Прямо возмещали причиненный этим людям ущерб где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому
Этот Шаг касается самооценки. Нам необходимо осуществить инвентаризацию и попросить прощения за ущерб, который мы нанесли семье, друзьям и другим людям. Мы готовы идти на любые жертвы, чтобы выиграть эту битву с депрессией и чувством приниженности. Нам необходимо простить других и попросить прощения у тех, кому мы могли нанести ущерб своими словами и действиями. Анонимные Алкоголики подчеркивают: «Это не окончание. Наша истинная цель – с максимальной силой служить Богу и людям рядом с нами».
Нам необходимо посмотреть на то, каковы наши нынешние и прошлые отношения и разобраться, кого мы должны просить о прощении за наши прежние действия, приносившие ущерб. Есть что-то терапевтическое в том, чтобы попросить прощения и быть прощенным за прошлые ошибки. Факт заключается в том, что по мере того, как мы очищаемся от прошлых ошибок, в нас освобождается свет Духа, который можно почувствовать только путем «отпускания» прошлой боли, чувства вины или стыда. Многие люди думают, что просить прощение – дело, которое вызывает слишком много смущения. Да, оно может вызывать смущение, но оно также будет новым началом для вас по мере того, как вы «даете расчет» своим старым обидам и раздражению. Точно так же, как в прошлом, наши обиды по отношению к другим людям давали нам необходимую защиту и подталкивали к тому, чтобы мы чувствовали необходимость оставаться в депрессии, точно так же все происходит и сейчас, только с в обратную сторону.
Прежде всего нам необходимо на данном этапе продолжать составление списка людей, которым мы причинили страдания. Над этим списком необходимо молиться и размышлять, для того чтобы мы могли правильно осуществить «генеральную уборку» в своей душе и получили бы мир и спокойствие, обещанное тем, кто принимает на себя ответственность за собственные действия. Движение к тем, кому мы могли нанести ущерб, чтобы возместить его – единственный путь продолжения нашего собственного пути выздоровления. Стыд, который в конце концов оставляет нас, освободит для того, чтобы у нас появилось полноценное убеждение, что мы имеем право жить на этой земле, и, о да, я знаю, что даже несмотря на то, что я не совершенен, я все еще могу быть тем, кем я хочу быть и это прекрасно.
Бороться или убежать – вот что может быть нашим выбором по мере того, как мы начинаем знакомиться с нашей Программой исцеления. Мы можем захотеть убежать от тех людей, которым мы нанесли ущерб вместо того, чтобы им его возместить . Эти эмоции типа «бороться или убежать» очень хорошо приложимы к воспоминаниям детства, взглянуть которым в лицо для нас может быть слишком больно, и поэтому мы убегаем от них. Нам трудно снова с ними столкнуться. У нас также по временам может появляться искушение бороться за свою собственную гордость, ложно думая, что нам на самом деле не нужно возмещать ущерб кому бы то ни было и мы хороши такие, как есть.
Правда заключается в том, что у нас не будет мира и покоя до тех пор, пока мы не установим мир с теми, кто нас окружает. Нам также необходимо возместить ущерб тем людям, которые заставили нас чувствовать, что мы маленькие и никчемные, или тем, которые заставили нас чувствовать стыд по поводу самих себя. По мере того, как вы продвигаетесь по пути вашего исцеления, используя эти Двенадцать Шагов, вы уже вероятно нашли таких людей из прошлого.
Изучая себя вы говорите себя: «Хорошо, я был хорошим и старался быть совершенным, как они говорили, так почему же я так жалок и несчастлив?» Причина по которой вы столь несчастливы, заключается в том, что вы пытаетесь быть совершенным, но вы никогда не знает, когда достигнете совершенства, потому как всегда есть еще один рубеж, которого вам необходимо достичь, прежде чем станете совершенством, за которое так тяжко боролись. Депрессия столь часто представляет собой бегство от того, чтобы по-настоящему проживать нашу жизнь! И только тогда, когда мы чувствуем, что можем жить с определенной долей непредсказуемости в жизни, тогда мы можем выйти из нашей изоляции в реальный мир.
