Врача-специалиста акушера-гинеколога
(интерна)
Знание – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные понятия, факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т. д.).
[1] Умение – это способность применения усваиваемых знаний на практике.
[1] Владение – это интегративное состояние, при котором обучающийся способен использовать систему формируемых знаний, умений в решении конкретной задачи.
Врач-специалист акушер-гинеколог должен знать:
- Основы юридического права в акушерстве и гинекологии.
– Основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения.
– Организацию акушерско-гинекологической помощи в стране, работу скорой и неотложной помощи.
– Медицинское страхование.
– Законодательство по охране труда женщин.
– Врачебно-трудовую экспертизу в акушерской и гинекологической практике.
– Отраслевые стандарты объемов обследования и лечения в акушерстве, гинекологии и перинатологии.
– Показатели и структуру материнской, перинатальной и младенческой смертности в стране, регионе, своем ЛПУ, мероприятия по их снижению.
– Регуляцию, физиологию и патологию репродуктивной функции женщины. Виды ее нарушений.
– Физиологию и патологию беременности, родов и послеродового периода. Группы риска. Мероприятия по профилактике осложнений.
– Структуру гинекологической заболеваемости. Мероприятия по ее снижению.
– Основы топографической анатомии областей тела и, в первую очередь, передней брюшной стенки, брюшной полости, забрюшинного пространства, малого таза, урогенитальной области. Основные вопросы нормальной и патологической физиологии у здоровой женщины и при акушерско-гинекологической патологии.
– Основы патогенетического подхода при проведении терапии и профилактики акушерско-гинекологической патологии.
– Взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции.
– Возрастные периоды развития женщины, основные анатомические и функциональные изменения органов репродуктивной системы в возрастном аспекте.
– Причины возникновения патологических процессов в организме женщины, механизмы их развития и клинические проявления.
– Влияние производственных факторов на специфические функции женского организма.
– Клиническую симптоматику и терапию неотложных состояний, в том числе в акушерстве, гинекологии и перинатологии, их профилактику.
– Клиническую симптоматику доброкачественных и злокачественных опухолей женской половой системы, их диагностику, принципы лечения и профилактики.
– Клиническую симптоматику, диагностику, лечение и профилактику предраковых заболеваний.
– Физиологию и патологию системы гемостаза, коррекцию нарушений.
– Общие и специальные методы исследования в акушерстве и гинекологии (в том числе и УЗИ).
– Основы эндоскопии.
– Роль и назначение биопсии, морфогистологического исследования в онкогинекологии.
– Вопросы асептики и антисептики, профилактики внутрибольничной инфекции.
– Основы иммунологии и генетики в акушерстве и гинекологии.
– Приемы и методы обезболивания; основы инфузионно-трансфузионной терапии и реанимации в акушерстве, гинекологии и неонатологии.
– Основы фармакотерапии в акушерстве и гинекологии, влияние лекарственных препаратов на плод и новорожденного.
– Принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, профилактику осложнений.
– Основы физиотерапии и лечебной физкультуры в акушерстве и гинекологии. Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.
– Основы рационального питания и принципы диетотерапии в акушерско-гинекологической практике.
– Новые современные методы профилактики и лечения в акушерстве и гинекологии, а также методы планирования семьи.
– Знать эфферентные методы лечения в акушерстве. Показания к их применению.
– Основы онкологической настороженности в целях профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований у женщин.
– Вопросы временной и стойкой утраты трудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в акушерстве и гинекологии.
– Организацию и проведение диспансеризации женщин, анализ ее эффективности.
– Показания к госпитализации беременных женщин и гинекологических больных.
– Оборудование и оснащение операционных, отделений интенсивной терапии.
- Технику безопасности при работе с аппаратурой. Хирургический инструментарий и шовный материал в акушерско-гинекологической практике.
– Принципы работы с мониторами.
– Принципы организации и задачи службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждения, формирования, органы управления и оснащение.
– Принципы организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях.
– Основные принципы и способы защиты населения при катастрофах.
– Основы медицинской психологии.
– Психические свойства личности. Особенности психических процессов при острой септической инфекции в акушерстве, при выявлении злокачественной опухоли органов репродуктивной системы.
– Определение понятий "этика", "деонтология", "медицинская деонтология", "ятрогенные заболевания", риск возникновения ятрогенных заболеваний в акушерско-гинекологической практике.
– Основы информатики, вычислительной техники, медицинской кибернетики и области их применения.
– Общие принципы статистических методов обработки медицинской документации.
– Общую структуру и функцию компьютера.
