Нервно-психическое развитие - важнейший показатель состояния здоровья
Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показаниям, отражающим особенности социальных контрактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов.
Мышление и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.
Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.
Внимание и память - характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).
Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.
В оценке темпов развития ребенка следует сравнительно использовать общие сведения о времени появления тех или иных навыков в ходе развития.
1. Сразу после рождения — в положении лицом вниз, таз высоко, колени под животом.
2. В 4—6 недель улыбается матери.
3. В 6 недель — в положении лицом вниз, таз прилежит к кровати.
4. В 12—16 недель поворачивает голову, реагирует на звук. Удерживает игрушку, вложенную в ладонь.
5. В 20 недель тянется за игрушкой, ловит ее руками самостоятельно.
6. В 26 недель переносит игрушки из одной ладони в другую. Сидит с вытянутыми для поддержания равновесия руками. Лежа на спине самостоятельно приподнимает голову. Жует. Сам ест печенье.
7. В 9—10 месяцев показывает указательным пальцем. Противопоставляет большой палец руки. Помогает взрослому одеть или раздеть его (приподнимает ноги, руки, переносит игрушку из одной ладони в другую). Ползает, машет рукой «до свидания», хлопает в ладоши.
8. В 13 месяцев знает и может сказать 2—3 одиночных слова. Кидает игрушки, ходит самостоятельно.
9. В 15 месяцев ест без помощи, берет кружку, пьет, ставит на место. Больше не засовывает все подряд себе в рот, не кидает игрушки.
10. В 15—18 месяцев воспроизводит материнские движения во время выполнения домашних дел.
11. В 18 месяцев понимает, когда ему нужно на горшок.
12. В 2 года умеет бегать, бить ногой по мячу, может без помощи подниматься и спускаться по лестнице, наступая на ступеньки обеими ногами. Может открыть дверь, залезть на кресло, табурет. Говорит предложение, состоящее из 3 различных частей речи (местоимение, глагол, существительное). Правильно ест ложкой. Слушает рассказы по картинкам. Знает значение таких местоимений, как «ты», «мне». Строит башню из 6 кубиков. Может нарисовать горизонтальную линию рядом с уже нарисованной, старается воспроизвести круг. Повторяя за кем-то, складывает лист бумаги в один раз. Перелистывает одну страницу тетради, журнала, книги. Знает, как называется та или иная игрушка, предмет.
13. В 2 года 6 месяцев может прыгать, опираясь на две ноги. Знает свое полное имя. Говорит про себя от первого лица. Может спрятать какой-нибудь предмет. Ходит на цыпочках, если попросить. Способен сложить лист бумаги в виде «веера». Строит башни из 8 кубиков. Может нарисовать горизонтальные и вертикальные линии рядом с уже нарисованными.
14. В 3 года может спуститься и подняться по ступенькам, наступая на каждую одной ногой. Умеет управлять трехколесным велосипедом. Удерживает тело в равновесии несколько секунд, опираясь на одну ногу. Повторяет три числа, словосочетание из шести слов. Знает, сколько ему лет, девочка или мальчик, может пересчитать три игрушки. Понимает, как играть в элементарные игры. Может застегнуть пуговицы, кнопки, молнию, обуть тапочки, ботинки. Моет руки с мылом, ест правильно. Строит башню из девяти кубиков. Может соорудить мост, используя три кубика. Может нарисовать крест и круг рядом с уже нарисованными. Знает значения и употребляет в речи все местоимения. Постоянно задает вопрос «почему».
15. В 4 года прыгает, опираясь только на одну ногу. Может кинуть мяч в руки, залезть вверх по металлической лестнице. С помощью ножниц может вырезать то, что нарисовано на бумаге. Может пересчитать четыре предмета. Ладит с другими детьми, умеет играть в игры в компании, воспроизводит социальные роли. Без чьей-либо помощи ходит в туалет. Выдумывает различные истории. Строит из кубиков сложную конструкцию моста, ворота. Самостоятельно чертит крест и круг. Может изобразить человека с головой, телом, руками или ногами (или и с тем и с другим). При сопоставлении двух линий может обозначить ту, которая длиннее.
