Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших ошибок
Мери не могла понять, каким образом Пятый Шаг касается ее. Она никому ничего не сделала плохого. Она пришла в Анонимные Депрессивные для того, чтобы найти выход из своей грусти, которая, казалось, всегда играла значительную роль в ее жизни.
Она, конечно, знала, что ее родители были активные алкоголики, и она, будучи ребенком, жила в постоянном ужасе из-за их постоянных ссор и драк, когда они напивались. Из-за стыда Мери была не в состоянии поделиться своей историей ни с одним из своих друзей. В определенное время она начала думать, что ее чувства были предательскими по отношению к ее родителям, которых, как Мери чувствовала, она должна была любить потому, что они были ее родителями. Мери сказала, что смущена из-за того, что иногда, как ей казалось, родители ее принимали, а иногда они говорили ей, что она никчемная и ленивая девчонка. Главное, что ранило Мери больше всего, как она сказала, было то, что она верила им. Поэтому теперь Мери интересуется, как Пятый Шаг приложим к ней, когда именно ее родители были теми, кому было необходимо признать свои ошибки по отношению к ней. Мери была поставлена в тупик. Все, что она хотела сделать – преодолеть свой гнев, который все еще был у нее по поводу того, как ее родители отвергали ее, когда она была маленькой. Мери сказала, что каждый раз, когда она возвращалась домой, грусть, казалось, приходила вместе с ней как будто ниоткуда, как гром среди ясного неба и без ясной причины. Она также рассказала, что ее желудок завязывался в узел.
Каждый, кто работает в Программе, подобно Мери, осознает, что если он хочет мира и покоя, то должен продолжить поиск в самом себе. Единственное условие для тех, кто хочет присоединиться к группе Анонимных Депрессивных — искреннее желание остановить погружение себя в грусть. Мери узнала от других членов Анонимных Депрессивных, что только тогда, когда она сможет отпустить свои чувства гнева и ярости, пусть и не сразу, а хотя бы по чуть-чуть за один раз, только тогда она начнет чувствовать себя лучше.
Пятый Шаг обычно проделывается с другим членом группы Анонимных Депрессивных или любым другим человеком, который работает над своей жизнью по Программе Двенадцать Шагов. Когда вы хотите начать «уборку в доме» и остановить обвинение других за то, как вы себя чувствуете, и взять ответственность за себя, тогда вы осознаете, что серьезно начинаете свою Программу.
Есть такое выражение: «Когда корабль попал в шторм и находится в опасности, выбрось груз и спаси корабль». Вы пришли в точку вашей жизни, будь то ваша юность или более зрелые годы, в которой вы можете начать выбрасывать кое-какой мусор своего прошлого. Работа по Двенадцати Шагам, дюйм за дюймом, ведет к улучшениям. Свобода, которую вы чувствуете — удивительна, так как вы начинаете видеть, что есть свет в конце тоннеля. Есть надежда, и вы это чувствуете.
Третьим «непреложным» убеждением депрессивных, согласно книге Дороти Роу «Депрессия: выход из вашей тюрьмы» является такое утверждение: «Жизнь ужасна, а смерть еще хуже». Многие депрессивные люди связаны этим убеждением. Вы между двух стульев дилеммы: вы чувствуете, что никогда не сможете выиграть, и не видите выхода из вечной грусти, и таким образом вы привыкаете к своим грустным мыслям и продолжаете изолировать себя от реального мира и других. Если вы хотите освободить себя от этой дилеммы, то должны спросить себя, а также членов группы, что же заставляет вас чувствовать, что жизнь столь ужасно печальна?
Много раз вашу жизнь столь трудной делал ваш перфекционизм , и мы никогда, как кажется, не способны принять вызов наших собственных нереалистических целей и амбиций. Мы никогда не могли делать это достаточно хорошо. Нам необходимо стать способными поверить, что мы можем делать ошибки. В моем прошлом этого делать было нельзя. Именно постоянный поиск того, как быть совершенным, загоняет нас в грусть и страдание зависимости. Мы убеждены, что у нас никогда не будет передышки от боли нашего одиночества, и что ад нашего существования может быть ослаблен только через замораживание своих чувств.
