Врача-специалиста акушера-гинеколога

(интерна)

Знание – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные понятия, факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т. д.).

[1] Умение – это способность применения усваиваемых знаний на практике.

[1] Владение – это интегративное состояние, при котором обучающийся способен использовать систему формируемых знаний, умений в решении конкретной задачи.

Врач-специалист акушер-гинеколог должен знать:

- Основы юридического права в акушерстве и гинекологии.

– Основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.

– Организацию акушерско-гинекологической помощи в стране, работу скорой и неотложной помощи.

– Медицинское страхование.

– Законодательство по охране труда женщин.

– Врачебно-трудовую экспертизу в акушерской и гинекологической практике.

– Отраслевые стандарты объемов обследования и лечения в акушерстве, гинекологии и перинатологии.

– Показатели и структуру материнской, перинатальной и младенческой смертности в стране, регионе, своем ЛПУ, мероприятия по их снижению.

– Регуляцию, физиологию и патологию репродуктивной функции женщины. Виды ее нарушений.

– Физиологию и патологию беременности, родов и послеродового периода. Группы риска. Мероприятия по профилактике осложнений.

– Структуру гинекологической заболеваемости. Мероприятия по ее снижению.

– Основы топографической анатомии областей тела и, в первую очередь, передней брюшной стенки, брюшной полости, забрюшинного пространства, малого таза, урогенитальной области. Основные вопросы нормальной и патологической физиологии у здоровой женщины и при акушерско-гинекологической патологии.

– Основы патогенетического подхода при проведении терапии и профилактики акушерско-гинекологической патологии.

– Взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции.

– Возрастные периоды развития женщины, основные анатомические и функциональные изменения органов репродуктивной системы в возрастном аспекте.

– Причины возникновения патологических процессов в организме женщины, механизмы их развития и клинические проявления.

– Влияние производственных факторов на специфические функции жен­ского организма.

– Клиническую симптоматику и терапию неотложных состояний, в том числе в акушерстве, гинекологии и перинатологии, их профилактику.

– Клиническую симптоматику доброкачественных и злокачественных опухолей женской половой системы, их диагностику, принципы лечения и профилактики.

– Клиническую симптоматику, диагностику, лечение и профилактику предраковых заболеваний.

– Физиологию и патологию системы гемостаза, коррекцию нарушений.

– Общие и специальные методы исследования в акушерстве и гинекологии (в том числе и УЗИ).

– Основы эндоскопии.

– Роль и назначение биопсии, морфогистологического исследования в онкогинекологии.

– Вопросы асептики и антисептики, профилактики внутрибольничной инфекции.

– Основы иммунологии и генетики в акушерстве и гинекологии.

– Приемы и методы обезболивания; основы инфузионно-трансфузионной терапии и реанимации в акушерстве, гинекологии и неонатологии.

– Основы фармакотерапии в акушерстве и гинекологии, влияние лекарственных препаратов на плод и новорожденного.

– Принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, профилактику осложнений.

– Основы физиотерапии и лечебной физкультуры в акушерстве и гинекологии. Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.

– Основы рационального питания и принципы диетотерапии в акушерско-гинекологической практике.

– Новые современные методы профилактики и лечения в акушерстве и гинекологии, а также методы планирования семьи.

– Знать эфферентные методы лечения в акушерстве. Показания к их применению.

– Основы онкологической настороженности в целях профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований у женщин.

– Вопросы временной и стойкой утраты трудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в акушерстве и гинекологии.

– Организацию и проведение диспансеризации женщин, анализ ее эффективности.

– Показания к госпитализации беременных женщин и гинекологических больных.

– Оборудование и оснащение операционных, отделений интенсивной терапии.

- Технику безопасности при работе с аппаратурой. Хирургический инструментарий и шовный материал в акушерско-гинекологической практике.

– Принципы работы с мониторами.

– Принципы организации и задачи службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждения, формирования, органы управления и оснащение.

– Принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях.

– Основные принципы и способы защиты населения при катастрофах.

– Основы медицинской психологии.

– Психические свойства личности. Особенности психических процессов при острой септической инфекции в акушерстве, при выявлении злокачественной опухоли органов репродуктивной системы.

– Определение понятий "этика", "деонтология", "медицинская деонтология", "ятрогенные заболевания", риск возникновения ятрогенных заболеваний в акушерско-гинекологической практике.

– Основы информатики, вычислительной техники, медицинской кибернетики и области их применения.

– Общие принципы статистических методов обработки медицинской до­кументации.

– Общую структуру и функцию компьютера.