16. В 5 лет может скакать, пересчитать 9— 11 вещей. Спрашивает, что обозначает то или иное слово, понятие. Снимает и надевает одежду, белье без чьей-либо помощи. Старается помогать старшим при выполнении домашней работы. Легко повторяет начертание треугольника и четырехугольника. Знает и может показать четыре цвета. Удерживая два предмета, называет тот, который легче, и наоборот. Легко запоминает и может повторить словосочетание из 10 слов.
Паразитарные заболевания
Все малыши – неугомонные непоседы. Им все нужно потрогать, да еще и попробовать на вкус. В результате таких познавательных игр происходит стремительное распространение всевозможных паразитных заболеваний. Как же этого избежать?
Все паразитарные заболевания – это, в первую очередь, — болезни грязных рук. Поэтому очень важно мыть руки после возвращения с прогулки, после контактов с животными и перед едой. Не стоит приучать ребенка перекусывать во время похода по магазинам или на прогулке.
Самыми распространенными детскими заболеваниями являются энтеробиоз, токсокароз, лямблиоз и токсоплазмоз.
Энтеробиоз.Это наиболее часто встречающееся паразитарное заболевание. Его возбудителями являются острицы. Их яйца можно обнаружить на мочалках, полотенцах, нижнем белье, на игрушках и просто в пыли. Заболевание начинается с грязных рук – именно так острицы попадают в организм. Обитают паразиты в нижнем отделе толстой кишки. Ночью острица-самка выползает из анального отверстия и откладывает на коже яйца, после чего погибает. Откладывание яиц самкой вызывает сильный зуд. Почесав зудящее место, ребенок переносит на руках яйца паразита на окружающие его предметы и в рот. Поэтому распространение остриц происходит очень быстро, и если в семье заразился кто-то один, то очень скоро паразиты поселятся у всех остальных членов семьи.
Основными симптомами энтеробиоза являются: сильный зуд в области анального отверстия, плохой сон, иногда – боли в животе. Для обнаружения этих непрошеных гостей необходимо взять соскоб с кожного покрова около анального отверстия. Анализ кала в данном случае результата не даст, поскольку в нем яиц остриц не бывает.
Лечится энтеробиоз при помощи антигельминтных препаратов. Учитывая, что лекарство уничтожает исключительно взрослых особей остриц, и не затрагивает их яйца, курс лечение повторяется через две недели.
Лямблиоз.Лямблии – тихий и незаметный, но очень грозный враг детского организма. Заражение происходит при контакте с зараженным ребенком или при прикосновении к предметам, на которых есть частицы инфицированного кала. Поэтому чаще всего этих паразитов ребенок приносит с улицы, поиграв в песочнице или пообщавшись с зараженным ребенком. Поселяются лямблии в желчном пузыре и в тонкой кишке. Симптомы заражения проявляются примерно через 1-3 недели. Это может быть: вздутие живота, водянистый понос, тошнота, боли в животе и лихорадка. Могут появиться высыпания на коже. При переходе лямблиоза в хроническую стадию симптомы проявляются изредка: появятся на 1-2 недели, потом пропадут – и так постоянно с некоторым интервалом. Для выявления лямблий проводится дуоденальное зондирование, сдается кал на наличие цист лямблий и анализ крови.
Для лечения лямблиоза применяются специальные препараты: тинидазол, метронидазол, фуразолидон. Длительность лечения установит врач в зависимости от возраста больного. После проведенного лечения снова сдаются анализы.
Токсокароз.Эту болезнь вызывают живущие в кишечнике кошек и собак паразиты. Поэтому заражение происходит при игре ребенка с животным. Яйца этих паразитов весьма живучи – они способны выжить в земле и песке в течение нескольких лет. Попавшие в кишечник личинки через стенки кишечника попадают в кровь. Часть этих личинок попадает в печень, часть может попасть в легкие, глаза, мозг. В результате проникновения паразитов в организм начинается воспалительная аллергическая реакция. При попадании личинок в глаза может сильно пострадать зрение, иногда вплоть до слепоты.
Симптомы токсокароза выражены неявно – это может быть общая слабость, пропавший аппетит, мигрени и боли в животе, сыпь, удушье и хронический кашель. Поэтому необходимо периодически обследовать ребенка, если он контактирует с собаками или кошками, или играет в местах выгула животных.
