Основы организации санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
Санитарно-эпидемиологическое обеспечение в ЧС организуется с целью поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зоне ЧС и проводится для профилактики возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений, сохранения здоровья населения и сохранения его трудоспособности.
Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания санитарно-эпидемиологической и медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Учитываются уровень, характер поражения, медико-социальные особенности санитарно-эпидемиологического обеспечения населения, резкое изменение условий его жизнедеятельности. Это может быть достигнуто:
- проведением организационных, правовых, инженерно-технических, хозяйственных, коммунально-бытовых, режимно-ограничительных, санитарно-гигиенических и других мероприятий;
- осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за условиями производственной деятельности на сохранившихся объектах экономики;
- соблюдением санитарных норм и правил при размещении, питании, водоснабжении, банно-прачечном обслуживании населения, эвакуируемого и оставшегося в зоне катастрофы;
- захоронением погибших при катастрофах и умерших от инфекционных болезней и других причин;
- комплексом мероприятий по предупреждению заноса, возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения, по выявлению, локализации и ликвидации эпидемических очагов;
- выполнением гигиенической экспертизы и лабораторного контроля продовольствия и питьевой воды, а также обеспечением населения в зоне бедствия медицинскими средствами защиты от поражающих факторов ЧС.
Основными направлениями деятельности Госсанэпидслужбыпо обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях чрезвычайных ситуаций являются:
- обеспечение санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием здоровья человека и средой его обитания при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- пересмотр действующих и разработка новых нормативно-правовых актов в области санитарно-эпидемиологического обеспечения населения, предупреждение и ликвидация санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных действием различных антропогенных факторов;
- создание регистра объектов, потенциально опасных в отношении возникновения возможных неблагоприятных экологических последствий их деятельности;
- предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций путем санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе лабораторно-инструментального контроля, с использованием экспресс методик на объектах с повышенным риском возникновения чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу здоровью населения;
- обобщение опыта ликвидации неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций и его использование в действующих и разрабатываемых нормативных актах, определяющих основные принципы санитарно-противоэпидемического обеспечения населения.
Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях являются:
- единый подход к организации противоэпидемических мероприятий с построением общей системы противодействия факторам катастроф;
- постоянная готовность сил и средств Роспотребнадзора и санитарно-эпидемиологических учреждений министерств и ведомств, мобильность формирований в организации и проведении экстренных противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях;
- соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологической обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований Роспотребнадзора;
- дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;
- взаимодействие Роспотребнадзора с органами и учреждениями Минздрава, Минобороны, МЧС, МВД, ФСБ и другими ведомствами.
Основные цели санитарно-эпидемиологического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях:
- изучение общих закономерностей и механизмов взаимодействия организма с химическими, физическими и биологическими факторами окружающей среды и их действий в различных условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях;
- разработка методологии установления количественных связей между степенью влияния реальных сочетаний вредных факторов окружающей среды в зоне катастроф, обеспечением здоровья населения, его прогнозирования в условиях изменяющейся санитарной ситуации в экстремальной обстановке;
- совершенствование теории и практики гигиенической регламентации химических, физических и биологических факторов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях, разработка методических основ определения реальной нагрузки всего многообразия факторов ЧС на организм и методика обоснования максимально допустимых ее уровней;
- установление причин и условий, воздействующих на здоровье населения и спасателей, и организация научно обоснованных гигиенических мероприятий по поддержанию жизнеобеспечения пострадавших;
- поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия в зоне чрезвычайной ситуации и в районах временного размещения эвакуированного населения, обеспечение гигиенической и эпидемической безопасности воздушной среды, питьевой воды, продовольственного сырья и продуктов питания, коммунальных и иных объектов;
- организация противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях и формированиях, принимающих участие в ликвидации медико-санитарных последствий.
Поставленные цели достигается решением комплекса задач на различных уровнях.
