Изучение проблемы грязных рук
Изучение проблемы грязных рук
Автор: ИсмайловаАлсу
- учащаяся6класса
Руководитель: Таланова Ирина Борисовна
- учитель биологии высшей квалиф. категории
2014 год
Содержание
1. Введение___________________________________________________________2
2. Обзор литературы___________________________________________________3
2.1Зачем мыть руки?
2.2Какое средство лучше использовать для мытья рук?
2.3Можно ли мыть руки моющими средствами для мытья посуды?
2.4Как правильно мыть руки?
2.5Какие болезни называются болезнями «грязных рук»?
1. Методика исследования ___________________________________12-14
2. Результаты исследований _____________________________________15-17
3. Выводы_________________________________________________10
4. Заключение_________________________________________11
5. Информационные источники______________________________11
Приложение 1
Не стоит тупо следовать науке,
Не вышло чтобы казуса в итоге –
Один осёл, помыв однажды руки,
Увидел, что не руки там… а ноги!
Введение
15 октября во всем мире отмечается Всемирный день мытья рук, который впервые прошёл в 2008 году в рамках провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН Года санитарии.
Эксперты ООН не раз заявляли, что привычка мыть руки, хоть и считается очень банальной, может спасать тысячи жизней ежедневно. Особенно высока смертность «из-за грязных рук» в Азии и Африке. Именно поэтому ООН и ЮНИСЕФ призвали выделить один день в году, чтобы обратить внимание на необходимость приучить детей мыть руки.
Цель работы: провести изучение проблемы грязных рук
Задачи:
1. Проанализировать разные источники информации по данной теме.
2. Познакомиться с мнением специалистов на данную проблему.
3. Выяснить,как надо правильно мыть руки и сколько раз в день это необходимо делать.
4. В рамках Всемирного дня мытья рук провести акцию «Мытые руки», с целью демонстрации уровня гигиены школьников.
Проблема:так ли важно мыть руки несколько раз в день?
Методы исследования: библиографический анализ литературы и материалов сети Internet, методы опроса — беседа, интервью, анкетирование; наблюдение, математические и статистические методы.
Обзор литературы
Зачем мыть руки?
2.2Какое средство лучше использовать для мытья рук?
Мыть руки следует хорошо пенящимся мылом, — объясняет заместитель директора НИИ дезинфектологии Росздравнадзора Людмила Пантелеева. — И чем пышнее пена, тем лучше. Если же у мыла есть еще смягчающие кожу добавки, это вообще замечательно. Правда, такое мыло обычно стоит дороже. Часто пользоваться антибактериальным мы не советуем. Оно убивает не только вредную, но и полезную микрофлору. А та ведь отвечает за формирование иммунитета, уничтожает патогенные бактерии, возбудителей различных заболеваний. Вообще полезной микрофлорой заселены все слои кожи, и это своего рода природная защита организма. Уничтожать ее — себе дороже будет.
Защищаться от вредных микробов с помощью антибактериального мыла необходимо лишь в тех случаях, когда угроза заражения реальна: при работе в инфекционном или родильном отделении больницы или же во время болезни кого-то из домочадцев. И главное при этом — не превращать дезинфекцию в регулярную процедуру. Иначе можно добиться обратного эффекта, создав для бактерий благоприятные условия. Кожа станет раздраженной, сухой, может потрескаться. А трещины, как известно, — ворота для инфекции. Поэтому при использовании даже самого хорошего антибактериального мыла необходимы надежные увлажняющие кремы. И уж совсем глупо антимикробным мылом промывать раны.
Хозяйственное мыло, которое у нас в стране считается традиционным и используется повсеместно, обладает хорошей способностью смывать бактерии, но очень сушит кожу. Потому его лучше применять в случаях сильного загрязнения.
2.3Можно ли мыть руки моющими средствами для мытья посуды?
Как правильно мыть руки?
Некоторые медики утверждают, что руки намыливать надо не один раз, а три как минимум?