Мы делаем это путем бегства от контактов с другими. Нам часто необходимо признавать Богу и другим, что мы любим играть роль мучеников и слышать, как другие люди говорят нам о том, какие мы «святые» из-за всех тех ужасных вещей, с которым мы миримся в течение многих лет. Это то, что мы хотим слышать. По крайней мере, некоторые знают, через какой ад мы прошли. В качестве жертвы мы ждем награды за то, какие мы хорошие. Как только мы отдаем эту идею, мы осознаем не только разумом, но и сердцем, что именно Высшая Сила, перед которой мы капитулируем, всегда готова принять нас такими, какие мы есть, а не такими, какими, как мы думаем, нам следует быть.
Для многих из нас необходимо посмотреть именно на наше собственное чувство никчемности и признать Богу, другому человеку и себе самим, что жалость к себе и низкая самооценка — это не тот опыт, которого Бог хочет для нас. Относительно легко рассказать Богу о мусоре, который является частью груза, который мы несем, но большая работа — признаться другому человеку в наших чувствах, ошибках и слабостях. Для того, чтобы в реальности «получить» что-то от Пятого Шага, нам необходимо поделиться своей болью с другим человеком. В открытии наших грехов и ошибок лежит основание для постепенного освобождения от стыда, вины и страха, которые держат нас в тюрьме нашей депрессии.
Как много причин мы можем придумать для того, чтобы не дать себе пойти к друзьям и рассказать об истинной природе наших ошибок! Для многих из нас, кто хочет быть совершенным, очень трудно рассказывать кому бы то ни было, что мы могли бы не быть теми, кем мы кажемся.
Мы должны увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле. Если мы столь грустны всегда из-за тех людей, которые причиняли нам боль многие годы, то тогда нам нужно это открыть. Мы также должны поделиться гневом, находящимся внутри нас, который мы сглатывали на протяжении многих лет и который также должен быт выражен. Нам необходимо прийти в соприкосновение с чувством ярости, которое мы жестко контролировали многие годы.
Столь часто мы чувствовали, что если когда-нибудь высвободим ярость, она полностью сделает нас неуправляемыми и мы взорвемся. Нам необходимо понять, что какую бы эмоцию мы ни выражали: гнев, ярость, бурную радость — она не продолжается вечно, но естественным образом заканчивается.
Четвертое «непреложное» убеждение депрессивных людей таково: «так как плохие вещи происходили с ними в прошлом, то только плохие вещи будут происходить в будущем». Это убеждение, которое управляет таким большим количеством жизней, кажется точным фактом: мы никогда не можем доверять мысли о том, что снова почувствует себя лучше. В действительности, наше страдание — такая предсказуемая часть нашей жизни, что мы боимся выйти из нее и думать по-другому, и жить с надеждой, потому что новые счастливые чувства не продлятся сколько-нибудь долго. Как часто слышал я от людей, которые были в депрессии в течение многих лет, что они не хотели отпустить чувства, которые делали их несчастными. Они скорее остались бы погрязшими в боли своей грусти, чем рискнули попробовать быть в солнечном свете надежды и покоя. Конечно, я понимаю почему люди боятся довериться Богу, Который позволит им почувствовать надежду и мир, ведь все, что они знают — это боль их депрессии. Но в то же время я верю и другим людям в группе, которые рассказывают нам, как они рискнули повернуть свой разум и волю к заботе Бога, и как их доверие, сначала маленькое, как горчичное семечко, начало вытаскивать их из их грусти и отчаяния. Вам необходимо быть предельно честным с собой и по-настоящему захотеть покинуть депрессию. Вы делаете это посредством признания своей собственной потребности в том, чтобы быть в депрессии, и вашего собственного страха перед альтернативой — принятием полной ответственности за свою жизнь и образ мышления, чувства и поведение. Намного безопаснее оставаться в депрессии. Много раз мы слышали, что депрессия – это гнев, повернутый внутрь. Это один из вариантов ее объяснения. Депрессия – это способ держать нас подальше от понимания нашего правильного места в мире и обществе. Вы должны сказать другим о том, что именно ваш страх перед будущим и другими людьми – та вещь, которая строит вашу тюрьму. Вам необходимо отдать страхи и страдания вашей жизни Высшей Силе или Богу, как вы понимаете Бога. Другие в группе Анонимных Депрессивных также помогут вам увидеть, что вы можете обвинять других людей за ваши проблемы сколько хотите, но только когда вы больше не будете видеть себя жертвой, вы сможете встать и сказать, что вы больше не собираетесь быть в депрессии. «Я собираюсь получать удовольствие от жизни и надеяться на то, что со мной начнут происходить хорошие вещи» - можете вы сказать. Я думаю, что иногда нам надо признать, что нам нравится, когда нас называют «депрессивными», так как это заставляет нас чувствовать, что нам нельзя помочь, и мы, конечно, знаем, что это неправда. Как только мы признаем наше состояние жертвы и больше не захотим считать себя постоянными жертвами депрессии, то тогда именно эта честность сможет высвободит в нас новое понимание того, кто мы такие. Поддержка группы также позволит нам сказать: «Я не должен быть тем, чем я был до сих пор. Мне больше это не нужно!»
