Рекомендуемая структура детской поликлиники
(в соответствии с приказом МЗ и СР РФ от 16 апреля 2012 г. N 366н.):
· административно-хозяйственное отделение;
· информационно-аналитическое отделение, включающее регистратуру, организационно-методический кабинет (кабинет медицинской статистики);
· лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое), включающее: кабинеты врачей-педиатров участковых, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, процедурную;
· дневной стационар, включающий помещение для приема детей, палаты для размещения детей, помещение для медицинского персонала, санитарную комнату, туалет для медицинского персонала, туалет для детей и их родителей, комнату для отдыха родителей;
· консультативно-диагностическое отделение, включающее кабинеты врачей-специалистов, кабинет функциональной диагностики, кабинет лучевой диагностики, лабораторию;
· отделение неотложной медицинской помощи;
· отделение восстановительной медицины;
· отделение медико-социальной помощи;
· отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях;
· кабинет охраны зрения;
· кабинет аллергодиагностики;
· ингаляционный кабинет;
· физиотерапевтическое отделение (кабинет);
· кабинет лечебной физкультуры;
· кабинет массажа;
· централизованное стерилизационное отделение.
Поликлиника должна предусматривать также группу помещений, включающую колясочную, помещение для приема вызовов на дом, приемно-смотровой фильтр - бокс с отдельным входом.
Штатная численность медицинского персонала устанавливается исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого детского населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов – 1 врач на 800 прикрепленного детского населения (1 медсестра на 1 врача-педиатра участкового).
В поликлинике проводится прием в основном здоровых детей (в фиксированные дни здорового ребенка) и детей, страдающих хроническими заболеваниями. Больные с острыми инфекционными заболеваниями обслуживаются на дому. Для предотвращения их распространения предусмотрен фильтр. Медсестра фильтра осматривает ребенка, и при подозрении на острое инфекционное заболевание переводит его в закрытый бокс, где ребенка осматривает дежурный врач. Здоровые дети проходят на прием к врачу.
Работа участкового педиатра организуется в соответствии с Правилами организации деятельности Кабинета врача- педиатра участкового и Положением об участковом враче-педиатре детской городской поликлиники.
Функциями участковых педиатров являются:динамическое наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием детей; профилактика заболеваний и травматизма среди детей; своевременная и качественная диагностика с целью выявления преморбидных состояний и ранних форм заболеваний; лечение больных детей в поликлинике и на дому; отбор детей, нуждающихся в лечении у врачей «узких» специальностей, госпитализации, санаторно-курортном лечении; профилактическая и лечебная работа в детских организованных коллективах.
Важным разделом работы с детьми является диспансерный метод.
На I этапе диспансеризации проводится профилактический медицинский осмотр детей, распределение детей по группам здоровья, нозологии. При этом ориентируется на показатели физического и нервно-психического развития, функциональное состояние основных систем и органов, резистентность и реактивность организма и на наличие хронической патологии. На основании профилактических медицинских осмотров проводится комплексная оценка состояния здоровья детей основанная на 4-х базовых критериях и предусматривается распределение детей на 5 групп состояния здоровья в соответствии с приказом Минздрава РФ от 2012г. № 1346н.
На II этапе – проводится динамическое наблюдение и оздоровление и оценка эффективности.
Социальная правовая защита детей реализуетсячерез отделение медико-социальной помощи.Особое внимание уделяется детям из социально неблагополучных семей. В Паспорте педиатрического участка (ф. 30-4 пед.) заполняется раздел «Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации».
При решении проблем сохранения и укрепления здоровья поликлиника организует и координирует межведомственное взаимодействие с учреждениями образования (школами, профессиональными училищами, профессиональными колледжами и др.), социальной защиты, обеспечения правопорядка, военными комиссариатами и др.
Организация медицинских осмотров (приказ МЗ РФ №1346н)
Различают профилактические, предварительные и периодические медицинские осмотры:
1.Профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних (далее - профилактические осмотры) проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних.
2. Предварительные медицинские осмотры несовершеннолетних (далее - предварительные осмотры)
проводятся при поступлении в образовательные учреждения в целях определения соответствия учащегося требованиям к обучению.
3. Периодические медицинские осмотры несовершеннолетних (далее - периодические осмотры) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, своевременного выявления начальных форм заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных факторов учебного процесса на состояние их здоровья и выявления медицинских противопоказаний к продолжению учебы.
Мед.осмотры несовершеннолетних проводятся в рамках программы государственных гарантий (ПГГ) бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС).
На основании результатов мед.осмотра врач-педиатр, определяет:
1) группу состояния здоровья несовершеннолетнего;
На основании результатов предварительного осмотра, врач-педиатр дополнительно определяет:
2) медицинскую группу для занятий физической культурой и оформляет медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой (в отношении несовершеннолетних, поступающих в образовательные учреждения, в которых предусмотрены занятия физической культурой);
3) оформляет медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов (далее - медицинская карта ребенка для образовательных учреждений) и (или) медицинскую справку на несовершеннолетних, поступающих в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования (далее – медицинская справка), в которых указываются сведения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и оценка соответствия несовершеннолетнего требованиям к обучению.