- Знать основы клинической фармакологии, фармакокинетики и фармакотерапии во время беременности. Действие лекарственных препаратов, применяемых во время беременности, на плод и новорожденного.

- Ознакомиться с методами профилактики и лечения, так называемой, традиционной медицины: рефлексотерапии, апитерапии, гидротерапии, фитотерапии, а также с методами лечения альтернативной медицины: гомеопатия, психотерапия и др.

- Знать особенности течения гинекологической патологии в пожилом и старческом возрасте, подготовку к операции, течение послеоперационного периода, профилактику осложнений. Адаптационные возможности организма при старении.

Врач-специалист акушер-гинеколог должен уметь:

– Организовать лечебно-диагностический процесс и проведение профилактических мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях, в дневном стационаре и на дому в объеме, предусмотренном квалификационной характеристикой врача акушера-гинеколога.

– Получить информацию о течении настоящей беременности, а также течении и исходах предыдущих беременностей и родов. Уметь точно прогнозировать исходы беременности и родов.

– Выявить факторы риска развития той или иной акушерской и гинекологической патологии, организовать проведение мер профилактики.

– Выявить признаки патологии беременности (угроза прерывания, "замерший" плод, гестоз).

– Определить степень "зрелости шейки матки" и готовность организма к родам.

– Провести физиологические и патологические роды (тазовое предлежание, разгибание головки, асинклитические вставления, роды при крупном плоде, двойне).

– Провести роды при узком тазе.

– Своевременно определить показания к операции кесарева сечения. Уметь оценить противопоказания.

– Провести все мероприятия по остановке профузного кровотечения во время беременности (самопроизвольный выкидыш, шеечно-перешеечная беременность, предлежание плаценты), в родах (предлежание плаценты, приращение плаценты, преждевременная отслойка плаценты, гипотоническое и коагулопатическое кровотечение, разрывы матки и родовых путей) и в послеродовом периоде.

– Провести дифференциальную диагностику коматозных состояний (гипо- и гипергликемическое, экламптическое и постэкламптическое, аорто-кавальная компрессия беременной маткой и др.).

– Обосновать тактику ведения родов при экстрагенитальных заболеваниях, установить медицинские показания к прерыванию беременности.

– Определить аномалии родовой деятельности (слабость, дискоординация, быстрые и стремительные роды). Осуществить регуляцию родовой деятельности.

– Установить причину акушерского кровотечения во время беременности, родов и послеродовом периоде. Уметь оказать необходимую помощь.

– Выполнить реанимационные мероприятия при асфиксии и родовой травме новорожденного.

– Оценить течение последового и послеродового периодов, выявить и предупредить осложнения.

– Выявить противопоказания к беременности и родам. Оформить медицинскую документацию на прерывание беременности. Провести реабилитацию после прерывания беременности.

– Решить вопрос о трудоспособности пациентки.

– Вести медицинскую документацию и осуществлять преемственность между ЛПУ.

– Проводить профилактику непланируемой беременности.

– Осуществлять диспансеризацию и оценивать ее эффективность.

– Анализировать основные показатели деятельности лечебно-профилактического учреждения.

– Проводить санитарно-просветительную работу по пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития акушерской патологии и гинекологической заболеваемости.

– Подготовить необходимую документацию в аттестационную комиссию на получение квалификационной категории.

– Организовать работу в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении раненых и больных по оказанию медико-санитар­ной помощи, в объеме первой врачебной помощи и необходимой ква­лифицированной акушерско-гинекологической помощи.

– Оказывать первую врачебную помощь в условиях экстремальной обстановки, в очагах катастроф.

– Применять правила этики, деонтологии при проведении лечебно-про­филактических и реабилитационных мероприятий, в том числе после операций удаления органов репродуктивной системы.

– Использовать персональный компьютер на рабочем месте.

– Определить показания и противопоказания к назначению лекарственных средств во время беременности.

– Определить показания и противопоказания к назначению физиотерапевтических процедур, а также санаторно-курортного лечения.

