И классического средневековья.
Особенности перехода от античности к средним векам характеризовались господством теологического мировоззрения и схоластического мышления. Наука и образование в Западной Европе носили схоластический характер. Здесь господствовало убеждение, что все знания, необходимые человеку, даны в трудах общепризнанных церковных "авторитетов". В эпоху раннего средневековья медицинская помощь оказывалась в монастырях, при которых чаще всего устраивали больницы. В монастырях постепенно накапливался опыт лечения болезней и изготовления лекарств, но, связывая медицину с церковью, с соблюдением обрядов, молитвами, покаяниями, а излечение с «чудесами святых» монахи тормозили развитие научной медицины.
В период развитого средневековья центрами средневековой медицины стали университеты. В XI в. Возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, а в XI – XIII вв., возникли университеты в Болонье, Монпелье, Париже, Падуе, Оксфорде и других местах. Число учащихся на медицинских факультетах не превышало 10 человек. Выпускники средневековых университетов, врачи-интернисты (терапевты) диагностировали заболевания на основе исследования пульса, по внешнему виду мочи, причем иногда ставили диагноз и назначали лечение заочно, без осмотра пациента. Ведущее место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть – змеиное мясо), а также «митридат» (опал).
Из отраслей практической медицины в средние века в связи с многочисленными войнами развивалась хирургия. Хирурги объединялись в цеха ремесленников и в Европе делились на длиннополых (1-й разряд) и короткополых хирургов (2-й разряд: цирюльники, костоправы, мозольных дел мастера).
Наиболее благоприятные условия для развития медицины в период раннего и развитого средневековья сложились в восточных странах.
Медицина в Византии.
С историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела. В IV веке появляются "ксенодохии" (монастырские приюты для увеченных и больных путников) - прообразы монастырских больниц. В XII веке больница имела постоянный штат врачей специалистов (хирурги, повитухи и их помощники), работавших в 2 смены. В каждом отделении было по 2 врача, которые получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем, освещением, монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. Сооружались гражданские больницы, финансировавшиеся, главным образом, церковными властями. В Византийских больницах существовал "Устав", который позднее был принят в древнерусских монастырских лечебницах.
Другой формой развития больничного дела была организация изоляторов для инфекционных больных - прообраз лазаретов (часть из них в Европе была преобразована в больницы, часть - в богадельни). При них работали школы для обучения врачебному искусству. Первоначально обучение велось при монастырях и гражданских больницах и носило характер дискуссии: окончательное решение выносил патриарх - покровитель школы. Пройдя полный курс обучения, учащиеся сдавали экзамены специально назначенной коллегии врачей.
Непрекращающиеся эпидемии вынуждали правительство сохранять должности врачей для бедных. Остались со времен Римской империи институт городских архиатров и медико-санитарная организация в армии.
Мытье в бане использовалось как лечебное средство при монастырях. Акведуки (водопроводы) были необходимы для постоянного пополнения водой колодцев, фонтанов и подземных резервуаров - цистерн.
В работах византийских энциклопедистов появилось учение о детских болезнях. Основной работой являлся «Синопсис» Орибасия о выборе кормилицы, воспитании детей (гигиена), детских болезнях. Первый том семитомного медицинского сборника Павла Эгинского был посвящен вопросам акушерства, гигиены и лечения детей (дано описание стоматита, детских судорог, сыпей, операции иссечения миндалин).
Павел Багеллярд (Италия, 15в.) – автор первой в мире печатной книги по педиатрии «Книга о детских болезнях» (описание кори, конвульсий, бессонницы у детей и др). Варфоломей Метлингер (Германия, 15в.) и его труд «Регламент малых детей. Как следует ухаживать за детьми – здоровыми и больными от их рождения до семилетнего возраста» (описание водянки, детских параличей, заболеваний глаз и ушей и др.).
Организация первых домов для подкидышей: в Милане (787г.); в Монпелье (1180г.); в Риме (1198г.); Парижский воспитательный дом (1362г.).
Медицина Арабских халифатов
С целью формирования единой арабской народности, идеологии, государственной организации возникла новая религия - ислам (в переводе с арабского «покорность»), сформировавшаяся к 622 г. Ее основоположником был Мухаммед (Магомед: 570-632) из Мекки. Он создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умму), ставшую первым теократическим исламским государством. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу - халифат (от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до Центральной Америки) с центром в г. Багдаде.
