Продолжали личную инвентаризацию, и когда допускали ошибки, сразу признавали это
По мере того, как мы продолжаем освобождать себя от мыслей, которые очень крепко привязывают нас к нашей депрессии, мы начинаем осознавать, что Сила, более могущественная, чем наша, может и обязательно вернет нас к здравомыслию. Это ведет к прорыву в нашей жизни, который означает, что мы учимся капитулировать перед этой Высшей Силой по мере того, как она помогает нам ликвидировать дефекты нашего характера, расширяет круг наших друзей через активное участие в группе Анонимных Депрессивных и помогает нам ежедневно осуществлять инвентаризацию того времени нашей жизни, за которые нам необходимо возместить ущерб другим или себе.
Новый Всемирный Словарь Вебстера определяет «инвентаризацию» как «список или каталог товаров, собственности» и т. д., разбитый на пункты, особенно такой, как перечень капитальных активов, составляемый ежегодно. Мы продолжаем делать инвентаризацию в течение дня и смотрим, не были ли мы нечестными по отношению к прежней боли, чувству гнева, вины, горечи, страха, стыда, скуки, стресса, плохому питанию, качеству сна, пессимизму, упрямству, жизни в прошлом, беспокойству по поводу будущего, чувству незащищенности и недоверия, чувству, что нас понимают неправильно, и в конце концов по отношению к возможному использованию лекарств, включая такое «лекарство», как алкоголь. Мы смотрим на этот список и работаем над отдельным дефектом характера и используем его как образец для участия в одном из собраний группы, работающей по Двенадцати Шагам. Эта инвентаризация не направлена на то, чтобы мы чувствовали себя печальными, но для того, чтобы помочь нам осознать, что только увидев и назвав врага, мы можем освободиться от того, что держало нас в плену в прошлом. По сути, эти дефекты характера можно назвать «кирпичами», которые мы использовали для того, чтобы держать себя в тюрьме собственной изоляции и отчуждения.
Нам, испытывавшим депрессию в течение длительного времени, необходимо изучить, происходит ли наша грусть из чувства жалости к самому себе или из чего-то еще. Иногда нам необходимо спросить себя: «Является ли жалость к самому себе главной проблемой моего выздоровления?» Если мы думаем, что да, то нам тогда необходимо обратить внимание на основную причину, по которой возникает чувство жалости к себе. Часто мы понимали, что виновником этого является несправедливость по отношению к нам в прошлом. Или может быть, это что-то, что мы совершили в прошлом, за что, как нам кажется, мы не можем себя простить или еще не простили. Иногда мы чувствуем, что нас не воспринимали должным образом, и это заставляло нас испытывать грусть. Так же, как мы уже упоминали достаточно часто до этого в книге, наша грусть может корениться в нашем детстве, имея в основе травмирующую ситуацию, такую, как например, как смерть родителей, развод или ситуации, в которой мы оказались брошенными. Очень часто, как только мы собираемся встретиться со всем этим, у нас возникает печаль по потерянному детству, потерянным родителям или самоуважению к себе как личности. Нам необходимо проделать печальную работу и оплакать эту потерю нашей прежней жизни. И печалясь о потере, пройти через определенное количество предсказуемых стадий, так как нам необходим этот опыт, если мы хотим обрести опыт жизни, свободной от грусти, которая причиняла нам боль много лет.
Очень часто депрессивные обнаруживают, что чем чаще они приходят в соприкосновение со своими настоящими чувствами, возможно, болезненными, тем больше они хотят оставаться с ними и в реальности их испытывать. Это начало освобождения от тирании. Мы должны соприкоснуться со своими чувствами гнева, грусти, и с тем, что мы очень долго отрицали то, что в реальности мы испытывали эти жесткие эмоции, будучи отвергнутыми на очень раннем этапе своей жизни. Гнев может быть прикрыт несколькими «крышками» из-за этого неприятного детского опыта. Удивительно слышать от людей о том, что, будучи детьми, они никогда не отмечали день рождения. Мы также знаем, что грусть, вина, стыд и другие чувства, появляющиеся одновременно в нашей жизни, могут постепенно привести к подавленности по мере того, как нас переполняет стресс и чувство проигрыша. Именно это тонкое чувство того, что мы ничего не контролируем, углубляет нашу грусть до тех пор, пока мы совсем не становимся обездвиженными.