– Проводить научные исследования по полученной специальности

Врач-специалист акушер-гинеколог должен владеть:

- Владеть методами определения и оценки физического развития девочки, девушки, женщины, методами определения и оценки функционального состояния женского организма

- Методикой обследования беременных при физиологической и патологической беременности

- Методикой обследования пациенток с гинекологической патологией различных возрастных периодов (детского, пубертатного, детородного, пременопаузального и постменопаузального)

- Методикой обследования пациенток с ургентной гинекологической патологией различных возрастных периодов

- Методикой проведения профилактических осмотров женщин

- Методикой оказания помощи беременным и роженицам при экстренных акушерских ситуациях

- Методикой оказания помощи беременным и роженицам при различных акушерских ситуациях

- Владение современными методами лечения гинекологических больных (консервативное и хирургическое)

Перечень умений и практических навыков врача-интерна*

Акушерство

· Правильная оценка анамнеза и особенностей течения беременности

· Правильная оценка противопоказаний к сохранению беременности

· Выявление факторов риска развития беременности, перинатальных факторов риска, проведение профилактики ослож­нений

· Правильный выбор и оценка методов исследования беременной и плода, состояния плаценты, проведение профилактики плацентарной недостаточности

· Осуществление дифференциального подхода к составлению плана ведения беременной с различной акушерской и соматической патологией

· Определение зрелости шейки матки и готовности организма к родам

· Осуществить прием родов

· Операция кесарево сечение

· Выработка тактики ведения родов при патологически протекающей беременности, преждевременных и запоздалых родов, определение показаний к оперативному родоразрешению

· Рассечение и зашивание промежности

· Акушерские щипцы и вакуум-экстракция плода (на фантоме)

· Реанимация в родильном зале при асфиксии новорожденных

· Ведение родов при тазовом предлежании (ручные пособия)

· Контрольное ручное обследование послеродовой матки. Ручное вхождение в матку (отделение плаценты)

· Прерывание беременности в поздние сроки

· Проведение инфузионно-трансфузионной терапии

· Интерпретация показателей системы гемостаза и проведение коррекции выявленных нарушений

· Проведение медикаментозной профилактики акушерских кровотечений при патологически протекающей беременности в родах

· Владение способами остановки кровотечения в III периоде родов и раннем послеродовом периоде

· Оценка степени тяжести гестоза, эффективности проведения терапии, состояния плода, показания к досрочному родоразрешению, методы родоразрешения

· Разработка дифференциального плана ведения родильниц после осложненных и оперативных родов. Выбор соответствующих методов лечения и обследований.

· Проведение профилактики развития послеродовых воспалительных заболеваний в группах риска

· Составление плана дальнейшего ведения женщин из группы "риска" и разработка принципов реабилитации в женской консультации

· Умение провести анализ основных показателей деятельности акушерского стационара и женской консультации.

· Кардиотокография (Определение базального ритма. Определение вариабельности базального ритма. Определение характера и частоты акцелераций. Определение характера и частоты децелераций. Подготовка заключения по результатам)

Гинекология

· Произвести бимануальное влагалищное, ректовагинальное исследование и интерпретировать полученные данные

· Получить объективную информацию о заболевании

· Выявить специфические признаки гинекологического заболевания

· Определить показания к госпитализации

· Оценить тяжесть состояния больной

· Выработать план ведения больной

· Определить необходимость применения специфических методов исследования

· Взятие мазков на флору из влагалища,

· цервикального канала и уретры

· Взятие мазков на онкоцитологию

· Проведение расширенной кольпоскопии

· Проведение тестов функциональной диагностики и умение их оценивать

· Интерпретация данных УЗИ у гинекологических больных

· Зондирование полости матки

· Взятие аспирата из полости матки

· Пункция брюшной полости через задний свод

· Удаление полипа слизистой цервикального канала

· Раздельное диагностическое выскабливание цервикального канала и стенок матки

· Медицинский аборт

· Проведение гистероскопии

· Проведение гистеросальпингографии (хромогидротубация)

· Интерпретация данных ректоскопии

· Участие в проведении хромоцистоскопии.(Интерпретация данных)

· Участие в лапароскопии. Интерпретация данных.

· Удаление кист наружных половых органов

· Проведение ножевой биопсии шейки матки

· Проведение диатермокоагуляции шейки

· матки

· Проведение криодеструкции шейки матки (конизации) или лазерной коагуляции шейки матки

· Проведение последовательной ревизии органов брюшной полости

· Тубэктомия

· Проведение стерилизации маточных труб

· Удаление яичника

· Резекция яичника (цистэктомия)

ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

1. Государственная (итоговая) аттестация по основной профессиональной программе послевузовского профессионального образования по специальности «акушерство и гинекология» (интернатура) осуществляется посредством проведения экзамена и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-специалиста по акушерству и гинекологии в соответствии с содержанием образовательной программы послевузовского профессионального образования.

2. Врач-интерн допускается к государственной (итоговой) аттестации после успешного освоения рабочих программ дисциплин (модулей), обучающего симуляционного курса и выполнения программы практики в объеме, предусмотренном учебным планом.

3. Лица, освоившие основную профессиональную программу послевузовского профессионального образования по специальности «Акушерство и гинекология» (интернатура) и успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, получают документ государственного образца.

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

Наши рекомендации