболевания ОРВИ, особенно недоношенных.
Эти изменения не связаны с повреждениями головного мозга и с возрастом компенсируются при благоприятных условиях внешней среды.
При поражениях и заболеваниях ЦНС наблюдается специфическая задержка развития – эти дети составляют до 70% грудных детей. Лишь рано начатое лечение, с первых дней жизни, проводимое настойчиво и с действенной помощью родителей дает возможность добиться практического выздоровления 80% детей, если поражение мозговых структур обратимо.
Если заболевание диагностируется, когда ребенку исполнился год и в более поздние сроки, то прогноз бывает значительно хуже, даже в случае не столь тяжелого поражения мозга. От знаний массажиста, врача невролога зависит во многом результативность лечения.
Этиология:
─ вредные факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода (головной мозг),
─ хронические и острые заболевания матери во время беременности,
─ генетически отягощенная наследственность,
─ гипоксия плода и асфиксия новорожденного,
─ внутриутробные и постнатальные инфицирования,
─ механические повреждения ЦНС при родах,
─ стрессовые состояния у матери,
─ вредные привычки у матери (алкоголизм, курение),
─ и реже 20% в результате заболеваний и травм головного мозга в период новорожденности, когда мозг еще незрелый.
Данные нарушения продолжают оказывать отрицательное действие на развитие ЦНС и всего организма в целом.
Отягощают развитие и другие факторы:
─ не соблюдение общего режима и режима питания,
─ нарушение гигиенического режима,
─ частые длительные заболевания ОРВИ,
─ рахит, гипоксия, сочетание заболеваний.
Патогенез.
Вредные факторы влияют на головной мозг, прежде всего. У здоровых детей на первом месяце жизни появляется улыбка, если в этом возрасте, несмотря на усилие взрослого, не удается вызвать этой положительной эмоции и ребенок апатичен, заторможен, то это может быть начальным симптомом задержки психомоторного развития.
У детей с постгипоксическими изменениями головного мозга отрицательные эмоции вызываются даже при действии незначительного раздражителя.
Плохо спит, кричит без видимых причин, такая повышенная возбудимость ребенка встречается при повышении внутричерепного давления, при симптомах и других заболеваний.
Нарушение внутриутробного развития, угнетение ЦНС и другие заболевания ведут к задержке физического развития. Нормальный физиологический тонус способствует нормальному психомоторному развитию ребенка. У больных может быть повышенный мышечный тонус – это мышечная гипертония. Пониженный тонус – гипотония, а когда на фоне пониженного тонуса может быть повешен периодами – это мышечная дистрофия.
Иногда наблюдается ульнарная флексия кисти – напряжение сгибателей рук и приведение первого пальца к ладони, напряжение разгибателей ног, приводящих мышцу бедра, что способствует затруднению разведения бедер в исходное положение лежа на спине. При попытке поставить ребенка на ноги он становится на пальчики и редко разгибает ноги в коленных суставах, а при наклоне вперед делает шаговые движения, перекрещивая голени. Такой симптом, выявленный к концу третьего месяца, может быть один из ранних признаков ДЦП.
При попытке поставить ребенка на ноги, он становится на пальчики и резко разгибает ноги в коленных суставах, а при наклоне вперед делает шаговые движения, перекрещивая голени. Такой симптом выявленный к концу 3 месяца может быть одним из ранних признаков ДЦП. Тяжелая перинотальная энцефалопатия, гипоксия, внутричерепная травма приводит к формированию атоническо-астенической формы ДЦП.
При этом наблюдается:
─ ассиметричное положение тела ребенка,
─ туловище изогнуто дугой,
─ ноги, таз повернуты в сторону повышенного мышечного тонуса,
─ голова наклонена в эту же сторону наблюдается спастическая кривошея.
Необходимо провести обследование тазобедренных суставов. Эти изменения могут быть и одной из причин дисплазии тазобедренных суставов.
Нарушения регуляции тонуса мышц приводят к формированию патологических содружественных движений, развиваются устойчивые порочные положения (позы) туловища и конечностей. Если не удается вовремя устранить порочные движения (позы), тогда формироются вторитные изменения в мышцах костях и суставах, возникают контрактуры, деформации, патологические движения. Необходимо иметь представление о тонических врожденных рефлексах здорового ребенка.