И очень часто простая запись своих чувств поможет вам избавиться от боли этих специфических чувств. Кроме того, когда вы говорите кому-то об опыте своих неприятных чувств, то другие могут и будут помогать вам пройти через боль. Многие выздоравливающие люди ведут журнал чувств, в котором записывают различные чувства, которые испытывают в течение дня в разных ситуациях. Будет мудро остаться с этими чувствами и выяснить, что является их причиной и откуда они приходят. Множество раз, когда мы описываем наши чувства, мы начинаем освобождать себя от «застревания» в настроении безнадежности.
Отрицание и рационализация, две формы защиты от реального соприкосновения со своей одержимостью грустью, должны быть ликвидированы, если мы хотим жить с надеждой и начать получать удовольствие от непредсказуемости жизни. Если вы по-настоящему работаете над Программой, вы быстро увидите, что ваше исцеление – ваш выбор. Я не могу сделать вас счастливыми. Вы должны сделать выбор быть счастливым сами.
Часто мы, те, кто вводит себя в депрессию, понимаем, что создали огромную пропасть между тем, кто мы есть и тем, кем мы хотели бы быть. У нас столь высокие стандарты, что мы не сможем их никогда достичь, и поэтому мы время от времени впадаем в отчаяние, что в свою очередь убеждает нас еще сильнее в том, что мы действительно плохие и никчемные. Мы всегда хотим контролировать. Мне нравятся слова Дороти Роу: «Желание идеального контроля окружающего мира и среды основывается на полном недоверии контролера к самому себе. Поскольку вы воспринимаете себя как плохого человека, вы не можете доверять себе быть таким, каков вы есть. Не можете доверять себе становиться, позволять себе расти, как растут деревья».
Очень часто бывает так, что страх отпустить – главная проблема для компульсивного человека, зависимого от его/ее грусти. Один из многих положительных аспектов жизни в соответствии с Программой Двенадцать Шагов заключается в том, что мы можем осуществлять ежедневную инвентаризацию наших действий, и можем быстро признавать то, что сделали неправильно. Для этого необходимо некоторое мужество, так как поскольку вы верите, что вы совершенны, то признать, что вам необходимо возместить ущерб, достаточно трудно.
Мы пришли к твердому убеждению, что если считаем себя плохими и никчемными, то никто не может по-настоящему нас любить и принимать. Мы твердо знаем, что чем больше смотрим на самих себя и на небольшое количество оставшихся отношений, в которых, как нам кажется, нас никто не принимает, то мы убеждаемся, что люди просто терпят нас: «…Есть одно великое преимущество в том, чтобы воспринимать себя беспомощным и находящимся под властью других. Вам нет необходимости быть ответственным за самого себя. Другие люди принимают все решения, и когда события идут плохо, вы можете винить в этом других людей. А события идут плохо всегда. Вы это знаете. Вот почему вы всегда ожидаете худшего»[11].
Ответственность – вот имя выигрыша в исцелении и именно на нем нам необходимо сфокусировать свое внимание. Когда мы вступаем в дискуссию с другими людьми, которые, как и мы, находятся в депрессии, то видим, что они говорят о том, что их чувства улучшаются в то время, когда они действуют для себя. Эти люди также говорят о принятии на себя ответственности за свою жизнь и выполнении дел для себя вместо того, чтобы постоянно удовлетворять других. На самом деле, на собраниях Анонимных Депрессивных выздоравливающие люди часто чувствуют удовлетворение от того, что у них появляется ощущение, что они – хозяева собственной жизни. Они также преданны своему собственному выздоровлению. Люди, желающие перемен, начинают отбрасывать свою гордыню и просить о помощи. Они начинают соприкасаться со своими чувствами и чувствовать! Это правда, и это есть встреча с лучшим, что есть в себе.
«Как вы хорошо знаете, когда мы говорим о том, мы не правы, мы создаем область неопределенности... если вы не можете переносить неопределенность, тогда вы не можете позволить себе признать, что вы не правы. Абсолютная определенность может казаться вам прекрасной вещью, дающей полную безопасность, но не думали ли вы когда-нибудь, что если вы хотите абсолютной определенности, вы должны отказаться от свободы, любви и надежды?»[12]
Это кажется нам главной причиной, вызывающей наш страх, когда мы в депрессии, а именно: мы никогда не сможем полностью контролировать наш мир. Я думаю, это то, о чем нам необходимо говорить членам группы и признать, что мы в этом очень сильно ошибаемся. Группа – это лучший форум, на котором присутствуют равные и на котором мы можем выразить наши самые глубокие страхи о потере контроля и не пытаться больше заставить мир быть таким, каким нам хочется, чтобы он был.