Выявляют токсокароз при помощи анализа крови и серологического анализа. Лечение – аналогичное всем болезням данного вида – принятие противопаразитных препаратов.
Токсоплазмоз.Токсоплазмоз – опасное заболевание для будущих мам. Болезнь может вызвать нарушения в развитии плода. Могут заболеть токсоплазмозом и дети, поиграв с инфицированным котом. Цисты этого паразита весьма устойчивы к высоким температурам и могут находиться в курятине, свинине и баранине. Поэтому очень важно хорошенько прожаривать или проваривать мясо. Могут находиться цисты и в сырокопченых изделиях.
Токсоплазмоз не имеет каких-либо отличительных симптомов. Если токсоплазмоз и даст о себе знать, то скорее всего это проявится в виде увеличения лимфоузлов, головной боли и слабости. Но все эти симптомы очень часто встречаются и при других заболеваниях.Выявить токсоплазмоз можно при помощи биохимического анализа крови. Лечение заболевания заключается в приеме антибиотиков, но чаще всего признаки токсоплазмоза проходят сами собой.
Профилактика паразитов у детей. Чтобы избежать знакомства с паразитами, необходимо соблюдать определенные меры профилактики:
Все члены семьи обязаны соблюдать правила личной гигиены, нужно оберегать свои вещи и вещи ребенка от контакта с животными.
Нельзя позволять ребенку подбирать на улице какие-либо предметы с земли и контактировать с животными.
Необходимо прививать ребенку привычку постоянно мыть руки перед едой, после прогулки, после посещения туалета.
Обязательна периодическая влажная генеральная уборка с мытьем всех детских игрушек, с очищением от пыли мебели и стиркой штор.
Нельзя давать ребенку немытые фрукты и овощи, недостаточно прожаренное мясо и сырую воду.
55. Гигиенические требования к одежде детей.Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность тела от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. Температура его колеблется в пределах от: 28° до 34°, относительная влажность невелика (20—40%), скорость движения воздуха незначительна. Создавая свой микроклимат, одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи. Теплозащитная роль одежды является ее основным назначением. Для того чтобы при этом не препятствовать дыхательной функции кожи, одежда должна быть в достаточной степени воздухопроницаемой. Она должна также способствовать удалению влаги с поверхности тела. Воздухопроницаемость и гигроскопичность — важные свойства одежды.
Гигиенические свойства одежды зависят от физических свойств ткани и от покроя. Для зимней одежды используют ткани, обладающие высокими теплозащитными свойствами; летнюю одежду шьют из тканей, обладающих большой воздухопроницаемостью. Ткань белья, прилегающая к телу, должна быть гигроскопичной, воздухо - и паропроницаемой. Наружный слой верхней одежды не должен быть воздухопроницаемым и гигроскопичным.
Гигиенические требования к детской одежде основываются на возрастных анатомо-физиологических особенностях детей.
По мере развития дети осваивают новые движения, совершенствуют приобретенные двигательные умения и навыки. Одежда их должна соответствовать величине и пропорциям тела, давать свободу движениям. Эти качества обеспечиваются размером и покроем одежды. Тесная одежда ограничивает движения, затрудняет кровоток, а иногда препятствует свободному дыханию. Все это мешает росту и развитию. Из одежды детей следует исключить тугие пояса, узкие проймы, опоясывающие резинки. Основную тяжесть одежды необходимо переносить на плечи. Слишком свободная, большая по размеру одежда также затрудняет движения. В соответствии с возрастными стандартами физического развития установлены стандартные размеры детской одежды. Один размер одежды может быть использован для детей с разницей в росте не более 10—12 см.
Детскому организму свойственно несовершенство терморегуляторной функции, тем более выраженное, чем моложе ребенок. Одежда ребенка должна обладать высокими теплозащитными свойствами, предохранять тело от охлаждения, но вместе с тем она не должна способствовать и перегреванию. Лишь при строгом соответствии одежды температурным условиям окружающей среды обеспечиваются оптимальные условия для поддержания постоянства температуры тела без напряжения механизмов терморегуляции.
Кожа ребенка тонкая и нежная. В связи с этим возрастает и защитная роль одежды. Одежда, предохраняя от травм, не должна травмировать сама. На изготовление детской одежды используются мягкие эластичные ткани.