Завоеванные народы привнесли элементы своей культуры в культуру Арабских халифатов. Так бумага из Китая дала возможность сменить древние пергаментные свитки на рукописные книги. Стало вестись исчисление времени, появились стрелка, географическая карта и др. В медицине впервые сконструировали перегонный куб, водяную баню, что дало возможность подучить дистиллированную воду, использовать фильтрование и др. Была открыта азотная и соляная кислоты, царская водка, нитрат серебра, хлорная известь, спирт, сахар.
В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека. Сведения об основании больниц в Халифате относятся к 800 г., когда в Багдаде при халифе Харун Ар-Рашиде (786 - 809) армянский врач Джибраил ибн Бахтишу организовал первую больницу. Халиф назначил этого врача-христианина главой медиков Багдада.
Больницы финансировались за счет частных пожертвований. При них создавались библиотеки и медицинские школы, а специальные чиновники надзирали за их деятельностью. В больницах помещали пациентов с близкими по клинической картине заболеваниями, т.е. появлялись профильные отделения. Начальное образование сводилось к обучению чтению и письму, а также заучиванию текстов Корана. Среднее образование получали в школах при мечетях (медресе), объем обучения соответствовал византийскому «энциклиос педиа» (с элементами медицины). Высшее образование давалось в «Домах знаний» (Дарил-финул). Здесь, в частности, обсуждались медико-гигиенические проблемы (в соответствии с представлениями Галена). Медицина в Халифате была в особом почете, т.к. согласно учению Пророка, знание состояло из двух частей: знание религии и знание тела. Коран требует периодических омовений (5 раз в день), запрещает употребление в пищу свинины и спиртных напитков и тем самым способствует сохранению здоровья человека.
Ученые—медики Арабских халифатов.
Крупными учеными арабского Востока были Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Авиценна). Абу Бакр Мухаммед ибн Закарииа Ар-Рази и др.
Абу Али ибн Сина (АВИЦЕННА; 980 - 1037) родился в Афшане, в селении близ Бухары, в прогрессивной и культурной семье. Его отец был одним из просвещенных людей своего времени и служил у Бухарского эмира сборщиком податей. Мать - Ситора - принадлежала к древнему зороастрийскому роду. Впервые слава к Авиценне пришла после того, как он предупреждал людей, что после голода не следует есть много мяса и хлеба, так как это может привести к гибели, и тем самым спасал их.
Авиценна написал «Канон врачебной науки», который только при его жизни издавался 40 раз. Поучительны разделы «Канона»: О воспитании, Подарок матерям, Закон детства и др. Он разработал «Философию здоровья», где указывает на четыре основы жизни: воздух, вода, земля, огонь, которым соответствуют четыре свойства организма: сухость, влажность, холод, тепло. К тому же великий философ, естествоиспытатель и врач вошел в историю как сторонник рациональной психологии, заявивший о взаимовлиянии психического и телесного в патологии и подтвердивший это клиническими наблюдениями и опытным путем.
Абу Бакр АР-РАЗИ (865 - 925) впервые на Востоке ввел в практику написание истории болезни. С его именем связано применение в медицине ваты и изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани. Он написал более 200 трудов в различных областях знаний (теологии, философии, астрономии, минералогии), из которых более половины посвящены медицине. В частности, ему принадлежат первые в Аравийской литературе энциклопедические труды «Всеобъемлющая книга по медицине» (25-томов). «Медицинская книга» (10-томов).
Ученый оставил заметный след в педиатрии. В его работах «Об оспе и кори», «Оспа у детей», «Диагноз оспы и кори». «Детские поносы», "Детская практика". даны рекомендации по уходу за глазами, полостью рта и зева, применению ванн, массажа, вариоляции. Особую ценность составляет его сочинение «Об оспе и кори», признанный самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы. В нем Ар Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний, описал их дифференциальную диагностику (считая их разными формами одной болезни). Лечение, питание больного, меры защиты от болезни, уход за кожей больного.
АЗ-ЗАХРАВИ (936 - 1013) в труде "Китаб ат-Тасриф" описал более 150 инструментов, разработанных самим автором, а также лечение переломов, грыжесечение, методику проведения глазных операций, методы обезболивания при операциях. Аз-Захрави не оперировал женщин, так как ислам запрещает правоверному мусульманину видеть обнаженным женское тело. Вместе с тем он единственный из арабских врачей, кто подробно описал клинику внематочной беременности.