— Вполне хватит двух. В первый раз хорошее (сильно пенящееся) мыло способно смыть 40—50% вредных микроорганизмов, во второй — до 90%. Кстати, если обычное мыло смывает микробы, антисептические средства (гели, растворы) их убивают. Все они сделаны на спиртовой или йодной основе и уничтожают 99,9% наиболее опасных болезнетворных бактерий. Причем буквально за 30 секунд. При этом, если на руках есть микротравмы, антисептик их автоматически обработает.
Самыми современными на сегодняшний день антисептиками являются гели. Некоторые содержат увлажнители и витаминные добавки, которые питают кожу рук. Еще одно преимущество гелей — они не проливаются и их не нужно смывать водой. Но самое главное — их можно брать с собой в поход, в поездку, на дачу…
— Как часто в идеале нужно мыть руки в течение дня?
— Да сколько угодно, в зависимости от того, чем вы занимались. Мыть надо не только после туалета и перед едой, но и после уборки помещения, чихания, перед сном.
По материалам сайта med-news.ru
Методика исследования
Постановка опыта
1. Взяли 3 стерильных чашки Петри,
2. В каждую чашку добавили питательную среду (раствор желатина)
3. Пригласили ученика, который прозанимался в школе 4 урока
4. Трижды взяли смыв с его рук
• с грязных
• вымытых без мыла
• чистых
и поместили в желатин
5. Поставили чашки в темное место
Через 5 дней в чашках появился неприятный запах, плесень. Плесень была во всех трех чашках, однако больше всего ее было в первой (смыв с грязных рук).
Мы рассмотрели плесень под микроскопом.
Это оказались колонии одноклеточных организмов, ведущих наземный образ жизни. Мы узнали, что плесень – это мукоровые грибы. Мукор питается за счет растительных остатков, некоторые живут на животных, растениях и человеке. Еще мы рассмотрели под микроскопом несовершенные грибы, это была культура пенициллина.
Почему же в двух других чашках тоже образовалась плесень? Ведь руки были чистыми.
Мы выяснили, что наш опыт был не «чистым», т.к. мы не создали полной стерильности – чашки закрывались не плотно, воздух попадал на питательную среду, микроорганизмы из воздуха посеялись и проросли.
Мы выяснили, что, пользуясь водой и мылом, мы только лишь смываем с рук грязь, пыль, и руки становятся чище. Однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Природа наделила организм человека иммунитетом, т.е. невосприимчивостью к инфекционным заболеваниям, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины.
Результаты исследований
Выводы
Заключение
Мытье рук – это не следствие каких-то фобий или родительского авторитаризма. Данная гигиеническая процедура является насущной необходимостью. Мыть руки до еды, после посещения туалета, общественных мест, любых контактов с почвой, животными нужно для того, чтобы уберечь себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов.
Источники информации
1. http://live4fun.ru/joke/227841
2.
приложение 1
Нормы СанПиН для школьников
4.27. В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.
Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать, с учетом росто- возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5 - 11 классов. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.
Приложение 2
Анкета
11. Сколько раз в день ты моешь руки?
12. Когда ты моешь руки?
13. Какие средства ты используешь для мытья рук?
14. Знаешь ли ты что такое «Болезни грязных рук»?
15. Знаешь ли ты сколько раз в день надо мыть руки?
16. Знаешь ли ты как правильно надо мыть руки?
17. Есть ль «Всемирный день мытья рук»?
Приложение 3
Мойте руки правильно!
(правила правильного мытья рук)
1. Снимите все украшения, которые могут затруднить мытьё рук.
2. Хорошо намочите руки водой (вода должна быть теплой, но не горячей и не холодной).
3. Намыльте не только ладони, но и сами пальцы, места между ними, а также запястье и верхнюю часть рук. Обратите внимание на области под ногтями – микробы очень любят там прятаться. Мыть руки нужно не менее 15-20 секунд.
4. Чем больше мыльной пены вы используете, тем лучше – старайтесь хорошенько намылить свои руки.