Гигиенические требования к детской одежде зависят от ее назначения. При этом одежда детей каждой возрастной группы имеет свои особенности. Одежда для детей 2—3 лет и для дошкольников существенных различий не имеет. Терморегуляция в этом возрасте уже достигает значительного развития, и организм лучше справляется с температурными колебаниями наружного воздуха. Покрой одежды должен обеспечивать большой доступ воздуха к телу. Штанишки шьются до колена, нижние рубашки — с большим вырезом. Закаленные дети и зимой в помещении могут ходить в носках. Белье и платье для детей этого возраста целесообразно шить из хлопчатобумажных тканей, обладающих высокими гигиеническими свойствами и хорошо переносящих стирку.
Гигиенические требования к одежде для пребывания на воздухе зависят от времени года и климатических условий.
Летом в теплые и жаркие дни одежда состоит из 1—2 слоев. Свободный покрой ее обеспечивает широкий доступ воздуха к поверхности тела. На пошив используются ткани, обладающие высокой воздухопроводностью: тонкие сорта хлопчатобумажной ткани, шелковая, льняная. На юге для предохранения от чрезмерной радиации целесообразно носить одежду из льняных тканей, очень мало пропускающих ультрафиолетовые лучи. В средней полосе и северных широтах, где отмечается недостаток ультрафиолетовой радиации, лучше использовать ткани из искусственного шелка, пропускающие значительную часть ультрафиолетовых лучей. Чтобы предупредить перегревание, применяются ткани светлых тонов. Во время пребывания на солнце обязательно надевать легкий головной убор (панаму, косынку).
В переходное время года следует надевать теплый шерстяной трикотажный костюм или осеннее пальто. В дошкольном возрасте пальто может быть заменено комбинезоном из водоотталкивающей ткани на шерстяной подкладке.
Верхняя одежда, предназначенная для холодного времени года, должна обладать высокими теплозащитными свойствами, отличаться малой воздухопроницаемостью и малой гигроскопичностью. Лучшие условия для свободы движений создаются при ношении комбинезонов. Появление новых синтетических тканей открывает перспективу создания более легкой и теплой зимней одежды.
Спортивные занятия сопровождаются высоким теплообразованием и усиленным потоотделением. В связи с этим спортивная одежда должна быть максимально облегченной. Для занятий в физкультурном зале и летом на участке используются футболка или майка, трусы или короткие шорты и спортивные тапочки. Зимняя спортивная одежда состоит из нижнего белья, шерстяного трикотажного костюма, шерстяной шапки и специальной обуви. Шерстяной трикотаж является незаменимым для изготовления этой одежды. Шерстяная ткань хорошо впитывает влагу с поверхности тела, при этом сохраняет свои теплозащитные свойства, так как в ее порах остается значительное количество воздуха. Испарение влаги с поверхности ткани происходит медленно, в связи с этим охлаждение тела невелико. В ветреную погоду поверх шерстяного костюма надевают куртку из ветрозащитной ткани.
56.Гигиенические требования к помещениям
Основные помещения детского сада — групповые комнаты — по своим размерам должны обеспечивать потребности детей в движении и чистом воздухе. Окна в групповых комнатах проектируются на восток, юго-восток и юг. В каждой групповой комнате, спальне, а также в зале не менее 50% окон снабжаются фрамугами или форточками. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3—4 раза в день проветривать помещение. Длительность проветривания зависит от разницы температур наружного воздуха и воздуха в помещении.
Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты — 19—21°С, для зала — 18°С, туалетных — 20—22°С, бассейна — 29°С (температура измеряется на уровне роста детей, а в комнатах первого этажа — на полу).
Радиаторы центрального отопления обязательно огораживаются. Ограждение должно легко сниматься при уборке, не задерживать излучение тепла, не иметь острых углов.
Использование в детских учреждениях временных или переносных отопительных приборов категорически воспрещается.Не меньшее значение для здоровья детей, чем чистый воздух, имеет солнечный свет: он оказывает благотворное влияние на нервную систему, на усиление роста, на улучшение состава крови и обмена веществ. Под его воздействием у детей улучшаются самочувствие, аппетит, сон.Хорошее естественное освещение достигается прежде всего благодаря достаточному количеству окон. Необходимо постоянно следить за чистотой оконных стекол; их следует протирать не реже одного раза в неделю (зимой с внутренней стороны, а в теплое время года — с внутренней и наружной). Загрязненные стекла задерживают 40—70% световых лучей.
