Глава Особенности кинезитерапии с детьми, имеющими общее недоразвитие речи с различными клиническими проявлениями

Кинезитерапия при алалии

Различают три формы алалии: две из них — моторная и сенсорная — связаны с нарушением речевых анализаторов; третья — оптическая алалия — возникает при патологии центрального конца зрительного анализатора.

Патология премоторных зон коры вызывает эфферентную моторную алалию, у таких детей наблюдаются нарушения координации, переключаемости, общих движений, тонкой произвольной моторики рук, пальцев, орального праксиса вследствие кинетической апраксии.

Патология постцентральных зон коры головного мозга обусловливает моторную афферентную алалию, при этом нарушена глубокая проприоцептивная чувствительность, в силу чего дефектно формируется артикуляционныйпраксис (кинестетическая апраксия). Она сочетается у многих детей с недоразвитием всего праксиса: общего, ручного, пальчикового, мимического.

При патологии центрального конца оптико-пространственной системы наступает оптическая алалия. Наблюдается нарушение анализа и синтеза по оптико-пространственным признакам, несформированность оптико-пространственного гнозиса. Наиболее подробно ее описала В.К. Орфинская.

В логопедической практике работа с детьми, страдающими разными формами алалии, проводится в течение четырех этапов. Они соответствуют работе по уровням общего недоразвития речи. На первом этапе создаются условия для установления контакта с детьми. Вначале педагог устанавливает внеречевой контакт с ребенком. Ученые считают, что в обратном случае между ребенком и педагогом возникнет непонимание. На первых занятиях привлекаются мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрительный кивок головой. Логопед выявляет двигательные возможности ребенка. Затем формируются и корригируются движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх. Это создает у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние. На первом этапе коррекционной работы педагогу необходимо изучить внутрисемейные отношения ребенка, так как эффективность воспитательного воздействия во многом зависит от включения родителей в коррекционный процесс. Необходимо привлекать к участию в играх детей, способствовать выполнению заданий дома.

Как только появляются элементы спонтанной деятельности (одни сразу создают сюжетную игру, повторяют движения, танцуют; другие, молча перебирают игрушки, ленты, мячи, катают обручи; третьи заинтересовываются песней), возможен переход к речевым контактам. Эффективным способом продуцирования речевых контактов является называние действий ребенка, игрушек, с которыми он играет, игровой атрибутики. У ребенка повышается ориентировочная деятельность, возникает, либо усиливается спонтанная речевая и действенная активность. Так, в действенной и речевой формах, принимая и поощряя спонтанную деятельность, необходимо достигнуть устойчивых контактов с детьми. Этому способствует прием совместной деятельности (игры) с одним ребенком или со всеми детьми. Поэтому необходимо, чтобы на занятиях присутствовали логопед и воспитатель, которые включались бы в подвижные игры детей, в выполняемые ими упражнения с предметами, звуковыми игрушками. Это будет обеспечивать и принцип преемственности и комплексности подхода к коррекционно-педагогической работе.

По мере нормализации двигательной и речевой сфер у детей на втором этапе в занятия с использованием кинезитерапии включаются задания, тренирующие основные движения: бег, ходьбу, лазание, прыжки, метание мячей. Необходимо внедрение заданий с творческим наклоном. Это все будет воспитывать ориентировку в пространстве, чувство равновесия, динамическую координацию движений. Также они будут способствовать накоплению активного словаря и формированию фразовой речи.

Дальнейшее развитие самостоятельной двигательной активности и развитие речевых навыков продолжается на третьем этапе. Совершенствуется мелкая моторика. Создается мотивация к развитию связной речи.

На четвертом этапе совершенствуется художественно-речевая деятельность. Цель ее — развить способность детей быстро ориентироваться в новом речевом (или неречевом) задании, самостоятельно находить ответ, переключаться с одного вида художественно-речевой деятельности на другой. Приобретая на занятиях способы самостоятельного действия, дети переносят их в деятельность вне занятий. [3.С. 83-97]

При выборе методических приемов нужно учитывать, что дети с алалией еще не имеют системы навыков речевой деятельности, их умения в разных областях речевого развития стоят на неодинаковых уровнях. Одни в большей степени владеют фонетической стороной речи, в то же время грамматическая правильность их находится в стадии становления, другие, при достаточно развитой лексико-грамматической стороне речи, имеют существенное отставание в фонетико-фонематических процессах. Отсюда необходимость сочетания приемов активизации речи в целом, разных ее сторон (словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствование звуковой стороны речи).