5. Мойте руки с мылом с обеих сторон, причем с двукратным намыливанием. Не нужно держать руки под струей воды, а затем с чувством выполненного долга идти за стол – намоченные водой, но не отмытые руки являются наоборот прекрасной средой для микроорганизмов.
6. Смойте как можно лучше мыло струей проточной воды.
7. Хорошенько вытрите руки полотенцем – это избавит вас от бактерий, которые остались на коже после мытья.
8. Если вы пользуетесь сухим мылом, то следите за тем, чтобы мыльница высыхала.
9. Меняйте полотенца для вытирания рук как можно чаще. Более того, у каждого члена семьи должно быть своё полотенце для ухода за руками.
При этом важно не только взрослому человеку не забывать о важности гигиены, но и приучить детей всегда помнить о необходимости правильно и часто мыть руки. Чтобы мытье рук вошло у детей в привычку, необходимо учить их на собственном примере делать эту простую, но жизненно необходимую процедуру.
Даже сегодня, в век высоких технологий, такая, банальная на первый взгляд привычка регулярно мыть руки с мылом является одним из лучших способов избежать целого ряда опасных заболеваний и тем самым сохранить свое здоровье.
Болезни грязных рук
Инфекции, которые попадают в наш организм только потому, что мы поленились лишний раз помыть руки, многолики и коварны.
Дизентерия
Сначала зловредная инфекция легко попадает во внешнюю среду из кишечника или больного человека, или бактерионосителя. Но мало того — она обладает способностью сохраняться вокруг нас довольно долго. Поэтому если мы, сами того не подозревая, окажемся рядом с заболевшим и будем пользоваться вслед за ним теми же предметами, что и он, то дизентерийные бактерии вполне могут оказаться на наших руках. А уже оттуда они довольно скоро попадут к нам в пищеварительный тракт и начнут свое «черное дело». Так что для профилактики дизентерии надо не только почаще мыть руки, но и вообще дезинфицировать все, что должно оказаться у нас во рту. Особенно эта рекомендация актуальна с июня по сентябрь, так как пик дизентерии, по данным медиков, приходится именно на этот период.
Симптомы. Болезнь начинается остро, как вспышка. Буквально через два-три дня после попадания бактерий в организм температура всего за несколько часов поднимается до 39 градусов и выше, учащается пульс. Одновременно появляется очень частый — до 12 раз в сутки — и жидкий стул. И нет ничего удивительного в том, что все это сопровождается сильными болями в животе, которые вызваны спазмами кишечника. Иногда дизентерия сопровождается тошнотой и рвотой. Если болезнь быстро проходит, то нередко ее принимают за пищевое отравление. Хроническая форма дизентерии у взрослых встречается довольно редко, а вот дети к ней очень предрасположены.
Гепатит А
Этот недуг, известный также под названием «болезнь Боткина», передается главным образом через грязные руки. Дело в том, что больной человек довольно длительное время выделяет вирус во внешнюю среду: это происходит через отходы его жизнедеятельности, в которых вирус и концентрируется. И если здоровый человек посетит туалет после больного и забудет помыть руки, то инфекция рано или поздно попадет через рот внутрь организма и - уж будьте уверены - разгуляется там вовсю.
Коварство этой болезни состоит в том, что зараженный человек становится опасным для окружающих еще до того, как появятся ее яркие проявления, например в самом конце инкубационного периода (всего он длится около месяца) или в период, когда желтуха еще не заметна глазу. Кроме того, встречаются стертые и безжелтушные формы гепатита А.
Учтите также, что самое «любимое» время года у болезни Боткина - это лето, а наиболее подвержены ей дети и молодежь.
Симптомы. Резко уменьшается аппетит, появляется тошнота и рвота, боли в животе. Но иногда течение болезни может быть и нетрадиционным. В одном случае повышается температура, возникает боль в горле и насморк. Вдругом - болят мышцы и суставы. А в третьем - недуг может проявить себя общей сильной слабостью, головокружением и бессонницей. Сразу с желтухи заболевание начинается очень редко.