В групповой комнате недопустимы занавески, загораживающие оконные стекла, тем более их верхнюю часть, так как в этом случае нарушается нормальная освещенность помещения, особенно в той части комнаты, которая удалена от окон. В случае необходимости (при слишком ярком солнечном освещении, вечером) окна закрывают легкими, свободно передвигающимися на кольцах занавесками из светлой хлопчатобумажной ткани. Не рекомендуется ставить на подоконники высокие растения, наклеивать на стекла аппликации. При соблюдении этих условий можно добиться наилучшей естественной освещенности комнат. Искусственное освещение оказывает большое влияние на состояние зрения детей. Оно должно отвечать гигиеническим нормам. В групповых комнатах норма искусственного освещения составляет 100 люкс при использовании ламп накаливания и 200 люкс — при люминесцентном освещении. Иными словами, в групповых комнатах детей дошкольного возраста должно быть 8 светильников с лампами по 200 ватт каждая, а в групповых комнатах детей раннего возраста — 6 светильников по 200 ватт.
Люминесцентные лампы располагают в два ряда по всей длине комнаты или в виде буквы П, что позволяет создать равномерное освещение. Сохранить постоянное освещение можно лишь в том случае, если каждая перегоревшая лампа будет своевременно заменяться лампой такой же мощности.
Штепсельные розетки и выключатели располагают на расстоянии 1,8 м от пола, не ниже.
Групповая комната.В групповой комнате дети проводят большую часть времени, поэтому не следует загромождать ее мебелью, крупными растениями. Оборудование групповой комнаты зависит от того, для детей какого возраста она предназначена.
В групповых помещениях детей дошкольного возраста размещаются столы и стулья для детей, шкафы или стеллажи для хранения игрушек и строительных материалов, полочки для книг, уголка природы, стол для педагога и его шкаф, где хранятся педагогические пособия и оборудование.
Детская мебель должна быть прочной, устойчивой, обтекаемой формы, без острых углов и крючков на уровне глаз детей. Рекомендуется простая мебель без лишних украшений — это облегчает соблюдение гигиенических требований.Особого внимания требует подбор столов и стульев, размеры которых должны соответствовать размерам и пропорциям тела детей данной возрастной группы. Столы и стулья предусматриваются достаточно легкими (весом не более 1,5—2 кг), чтобы дети могли самостоятельно их передвигать в пределах групповой комнаты.Для каждой из возрастных групп надо иметь не менее двух размеров столов и стульев, и обязательно сделать маркировку в соответствии с ростом каждого ребенка группы.Для детей 2—4 лет выпускаются четырехместные и двухместные столы, для 5—6-летних — двухместные столы с изменяющимся наклоном крышки и ящиками для учебных пособий.У столов не должно быть проножек, так как они мешают правильной посадке детей; у стульев проножки допускаются лишь сзади или сбоку.Столы и стулья располагаются как можно ближе к окнам. Двухместные столы на время занятий могут быть расставлены в три ряда, четырехместные — в два. Расстояние между рядами столов — 0,5 м, первый ряд отстоит от стены на 1 м.Для занятий в средней, старшей и подготовительной к школе группах нужна настенная доска. Удобна доска, состоящая из трех секций (каждая шириной 0,5 м, высотой 0,75 м): грифельной, для показа дидактического материала и выставочного стенда; внизу лоток для мела и тряпки. Доску располагают таким образом, чтобы нижний край ее находился в 70—80 см от пола. Покрытие доски матовое (темно-зеленый или темно-синий линолеум; часть для показа и стенд — светло-серые).
Ковры, на которых дети играют, очень удобны, но их можно стелить только в холодное время года; они требуют ежедневной чистки и еженедельного проветривания.
Приемная-раздевальная. Вдоль стен комнаты размещаются шкафы для верхней детской одежды, которые должны быть прочно закреплены. В каждом индивидуальном шкафу три отделения: верхнее — для шапок, варежек, теплых носков и кофт, среднее — для пальто и рейтуз, нижнее — для обуви.