Пятое «непреложное» убеждение, которое формирует в нас чувство безнадежности– это вера в то, что гневаться плохо. Мы узнали в детстве, что не только маленьким девочкам нельзя показывать гнев, но также и маленьким мальчикам было привито убеждение, что любой тип внешнего выражения эмоций или гнева – это знак того, что вы вне контроля, а не контролировать себя – это плохо. Но если что-то и может ввести нас в депрессию, так это пожизненное сдерживание гнева. Оно может иметь корни в нашем детстве, когда мы подвергались физическому, эмоциональному или даже сексуальному насилию со стороны родителей, родственников или опекунов. Только одна мысль об этом может вводить нас в глубокое чувство личной никчемности или ярости до тех пор, пока мы не соприкоснемся с этим. Иногда эта ярость настолько сильна, что мы должны «заморозить» себя для того, чтобы не чувствовать ее власть и силу и не бояться, что она разрушит наше «я».
Мы не предполагаем, что когда вы придете на собрание в «Анонимные Депрессивные», то вы выплеснете свой гнев на кого-то из присутствующих, но мы знаем, что люди здесь постепенно учатся позволять себе чувствовать гнев. И когда они это делают, то вскоре начинают также и говорить о нем и некоторых других подобных чувствах, возможно, ведущих в далекое прошлое. И снова мой опыт говорит, что люди, которые приходят и остаются с Анонимными Депрессивными – это те, кто был в депрессии большую часть своей жизни. Сегодня, при их активном участии в Программе, они нашли группу мужчин и женщин, которые говорят с ними на одном и том же языке и которые помогают другим узнать, как уйти из своей депрессии, если они выбирают это. Но когда мы в гневе, нам необходимо сказать, что мы гневаемся по поводу того или иного человека, того или иного опыта, и почувствовать его. Не убегайте от этих чувств и не действуйте так, как будто их тут нет, но войдите в соприкосновение с ними и посмотрите, что они вам говорят «здесь и сейчас». Вы не умрете от того, что почувствуете гнев, но станете чем-то большим, чувствуя его.
Некоторые люди обнаружили, что просто рассказывая другому человеку о том, что они сделали что-то, и из-за этого испытывают стыд, может само по себе помочь им найти такое новое восприятие самих себя, какого они никогда не испытывали. Значительная часть Пятого Шага покрывает все основные сферы нашей жизни, на которые нам необходимо обратить внимание и за которые мы просим у Бога прощения. Хорошее начало – желание составить список всех основных ошибок нашей жизни и затем открыть его другу, которому можно доверять, и открыть ему/ей истинную природу наших ошибок.
Шестое «непреложное» убеждение, которого вы придерживаетесь, желая оставаться в депрессии, состоит в том, что вы не должны никого прощать, и прежде всего себя. Это действительно спусковой крючок для того, чтобы постоянно оставаться в депрессии. Большинство депрессивных людей являются экспертами в ней (депрессии) и знают, что им так плохо и никто не может их простить за все плохое, что они сделали в прошлом. Конечно, депрессивные осознают после нескольких собраний Анонимных Депрессивных, что имеют тенденцию к тому, чтобы делать из мухи слона и любая неправильная вещь, которую они сделали, пережевывается снова и снова и они присваивают себе одновременно роль и судьи, и палача самих себя. Они проворачивают свои ошибки, грехи и заблуждения в сознании снова и снова до тех пор, пока это не становится единственной вещью, о которой они думают. В этом состоит природа зависимости - неуправляемая склонность повторять (одно и то же), которая становится привычкой.