На федеральном уровне:
- разработкой и внедрением принципов единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного влияния вредных факторов окружающей среды;
- осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием потенциально опасных объектов;
- научной разработкой и внедрением наиболее прогрессивных способов защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля, санитарно-эпидемиологической, радиационной и химической разведок, новых направлений по ликвидации медико-санитарных последствий;
- разработкой методических основ гигиенического обоснования размещения и материально-бытового обеспечения пострадавшего населения, его обеспечения доброкачественной питьевой водой и питанием;
- изучением возможности использования сил и средств санитарно-эпидемиологической службы с необходимыми рекомендациями по их работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
- взаимодействием органов, учреждений и формирований медицины катастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- совершенствованием автоматизированной информационно-управляющей системы и подготовки кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпидемиологической обстановке;
- использованием международного опыта в предупреждении и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
На межрегиональном уровне:
- разработкой нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, в том числе взаимодействия учреждений и формирований при ликвидации эпидемических очагов в зоне ЧС и за ее пределами, организации лечения инфекционных больных на этапах эвакуации;
- контролем за исполнением санитарного законодательства РФ, в субъектах Российской Федерации, входящих в состав региона; участием в социально-гигиеническом и экологическом мониторинге и слежении за уровнем содержания микроорганизмов в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах;
- разработкой и реализацией неотложных мер по повышению санитарно-эпидемиологической надежности водоснабжения, организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов, по снижению уровня заболеваемости особо опасными инфекциями и осуществлению комплекса мер по усилению охраны территории пострадавшего региона от завоза и распространения особо опасных и опасных инфекционных заболеваний людей и животных;
- соблюдением на этапах медицинской эвакуации противоэпидемического режима, при появлении особо опасных инфекционных заболеваний - введением строгого противоэпидемического режима;
- эффективным и рациональным использованием сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенных в регионе, их своевременным маневром при оказании помощи инфекционным больным и проведении противоэпидемических мероприятий в эпидемических очагах.
На региональном уровне:
- осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой новых технологий и производств, размещением и функционированием объектов с учетом возможного возникновения региональных техногенных катастроф и аварий;
- внедрением прогрессивных способов индивидуальной защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) при ЧС, захватывающих несколько территориальных образований;
- взаимодействием органов, учреждений и формирований медицины катастроф различных министерств и ведомств, расположенных в регионе, по оказанию помощи в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- формированием региональных резервов сил и средств санитарно-эпидемиологической службы;
- рациональным использованием сил и средств РСЧС, расположенных в регионе, их своевременным маневром при организации и проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС, территориях, загрязненных химическими и радиоактивными веществами, в очагах инфекционных заболеваний;
- обобщением опыта работы органов управления, учреждений и специализированных формирований по предупреждению и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий.
На территориальном уровне:
- контролем за уровнем заболеваемости, динамикой специфического и неспецифического иммунитета, накоплением поглощенной дозы, последствиями отравлений химически опасными веществами (ХОВ), реализацией мероприятий по защите населения от радиоактивных и высокотоксичных веществ, усилению иммунной и другой защиты населения;
- разработкой нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе поведения пострадавших при возникновении радиоактивных, химических и эпидемических очагов в зоне ЧС и за ее пределами;
- контролем за исполнением санитарного законодательства РФ, участием в социально-гигиеническом мониторинге уровня содержания вредных веществ в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах;
- проведением санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и санитарно-радиационной разведок, организацией наблюдения и лабораторного контроля на химически опасных и иных объектах и в коллективах, подвергшихся воздействию вредных веществ;
- выработкой рекомендаций по режиму на объектах экономики, обеззараживанию территорий, помещений, транспорта в зависимости от вида опасного для населения вредного фактора;
- контролем за полнотой и качеством санитарно-гигиенических мероприятий и санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и службами, за установлением противоэпидемических барьеров при эвакуации населения и больных;
- разработкой и реализацией неотложных мер по повышению санитарно-гигиенической надежности водоснабжения и питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов;
- использованием во всех лечебно-профилактических учреждениях на этапах медицинской эвакуации современных приемов и методов оказания помощи при радиационных и химических авариях, усиленного противоэпидемического режима;
- осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;
- контролем за полнотой и качеством дезактивации, дегазации, дезинфекции в зоне ЧС, а также санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами, за работой терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской помощи при изучении особенностей радиационных поражений, отравлений и инфекционной патологии в ЧС;
- обучением населения способам защиты от химических и других вредных веществ и поведению в очагах загрязнения;
- созданием и поддержанием специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запасов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезсредств и другого расходного имущества;
- проведением экстренной и антидотной профилактики.