Кинезитерапия при ринолалии

Ринолалия – нарушение тембра голоса, звукопроизношения, обусловленное аномалиями в строении артикуляционного аппарата в виде расщелин. При этом в неречевых психических функциях имеются нарушения слухового и зрительного восприятия, общей, ручной, пальчиковой и мимической моторики, физиологического дыхания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления. В речевой функциональной системе грубо страдают все отделы периферического речевого механизма: дыхание (асинхрония ротового и носового дыхания), фонация, артикуляция; нарушены все просодические компоненты речи, недоразвит лексико-грамматический строй речи, выражены стойкие расстройства фонетико-фонематической системы. Помимо этого, дети с ринолалией физически плохо развиты, отмечается астенизация организма, вялость, сниженный мышечный тонус, нарушения темпа и ритма движений.

Занятия с детьми, у которых ринолалия строятся так, чтобы все виды работы положительно влияли не только на речевую функцию, но и оказывали общеукрепляющее воздействие.

Большую значимость имеет система, разработанная А.Г. Ипполитовой. Она одна из первых рекомендовала занятия в доперационном периоде. Характерным для ее методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность отработки звуков, обусловленна артикуляционной взаимозависимостью. Артикуляционная гимнастика сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.

Содержание логопедических занятий по методике А.Г. Ипполитовой включает следующие разделы: формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха; формирование длительноо ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков и фрикативных глухих и согласных; дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат.

И.И. Ермакова (1980) разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса. Ею установлены возрастные особенности функциональных расстройств голосообразования у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним модифицированы ортофонические упражнения. Специальное внимание уделено послеоперационному периоду и рекомендованы приемы развития подвижности мягкого неба, предотвращающие его укорочение после хирургической пластики.

Устранение нарушений звуковой стороны речи базируется на тщательном логопедическом обследовании детей. Устанавливаются наличие и степень небно-глоточной недостаточности, рубцовые изменения твердого и мягкого неба, его длина; характер контакта с задней стенкой глотки; особенности моторики артикуляционного аппарата; наличие компенсаторных мимических движений. Кинезитерапию необходимо использовать во время всей работы в дооперационный и послеоперационный период.

Кинезитерапия при дизартрии

Дизартрия(диз+ греч. arthroo членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При всех видах дизартрии наблюдаются мимические и артикуляционные нарушения, нечленораздельная речь, ускоренный или замедленный темп речи, слабый, тихий голос с носовым оттенком, учащенное, поверхностное дыхание, слюнотечение, усиливающееся во время речи. При работе с детьми, имеющими дизартрию, важно решать следующие задачи:

1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность.

2. Улучшить координацию движений (элементы основной двигательной деятельности).

3. Улучшить общую двигательную активность ребенка.

4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и др.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Оказывать воспитательное влияние на ребенка и выравнивать его поведенческие реакции.

