Система раннего оповещения об эпидемиологическом неблагополучии
Раннее оповещение об эпидемиях - это сведения об обострении эпидемической ситуации, угрозе возникновения и распространения массовых заболеваний опасными инфекциями, передаваемые в установленной форме по каналам связи для учреждений и органов управления Роспотребнадзора, РСЧС и ВСМК.
Раннее оповещение является важным компонентом в системе мер по обеспечению готовности к ликвидации эпидемии, рациональному использованию имеющихся ресурсов и включает в себя:
· осуществление мер эпидемиологического надзора за опасными и особо опасными инфекциями, выявление ведущих факторов эпидемического процесса в районе бедствия и разработку рекомендаций по ослаблению их воздействия на наиболее уязвимые контингенты населения;
· своевременное, достоверное, достаточное и проводимое в доступной форме информирование органов управления, учреждений и формирований Роспотребнадзора, ВСМК и МЧС об изменениях санитарно-эпидемиологической обстановки, угрозе появления особо опасных и опасных инфекций, нарушениях требований противоэпидемического режима на этапах эвакуации пострадавших, эффективности режимно-карантинных и изоляционно-ограничительных мероприятий;
· санитарно-разъяснительную работу среди населения и доведение до работников здравоохранения сведений об ухудшении эпидемической ситуации;
· правовое регулирование объема и темпов прохождения информации об угрозе эпидемии.
Вспышки инфекционных болезней могут быть выявлены привычными путями и способом действия по шаблону, эпидемиологическим надзором и, когда это оправдано, специальным дополнительным активным надзором за теми болезнями, которые представляют наибольшую потенциальную опасность.
В большинстве случаев эпидемии распознаются на уровне промежуточных медико-санитарных учреждений (районных, городских). Именно на этом уровне отчеты и донесения, полученные от многочисленных диспансеров и небольших больниц, суммируются и направляются на более высокий уровень системы здравоохранения. Случаи болезни, выявленные в каждом районе, необходимо нанести на график для каждой нозологической формы и сопоставить с фоновыми данными, зарегистрированными в ходе повседневного эпидемиологического надзора за прошлые годы и показывающими сезонные колебания (вариации). Необходимо определить критерии порогового уровня инфекционной заболеваемости и довести их до сведения территориальных центров Госсанэпиднадзора и здравоохранения.
Эпидемиологический надзор представляет собой проведение регулярных эпидемиологических обследований, направленных на выявление случаев ряда инфекционных болезней, которые с наибольшей вероятностью могут вызвать крупные эпидемии в регионе, в целях своевременного реагирования на изменения эпидемической обстановки и предупреждения распространения эпидемического процесса.
Такой надзор должен быть оперативным, позволяющим незамедлительно исследовать подозрительные случаи для быстрого выявления источника инфекции и оценить возможность распространения заболевания. Кроме того, распространенность инфекционных болезней должна оцениваться через определенные промежутки времени с помощью многоцелевых серологических, микробиологических обследований, а также обследований с целью выявления переносчиков и резервуаров инфекции.
Активный эпидемиологический надзор в зонах катастроф проводится группой санитарно-эпидемиологической разведки и санитарно-эпидемиологическими бригадами. Он должен быть ограничен перечнем болезней, представляющих особую опасность, или определенным отрезком времени, когда оправдано проведение специального эпидемиологического наблюдения.
Критериями для проведения активного эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями являются:
- эпидемиологическая опасность болезни(ей) для населения;
- местная эндемичность или тесные связи с активными эпидемическими (эпизоотическими) очагами, расположенными на территории другого региона;
- появление "новой" болезни (например, геморрагическая лихорадка Эбола) с неизвестным механизмом распространения в зонах ЧС;
- отсутствие или низкий уровень иммунитета в определенных группах населения;
- климатические факторы (засуха, наводнение) или социальные явления (миграция населения), которые могут способствовать передаче возбудителей инфекции.
Информация об эпидемиях, неблагоприятных изменениях санитарно-эпидемиологической обстановки представляется в Федеральные органы Роспотребнадзора; в управление МЧС территориального уровня, который информирует вышестоящие органы управления о характере чрезвычайной эпидемической ситуации.
При передаче информации представляются следующие данные:
- о факте эпидемии, ее масштабе и прогнозе развития;
- о состоянии природной среды и потенциально опасных объектах;
- о силах и средствах Роспотребнадзора и Росздрава, имеющихся в очаге;
- справочные данные.
Порядок передачи информации с учетом содержания и срочности:
- экстренные уведомления и оповещения о прогнозе и факте чрезвычайной ситуации регионального и местного масштаба и о принимаемых мерах - незамедлительно вне зависимости от времени суток;
- срочная информация о неблагоприятных изменениях обстановки и о ходе работ по их ликвидации - не позднее 2 часов с момента уведомления о событии (запросы срочной справочной информации), последующие сообщения с периодичностью не более четырех часов (если время не оговорено особо);
- уведомления и оповещения о прогнозе и факте угрозы чрезвычайных ситуаций и информация по управлению силами и средствами, не связанные с угрозой населению и не носящие экстренного (срочного) характера, справочная информация - в течение 24 часов с момента получения (выработки) информации или получения запроса на выдачу справки;
- обобщенная информация о событиях за сутки при проведении работ по ликвидации последствий ЧС, периодическая фоновая информация о биологической, химической, радиационной и гидрометеорологической обстановке не экстренного (не срочного) содержания - оперативной сводкой к 8 часам следующих суток;
- информация о состоянии промышленной и экономической безопасности и другие виды информации не экстренного (не срочного) содержания - по установленному регламенту.
Информация может передаваться в формализованном и неформализованном виде. Конкретные формы представления информации устанавливаются вышестоящим органом управления для нижестоящих органов, непосредственно подчиненных ему. Передача сообщений в неформализованном виде допускается, если сообщение содержит информацию экстренного характера или оно отсутствует в установленной форме.
При представлении сообщений в формализованном виде должны быть отражены следующие вопросы:
- тип ЧС, место, масштаб, причины;
- характеристика ЧС: численность населения в зоне ЧС, число пострадавших, заболевших инфекционной болезнью, умерших (погибших), эвакуированных, подвергнутых комбинированному или сочетанному воздействию факторов ЧС;
- оказание первой медицинской помощи, госпитализация (количество пострадавших);
- привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий ЧС;
- сведения о противоэпидемической работе: выявлено заболевших, подвергшихся риску заражения, проведено профилактических прививок и охвачено экстренной профилактикой, умерло, установлен карантин (площадь, количество объектов или населенных пунктов), организовано карантинных постов, численность людей в обсервации и другие необходимые данные;
- дополнительная информация: наличие эпизоотий, территорий заражения токсическими или радиоактивными веществами, бытовыми или промышленными сточными водами, санитарно-гигиеническая характеристика мест проживания и труда, путей перемещения и медицинской эвакуации, запасы антибиотиков и других медикаментов, медицинского имущества, прививочного материала, антисептиков и дезинфектантов, состояние дезтехники, укомплектованность специалистами и их квалификация и др.
Эффективность использования санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований различных министерств и ведомств, принимавших участие в ликвидации медико-санитарных последствий в ЧС, во многом зависит от четкой организации управления. Содержание и последовательность управленческой деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в ЧС представлены на рис. 6.
Рис. 6. Содержание и последовательность управленческой
деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора в ЧС
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ СРЕДИ ПОСТРАДАВШЕГО НАСЕЛЕНИЯ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