Визульно-музыкальный тренинг в рамках пассивной арттерапии

Для подростков с дизартрией эффективно воздействует пассивная арттерапия в сочетании с музыкотерапией. Пассивная арттерапия представляет собой использование уже существующих произведений живописи путем анализа и интерпретации пациентом на фоне звучащей классической музыки, а иногда только визуализация этих образцов искусства в сочетании с музыкотерапией. Образцы живописи скомпанованы в коррекционные программы на основе восьмицветного теста Люшера (1968) (по материалам Л.И. Лычагиной).

Согласно функциональной психологии, разработанной Люшером, каждый цвет раскрывает определенные физиологические и психические состояния. Эти положения используются в психокоррекционных программах для подростков акцентуантов, имеющих невротические реакции, неврозоподобные, церебрастенические и психопатоподобные состояния. Образцы живописи, подобранные с учетом этого принципа подкреплялись музыкотерапией.

Учитываются закономерности использования различной по своему психофизиологическому воздействию музыки в зависимости от темперамента человека: меланхолики любят серьезную, непрерывающуюся грустную гармонию; сангвиники, благодаря легкой возбудимости, всегда привлекаются танцевальным стилем; к таким же гармоническим движениям стремятся и холерики; флегматиков трогают тонкие женские голоса (по Л.С. Брусиловскому, 1985).

Визуально-музыкальный тренинг в рамках пассивной арттерапии состоит из коррекционных программ, ориентированных на конституциональные особенности личности с дизартрией.

Эпилептоидным подросткам рекомендуется художественная микропрограмма, включающая пастельные, синие и оттенки синего цвета. В программу вошли образцы живописи и графики Западной Европы, сочетающие в себе хрупкость, задумчивость с мечтательностью, лиричностью, ритмическую гармонию изящных, текучих линий, благодушного спокойствия и комфортных линий. Включать подростков в психокоррекционную работу лучше в период дисфорийного и аффективного у них напряжения. Даже невербальное рассматривание образцов живописи под музыку Г.Ф. Генделя (Пассакалия), И.С. Баха (Концерт № 1 для фортепьяно с оркестром ре-минор. Вторая часть - меланхолический, индифферентный, расслабленный характер музыки), B.C. Калинникова (Первая симфония соль-минор. Вторая часть - музыка спокойная, плавная, свободная, напевная, лиричная) снижает аффективное напряжение и лишнюю напряженность. Примерные образцы живописи: Роберт Кам-пен (Флемальский мастер). Мадонна с младенцем. Нидерланды. 1380 г. Фра Беато Анжелика де Фьезоле. Мадонна с младенцем, святым Домиником и Фомой Аквинским. Италия. 1387 г. Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). Италия. 1452 г.

Шизоидные подростки. В процессе психокоррекционной работы возникающий психологический барьер, негативистические моменты в общении с этими подростками купируются с помощью программы, содержащей образцы живописи, скульптуры и графики Западной Европы, насыщенные приглушенными оттенками желтого, красного, темно-зеленого цветов. Эти образцы мировой живописи несут в себе жизнеутверждающие черты, поэтичность, нежную прелесть цветущей красоты, насыщенность и глубину пылающего изнутри цвета, пронизывающий золотистый колорит, богатство внутренней жизни, огромную духовную силу.

Учитывая истощаемость в контакте шизоидной натуры, программа составлена из образцов живописи с неожиданной сменой тематики картин и музыкального сопровождения. Например: Микеланджело да Караваджо. Лютнист (Италия, 1573) под сопровождение классической гитары (тема жизнеутверждающая). Жан-Антуан Гудон. Вольтер, сидящий в кресле. Франция. Скульптура. Мрамор. 1741 г. Жан-Огюст-Доминик Энгр. Портрет графа Н.Д. Гурьва (Франция, 1780) под музыку С. Рахманинова (Соч. 45. Симфонические танцы. Часть первая - неожиданно резкое вступление, звуки литавр, отрывистое звучание смычковых захватывают внимание, концентрируют на музыке, не дают отвлечься, удерживают активное сознание в узком русле. Критическое разрешение снимает предшествующее напряжение, Новые чувства подготавливают к расслаблению), И.С.Бах (Бранденбургский концерт № 4. Вторая часть - характер музыки меланхоличный, индифферентный, просветленный, мелодия спокойная и изящная. Неторопливый трехдольный ритм. Музыка настраивает на приятные воспоминания, представления, ассоциации).

Выбор таких приемов психокоррекции часто помогает шизоидным подросткам найти свое хобби, что является для них психологической защитой.

Для истероидпых и циклоидных подростков в периоды спада настроения, депрессивного состояния для показа используются образцы природы в сопровождении музыки Ц.Франка (Пастораль ля мажор), мира птиц в сопровождении электронной музыки композитора А.Пуссера «Пение птиц», К. Дебюсси «Облака», водного мира в сопровождении произведений А. Жоливе, И.С. Баха (Концерт № 5 фа минор для фортепьяно с оркестром. Вторая часть - музыкой задается ритм, четырехдольный размер способствует счету в размеренном темпе. Спокойный, меланхолический характер музыки расслабляет).

8.3.2. Специализированные приемы арттерапии

Эти психокоррекционные программы выполняют и познавательную функцию. Дополнительные внепрограммные познания особенно необходимы подросткам-ретардантам и диссоциированным подросткам, имеющим резидуально-органическую недостаточность центральной нервной системы и выявляющим черты лабильности, отдельные невротические симптомы. Эти интересные эксклюзивные материалы (Многообразие природы, Империя вод. Вечные ландшафты, Царство легенд) помогают таким подросткам в самоутверждении, воспитывают самоуважение, желание познать еще больше, гармонизируют личность в целом.

Таким образом, психокоррекционные приемы пассивной и активной (каллиграфотерапия) арттерапии в сочетании с музыкотерапией оказывают благотворное влияние как на подростков с акцентуациями характера, так и на представителей диапазона пограничной аномальной личности, гармонизируя личность в целом.

Наши рекомендации