Часто наша депрессия прячется за маской поверхностной дружелюбности и люди никогда не осознают глубокой боли, которую мы чувствуем внутри себя. Риск заключается в выходе из изоляции и контакте с другими людьми. Сегодня мы знаем, что именно выражение наших чувств освобождает нас. Именно рассказ и признание своего бессилия перед нашей депрессией дает нам возможность впервые потихоньку выходить из глубокой ямы темноты и грусти. Как часто, когда мы возмещаем ущерб, мы чувствуем, что часть нашей тюремной стены начинает осыпаться и мы начинаем видеть свет дня. Мы находим выход! Мы понимаем, что наше прощение других освобождает нас и продвигает на один шаг к миру и спокойствию. Освобождение означает, что мы, и никто другой, ответственны за наше маниакальное бегство от жизни, когда мы попадаем в стрессовую ситуацию. И чем больше мы слушаем и узнаем о зависимых личностях и поведении, тем больше мы узнаем о самих себе и о том, как мы обезболивали себя от любого чувства боли, страдания или гнева путем введения себя в грусть и сосредоточенность на себе.
Как часто мы воспринимали других людей более сильными, чем мы сами. Видели людей более радостных и веселых, чем мы, и тем самым убеждали себя в том, что мы вовсе не можем быть счастливыми, поскольку чувствуем себя столь жалкими. Мне необходимо сейчас возместить ущерб самому себе за мой страх того, что я никогда уже не буду снова улыбаться или смеяться. Началом конца нашей грусти становится признание своего нежелание выбрать жизнь вместо знакомого чувства грусти.
Я знаю, что значительное количество людей, которые впервые знакомятся с Программой Двенадцать Шагов, очень удивлены и хотят узнать, какое отношение их грусть имеет к этой Программе, созданной алкоголиками. Я могу быть в депрессии, но я точно не алкоголик. Иногда вы услышите от нового члена группы слова о том, что он никогда не совершал ничего плохого против кого бы то ни было, и зачем ему тогда возмещать ущерб?
По многим причинам: потеря любви, смерть супруга, конец длительной карьеры могут привести тех людей, которые концентрировались на чем-то или ком-то вне себя самих, к сползанию по спирали в чувство отчаяния. Много раз именно эти люди, кроме всего прочего, оказываются созависимыми от других. То есть они задумываются больше о чувствах других людей, чем о своих собственных. Их жизнь проживается для кого-то другого, а не для них самих. Когда эти другие люди уходят, то они чувствуют потерю и брошенность. Именно в этом причина: необходимо возместить ущерб за ошибочное мышление о том, что кто-то еще может удовлетворить всех их желания и потребности. Возмещая ущерб, мы начинаем брать ответственность за наши мысли и чувства, и когда это наносит ущерб другим, нам необходимо что-то с этим делать.
Депрессия по временам столь тяжела, что мы чувствуем, что никто никогда не поймет наших чувств, конечно, если только он не будет на нашем месте. Мы на грани того, чтобы порвать с Богом, церковью, семьей и друзьями, которые на самом деле все на нашей стороне. Мы чувствуем обиду и гнев на людей за то, что они не симпатизируют нашей вечной грусти. Мы чувствуем, что люди не добры и не относятся к нам с тем же уважением, как они относятся к больным диабетом, к страдающим бессонницей или артритом. Большинство людей не хотят иметь с нами отношений, потому что устают от наших стонов, жалоб и пессимизма в отношении к жизни. А почему они должны были бы поступать иначе? Жизнь и без того достаточно трудна, чтобы привязываться еще к чьему-то глубокому пессимизму. Но это именно тот пункт, где мы осознаем разницу между собой и другими, и конечно, мы думаем, что наша судьба самая худшая из всех. Эта жалость к себе никогда не приносит нам чувства мира и покоя, но ведет к прямо противоположному эффекту, который помогает увековечить миф о том, что депрессия проплывает перед глазами подобно темному облаку, над которым мы не имеем контроля. Нам необходимо рассказать нашим супругам, семье и друзьям о том, что мы хотим начать все заново и взять ответственность за свою жизнь на себя, и ликвидировать потихоньку нашу грусть. Мы не будем обвинять наше желание вводить себя в грусть за то, что муж или жена сделали или не сделали для нас, или за то, что сказал или не сказал наш друг. В конце концов мы должны взять быка за рога, подобно тому, как делает выздоравливающий алкоголик, обжора, игроман или курильщик, и признать, что именно у меня есть проблема и что нет ничего хорошего в том, чтобы продолжать обвинять других в моих проблемах. Как только я признал, что я зависим от депрессии, я могу начать выход через дверь тюрьмы, которая сковывает меня. Я должен осознать тот факт, что моя депрессия будет становиться хуже, если я не остановлю все виды больного мышления, чувств и действий, то есть того поведения, которое постоянно держит меня запертым в моей грусти.