Чувство того, что нас невозможно простить, замораживает жизнь депрессивного человека в прошлом времени и заставляет его/ее жить в прошлом, полном боли, и под давлением реальных или воображаемых грехов. Депрессивный человек не может поверить, что абсолютно все можно простить.
Я думаю, что многим депрессивным людям необходимо признать, что они относятся к себе хуже, чем кто бы то ни было. Я уверен, что если бы они услышали кого-то еще, рассказывающего о такой же ситуации, как у них, депрессивный человек первым бы выказал прощение и сочувствие. Депрессия питает страдание, боль и сомнения в себе. Когда мы в депрессии, у нас есть потребность в истязании самих себя за наши ошибки и нашу греховность.
Пятый Шаг, если он сделан искренне и с должной молитвой, со временем поможет восстановить наше чувство свободы и уверенность в том, что мы воистину прощены. Чудо группы и ее принятие, любовь и поддержка помогают человеку чувствовать себя в безопасности без обратного возвращения в депрессию.
Много раз человек, который приходит в Анонимные Депрессивные, приходит из-за распавшегося брака, потери любви, работы или самоуважения. Люди говорят членам группы, что они никогда не уважали себя, свою собственную интуицию, или что-либо еще, что было хорошего в них. Если они останутся в Программе, они признают, что они игнорировали свои сильные и хорошие стороны и оставались испуганными и загнанными в изоляцию своего чувства никчемности. Именно с этого депрессивным следует начинать свой список и признать, что они воспринимали себя как плохих и неприемлемых, что они были враждебны и ошибочно судили о других; что они думали о том, что жизнь ужасна, а смерть еще хуже; что только плохие вещи могут с ними происходить в будущем, потому что только плохие вещи происходили с ним в прошлом; о том, что они не разрешали себе выражать эмоции; и что они никогда не прощали самих себя или кого-то еще.
Личное выздоровление человека начинается с рассказа Богу, как мы Его понимаем, что мы отдаем все эти дефекты характера и делаем это потому, что из-за них наша жизнь стала неуправляемой. Наше выздоровление начинается с той минуты, когда мы принимаем решение перепоручить наш разум и нашу волю заботе Бога, как мы понимаем Бога.
Путем постоянного запирания себя в маленьком мирке своего собственного сознания мы постепенно все больше и больше тонем в отчаянии и чувствуем, что никто не может понять того, как мы мыслим и чувствуем. Наибольшая свобода, которую мы можем приобрести через признание кому-то другому, заключается в том, что мы больше не должны носить в себе все это и при этом быть совершенными. Мы начинаем признавать те моменты, когда мы мелочны, эгоистичны и эгоцентричны. Мы можем также признать, что мы хотим восстановить чувство мира путем освобождения от всех тревог и страхов прошлого через перепоручение этого всего Высшей Силе. Затем мы можем обнаружить, что простить самих себя и быть прощенными Богом – это одно и то же. Группа увидит, что чем больше вы признаете свои собственные страхи о себе самом и будущем, тем меньше ваше настоящее будет вас терроризировать.
Анонимные Алкоголики обнаружили это: «Решив, кому довериться, мы не должны затягивать с этим делом. У нас есть наш список, и мы готовы к длинному разговору… Мы прячем в карман нашу гордость и движемся, освещая каждый изгиб характера, каждую темную трещину в прошлом. Совершив этот шаг, ничего не утаивая, мы получаем удовлетворение. Мы можем теперь смотреть миру в глаза. Мы можем быть наедине с собой в совершенном мире и покое. Наши страхи уходят от нас. Мы начинаем чувствовать близость нашего Создателя. У нас могли быть некоторые духовные убеждения, но теперь мы начинаем духовный опыт…»[6].
Мои дорогие друзья, духовный опыт – это чувство того, что Бог с вами и что эта радость – именно та радость, которая вернет вашу юность и обновит ваш дух. Мы более не должны жить так, как мы жили раньше: мы можем выбрать «чувствовать и быть другими». Другие делают это, значит, сможете и вы!
Шестой шаг