- Знать основы клинической фармакологии, фармакокинетики и фармакотерапии во время беременности. Действие лекарственных препаратов, применяемых во время беременности, на плод и новорожденного.
- Ознакомиться с методами профилактики и лечения, так называемой, традиционной медицины: рефлексотерапии, апитерапии, гидротерапии, фитотерапии, а также с методами лечения альтернативной медицины: гомеопатия, психотерапия и др.
- Знать особенности течения гинекологической патологии в пожилом и старческом возрасте, подготовку к операции, течение послеоперационного периода, профилактику осложнений. Адаптационные возможности организма при старении.
Врач-специалист акушер-гинеколог должен уметь:
– Организовать лечебно-диагностический процесс и проведение профилактических мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях, в дневном стационаре и на дому в объеме, предусмотренном квалификационной характеристикой врача акушера-гинеколога.
– Получить информацию о течении настоящей беременности, а также течении и исходах предыдущих беременностей и родов. Уметь точно прогнозировать исходы беременности и родов.
– Выявить факторы риска развития той или иной акушерской и гинекологической патологии, организовать проведение мер профилактики.
– Выявить признаки патологии беременности (угроза прерывания, "замерший" плод, гестоз).
– Определить степень "зрелости шейки матки" и готовность организма к родам.
– Провести физиологические и патологические роды (тазовое предлежание, разгибание головки, асинклитические вставления, роды при крупном плоде, двойне).
– Провести роды при узком тазе.
– Своевременно определить показания к операции кесарева сечения. Уметь оценить противопоказания.
– Провести все мероприятия по остановке профузного кровотечения во время беременности (самопроизвольный выкидыш, шеечно-перешеечная беременность, предлежание плаценты), в родах (предлежание плаценты, приращение плаценты, преждевременная отслойка плаценты, гипотоническое и коагулопатическое кровотечение, разрывы матки и родовых путей) и в послеродовом периоде.
– Провести дифференциальную диагностику коматозных состояний (гипо- и гипергликемическое, экламптическое и постэкламптическое, аорто-кавальная компрессия беременной маткой и др.).
– Обосновать тактику ведения родов при экстрагенитальных заболеваниях, установить медицинские показания к прерыванию беременности.
– Определить аномалии родовой деятельности (слабость, дискоординация, быстрые и стремительные роды). Осуществить регуляцию родовой деятельности.
– Установить причину акушерского кровотечения во время беременности, родов и послеродовом периоде. Уметь оказать необходимую помощь.
– Выполнить реанимационные мероприятия при асфиксии и родовой травме новорожденного.
– Оценить течение последового и послеродового периодов, выявить и предупредить осложнения.
– Выявить противопоказания к беременности и родам. Оформить медицинскую документацию на прерывание беременности. Провести реабилитацию после прерывания беременности.
– Решить вопрос о трудоспособности пациентки.
– Вести медицинскую документацию и осуществлять преемственность между ЛПУ.
– Проводить профилактику непланируемой беременности.
– Осуществлять диспансеризацию и оценивать ее эффективность.
– Анализировать основные показатели деятельности лечебно-профилактического учреждения.
– Проводить санитарно-просветительную работу по пропаганде здорового образа жизни, предупреждению развития акушерской патологии и гинекологической заболеваемости.
– Подготовить необходимую документацию в аттестационную комиссию на получение квалификационной категории.
– Организовать работу в условиях экстремальной обстановки при массовом поступлении раненых и больных по оказанию медико-санитарной помощи, в объеме первой врачебной помощи и необходимой квалифицированной акушерско-гинекологической помощи.
– Оказывать первую врачебную помощь в условиях экстремальной обстановки, в очагах катастроф.
– Применять правила этики, деонтологии при проведении лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, в том числе после операций удаления органов репродуктивной системы.
– Использовать персональный компьютер на рабочем месте.
– Определить показания и противопоказания к назначению лекарственных средств во время беременности.
– Определить показания и противопоказания к назначению физиотерапевтических процедур, а также санаторно-курортного лечения.