Очень часто мы хотели бы возместить ущерб людям, которых давно нет с нами, которые умерли, и живут лишь в нашей памяти. Для этого мы можем сделать следующее: рассказать друзьям о том, что нам необходимо возместить им ущерб и признать, что мы сделали все что могли в зависимости от обстоятельств. Очень часто мы были травмированы в самом раннем детстве, когда один из наших родителей покинул нас, и мы чувствовали потерю так сильно, что грусть детства продолжала мотивировать каждое наше действие. Наша неспособность жить даже с небольшим количеством доверия делает затруднительным доверие Высшей Силе, так как есть подозрение, что Она покинет или накажет нас, как это сделал тот, кто заботился о нас, когда мы были детьми.
Общественные институты множество раз вызывали наш гнев, и мы боимся их, так как они обладают властью и могут нанести нам вред, если мы будем невнимательны, поэтому мы остерегаемся своих мыслей и чувств. Нам всегда было необходимо двигаться в соответствии с указаниями религиозных институтов, потому что они, как кажется, обладают прямым каналом общения с Богом. Это еще больше заставляло нас чувствовать свою слабость, уязвимость и стыд – именно так мы себя чувствовали, когда были детьми. Нам ненавистно признание этого, но мы были долгое время разгневаны и чувствовали ненависть в отношении тех представителей Бога, которые расхаживали самодовольно и высокомерно, отправляя в ад тех, кто не находился в списке вип-гостей Бога, которым уготовано попасть на небеса. Эти чувства, о которых мы никогда не рассказывали другим, с трудом открываются, когда мы выносим их на свет дня.
Однако мы хотим предостеречь от навязчивого стремления найти тех людей, которым нам необходимо возместить ущерб. Если мы будем двигаться слишком быстро, то можем только усилить свою депрессию по мере того, как увидим, что не каждый заинтересован в том, чтобы услышать от нас, что мы хотим возместить ему ущерб. По мере того, как вы приходите в соприкосновение со своими чувствами, которыми вы были наполнены и которые были заморожены в течение многих лет, вы увидите, что некоторые люди не могут доверять вашим добрым намерениям и с сомнением относятся к вашему недавнему обращению. Некоторые скорее скроют свои личные суждения о том, действительно ли вы хотите измениться и имеете ли теперь более оптимистическое отношение к жизни. Не расстраивайтесь сильно, если некоторые люди не очень-то и восхищены в тот момент, когда вы обретаете свои новые чувства. Возмещение ущерба другим необходимо для вашего собственного выздоровления, а не для кого-то другого.
Один из лучших путей возместить ущерб – посвятить себя на ежедневной основе помощи другим членам группы Анонимных Депрессивных в обретении мира и спокойствия. Именно тогда, когда каждый из нас начинает брать на себя ответственность за свою жизнь, контроль над ней и перестает обвинять погоду, других людей, себя, общественные институты или нашу работу за собственную грусть, мы начинаем полнее чувствовать себя выздоравливающими.
Наша истинная цель – максимально служить Богу и людям, живущим рядом с нами. Да, впереди длительный период восстановления. Мы должны двигаться. Покаянное бормотание о том, что «мы сожалеем» вовсе не подходит в этой ситуации. Нам необходимо сесть вместе с семьей и искренне проанализировать прошлое, как мы теперь его видим, не пытаясь критиковать других. Их дефекты могут быть кричащими, но есть вероятность того, что наши собственные действия явились хотя бы частично причиной, вызвавшей их к жизни. Поэтому мы вместе с семьей «вычищаем» дом, прося каждое утро, чтобы Бог показал нам путь к терпению, принятию, доброжелательности и любви.
Много раз в течение каждого дня мы молимся Высшей Силе, чтобы Она проявила Себя в нас и в нашей жизни. Мы становимся похожими на оконное стекло, через которое свет Божьей милости продолжает светить через нас в нашей жизни. Высшая Сила создает для нас новый путь по мере того, как мы остаемся в сознательной контакте с Ее любовью, мудростью и водительством.
Десятый шаг