На местном уровне:
- осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоснабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими учреждениями, расположенными в зоне ЧС;
- своевременным переходом лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях усиленного, а при необходимости и строгого противоэпидемического режима;
- целенаправленной работой санитарно-токсикологических, радиологических и микробиологических лабораторий по проведению соответствующих исследований по показаниям;
- обучением населения поведению в очагах химического и радиологического загрязнения и в эпидемическом очаге;
- выдачей (по показаниям) радиопротекторов и антидотов, проведением экстренной (общей и специальной) профилактики.
На объектовом уровне:
- выявлением сохранившихся медицинских учреждений и их возможностей по организации работы в условиях прогнозируемой санитарно-эпидемиологической обстановки;
- изучением объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении ЧС (объекты атомной, химической, микробиологической, пищевой промышленности и водоснабжения, канализационные сети и отстойники);
- слежением за состоянием здоровья и работоспособности работающих на объекте, их устойчивости к воздействию факторов ЧС в условиях складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки;
- установлением взаимодействия привлекаемых сил и средств объекта с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов выполняемых мероприятий;
- защитой персонала, материальных средств и уникального оборудования, а также лабораторных и иных животных с учетом прогнозируемой обстановки (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация, использование средств индивидуальной защиты, в том числе и медицинских);
- переводом объекта, его управления и связи на режим работы в условиях ЧС, представлением донесений и обменом информацией;
- организацией работы специализированных формирований объекта, их снабжением медицинским и специальным имуществом, материально-техническим и транспортным обеспечением.
Решение задач, стоящих перед Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека может быть обеспечено посредством проведения ряда практических и организационно-методических мероприятий. К ним относятся:
- разработка и внедрение в практику службы теоретических, методических, правовых и организационных основ противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
- создание, оснащение, подготовка и поддержание в высокой степени готовности ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", формирований и других учреждений Роспотребнадзора, сил и средств научно-исследовательских институтов;
- оперативное управление силами Роспотребнадзора и взаимодействие с министерствами и ведомствами, принимающими участие в ликвидации последствий катастроф, с целью обеспечения своевременной медико-санитарной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;
- накопление, хранение, учет и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений Роспотребнадзора в чрезвычайных ситуациях;
- подготовка медицинского персонала к работе в чрезвычайных ситуациях, обучение населения страны оказанию первой медицинской помощи и правилам адекватного поведения при различных видах катастроф;
- контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических регламентов и норм при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- выполнение лабораторных исследований при работе сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) по своевременному обнаружению и индикации биологического заражения питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды при ЧС мирного и военного времени.
Надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой является составной частью госсанэпидслужбы Российской Федерации и включает следующие основные мероприятия:
- выдвижение оперативных групп и специализированных формирований в район чрезвычайной ситуации;
- оценка санитарно-эпидемиологической обстановки;
- организация профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий;
- организация материально-технического обеспечения работы специалистов госсанэпидслужбы;
- осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей среды в районах чрезвычайной ситуации, обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- санитарно-эпидемиологическое обеспечение неотложных мероприятий по созданию и поддержанию условий жизни и быта для пострадавшего населения;
- организация профилактики массовых заболеваний и санитарно-разъяснительной работы, создание запасов медицинского имущества, диагностических и дезинфекционных средств для ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций.