Обиды также имеют значительную силу, чтобы загонять нас в грусть, так как мы очень хорошо помним всю боль нашей жизни. Мы можем оставаться в своей зависимости и строить музей, заполненный скелетами наших прошлых страданий, или же мы можем посмотреть им в лицо, работать с ними и войти в процесс своего выздоровления. Нам необходимо встретиться лицом к лицу с нашей прошлой болью и узнать ее по имени, и удалить ее всю из своей жизни раз и навсегда. Нам необходимо передать всю боль Высшей Силе и позволить Ей по Своей воле удалить ее.
Нам необходимо встретиться с чувствами, пришедшими из раннего детства, и постараться вспомнить, когда мы вводили себя в грусть и какая ситуация сегодня делает нас печальными. Иногда есть связь между ними. Мы знаем, что возврат к ранним детским чувствам – один из наилучших путей начать свое самоисцеление. Мы можем говорить о том, что мы чувствовали по поводу своих матери и отца, и как наши отношения с ними были прожиты в нашем детстве. Можем ли мы увидеть связь с событиями в нашем раннем детстве, воспоминания о которых заставляют нас быть печальными?
Обычно эти детские события с их ощущениями стыда, грусти или вины оживают тогда, когда мы попадаем в сходную ситуацию в нашей нынешней взрослой жизни. Боимся ли мы каких-то сильных и властных людей в нашей нынешней жизни? Боимся ли мы гнева других людей? Что заставляет нас раболепствовать, когда мы чувствуем, что нам будет больно? Эти вопросы о нашем раннем детстве и раннем неприятном опыте все еще живут сегодня в нашем теле. Это здорово, что мы приходим теперь в соприкосновение с нашей грустью и выясняем, что же является ее спусковым механизмом, и затем возвращаемся в прошлое и смотрим, не напоминает ли нам теперешняя грусть что-то, по поводу чего мы испытывали печаль в прежние годы? Это – еще одна дорога, которая может вывести нас из нашей грусти.
Одна из членоы группы рассказала, что ее отец был очень авторитарным и жестким. Она также рассказала, что она всегда старалась сделать ему приятное и делала максимум возможного, чтобы выполнить все, что он хотел. Она рассказала, что она никогда не могла выполнить все достаточно хорошо, для того чтобы удовлетворить его. Даже сегодня она все еще пытается сделать приятное другим, но из-за своей перфекционистской природы чувствует себя всегда неадекватной и никогда не довольна собой. Это приводит к чувству потери, так как она чувствует вину из-за тог, что не контролирует те ситуации, в которых она хотела бы быть совершенной.
Она также чувствует обиду по отношению к людям, так как они, как ей кажется, никогда не замечают ее выдающихся способностей.
Иногда люди говорят нам, что они становятся грустными без всякой причины. Просто все состоит из грусти, они чувствуют себя подавленными и не знают почему. Очень часто после осмысления такого неожиданного наплыва грусти они понимают, откуда она приходит, и они обретают силы взять ответственность за нее и работать с ней. Один из лучших путей для того, чтобы иметь дело с чувствами, особенно неприятными – это оставаться с ними, чувствовать их и слушать, что они хотят нам сказать. Когда же мы убегаем от них, то мы проигрываем. Честно говоря, это может быть нелегким делом, и вы можете не найти источник внезапной грусти с первого взгляда, но со временем сможете почувствовать его, работать с ним и избавиться от него. Чем больше вы пережевываете то, насколько вы в печали и насколько вы плохи для того, чтобы радоваться, тем больше вы будете падать по спирали в физическое ощущение слабости и безнадежности. Это момент, когда надо позвонить другу или члену группы. Просто скажите: «Эй, я чувствую себя грустно, и вот причина, почему я в печали, что ты думаешь об этом?» В большинстве случаев, ваша грусть растает.