Эшерихиоз
Болезни, объединенные этим сложным для нашего слуха названием, тоже передаются от человека к человеку так называемым фекально-оральным путем. То есть они вызываются кишечными палочками, которые сначала выделяются больным человеком или здоровым бактерионосителем, потом «цепляются» к чужим рукам, а уж с грязных рук попадают в наш организм. Там они внедряются в тонкую кишку и вызывают токсическое повреждение слизистой оболочки кишечника.
Симптомы. Они в большей степени зависят от типа возбудителя, вызвавшего болезнь. К счастью, эшерихиоз чаще всего протекает в легкой форме. По клиническим симптомам это заболевание похоже на острую дизентерию, только температура не такая высокая и стул не такой частый. Правда, иногда может наблюдаться и лихорадочное состояние, и токсикоз. Диагноз обычно ставят только после бактериологических исследований.
Ротавирус
Хотя чаще всего эта инфекция попадает в организм человека после того, как он попьет зараженную воду, тем не менее пятая часть всех случаев заболевания связана с несоблюдением элементарных правил гигиены, а точнее, с нежеланием мыть руки после посещения туалета и перед едой. В итоге коварные ротавирусы вызывают гибель зрелых клеток кишечника, отчего он теряет способность полноценно всасывать питательные вещества. Причем вирус этот невероятно прилипчивый: стоит одному из членов семьи подхватить болезнь, как все остальные за очень короткий срок дружно присоединяются к нему. Главным образом ротавирус атакует детей, но и взрослые ему тоже подвержены, особенно если у них ослаблен иммунитет в силу каких-то хронических болезней или пожилого возраста.
Симптомы. Начало болезни, как правило, бывает бурным — достаточно сказать, что температура повышается чуть ли не до 40 градусов. При этом поражается не только желудочно-кишечный тракт, о чем свидетельствует рвота в самом начале заболевания и диарея на всем его протяжении. Страдают и дыхательные пути, что проявляется покраснением зева, ринитом, увеличением шейных лимфатических узлов.
Холера
Как это ни парадоксально, но чуть ли не единственная мера профилактики столь страшного заболевания очень проста и всем доступна — это все то же частое мытье рук. К счастью, в нашей не очень уж жаркой стране угроза заболеть холерой невелика, поскольку холерный вибрион предпочитает размножаться при температуре воздуха выше 30 градусов. Но сейчас многие наши сограждане полюбили отдыхать в заморских странах, где шанс подхватить заразу довольно велик. А ведь холера, как болезнь с 50-процентной летальностью, относится к особо опасным инфекциям.
Симптомы. После очень короткого инкубационного периода начинается сильнейшая диарея и неукротимая рвота.В результате больной теряет до 20 литров в сутки. Правда, существуют и стертые формы холеры — с редкой диареей и слабыми проявлениями интоксикации. А иногда даже бывает и так: человек чувствует себя хорошо, но выделяет в окружающую среду неисчислимое количество возбудителей болезни.
Вы хотите, чтобы все эти заболевания обошли вас стороной? Тогда не забывайте тщательно соблюдать элементарные, правила гигиены. И в первую очередь - мойте как можно чаще руки с мылом!
Болезни грязных рук
Изучение проблемы грязных рук
Автор: ИсмайловаАлсу
- учащаяся6класса
Руководитель: Таланова Ирина Борисовна
- учитель биологии высшей квалиф. категории
2014 год
Содержание
1. Введение___________________________________________________________2
2. Обзор литературы___________________________________________________3
2.1Зачем мыть руки?
2.2Какое средство лучше использовать для мытья рук?
2.3Можно ли мыть руки моющими средствами для мытья посуды?
2.4Как правильно мыть руки?
2.5Какие болезни называются болезнями «грязных рук»?
1. Методика исследования ___________________________________12-14
2. Результаты исследований _____________________________________15-17
3. Выводы_________________________________________________10
4. Заключение_________________________________________11
5. Информационные источники______________________________11
Приложение 1