– Проводить научные исследования по полученной специальности
Врач-специалист акушер-гинеколог должен владеть:
- Владеть методами определения и оценки физического развития девочки, девушки, женщины, методами определения и оценки функционального состояния женского организма
- Методикой обследования беременных при физиологической и патологической беременности
- Методикой обследования пациенток с гинекологической патологией различных возрастных периодов (детского, пубертатного, детородного, пременопаузального и постменопаузального)
- Методикой обследования пациенток с ургентной гинекологической патологией различных возрастных периодов
- Методикой проведения профилактических осмотров женщин
- Методикой оказания помощи беременным и роженицам при экстренных акушерских ситуациях
- Методикой оказания помощи беременным и роженицам при различных акушерских ситуациях
- Владение современными методами лечения гинекологических больных (консервативное и хирургическое)
Перечень умений и практических навыков врача-интерна*
Акушерство
· Правильная оценка анамнеза и особенностей течения беременности
· Правильная оценка противопоказаний к сохранению беременности
· Выявление факторов риска развития беременности, перинатальных факторов риска, проведение профилактики осложнений
· Правильный выбор и оценка методов исследования беременной и плода, состояния плаценты, проведение профилактики плацентарной недостаточности
· Осуществление дифференциального подхода к составлению плана ведения беременной с различной акушерской и соматической патологией
· Определение зрелости шейки матки и готовности организма к родам
· Осуществить прием родов
· Операция кесарево сечение
· Выработка тактики ведения родов при патологически протекающей беременности, преждевременных и запоздалых родов, определение показаний к оперативному родоразрешению
· Рассечение и зашивание промежности
· Акушерские щипцы и вакуум-экстракция плода (на фантоме)
· Реанимация в родильном зале при асфиксии новорожденных
· Ведение родов при тазовом предлежании (ручные пособия)
· Контрольное ручное обследование послеродовой матки. Ручное вхождение в матку (отделение плаценты)
· Прерывание беременности в поздние сроки
· Проведение инфузионно-трансфузионной терапии
· Интерпретация показателей системы гемостаза и проведение коррекции выявленных нарушений
· Проведение медикаментозной профилактики акушерских кровотечений при патологически протекающей беременности в родах
· Владение способами остановки кровотечения в III периоде родов и раннем послеродовом периоде
· Оценка степени тяжести гестоза, эффективности проведения терапии, состояния плода, показания к досрочному родоразрешению, методы родоразрешения
· Разработка дифференциального плана ведения родильниц после осложненных и оперативных родов. Выбор соответствующих методов лечения и обследований.
· Проведение профилактики развития послеродовых воспалительных заболеваний в группах риска
· Составление плана дальнейшего ведения женщин из группы "риска" и разработка принципов реабилитации в женской консультации
· Умение провести анализ основных показателей деятельности акушерского стационара и женской консультации.
· Кардиотокография (Определение базального ритма. Определение вариабельности базального ритма. Определение характера и частоты акцелераций. Определение характера и частоты децелераций. Подготовка заключения по результатам)
Гинекология
· Произвести бимануальное влагалищное, ректовагинальное исследование и интерпретировать полученные данные
· Получить объективную информацию о заболевании
· Выявить специфические признаки гинекологического заболевания
· Определить показания к госпитализации
· Оценить тяжесть состояния больной
· Выработать план ведения больной
· Определить необходимость применения специфических методов исследования
· Взятие мазков на флору из влагалища,
· цервикального канала и уретры
· Взятие мазков на онкоцитологию
· Проведение расширенной кольпоскопии
· Проведение тестов функциональной диагностики и умение их оценивать
· Интерпретация данных УЗИ у гинекологических больных
· Зондирование полости матки
· Взятие аспирата из полости матки
· Пункция брюшной полости через задний свод
· Удаление полипа слизистой цервикального канала
· Раздельное диагностическое выскабливание цервикального канала и стенок матки
· Медицинский аборт
· Проведение гистероскопии
· Проведение гистеросальпингографии (хромогидротубация)
· Интерпретация данных ректоскопии
· Участие в проведении хромоцистоскопии.(Интерпретация данных)
· Участие в лапароскопии. Интерпретация данных.
· Удаление кист наружных половых органов
· Проведение ножевой биопсии шейки матки
· Проведение диатермокоагуляции шейки
· матки
· Проведение криодеструкции шейки матки (конизации) или лазерной коагуляции шейки матки
· Проведение последовательной ревизии органов брюшной полости
· Тубэктомия
· Проведение стерилизации маточных труб
· Удаление яичника
· Резекция яичника (цистэктомия)
ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
1. Государственная (итоговая) аттестация по основной профессиональной программе послевузовского профессионального образования по специальности «акушерство и гинекология» (интернатура) осуществляется посредством проведения экзамена и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-специалиста по акушерству и гинекологии в соответствии с содержанием образовательной программы послевузовского профессионального образования.
2. Врач-интерн допускается к государственной (итоговой) аттестации после успешного освоения рабочих программ дисциплин (модулей), обучающего симуляционного курса и выполнения программы практики в объеме, предусмотренном учебным планом.
3. Лица, освоившие основную профессиональную программу послевузовского профессионального образования по специальности «Акушерство и гинекология» (интернатура) и успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию, получают документ государственного образца.
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