57. Гигиенические требования к играм и предметам труда
Выбор игрушки как средства воспитания основывается на возрастных особенностях ребенка. На 1-м году жизни игрушки должны развивать зрительное и слуховое восприятие, голосовые реакции, движения, позволяющие менять положение тела (садиться, вставать, цепляться руками за барьер и т.д.). Наиболее распространенными являются игрушки из полимерных материалов - погремушки, кольца. Они должны быть достаточно крупными, удобными для захвата, иметь яркую окраску, издавать звук. В конце 1-го года жизни для игры могут быть использованы куклы, звери, машины, игрушки-каталки и т.д.
В последующие годы ребенок активнее познает окружающую среду». У него развивается речь, совершенствуются движения. В этом возрастном периоде необходимо использовать более разнообразные и сложные игрушки, мозаики, палочки, кубики, строительные материалы, развивающие игры.
В дошкольном возрасте ребенок переходит к настоящей ролевой игре (в маму, бабушку, доктора), в которой активно используются игрушки для коллективных игр,
Детская игрушка должна быть безопасной и гигиеничной, соответствовать возрастным и умственным способностям ребенка.
Гигиенические требования, предъявляемые к играм и игрушкам, касаются материалов, из которых они изготовляются, конструкции и отдельных характеристик игр и игрушек, а также производства и реализации игрушек.
Действующим санитарным законодательством регламентируются сырье и материалы, разрешенные для изготовления игрушек.Для производства игрушек (игр) используются полимерные материалы (полистирол, полиэтилен, полипропилен, ПХВ, дакрил, сэвилен, винилискожа, фторлон и др.), полимерные пленки (поливинилхлоридная, полиэтиленовая, полиэтиленполиамидная, целлофан и др.), резина,каучук, а также лаки, краски, эмали, другие материалы, включенные в «Перечень сырья и материалов, разрешенных для изготовления игрушек» или получившие гигиеническую оценку и подтвержденные соответствующим заключением.
Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны изготавливаться из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.
Игрушки, используемые детьми, должны соответствовать гигиеническим требованиям по органолептическим, санитарно-химических, физико-гигиенических, радиологических, микробиологических, токсикологических показателей, стойкости защитно-декоративного покрытия к действию слюны, пота, влажной обработке.
На поверхности игрушки не допускаются заусеницы, трещины, сколы. Нефункциональные острые кромки и углы деталей должны быть притуплены или скрыты. Детали игрушек для детей до 3 лет, изготовленные из металла, дерева или других жестких материалов, должны быть закреплены в игрушки таким образом, чтобы они не могли быть отсоединены или разорваны.
Набивные материалы не должны содержать твердых или острых инородных тел (металлическая стружка, гвозди, деревянные щепы, осколки стекла, пластика и др.). Элементы набивки, которые по размеру меньше или равны 3 мм, должны содержаться во внутреннем чехле.
Наполнители для погремушек должны иметь диаметр не менее 5 мм.
Сборно-разборные конструкции игрушек для детей до 3 лет (пирамиды, наборы колец, шариков на стержне и др.) не должны иметь деталей диаметром менее 32 мм.
Наконечники снарядов металлических игрушек типа «Ружье», «Пистолет», «Лук» и др. должны быть защищены посредством мягкой резины или присоски, диаметр которых должен быть не менее 20 мм.
Игрушки, имитирующие холодное оружие (шпага, нож и др.) не должны иметь острых концов и режущих кромок.
Внешний вид игрушки не должен изменяться после мытья игрушки водой при температуре 37 °С с нейтральным мылом без механической обработки в течение 3 мин.
Игрушки должны также соответствовать гигиеническим регламентам по санитарно-химическим показателям и индексу токсичности.
Требования к предметам труда:
Все инструменты и предметы сельскохозяйственного инвентаря, которыми пользуются дети, должны быть исправны, безопасны, иметь хорошо закрепленные ручки и другие детали. Запрещается использование детьми оборудования и инструментов, предназначенных для взрослых. Все колющие и режущие инструменты следует хранить в закрытых местах. дети могут использовать их лишь с ведома и под контролем воспитателя.