Оценка санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС включает:
-оценку величины и структуры массовых санитарных потерь, как ранеными, так и соматическими, психическими и инфекционными больными;
-выявление разрушений производственных, коммунальных и иных объектов, содержащих опасные биологические, химические и радиоактивные вещества, нарушения коммуникаций, появления участков загрязнения (заражения)территории;
-определение уровня воздействия применяемых противоборствующими сторонами средств поражения и методов ведения войны на здоровье личного состава войск (сил) и населения, на окружающую природную среду (боеприпасы с обедненным ураном, фосфорорганические пестициды, различные вакцины, психогенные воздействия, поджигание выбросов большого количества нефтегазовых скважин с возникновением чрезвычайной экологической ситуации и т.д.);
-установление мест выброса, выпуска и сброса патогенных микроорганизмов в водоисточники и воздушную среду;
-определение степени санитарно-эпидемиологической опасности массовой миграции населения из зоны боевых действий на неприспособленные для размещения территории;
-оценку уровня распространения боевого стресса, страха и паники, других неадекватных психологических реакций населения, препятствующих проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в районе боевых действий.
-уточнение санитарно-эпидемиологической обстановки на всей территории зоны ответственности, биологической, радиационной и химической обстановки на опасных производственных и иных объектах, оценку доз внешнего и внутреннего облучения, отравлений населения, используемых средств индивидуальной и коллективной защиты, а также качества специальной и санитарной обработок, степени опасности эпидемических очагов и необходимости проведения целенаправленных противоэпидемических мероприятий;
-оценку степени снижения возможностей лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений в районе боевых действий по оказанию соответствующих медицинских услуг, уровня иммунной защиты населения, наличия средств очистки и обеззараживания питьевой воды, фармакологической коррекции психического состояния и работоспособности, антибиотиков;
-определение путей преодоления затруднений в организации захоронения погибших людей и животных с высокой степенью радиационной, химической, эпидемиологической и эпизоотической опасности;
-выявление сохранившихся запасов медицинских средств индивидуальной защиты и медикаментозных средств, предназначенных для лечения и профилактики массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений);
-направление разведывательных групп с целью сбора конкретных данных о состоянии объектов, оказывающих выраженное влияние на качество среды обитания, отбора по показаниям проб воздуха, воды, продовольствия, почвы, медикаментов и т.д.;
-лабораторные исследования отобранных проб;
-анализ полученных данных;
-выдача заключения о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне бедствия, объеме и направленности необходимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по снижению последствий воздействия ЧС.
Санитарно-эпидемиологическая обстановка оценивается как благополучная, неустойчивая, неблагополучная, экстремальная и угрожающая.
Благополучная: заболеваемость населения на уровне многолетней; отсутствуют разрушения влияющих на качество среды обитания объектов; качественно проводятся государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и весь комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Неустойчивая: умеренный рост уровня заболеваемости (не более чем в 3 раза) или возникновение отдельных групповых заболеваний (отравлений); появление групповых инфекционных заболеваний (геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, бешенство, инфекционные амилоидозы, вирусные гепатиты, СПИД, стафилококковая интоксикация, туберкулез легких, грипп, менингококковаяили нозокомиальная инфекция, шигеллезы, орнитоз, бруцеллез, лихорадка Ку, сифилис, полиомиелит, лептоспироз, трахома, амебиаз, лямблиоз) или отдельных случаев инфекций, указанных в критериях оценки неблагополучной обстановки; неудовлетворительное санитарное состояние территории, объектов экономики, водоснабжения и питания; массовое заболевание (более 5000) или гибель (падёж) боле 1000 животных; наличие ограниченных участков химического и биологического заражения или радиоактивного загрязнения, незахороненных трупов людей и животных.
Неблагополучная: рост уровня заболеваемости населения (более чем в 3 раза) или возникновение групповых заболеваний (отравлений) в социально-экономически значимых коллективах; возникновение среди населения очагов социально-психологической напряженности, групповых поражений или отравлений (до 5000 пострадавших или до 1000 пораженных, либо до 100 погибших), появление групповых опасных инфекционных или паразитарных заболеваний (сыпной или брюшной тиф, клещевой энцефалит, дифтерия, бубонная чума, легионеллез, иерсиниоз, боррелиоз, милиарный туберкулез, псевдотуберкулез, менингококковая инфекция, малярия) или отдельных случаев особо опасных инфекций; наличие участков местности, объектов водопровода (хранения запасов продовольствия, медикаментов) с химическим и биологическим заражением или радиоактивным загрязнением; скопление населения на необорудованной местности или в неприспособленных помещениях при экстремальных параметрах окружающей среды.