Но вы хотите абсолютной определенности и у вас слишком много гордыни для того, чтобы признать, что вам плохо. Вы гордитесь тем, что воспринимаете себя как особо больного, не любящего и не принимающего других людей, упрямого и жесткого в своей философии жизни. Вы гордитесь горечью по поводу своего прошлого и чернотой своего будущего; гордитесь недопустимостью гнева; гордитесь непрощением; своим уничижением; своими высокими стандартами; своей чувствительностью; отказом потерять лицо при отвержении; гордитесь своим пессимизмом; своим мученичеством; своим страданием.
Основное предположение по поводу самих себя, с которым нужно встретиться лицом к лицу, – это то, что если мы действительно видим себя плохими и никчемными, то вместо того, чтобы лежать на спине, задрав лапы, нам необходимо встать и начать процесс прощения самих себя и смиренно делиться своим желанием никогда больше не желать быть в нищете депрессии. Нам необходимо рискнуть и посмотреть в лицо нашей гордыне и изменить себя.
Настоящий риск заключается в появлении первых намеков на то, что благодаря работе в группе депрессивных Двенадцать Шагов, вы начинаете чувствовать, что внутри прорастают маленькие ростки покоя. Именно это пугает нас всех. Наша вина, наш стыд, наши потери в жизни практически полностью спрятали чувство естественности и игривости до такой степени, что мы боимся любого нового образа чувствования. Наша первая мысль – это не может и не будет продолжаться долго. По мере того, как вы живете с этими неприятными чувствами, продолжаете работать над собой на собраниях и просто говорите себе, что вы можете побороть эти негативные чувства по отношению к себе, ваше будущее и ваш мир начинают отстраиваться заново.
В это время позовите друзей и расскажите им о том, что вам нужна помощь в этой перестройке. Вместо того, чтобы позволять дефектам характера держать вас в тюрьме, вы теперь используете эти «кирпичи» для того, чтобы построить мост между вами и другими членами группы, которые хотят освободить себя от изолирующего чувства грусти и боли.
«Сразу» [в названии Шага] означает «немедленно», и это особенно хорошо для всех нас, потому что когда мы в депрессии, мы любим убегать и пережевывать свою грусть и все время думать, какие мы плохие и как мы виноваты. Нам необходимо развернуть все это в обратную сторону так, чтобы вместо того, чтобы бить себя по голове, мы сразу признавали бы, что мы вводим себя в грусть и таким образом освободили бы себя от этого круга печальных мыслей и начали отвлекать себя путем участия в какой-либо приятной позитивной деятельности для самих себя. «Сразу» также означает выражение чувств как можно быстрее. В прошлом мы имели тенденцию запирать их в себе для того, чтобы заморозить и не встречаться с ними. Поэтому чувствуйте безопасность при выражении того, что вы чувствуете, доверяйте тому, что это именно ваши чувства, и они не принадлежат кому-то другому. Люди отмечают, что когда вы что-то чувствуете, вам следует сказать: «Я чувствую безумие» или «Я чувствую себя счастливым», или «Я чувствую себя огорченным». Смысл заключается в том, что простое использование «Я» меняет образ чувств. Если вы скажете: «Ты заставил меня гневаться» или «Ты заставил меня грустить», или «Ты заставил меня огорчиться», то это только мешает вам понять источник своих чувств. Вам необходимо взять полную ответственность за то, как и что вы чувствуете: вы не можете обвинять в этом кого-то другого.
Сразу простить себя! Сразу сказать другу, члену группы Анонимных Депрессивных, коллеге или супругу о том, что вы теперь стремитесь жить одним днем, одним часом, только сегодня и зависите теперь от Высшей Силы, которая дает вам мужество замечать у себя мысли, содержащие надежду, способные вернуть вас обратно в общество, семью и к друзьям. Развивайте чувство благодарности и благодарите Бога за сегодняшний день! Сегодня – вот все, что у нас есть. Будьте частью вашего собственного выздоровления. Начните развивать в себе осознание того, что если другие люди могут, то могу и я. Это правда: вы сможете, если будете следовать Программе.
Люди не похожи друг на друга, поэтому каждому из нас, делая инвентаризацию, необходимо будет определить, каковы его собственные дефекты характера. Найдя ту пару туфель, которая подходит, нам следует надеть ее и идти вперед с новым осознанием того, что в наконец мы на правильном пути.
Одиннадцатый шаг