Полнота и быстрота восстановления движений зависит от давности поражения, характера процесса локализации и распространенности поражения, состояния мозгового кровообращения, активности ребенка и эффективности комплекса восстановительного лечения. Из методов лечебной физкультуры наибольшее значение приобретает лечебная гимнастика с ее общеоздоровительным и общеукрепляющим влиянием. Она облегчает перевоспитание нервно-мышечного аппарата, избирательно воздействует на отдельные мышечные группы, разнообразит мышечную деятельность (расслабление, степень напряжения и др.), позволяет постепенно усложнять движения, развивать их точность и таким образом устранять лишние движения и восстанавливать более полноценные. В лечебной гимнастике обязательно сочетают упражнения для паретичных конечностей с общеукрепляющими упражнениями. Это необходимо для лучшей координации движений и выравнивания мышечного тонуса. Кроме того, по мнению Г.А.Волковой физические упражнения оказывают реперкуссивное (отраженное) влияние: регулярно включая здоровые конечности и корпус в процесс упражнения, можно быстрее перевоспитать весь нервно-мышечный аппарат. Каждое занятие лечебной гимнастикой следует начинать с упражнений для здоровых мышечных групп. Специальные упражнения для паретичных конечностей применяются во время процедуры много раз, их чередуют с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Активные упражнения преобладают в лечебной гимнастике, но они обязательно дополняются пассивными движениями. При выполнении активных и пассивных упражнений необходимо добиваться большей амплитуды движений. Как пассивные, так и активные упражнения следует выполнять ритмично, в спокойном темпе. Темп и объем движений, по мнению специалистов, должны находиться в обратной зависимости от степени мышечной ригидности. Для ее снижения рекомендуется применять облегченные исходные положения, ограничивать темп и амплитуду движений, использовать пассивные движения, потряхивание и поглаживание мышц, упражнения на расслабление. При проведении лечебной гимнастики целесообразно использовать элементы психотерапии.

В кинезитерапии под играми понимают комплекс специально организованных синтетических движений и физических упражнений прикладного характера со значительным общим воздействием на организм, при которых ставится состязательная цель и которые в каждом отдельном случае обусловлены определенными правилами. К таким играм относятся игры с мячом, эстафетные игры, лепка из пластилина, раскрашивание картинок, вырезание ножницами разных фигур. Посредством игр вносится разнообразие в режим детей и увеличивается их интерес к двигательным занятиям, и в частности к кинезитерапии. Игры выводят из состояния психической подавленности, отвлекают внимание от патологического процесса и порождаемых им отрицательных эмоций, содействуют мобилизации сил к выздоровлению.

Игры следует включать в занятие осторожно, поскольку может наступить передозирование нагрузки из-за того, что играющие эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости. С детьми с дизартрией полезно проводить подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия на организм. Поскольку при дизартриях наблюдаются парезы лицевой мускулатуры различной выраженности, то в кинезитерапии выделяются специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений.

Все упражнения для мимической мускулатуры следует проводить на занятии между общеукрепляющими и дыхательными упражнениями на фоне предварительного расслабления, тепловой процедуры, поглаживания мышц на пораженной стороне. Коррекционно-педагогическая работа с дизартриками строится в зависимости от логопедического коррекционного курса, ее можно разделить на четыре периода. [3.С.69-83]

Первый: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища — с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти; коррекция просодической стороны речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.

Развитие мимических мышц полезно проводить во время создания определенных ситуаций. Эти ситуации готовятся с детьми постепенно. Вначале тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем мышцы объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование. Полезно использовать наглядный материал. Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение на занятиях проводятся инсценировки песен, игры-драматизации, разыгрываются этюды.

Развитие внимания на занятиях осуществляется и нескольких направлениях:

а) специальная стимуляция;

б) быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

в) укрепление зрительной, слуховой и моторной памяти;

г) развитие волевой сферы через способность к сосредоточению.

Для нормализации голосовой функции у детей с дизартрией необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, головы. В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка.

Второй период логопедической ритмики используется для развития моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких слухо-произносительных дифференцировок.

Для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.

Для развития слухо-произносительных дифференцировок важно связать контрастные звуки. В зависимости от музыкального образа, воспринимаемого детьми, в движениях изображается персонаж. Движение сопровождается звукоподражанием.

В третьем периоде логопедическая работа с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется средствами логопедической ритмики, дальнейшем развитии речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умением коллективного общения. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации.

Дальнейшее закрепление полученных навыков происходит в четвертом периоде. Логопед способствует социализации ребенка. Проводят больше командные задания и игры.

При рассмотрении вопроса использования кинезитерапии при дизартрии важно заметить, что такой метод коррекционно-педагогической работы наиболее важен при данном клиническом проявлении общего недоразвития речи. Поэтому более подробное изучение данного вопроса с рассмотрением методики работы будет описано в практической части.

Практическая часть

Наши рекомендации