Экстремальная обстановка: эпидемические вспышки оспы, чумы, особо опасных вирусных геморрагических или желтой лихорадок, сибирской язвы, холеры, мелиоидоза, туляремии, сапа; распространение среди размещенных в стесненных условиях людей возбудителей опасных инфекций; резкое нарастание числа опасных для жизни заболеваний (отравлений) среди пострадавшего населения в пределах инкубационного периода; возникновение среди населения очагов социально-психологической напряженности, групповых поражений или отравлений (более 5000 пострадавших или более 1000 пораженных, либо более 100 погибших), залповый выброс (сброс, выпуск) высокотоксичных, радиоактивных или биологически опасных веществ в районах крупных населенных пунктов (возможное воздействие отравляющих веществ с проявлением начальных симптомов у 50% пораженных, либо наличие в воздухе нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку опасных химических веществ в концентрациях более 100, а по органолептическому - более 1000 ПДК, уровень ионизирующих излучений на местности либо суммарной активности выброса радиоактивных веществ с прогнозом облучения человека более 500 мГр за 10 сут, агенты биологического оружия при наличии средств профилактики и лечения).
Угрожающая: распространение групповых заболеваний особо опасными инфекциями за пределы зоны карантина; рост числа очагов загрязнения биологическими средствами и (или) боевыми отравляющими веществами при скоплениях населения на необорудованной территории; аварии на радиационно-, химически и биологически опасных объектах с нарастанием выбросов радиоактивных и опасных химических веществ, либо агентов биологического оружия (уровень радиоактивности на местности вызовет острую лучевую болезнь, концентрация отравляющих веществ приведет к смертельным поражениям у более 50% пораженных, либо наличие в воздухе нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку опасных химических веществ в концентрациях более 1000 ПДК, агенты биологического оружия с измененными свойствами либо при отсутствии средств профилактики и лечения).
Для обеспечения быстрого реагирования на базе органов и учреждений Роспотребнадзора создаются группы санэпидразведки (ГСЭР) и санитарно-эпидемиологические бригады постоянной готовности (СЭБ), из которых формируются санитарно-противоэпидемические отряды (СПЭО). Профиль и состав бригад определяется возможностями данного учреждения и характером основной деятельности. На базе научно-исследовательских противочумных институтов и противочумных станций формируются специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) и группы экспертов по вопросам защиты населения в районах эпидемических очагов.
Перед санитарно-эпидемиологическими органами, учреждениями и формированиями в чрезвычайных ситуациях стоят следующие задачи:
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
- осуществление контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой, организация экспертизы пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, воздуха и почвы на зараженность радиоактивными веществами, опасными химическими веществами, патогенными микроорганизмами;
- эпидемиологический надзор за состоянием инфекционной заболеваемости пострадавшего населения, качеством проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в зоне чрезвычайных ситуаций;
- организация санитарно-эпидемиологической помощи пострадавшему населению;
- взаимодействие с ведомственными медико-санитарными службами по вопросам обеспечения помощи населению в эпидемических очагах инфекционных болезней и очагах заражения ПБА.
Для повышения эффективности санитарно-противоэпидемических мероприятий необходимо заблаговременно разработать прогнозные модели динамики санитарно-эпидемиологической обстановки, определить факторы риска ухудшения здоровья населения и спасателей, планировать и осуществлять приоритетные профилактические мероприятия, а также в первые часы и сутки, в зависимости от региона, после катастрофы организовать санитарно-эпидемиологическую разведку с участием врачей-гигиенистов, токсикологов, радиологов, эпидемиологов, других специалистов, имеющих опыт или подготовку к работе в экстремальных условиях.