Экологическая этика поведения
Формирование высокой экологической культуры - одно и I важнейших условий общественного и научио-техническо-т прогресса. Экологические знания являются основой формирования экологической культуры. Никакие изменения I вубинных социальных структур невозможны без изменения цен постных ориентиров, заложенных в культурной матрице соответствующего вида общества. Культура - духовно-нравственная, научная, творческая - выступает своеобразный канвой, н; которую накладывается узор, отражающий все многообрази конкретных программ поведения, общения и деятельности лю, дей. Экологическая культура предполагает наличие у человек; определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности а также к выполнению практических действий, согласующихся с требованием бережного отношения к природе.
Формирование экологической культуры связано с усвоением студентами таких основополагающих знаний, как многообразие и сложность существующих в природе взаимосвязей между ее компонентами и элементами; целостность и единстве природы; изменение природной среды и возникновение качественно новых природных комплексов; рациональное природой пользование и охрана природы.
Экологическое образование и воспитание должны быть ориентированы на то, чтобы человек знал не только требования и нормы поведения в природной среде и формально исполнял их но и осознавал их объективную необходимость, принимал как свои собственные. Формирование ответственного отношения студентов к окружающей природной среде связано с овладением не только системой знаний, но и с комплексом определенных умений, навыков, привычек. Их можно разделить на две следующие группы умений и навыков;
1) по изучению окружающей среды путем исследования и оценки ее состояния;
2) общественно-полезной деятельности по защите, уходу и улучшению окружающей среды.
Знания о нормах и правилах поведения в природной среде вызывает у студентов и перестройку сознания. Формирование осознанного отношения к природе накладывает отпечаток на целый комплекс объективных и субъективных факторов: жизненный опыт, семья, общественное мнение, средства массовой информации и другие.
Важной психологической основой является личностная сторона убеждений: отношение к природе и оценка явлений, происходящих или производимых человеком действий, их мотивация, интересы, моральные принципы личности, уверенность м необходимости охраны природы и вера в то, что человечество осознает эту необходимость.
Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его жизни, будет бороться против экологического варварства. В настоящее время остановить нарушение экологических законов можно только подняв на должную высоту экологическую культуру.
Одним из основных компонентов научного мировоззрения ется убеждение в необходимости охраны природы. Убеждения включают в себя мотивационную и эмоциональную стороны и реализуются в системе отношений к окружающей природе.
Любовь к природе — немаловажный фактор патриотического воспитания. Формирование экологического самосознания не может быть полноценным, если не будут учитываться мотивы гражданского долга и долга перед отечеством, народом, государством, потомками. Явно недооценивается формирование возвышенных побуждений охраны природы по гуманистическим и эстетическим мотивам. В основе гуманистических Мотивов лежит проявление человеком доброты, стимулирование природоохранительной деятельности. Чувство человечески доброты необходимо воспитывать с детства. Если на это не обратить должного внимания, то люди вырастут эгоистами, Черствыми, жестокими и грубыми. Они утрачивают чувства сострадания не только к животным и растениям, но и к другим полям. В общении с природой следует воспитывать чувство ответственности за ее состояние. В связи с этим экологическое по< питание приобретает особое значение, оно формирует ответственное отношение к окружающей природной среде.
Человек, обладающий определенными экологическими знаниями и владеющий экологической культурой, который поможет не только прогнозировать результаты взаимодействия природы и общества, но и избежать экологической катастрофы на планете и таким образом будет способствовать формированию п развитию физически и нравственно здорового человеческого общества. Установлено, что никакие изменения глубинных социальных структур невозможны без изменения ценностных ориентиров, заложенных в культурной матрице соответствующего вида общества.
2.4.
Здоровый образ жизни
Характер жизни человека, его поведение и мышление, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни. Это понятие предполагает рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий порядок бытия. Он основан на принципах нравственности и защищает от неблагоприятных воздействий окружающей среды, что позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Физическое здоровье- это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всея его органов и систем организма.
Психическое здоровье- это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, проявляющееся ровным, устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, способностью в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Оно зависит от состояния головного мозга и характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
В результате научно-технического прогресса генофонд человека оказался под угрозой "порчи и полома" с непредсказуемыми и катастрофическими последствиями. Этому также способствует резкое увеличение нервно-психических стрессовых нагрузок на организм человека. В Европе 2% населения составляют люди психически неполноценные, около 5% населения - это психопаты, а 10% - социопаты, которые не столько живут своей собственной жизнью, сколько интересуются чужой. От 2 до 9% детей посещают школы для умственно отсталых. Увеличивается количество психических больных, ширится многообразиеие "болезней цивилизации" - антропогенных и экологических; растет число инфарктов, инсультов; происходит психофизическая, духовно-нравственная деградация человеческого
Психофизические нарушения связаны как с непомерной психической нагрузкой, разрушениями природных условий т. загрязнениями, так и с генетическими изменениями. Новые потребности и интересы овладевают человеческими и и душами, они оказываются все больше связанными никой и искусственностью человеческого развития. Есть основания полагать, что в последующих поколениях с неизбежностью будет воспроизводиться происходящая сейчас интеграция живого и техники (биосферы и техносферы). А это, вероятно, приведет к деформированию человеческого рода не только на социальном, но и на биологическом уровне. Таким образом, в условиях нарастания техногенной среды теряется способность природы к воспроизводству возобновляемых природных ресурсов, и, что особенно тревожно, приводит к нарушению способности человека как вида к воспроизводству. Человечество вступило в принципиально новую эпоху мировой цивилизации - эпоху выживания.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья являются сознательное отношение к труду, стремление к культуре, и, приятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Социальное здоровье считается высшей мерой общечеловеческих качеств, которые и делают людей настоящими гражданами.
В современных условиях человечество уже не может разминаться без экологической ориентации во всех сферах жизни ,и экономики до общественного сознания и культуры. Здоровье человека (эндогенная экологическая среда) связано со здоровьем биосферы (экзогенной экологической среды) через гелио- и геофакторы (радиация, температура, газовый состав, магнитное поле, состав воды и др.), а также через социальные факторы (промышленность, сельское хозяйство, архитектура и др.). Здоровье этих систем зависит от факторов, вызывающие загрязнение среды: экзогенной (атмосферы, воды, почвы, температуры, биогеоценозов, социальных условий) и эндогенной (кислорода, кислотности, осмотического давления, температур ры, обмена веществ, энергии, информации, психической сферы). Становится очевидным, что здоровье человека и биосферы надо рассматривать в комплексе - как здоровье единого орга-' низма, которое зависит от здоровья всех его частей.